Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3.Монополистическая конкуренция





ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финансовый университет)

Краснодарский филиал Финуниверситета

 

Кафедра «Экономика и финансы»

 

 

Направление «Экономика»

 

 

КонтрольнАЯ работа

по дисциплине «Микроэкономика»

ВариантТема 3. Экономические блага и их классификация

 

      Студент     Богдан Андреевич Пак
(И.О.Ф.)
курс
 
Преподаватель Кандидат экономических наук, доцент Варвара Рафаеловна Маркарян
(уч.степень., должность И.О.Ф.)

 

 

Краснодар 2015

 

План

Стр.

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

 

Глава1. Материальные и нематериальные экономические блага………….. 6

 

Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потреб­ности людей и косвенно……………………………………………………………………… 12

 

Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага .14

 

Заключение……………………………………………………………………….16

 

Практикум……………………………………………………………………. ..20



 

Список использованной литературы…………………………………………21

 

 

Введение

Экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

С первых и до последних дней человек существует в мире экономических интересов и отношений, конкуренции продавцов и покупателей, доходов и расходов.Каждый день сопряжен с обязательным участием его в экономических процессах,которые происходят в стране, городе, на фирме, рынках. Поэтому экономическая жизнь втягивает человека в свои процессы, которые являются проблемами граждан всех стран и народов.

Роль экономических благ в настоящее время велика. Ведь каждый день мы потребляем товары и услуги, используем дары природы, необходимые нам для жизнедеятельности. В то же время одним из самых актуальных вопросов остается ограниченность ресурсов и благ в современном мире. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов.



Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к фатальным последствиям.

Предметом работы является классификация и ограниченность благ, а объектом – ресурсы и блага. Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия экономического блага, а также в рассмотрении основных классификаций благ. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи, которые состоят в составлении классификации благ, в приведении примеров, рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов и благ с разных сторон и в выявлении основных направлений совершенствования

 

Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага

 

В экономической литературе имеется сложная система классификации благ. В зависимости от критериев, положенных в ее основу, блага разделяются на разные группы.Материальные и нематериальные.



Материальные блага

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.Материальные блага подразделяются на два имеющих разное функциональное назначение. Первый род полезных вещей – это предметы потребления, необходимые для жизнедеятельности людей (естественные дары природы - земля, вода, воздух; пища,одежда, жилище). Второй род – средства производства, используемые для изготовления предметов потребления. Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). /3/

Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании,искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос - пение). Внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.) /10/

Нематериальные блага

представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:

§ Коммуникационные — услуги транспорта, связи.

§ Распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство.

§ Деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.

§ Социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.

§ Общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.

 

 

Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потреб­ности людей и косвенно

Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага.

Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.

Прямые (потребительские) блага- это готовые для потребления блага.
1. Товары личного потребления — удовлетворяют базовые потребности непосредственно (еда, одежда, автомобили, мебель и др.).
2. Личные услуги — выступают в виде услуг врача, учителя, адвоката, мастера в салоне.

Косвенные (производственные) блага - блага, используемые в процессе производства.

1. Товары производственного назначения — удовлетворяют потребности опосредованно (косвенно), становясь частью производственных ресурсов (здания производственного назначения, оборудование, сырье).

2. Производственные услуги — выступают в виде информационного обеспечения производства, банковских, торговых, страховых, транспортных и др. видов услуг.

Для получения недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические блага - ресурсы. Если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме. Но ресурсов, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно. Например, если запасы нефти ограничены, то и бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. К тому же потребности общества постоянно растут, следовательно, и бензина будет требоваться больше. Но не исключено, что люди найдут другой ресурс, для получения топлива (имеется в виду неизвестный в настоящее время), запасы которого будут менее ограничены, чем запасы нефти. Если же ресурсы относительно ограничены, если они способны к возобновлению, то и количество благ, получаемое из этих ресурсов, будет относительно ограничено, а не абсолютно.

Между потребностями и благами существует противоречие. Обычно потребности считают безграничными, а блага ограниченными. Данное противоречие наиболее фундаментальное в общественной жизни. Оно действует различно в зависимости от типа природопользования, способа удовлетворения потребностей. Особенно остро оно в условиях рынка. Такая противоречивая трактовка потребностей и благ фантомная, т.е. является предельной идеализацией. Ограниченность основных благ является причиной необходимости их распределения, изучения поведения людей при выборе ими тех или иных благ, что и становится объектом экономической науки (причиной ее возникновения). Уровень обеспечения благами определяет уровень счастья человека. Бедность, нищета свидетельствуют о недостатке благ. Их достаток благосостояние порождает богатство, а в условиях рынка богатство приобретает форму капитала. Редкость природных веществ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов. Недостаточность благ стала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита недостатка товаров по сравнению со спросом на них. Дефицит общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а другим черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. Дефицитность благ ведет к дискриминации определенных потребителей созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.

Наиболее существенные и устоявшиеся причинно-следственные и функциональные взаимосвязи между потребностями и ресурсами, потреблением и производством отражаются экономическими законами. Наиболее важное значение имеют: закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон редкости, закон возрастающих вмененных издержек производства, законы убывающей предельной полезности и предельной производительности, законы спроса и предложения.

Сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Потребительские блага – это блага «первого порядка», но для их изготовления употребляются блага второго порядка, третьего и еще более высоких порядков. Потребительские блага сами наделяют ценностью и те производственные ресурсы, или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те первоочередные блага. В этой идеи заключается знаменитая теория вменения Австрийской школы. Ценность вменяется производственными благами в силу их нужности для существования потребительских благ (сегодня экономисты называют последнее предметами конечного потребления).

 

Глава 3.Монополистическая конкуренция

Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.

Это блага (товары или услуги), которые потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в чай сыплем сахар, а автомобиль - не поедет без бензина.

«Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.»[1, 31с.]

«Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.»[1, 31с.]

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений.(Рис.1.) График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага Х и У.поэтому предельная норма замещения равна 0.

При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной – нет.(Рис.2.).Зоной замещения служит отрезок кривой от точки С до точки D. Если два продукта взаимодополняемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Взаимодополняемость ресурсов, так же как и потребительских благ, тоже может быть абсолютной или относительной. Производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Так, например, топливо для печи можно подбрасывать в разных количествах, а для запуска производства или покупки ресурсов необходим вполне определенный размер денежных средств (капитала) и т.д.

«Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса на другой, и наоборот.» [1. 31стр.]

«Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.» [1. 31стр.]

Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Например, из Москвы в Петербург можно поехать на поезде (то есть воспользоваться услугами железнодорожного транспорта) или полететь на самолете (услуги авиакомпании). В выходной день можно пойти в кино или цирк, на ужин можно купить мясо или рыбу, а в перерыве на обед выпить чашечку чая или кофе.

Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые, кирпич и дерево как стройматериалы, подсолнечное и оливковое масло как продукты питания и т.д.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики (Рис.3.).Предельная норма замещения в этом случае постоянна.

При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.(Рис.4.)

При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.

«Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса на другой, и наоборот.» [1, 31стр.]

«Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.» [1, 31стр.]

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).
Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

 

Заключение

 

Вопрос о создании благ является одним из самых актуальных в современном мире. Производство экономических благ необходимо для поддержания жизни людей. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую все большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к серьезным последствиям.

Но современные технологии совершенствуются с огромной скоростью и позволяют уже сейчас использовать, например, безотходное производство, то есть они помогают сохранять ресурсы.

В курсовой работе рассмотрено понятие экономического блага, как категории экономической теории. Благо - это вещи и услуги, способные удовлетворять потребности людей. Определенные блага существуют в естественном виде, человек ими пользуется, но они не являются объектом экономической деятельности. Другие можно получить в результате экономической деятельности, но в количестве, ограниченном уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Следовательно, существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей (проблема относительной ридкисности). Экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей, одновременно экономическая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ. В экономической деятельности люди для достижения своих целей используют средства, которых иногда бывает недостаточно и которые можно применить по-разному. Ценность блага определяется интенсивностью потребности (величина психологическая, изменяемые в зависимости от индивида) и имеющейся количеством блага, способного удовлетворить эту потребность. В зависимости от критериев оценки существуют различные классификации экономических благ.

В курсовой работе приведены примеры каждого виды благ, а также представлена следующая классификация. В работе рассматриваются материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, специфические, долговременные и недолговременные (краткосрочные), прямые и косвенные (настоящие и будущие), взаимозаменяемые, взаимодополняемые (комплементарные), конкурентные и неконкурентные, исчерпаемые и неисчерпаемые из потребления, общественные и частные, клубные, неполноценные, насущные блага.

Практикум

1. Примером экономических благ может быть:

1) солнечная энергия;

2) энергия ветра;

3) продукция;

4) ресурсы.

Ответ 1)

2. В зависимости от внешних обстоятельств одни и те же блага могут выступать в качестве:

1) экономических и неэкономических;

2) продуктов и услуг;

3) предметов длительного и разового пользования;

4) нормальных и низших.

Ответы:

Примером экономических благ может быть - солнечная энергия.

В зависимости от внешних обстоятельств одни и те же блага могут выступать в качестве- продуктов и услуг.

Список использованной литературы

1. Микроэкономика: учебник для бакалавров / под редакцией Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. – М. : Издательство Юрайт, 2012 – 263с.

2. Микроэкономика: практический подход: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова.- М..: КноРус, 2009

3. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 713с.

4. Экономическая теория: учебник / под. ред. И.П.Николаевой. - М.: Изд-во, Проспект, 2009. - 543 с

5. Экономическая теория (политэкономия) : учебник для вузов по экономическим специальностям / кол. авторов; под общ. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 638 с.

6. Экономическая теория : учеб. по направлению "Экономика" и экон. специальностям / [В. Д. Камаев и др.] ; под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой ; Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана .- М. : ЮРАЙТ, 2008 .- 557 с.

 

 

Дата Подпись

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.