Тема 4.1 Функциональные состояния
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная программа для специальности
Биология ( научно-педагогическая деятельность)»
Факультет биологический
Кафедра физиологии человека и животных
Курс (курсы) 3/ 4
Семестр (семестры) 6/8
Лекции 16 / 4 часа Экзамен нет
Практические Зачет 6 / 8 семестр
занятия нет
Лабораторные
занятия 10 /4 часа Курсовой проект (работа) нет
Всего аудиторных
часов по дисциплине 26/ 8 часов
Всего часов Форма получения
по дисциплине 36 часов высшего образования: дневная / заочная
Составила Л.А.Евтухова к.с.-х.н., доцент
Учебная программа составлена на основе учебной базовой программы,
утвержденной _________ 2011 г.,
регистрационный номер _________________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры физиологии человека и животных
26 апреля 2011г., протокол № __9_
Заведующая кафедрой
доцент ___________ Л.А.Евтухова
Одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом биологического факультета
__17 мая 2011 г., протокол №__9__
Председатель
доцент ______________ В.А.Собченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физиология высшей нервной деятельности – один из главных разделов нормальной физиологии, направленный на расширение и углубление знаний о функции нервной системы в регуляции гомеостаза человека, Она включает изучение общих принципов и закономерностей работы нейронных механизмов коры больших полушарий и сенсорных систем как фундаментальных основ функциональной организации поведенческих реакций в системной деятельности мозга по реализации сложных психических процессов.
Актуальность курса«Физиология высшей нервной деятельности» заключается в необходимости изучения процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека в разных условиях изменения внешней и внутренней среды, осуществляющихся непосредственно через функции анализаторов и модальностей на базе условных рефлексов.
Цель преподаваниякурса: дать представление об особенностях строения, основных закономерностях и механизмах функционирования ЦНС в процессах рефлекторной деятельности человека и животных.
Задачи курса:
- овладеть основными понятиями физиологии высшей нервной деятельности;
- изучить основные классические положения, теории и гипотезы по закономерностям функционирования нейронных механизмов системной организации мозга в реализации сложных поведенческих реакций человека и животных;
- освоить принципы и методы образования условных рефлексов;
- иметь представление о биологии поведения, онтогенезе поведения, поведении как факторе адаптации;
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– структурно-функциональную организацию нервной системы человека;
– принципы и закономерности регуляции рефлекторной деятельности человека и животных;
– принципы и методы образования условных рефлексов;
- основные свойства нервных процессов, характеризующие типы высшей нервной деятельности человека и животных;
- основные закономерности высшей нервной деятельности человека и животных, как интегративного фактора изменения поведения в процессе приспособления к условиям внутренней и внешней среды.
уметь:
– оценивать основные закономерности формирования и регуляции основных физиологических функций организма при достижении приспособительного (адаптивного) результата;
- объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования;
- связывать изученный материал со всеми специализирующими дисциплинами и своей будущей профессиональной деятельностью.
владеть:
– принципами образования условных рефлексов, методами физиологического тестирования типов ВНД человека для оценки поведенческой реакции;
- физиологической терминологией, понятийным аппаратом дисциплины и культурой мышления.
Предмет "Физиология высшей нервной деятельности" связан с другими биологическими дисциплинами - «Анатомия человека», "Физиология человека и животных", "Цитология и гистология", «Биофизика», представляющими различные аспекты в изучении целостной системы организма человека.
Изучение данной дисциплины предусмотрено на специальности 1-31 01 01-02«Биология ( научно-педагогическая деятельность)» студентами 3 курса биологического факультета и 4 курса факультета заочного факультета за счет дисциплин по выбору.
Общее количество часов –36;
- аудиторное количество часов для дневной формы обучения — 26, из них: из них: лекции – 14, лабораторные занятия – 10, контролируемая самостоятельная работа – 2. Форма отчетности – зачет в 6 семестре.
- аудиторное количество часов для заочной формы обучения — 8, из них: лекции — 4, лабораторные занятия — 4. Форма отчётности — зачет в 8 семестре.
Примерный тематический план
№
п/п
|
Название темы
| Всего
часов
| Из них:
| Лекции
|
| Лаб. занятия
|
| Введение, методы исследования физиологии высшей нервной деятельности
|
|
|
| -
|
| Аналитико-синтетическая деятельность мозга
|
|
|
|
|
| Рефлекторная основа поведения. Классификация врожденных форм поведения
|
|
|
|
|
| Принципы, правила и динамика выработки УР. Механизмы и виды памяти
|
|
|
|
|
| Функциональные состояния: уровни бодрствования, сонное торможение
|
|
|
| -
|
| Потребности, мотивации и эмоции
|
|
|
|
|
| Интегративная деятельность мозга
|
|
|
| -
|
| Типы высшей нервной деятельности животных и человека
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
|
| |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1 Введение
Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности: взгляды Ч.Дарвина, И.П.Павлова, Л.А.Орбели. Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки. Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности: метод условных рефлексов, полиграфическая регистрация реакций, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, термоэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография, оптическая регистрация активности нейронов, метод моделирования, автоматизация экспериментов с применением компьютера.
Раздел II Аналитико-синтетическая деятельность мозга
Две составные части учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах. Синтез-анализатор. Единство аналитической и синтетической деятельности головного мозга. Анализ и синтез сложных раздражителей. Условнорефлекторная деятельность и механизм высшего анализа и синтеза.
Раздел Ш Поведение, научение и память
Тема 3.1 Рефлекторная основа поведения
История развития понятия рефлекс: Р. Декарт, Й. Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Классификация врожденных форм поведения: торопизмы, настии, таксисы, безусловные рефлексы, инстинктивные формы поведения. Изменчивость врожденного поведения. Пластичность врожденного поведения.
Тема 3.2 Научение: классический условный рефлекс
Первая сигнальная система. Классический условный рефлекс. Правила образования условных рефлексов. Динамика выработки условных рефлексов. Виды условных рефлексов: пищевые, оборонительные, двигательные, инструментальные. Сложные формы научения: условные рефлексы на комплексные раздражители, на время, подражательные, условные рефлексы второго и высшего порядка. Торможение условных рефлексов. Виды торможения. Механизмы внутреннего торможения
Тема 3.3 Механизмы памяти
Нейронные механизмы замыкания временных связей. Механизмы памяти. Виды памяти. Кора и память. Гиппокамп и память. Молекулярные основы памяти. Кратковременные и долговременные процессы памяти.
Раздел IV Функциональные состояния, мотивации и эмоции
Тема 4.1 Функциональные состояния
Функциональные состояния и модулирующие системы мозга. Нейрофизиологические механизмы функциональных состояний. Уровни бодрствования. Сон. Структура состояния сна. Нейрофизиологические механизмы различных фаз сна. Теории сна. Сновидения. Условнорефлекторная деятельность во время сна. Патологические формы сна. Гипноз и его механизмы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|