Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ





ОСНОВЫ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ

Учебная программа для студентов направлений

030300.62 «Психология», 080100.62 «Экономика», 080500.62 «Менеджмент»

 

 

Автор: д.и.н., проф. Денисевич М.Н.

 

 

Серов, 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебный курс «Основы научно-исследовательской работы» читается для студентов всех форм обучения направлений 030300.62 «Психология», 080100.62 «Экономика», 080500.62 «Менеджмент». Курс является важнейшей составляющей профессиональной подготовки студентов.

 

Цель курса — определить место и роль науки и образования в современном мире, выработать правильную методологию научного исследования, ускорить интеграцию исследовательской и учебной работы как гуманитарной составляющей будущего специалиста, развития его личностно-мировоззренческих и интеллектуально-когнитивных основ, так и для решения практических задач в конкретных отраслях экономики.

 

В результате изучения дисциплины «Основы научно – исследовательской работы» студенты должны:

знать:

· категориальный аппарат как важнейшую составляющую науки и научных исследований;



· методологию, методы и методику научных исследований;

· основные этапы научного исследования.

 

уметь:

· научиться определять объект и предмет исследования;

· правильно определять цели и задачи исследования;

· формулировать научную новизну проблемы;

· определять степень и уровень научной разработанности проблемы;

· дать характеристику источниковой базы исследования;

· правильно выбрать методы исследования;

· грамотно сформулировать главы и параграфы;

· в обобщенном виде написать заключение;

· правильно составить перечень источников;

· в алфавитном порядке оформить список использованной литературы.

 

В качестве практической работы студент готовит план-схему курсовой работы на 2 страницы компьютерного текста по образцу, приведенному в приложении учебного пособия М. Н. Денисевича «Основы научно-исследовательской работы». — Екатеринбург: УрГИ, 2009

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Заочная форма обучения направления 030300.62 «Психология»



Общее количество часов ……………………………………………….
в том числе:  
лекции………………………………………………………………
семинарские занятия ………………………………………………
внеаудиторная работа ……………………………………………..
Отчетность: зачет в форме электронного тестирования и составления план – схемы курсовой работы.

 

Таблица 1 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Основы научно-исследовательской работы» (заочная форма обучения)

Наименование темы Кол-во часов Из них
лекции сем.зан внеауд. зан.
Предмет курса - -
Выбор предмета и объекта исследования 0,5 - 3.5
Формулировка цели, задачи и гипотезы исследования 0,5 - 3,5
Степень и уровень научной разработанности проблемы 0.5 - 5.5
Источниковая база исследования 0.5 - 5,5
Методология и методы научного исследования 0,5 - 5.5
Основные этапы научного исследования 0.5 - 5,5
Основное содержание исследования 0.5 - 3.5
Список источников и литературы 0.5 - 3.5
ВСЕГО

2.2 Заочная форма обучения направлений 080100.62 «Экономика», 080500.62 «Менеджмент»

Общее количество часов ……………………………………………….
в том числе:  
лекции………………………………………………………………
семинарские занятия ………………………………………………  
внеаудиторная работа ……………………………………………..
Отчетность: зачет в форме электронного тестирования и составления план – схемы курсовой работы.

 



 


Таблица 1 – Структура и тематика основных видов занятий по дисциплине «Основы научно-исследовательской работы» (заочная форма обучения)

Наименование темы Кол-во часов Из них
лекции сем.зан. внеауд. зан.
Предмет курса - -
Выбор предмета и объекта исследования 0,5 - 1.5
Формулировка цели, задачи и гипотезы исследования 0,5 - 3,5
Степень и уровень научной разработанности проблемы 0.5 - 1.5
Источниковая база исследования 0.5 - 1,5
Методология и методы научного исследования 0,5 - 1.5
Основные этапы научного исследования 0.5 - 1,5
Основное содержание исследования 0.5 - 1.5
Список источников и литературы 0.5 - 1.5
ВСЕГО

ПРОГРАММА КУРСА

 

 

Тема 1.

Предмет курса «Основы научно-исследовательской работы». Определение предмета. Семантический анализ понятия «Научно-исследовательская работа».

Определения: работа, исследование, наука. Определение научности. Критерии научности. Роль определений, классификаций, эталонов (мер измерений) в научном исследовании.

Способы проверки на соответствие критерия научности.

 

Тема 2.

Актуальность, выбор объекта и предмета исследования. Определение актуальности темы. Выбор проблемы. Формулировка проблемной ситуации. Проблематизация исследуемого предмета. Определение объекта исследования. Взаимосвязь субъекта с объектом познания. Связь объекта исследования с классификацией современных наук. Определение предмета исследования. Семантический анализ темы исследования.

Тема 3.

Формулировка цели, задач и гипотезы исследования. Формулировка цели исследования. Выделение в предмете исследования неизвестное в форме вопросов и целевых установок — основа для постановки конкретных исследовательских задач. Формулировка исследовательских задач — этап раскрытия свойств или признаков исследуемого предмета. Построение гипотезы. Три вида гипотез. Основные требования к выдвижению

гипотез. Научная новизна проблемы. Выделение одного или комплекса вопросов, которые имеют теоретическое или практическое (прикладное) значение. Виды новизны в научном исследовании:

1) научная новизна для студента;

2) научная новизна для отрасли, фирмы, корпорации;

3) научная новизна государственного, мирового уровня;

4) разработка новых теорий и концепций.

Тема 4.

Степень и уровень научной разработанности темы. Исторический аспект изучения проблемы. Историография проблемы. Понятие выборочного анализа научной литературы. Задачи обзора литературы. Определение степени научной разработанности темы. Обоснование главных достижений и недостатков в исследовании темы. Оценка отечественной и зарубежной литературы.

Тема 5.

Источниковая база исследования. Первичная и вторичная информация. Источники информации в естественно-технических и социально-гуманитарных науках: общее и особенное. Классификации источников. Нормативные источники, текстовые изложения, документы, периодики, источники личного происхождения, статистические и иконографические данные. Архивные и опубликованные источники. Информационно-библиографические издания. Автоматизированные информационно-текстовые системы, базы и банки данных. Компьютерная сеть Интернет. Достоверность и репрезентативность источников. Особенности научной работы с различными видами источников.

Тема 6.

Методология научного исследования. Сущность и содержание. Определение методологии исследования. Логическая схема методологии научных исследований. Методы исследования. Сущность и классификация. Сущность метода. Определение метода исследований. Классификация методов и их характеристика:

1) всеобщие методы;

2) общенаучные (философско-теоретические) методы;

3) математико-статистические методы;

4) предметные (по отраслям знаний) методы;

5) транс дисциплинарные методы.

Тема 7.

Основные этапы научного исследования. Этап эмпирического исследования. Сущность эмпирического уровня. Характерные признаки эмпирического познания. Этап теоретического исследования. Сущность теоретического этапа исследования. Основные познавательные приемы теоретического исследования. Единство эмпирического и теоретического исследования. Подтверждение истинности научного результата. Органичная взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня исследования.

Верификация, т. е. подтверждение выдвинутых гипотез на практике.

Методика научного исследования. Основные компоненты методики. Понятие техники, процедуры, приемов исследования, исследовательская процедура. Основные этапы научного исследования:

а) сбор эмпирического материала;

б) анализ собранного материала;

в) обобщения;

г) выводы;

д) выдвижение теории или проверка существующих теорий.

Тема 8.

Основное содержание исследования. Формулирование и изложение глав и параграфов научного исследования. Заключение. Формулирование обобщенной итоговой оценки научного исследования. Практические рекомендации по теме исследования.

Тема 9.

Список источников. Нормативные акты. Текущие и архивные материалы. Список литературы. По алфавитному порядку авторов или названий книг, статей.

 


УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1 Основная литература

· Денисевич, М. Н. Основы научно.исследовательской работы: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. — Екатеринбург: УрГИ, 2009.

· Денисевич, М. Н. Основы научно.исследовательской работы: Электронный учебник. — Екатеринбург: УрГИ, 2009.

· Денисевич, М. Н. Основы научно.исследовательской работы: Электронная хрестоматия. — Екатеринбург: УрГИ, 2008.

 

4.2 Дополнительная литература

· Денисевич, М. Н. Основы научно.исследовательской работы: Глоссарий. .Екатеринбург: УрГИ, 2009.

· Денисевич, М. Н., Вогулкин, С. Е., Скребкова, Ж. Р., Томильцев, А. В. Курсовая работа. Методика написания: Практическое пособие. — Екатеринбург: УрГИ, 2007.

· Денисевич, М. Н., Пономарева, О. Я. Дипломная работа. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для студентов. — Екатеринбург: УрГИ, 2004.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ И САМОПРОВЕРКИ

 

1. Дайте определение терминов работа, исследование, наука.

2. Чем научно-исследовательская работа отличается от исследовательской

работы?

3. Сформулируйте определения — научная проблема, проблематика,

проблемная ситуация.

4. Дайте определение терминов объект и предмет исследования.

5. Какова цель любого научного исследования?

6. Что такое гипотеза?

7. Что такое исследовательская задача?

8. Что включает научная новизна исследования?

9. Назовите три уровня научной новизны.

10. Охарактеризуйте три уровня работы с литературой.

11. Какая глубина поиска литературы по вашей специальности?

12. Что относится к источниковой базе в психологии?

13.Что относится к источникам в специальных и гуманитарных науках?

14. Назовите две важнейших процедуры работы с источниками.

15. На какие пять групп делятся методы исследования?

16. Каким методологическим принципам должен соответствовать метод?

17. Назовите характерные признаки эмпирического исследования.

18. В чем состоит сущность эмпирического этапа исследования?

19. В чем состоит сущность теоретического этапа исследования?

20. Какие познавательные приемы используются на теоретическом этапе?

21. Объясните единство эмпирического и теоретического исследования.

22. Что является основой истинности любой научно-исследовательской

работы?

23. Назовите пять основных этапов научного исследования.

24. Какие основные положения освящаются в Заключении?

25. Как распределяется литература в Списке литературы?


ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ

Учебная программа

Автор:

ДЕНИСЕВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

Корректор: Борисова О.Б.

Компьютерная верстка: Абашина А.А.

Методическая литература Института социально-экономического развития

 

Подписано в печать ______________г. Уч.-изд. л 1,7. п.л.

Формат 60х84 1/8. Тираж ____ экз. Заказ №­­­_____________

 

 

Издательство ИСЭР.

624983, Серов, ул. Ломоносова, 3

(34385) 7-89-88

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.