|
Основные составляющие структуры жизнедеятельности общества.
Биологизаторство и социологизаторство – две крайности в оценке человеческого бытия.
В связи с углублением экологического кризиса и истощением биологических ресурсов в научной среде возникло течение, получившее название биологизиторство, которое выражается в превышении роли биологического начала в человеке над его социальной сущностью. Недооценивается роль его духовного и социального развития, связанного с его бытием в качестве члена человеческого сообщества. Другой крайней точкой зрения, которая, тем не менее, по своей сути близка к биологизиторству, является социологизаторство. Социологизиторство представляет собой концепцию, выражающуюся в недооценкебиологического бытия человека, превышении роли социального начала в бытии человека.
Согласно этому представлению, человек как вид не является высшей ценностью (мерой всех вещей). Социологизаторство сводит биологическую сущность человека к уровню простого звена в трофической цепи. Опасность такого подхода становится очевидной в условиях, когда истощается природный ресурс человека и становится под сомнение сохранение человека как биологического вида.
Принадлежность одновременно двум средам – природной и социальной приводит как к необходимости чрезвычайно бережного отношения к биологическому бытию человека, природной среде его обитания, так и к совершенствованию его социального окружения.
Деятельностный подход.
В двадцатых-тридцатых годах ХХ века создается деятельностная теория, основателями которой являются советские психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. Деятельностный подход предполагает изучение личности, ее социальных и психических качеств непосредственно в контексте той деятельности, которой она занимается. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
Концепция свободы личности в современном научном знании.
В современном постиндустриальном мире труд превратился в относительно независимый от природы процесс. С помощью машин, механизмов, различных технологий между человеком и природой возникает множество посредников. Происходит вытеснение человека из сферы непосредственного материального производства в область сервиса, научно-технического и художественного творчества. А это обеспечивает человеку значительно большую свободу, создавая условия для развития его многогранных способностей, раскрытия творческого потенциала личности. Помимо труда это и наука, и культура, и образование, и спорт... Если труд представляет собой по сути преодоление естественных сил природы и происходит с затратой физических усилий, то деятельность в большей степени требует затраты духовных и умственных сил. Для преодоления этого противоречия используется понятие «акт деятельности», который представляет собой компоненту деятельности, имеющую начало, середину и конец. Деятельность как процесс состоит, таким образом, из бесконечного числа актов деятельности
Понятия: индивид, личность, индивидуальность.
Понятие человеческий индивид отражает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных психологических характеристик. Человеческий индивид является предметом биологии.
Термин личность характеризует данный феномен как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, зависящий от конкретно-исторических условий. Он отражает целостность социальных свойств человека. Именно они делают людей похожим на других людей. Понятие «личность» является предметом социологии.
Понятие индивидуальность характеризует совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза (развития) физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида ото всех остальных, что является предметом психологии.
Представление о человеке как о социально – природном существе.
Философия оперирует понятием человек, отражающим совокупность общественных отношений и включающим биологическую, ментальную и культурную природу данного феномена. Современное научное знание исходит из представления о человеке как о социально-природном существе, чрезвычайно сложном и многоплановом.
Модель личности по Фрейду.
З. Фрейд создал модель структуры личности, согласно которой человеческая личность состоит из трех слоев (уровней). Низший слой - Оно или Ид - представляет собой бессознательные импульсы и родовые воспоминания человека, т. е. по сути, является биологической составляющей личности. Средний слой – Я или Эго – ее психологическая составляющая, а верхний слой – Сверх - Я или Суперэго – социальная
Нормы. Нормативное управление.
Правила и нормы взаимодействия человека с другими людьми, природой и обществом, его права и обязанности юридически закреплены в правовом законодательстве. Оно формировалось на протяжении исторического развития человечества и закрепило факт сознательно принимаемого на себя обществом ограничения свободы личности во имя сохранения разумной жизни на Земле. Особенно велика роль права, закона в условиях недостаточной духовно-нравственной зрелости, как отдельных людей, так и человеческого сообщества. В законах отражены соотношения прав и обязанностей людей применительно к другим людям, природе и обществу. Нормы права охраняют соблюдение гражданских свобод личности (свободы слова, вероисповедания, печати, собраний, перемещения и т.д.).
Необходимость комплексного подхода к изучению человека.
Человек одновременно принадлежит и природе, и обществу, являясь существом биосоциальным. Человек объединяет в себе аспекты проблем, изучаемых как гуманитарными, так и естественными науками. Более того, взаимодействие природа-человек очень сложно и неоднозначно. Поэтому изучение человека требует комплексного и системного подхода.
Основные составляющие структуры жизнедеятельности общества.
МАТЕРИАЛТНЫЕ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ.
Составляющая материальных потребностей общества включает в себя всю сферу материального производства, экономических отношений, обмена товарами и услугами, финансового обращения. Общество потребляет ресурсы, расходуя их на развитие производства продукции и социальные нужды (медицина, образование, пенсионное обеспечение, оборона, содержание госаппарата). Для обеспечения рациональной жизнедеятельности общество создает государство, которое должно эту жизнедеятельность регулировать путем развития всех составляющих. При этом должны учитываться интересы всех слоев общества и все компоненты жизнедеятельности развиваться гармонично. Если государство не справляется с этой задачей, если происходят деформации: одни направления развиваются за счет ущемления других, происходит искажение в развитии, и, в конце концов, общество меняет состав органов государственной власти. Облагая материальное производство налогами, государства формируют свой бюджет. Налогообложение является средством регулирования соотношения преимущественно развиваемых через финансовую поддержку государства направлений жизнедеятельности общества. Именно здесь должно проявляться главное предназначение государства: осуществление гармоничного развития всех составляющих жизнедеятельности людей.
Не менее важная роль принадлежит интеллектуальной составляющей,представляющей собой накопленные знания о законах природы и общества, о правилах взаимодействия их друг с другом, т. е. массовое сознание. К массовому сознанию относятся: наука, материальная культура, образование, право.
Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой научной деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи, и как следствие - прогнозировать еще не известные факты и явления.
Правила и нормы взаимодействия человека с другими людьми, природой и обществом, его права и обязанности юридически закреплены в правовом законодательстве. Оно формировалось на протяжении исторического развития человечества и закрепило факт сознательно принимаемого на себя обществом ограничения свободы личности во имя сохранения разумной жизни на Земле. Особенно велика роль права, закона в условиях недостаточной духовно-нравственной зрелости, как отдельных людей, так и человеческого сообщества. В законах отражены соотношения прав и обязанностей людей применительно к другим людям, природе и обществу. Нормы права охраняют соблюдение гражданских свобод личности (свободы слова, вероисповедания, печати, собраний, перемещения и т.д.).
Особую значимость в эпоху информационного бума, которую переживает человечество в настоящее время, приобретает свобода доступа к информации. Владение достоверной и своевременной информацией вооружает человека в его повседневной жизни, помогает избежать множества проблем и ошибок, а также расширяет его профессиональные возможности. То же относится и к обществу в целом.
Средствами материальной культуры человечество систематизирует, хранит и приумножает интеллектуальное наследие, передавая его с помощью системы образования новым поколениям, обеспечивая преемственность интеллектуальной жизни на Земле. Поэтому все средства хранения информации о знаниях, которыми располагает общество: библиотеки, музеи, базы данных, архивы – также относятся к интеллектуальной составляющей жизнедеятельности общества.
Массовое сознание того или иного народа, этноса выражается в том пути, которым он развивается.(Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией). Реальное развитие этноса зачастую происходит неравномерно, сопровождается крупными потрясениями. Примером такого развития может служить история российского этноса, который с первых веков своего существования до нашего времени претерпел четыре крупных потрясения: принятие христианства в Х-м веке, татаро-монгольское нашествие в XII - XIII веках, реформы Петра I (XVIII в.) и социалистическая революция (первая половина XX-го века).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|