Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4.1 Функциональные состояния





Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 

________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная программа для специальности

Биология ( научно-педагогическая деятельность)»

 

 

Факультет биологический

 

Кафедра физиологии человека и животных

 

Курс (курсы) 3/ 4

Семестр (семестры) 6/8

Лекции 16 / 4 часа Экзамен нет

 

Практические Зачет 6 / 8 семестр

занятия нет

Лабораторные

занятия 10 /4 часа Курсовой проект (работа) нет

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине 26/ 8 часов

 

Всего часов Форма получения

по дисциплине 36 часов высшего образования: дневная / заочная

 

Составила Л.А.Евтухова к.с.-х.н., доцент

 


Учебная программа составлена на основе учебной базовой программы,

утвержденной _________ 2011 г.,

регистрационный номер _________________

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры физиологии человека и животных



 

26 апреля 2011г., протокол № __9_

 

Заведующая кафедрой

 

доцент ___________ Л.А.Евтухова

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом биологического факультета

 

__17 мая 2011 г., протокол №__9__

 

 

Председатель

 

доцент ______________ В.А.Собченко

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Физиология высшей нервной деятельности – один из главных разделов нормальной физиологии, направленный на расширение и углубление знаний о функции нервной системы в регуляции гомеостаза человека, Она включает изучение общих принципов и закономерностей работы нейронных механиз­мов коры больших полушарий и сенсорных систем как фундаментальных основ функциональной организации поведенческих реакций в системной деятельности мозга по реализации сложных психических процессов.

Актуальность курса«Физиология высшей нервной деятельности» заключается в необходимости изучения процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека в разных условиях изменения внешней и внутренней среды, осуществляющихся непосредственно через функции анализаторов и модальностей на базе условных рефлексов.



Цель преподаваниякурса: дать представление об особенностях строения, основных закономерностях и механизмах функционирования ЦНС в процессах рефлекторной деятельности человека и животных.

Задачи курса:

- овладеть основными понятиями физиологии высшей нервной деятельности;

- изучить основные классические положения, теории и гипотезы по закономерностям функционирования нейронных механизмов систем­ной организации мозга в реализации сложных поведенческих реакций человека и животных;

- освоить принципы и методы образования условных рефлексов;

- иметь представление о биологии поведения, онтогенезе поведения, поведении как факторе адаптации;

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– структурно-функциональную организацию нервной системы человека;

– принципы и закономерности регуляции рефлекторной деятельности человека и животных;

– принципы и методы образования условных рефлексов;

- основные свойства нервных процессов, характеризующие типы высшей нервной деятельности человека и животных;

- основные закономерности высшей нервной деятельности человека и животных, как интегративного фактора изменения поведения в процессе приспособления к условиям внутренней и внешней среды.

уметь:

– оценивать основные закономерности формирования и регуляции основных физиологических функций организма при достижении приспособительного (адаптивного) результата;



- объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования;

- связывать изученный материал со всеми специализирующими дисциплинами и своей будущей профессиональной деятельностью.

владеть:

– принципами образования условных рефлексов, методами физиологического тестирования типов ВНД человека для оценки поведенческой реакции;

- физиологической терминологией, понятийным аппаратом дисциплины и культурой мышления.

Предмет "Физиология высшей нервной деятельности" связан с другими биологическими дисциплинами - «Анатомия человека», "Физиология человека и животных", "Цитология и гистология", «Биофизика», представляющими различные аспекты в изучении целостной системы организма человека.

Изучение данной дисциплины предусмотрено на специальности 1-31 01 01-02«Биология ( научно-педагогическая деятельность)» студентами 3 курса биологического факультета и 4 курса факультета заочного факультета за счет дисциплин по выбору.

Общее количество часов –36;

- аудиторное количество часов для дневной формы обучения — 26, из них: из них: лекции – 14, лабораторные занятия – 10, контролируемая самостоятельная работа – 2. Форма отчетности – зачет в 6 семестре.

- аудиторное количество часов для заочной формы обучения — 8, из них: лекции — 4, лабораторные занятия — 4. Форма отчётности — зачет в 8 семестре.

Примерный тематический план

№ п/п   Название темы Всего часов Из них:
Лекции   Лаб. занятия
Введение, методы исследования физиологии высшей нервной деятельности   -
Аналитико-синтетическая деятельность мозга  
Рефлекторная основа поведения. Классификация врожденных форм поведения    
Принципы, правила и динамика выработки УР. Механизмы и виды памяти  
Функциональные состояния: уровни бодрствования, сонное торможение   -
Потребности, мотивации и эмоции  
Интегративная деятельность мозга   -
Типы высшей нервной деятельности животных и человека  
ИТОГО:  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1 Введение

Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности: взгляды Ч.Дарвина, И.П.Павлова, Л.А.Орбели. Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки. Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности: метод условных рефлексов, полиграфическая регистрация реакций, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, термоэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография, оптическая регистрация активности нейронов, метод моделирования, автоматизация экспериментов с применением компьютера.

 

Раздел II Аналитико-синтетическая деятельность мозга

Две составные части учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах. Синтез-анализатор. Единство аналитической и синтетической деятельности головного мозга. Анализ и синтез сложных раздражителей. Условнорефлекторная деятельность и механизм высшего анализа и синтеза.

 

Раздел Ш Поведение, научение и память

Тема 3.1 Рефлекторная основа поведения

История развития понятия рефлекс: Р. Декарт, Й. Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Классификация врожденных форм поведения: торопизмы, настии, таксисы, безусловные рефлексы, инстинктивные формы поведения. Изменчивость врожденного поведения. Пластичность врожденного поведения.

Тема 3.2 Научение: классический условный рефлекс

Первая сигнальная система. Классический условный рефлекс. Правила образования условных рефлексов. Динамика выработки условных рефлексов. Виды условных рефлексов: пищевые, оборонительные, двигательные, инструментальные. Сложные формы научения: условные рефлексы на комплексные раздражители, на время, подражательные, условные рефлексы второго и высшего порядка. Торможение условных рефлексов. Виды торможения. Механизмы внутреннего торможения

Тема 3.3 Механизмы памяти

Нейронные механизмы замыкания временных связей. Механизмы памяти. Виды памяти. Кора и память. Гиппокамп и память. Молекулярные основы памяти. Кратковременные и долговременные процессы памяти.

Раздел IV Функциональные состояния, мотивации и эмоции

Тема 4.1 Функциональные состояния

Функциональные состояния и модулирующие системы мозга. Нейрофизиологические механизмы функциональных состояний. Уровни бодрствования. Сон. Структура состояния сна. Нейрофизиологические механизмы различных фаз сна. Теории сна. Сновидения. Условнорефлекторная деятельность во время сна. Патологические формы сна. Гипноз и его механизмы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.