Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Профессиональное общение следователя





УТВЕРЖДЕНА

Главным управлением кадров
МВД России

Декабря 2001 г.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛЕДОВАТЕЛЯ)

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

 

для образовательных учреждений

высшего профессионального образования МВД России

 

Москва • 2002


 

 

Юридическая психология (психология в деятельности следователя): Примерная программа для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 28 с.

 

Авторский коллектив под руководством И.В. Биочинского – доктора педагогических наук, профессора (Нижегородская Академия МВД России), А.Г. Шестакова – доктора психологических наук, профессора (Санкт-Петербургский университет МВД России).

 

Состав коллектива:

С.А. Богданчиков, кандидат психологических наук;

А.В. Дулов, начальник отдела ИМЦ ГУК МВД России;

А.Н. Калашников, кандидат педагогических наук, доцент (Волгоградская Академия МВД России);

А.В. Прозоров, кандидат педагогических наук, доцент
(Калининградский юридический институт МВД России);

Я.Б. Радишевская, психолог.

 

 



Примерная программа дисциплины "Юридическая психология" федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 021100 Юриспруденция.

 

Рецензенты:

 

Краснодарский юридический институт МВД России;

Брянский филиал Юридического института МВД России.

 

Ó ИМЦ ГУК МВД России, 2002.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Юридическая психология (психология в деятельности следователя)" и предназначена для обучения курсантов и слушателей в образовательных учреждениях МВД России по специальности 021100 Юриспруденция.

Задачи борьбы с преступностью в социальных условиях современной России требуют от следователя высокого уровня профессиональной психологической подготовленности. Одним из путей повышения эффективности психологической подготовки следователей является реализация научных принципов отбора и структурирования содержания юридической психологии как учебной дисциплины.



Программа учебной дисциплины "Юридическая психология" учитывает особенности социально-психологической и криминогенной обстановки в современной России. При разработке программы авторы исходили из того, что в вузах МВД России учебная дисциплина "Юридическая психология" призвана вооружить следователей психологическим инструментарием, необходимым для эффективного осуществления их профессиональной деятельности.

Цель дисциплины – формирование у курсантов (слушателей) психологических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи по расследованию преступлений.

Данная цель предполагает развитие у курсантов и слушателей следующих качеств их личности и индивидуальности:

- в интеллектуальной сфере – высокий уровень общих и профессионально-психологических умений, позволяющий обеспечить качественное осуществление следственной деятельности;

- в мотивационной – достаточный уровень мотивации профессиональной деятельности в органах внутренних дел;

- в эмоциональной – чувство профессиональной чести и гордости, убеждение в высоком социальном престиже следователя;

- в сфере саморегуляции – высокий уровень самоконтроля своего поведения в экстремальных ситуациях;

- в предметно-практической – высокий уровень общей и профессиональной креативности;

- в волевой сфере – способность осознанной постановки целей профессиональной деятельности и достижения их через преодоление личностных трудностей;



- в экзистенциальной сфере – осознание смысла своей жизни в борьбе с преступностью.

Задачами курса являются:

· формирование адекватного представления у курсантов (слушателей) о роли психологии в сфере правоотношений, возникающих в деятельности следователя;

· овладение знаниями диагностики личности участников предварительного расследования;

· овладение приемами анализа преступной деятельности;

· психологическая подготовленность к проведению следственных действий;

· формирование навыков правомерного психологического воздействия на участников уголовного процесса.

Изучив дисциплину "Юридическая психология",
выпускники должны:

· знать:

- место и роль юридической психологии в системе научного знания;

- принципы и методы общей и юридической психологии;

- структуру и свойства личности;

- социально-психологические явления в группах;

- психологию личности и поведения преступника, психологию преступных групп;

- психологические особенности производства следственных действий;

- предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы.

· уметь:

- применять психологические знания в общении и профессиональной деятельности;

- применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения;

- использовать психологические приемы и методы при проведении следственных действий и при расследования отдельных видов преступлений;

- выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Примерная программа составлена из расчета учебного времени:

160 часов, в том числе 100 часов – аудиторные занятия и 60 часов – самостоятельная работа. Данный расчет времени носит рекомендательный характер.

Примерная программа служит основой для разработки кафедрой рабочей программы и методических указаний с учетом специализации образовательного учреждения.

Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом, утверждаемым Ученым советом образовательного учреждения.

Кафедра имеет право:

· распределять учебное время между темами и по видам занятий;

· объединять отдельные темы, изменять последовательность их изучения;

· дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы.

Вносимые изменения должны способствовать повышению качества подготовки специалистов.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п\п Наименование разделов и тем
1. Введение в учебную дисциплину "Юридическая психология"
2. Психология личности. Применение знаний о личности в профессиональной деятельности следователя
3. Психические познавательные процессы, применение знаний о них в деятельности следователя
4. Эмоции, чувства и воля, их значение в деятельности следователя
5. Социально-психологические явления в деятельности следователя
6. Профессиональное общение следователя
7. Криминальная психология
8. Психологическое изучение личности на предварительном следствии
9. Психология следственных действий
10. Судебно-психологическая экспертиза

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Введение в учебную дисциплину
"Юридическая психология"

 

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологического знания. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Современные научные представления о психике человека. Психика как свойство мозга. Психические процессы, психические состояния, психические свойства человека. Понятие о сознании. Самосознание. Сознательное и бессознательное. Бессознательное в преступном деянии.

 

Тема 2. Психология личности. Применение знаний
о личности в профессиональной
деятельности следователя

 

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность, индивидуальность. Биологическое и социальное в структуре личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Основные теории личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Жизненный путь личности и ее социализация. Формирование и развитие личности (основные этапы).

Цели изучения личности в профессиональной деятельности следователя. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы и приемы изучения следователем индивидуальности человека. Использование следователем психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Понятие и строение человеческой деятельности. Определение понятия "деятельность". Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Структура деятельности. Мотивация деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности.

Умение, навыки и привычки. Умение и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные умения и навыки. Практические умения и навыки. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Профессиограмма следователя. Социальная, реконструктивная, организованная, удостоверительная, коммуникативная, поисковая деятельность следователя (А.Р. Ратинов, А.В. Дулов, В.Л. Васильев).

Общее строение мотивационной сферы человека. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятие о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе. Диспозитивные и ситуационные детерминанты поведения. Соотношение диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Мотивация и личность. Мотивация, самооценка, уровень притязаний. Поведение людей с различными мотивами в экстремальных ситуациях. Мотивация просоциального и асоциального поведения. Альтруизм и эмпатия как мотивы. Мотивация агрессивности и фрустрации.

Понятие о способностях. Концепции способностей. Способности и направленность личности. Соотношение приобретенного и природного в способностях. Задатки как первичная природная основа способностей. Склонности. Структура способностей. Способности и типология людей. Психологические критерии пригодности сотрудников органов внутренних дел.

Понятие о темпераменте. Типы темпераментов и использование знаний о них в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Отличительные стороны каждого типа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента. Учет следователем типа темперамента человека при производстве следственных действий.

Понятие о характере. Характер и темперамент человека. Типология характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард, Э. Фромм и др.). Формирование характера. Роль характера в общей структуре личности. Использование знаний о характере в практике профессионального общения следователя.


Тема 3. Психические познавательные процессы,
применение знаний о них в деятельности
следователя

 

Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды, свойства и закономерности ощущений. Сенсорная организация представителей разных возрастов, профессий, ее изменение под воздействием внешних условий; использование знаний о закономерностях ощущений в работе следователя. Восприятие и его физиологические основы. Основные свойства и виды восприятия. Объективные и субъективные факторы, влияющие на восприятие. Использование знаний об ощущениях и восприятии при анализе показаний допрашиваемых.

Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды и свойства внимания. Типология людей по степени развития внимания. Внимание в следственной работе. Криминалистическая наблюдательность как профессионально значимое качество следователя.

Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Основные процессы памяти и закономерности их протекания. Виды памяти. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Профессиональная память следователя и методики ее развития.

Понятие о мышлении. Чувственное познание и мышление. Мышление и речь. Характеристика мыслительного процесса. Мотивация мышления. Проблемная ситуация и задача. Этапы мыслительного действия. Версия как информационно-логическая модель. Мыслительные операции. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума следователя.

Понятие о воображении. Воображение и проблемная ситуация. Процессы воображения. Виды воображения. Проявления воображения в ряде существенных качеств человека. Воображение следователя. Значение воображения в профессиональной деятельности следователя.

 

Тема 4. Эмоции, чувства и воля, их значение
в деятельности следователя

 

Понятие об эмоциях и чувствах. Основные функции эмоций. Физиологические основы эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоциональный тон ощущений. Эмоциональный отклик. Настроение. Конфликтные эмоциональные состояния. Фрустрация. Стресс. Аффект. Физиологический и патологический аффект. Аффект и квалификация преступления. Страдания. Виды чувств.

Состояния тревожности и психической напряженности. Преодоление следователем стрессов и напряженных состояний. Методики психологической разгрузки и саморегуляции.

Понятие о воле. Преодоление трудностей как усилие волевого характера. Побудительная и тормозная функции воли. Воля и риск. Анализ сложного волевого действия. Борьба мотивов и принятие решения. Волевое усилие. Волевые качества личности. Индивидуальные особенности воли. Типология людей по степени развития волевых качеств. Самовоспитание воли.

 

Тема 5. Социально-психологические явления
в деятельности следователя

 

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка и роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Психологическая совместимость. Социальные нормы и их функции. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в развитии коллектива, их значение и пути преодоления. Понятие сверхнормативной деятельности. Руководство и лидерство в группе. Индивидуальная характеристика лидера. Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Межличностные отношения в группах и коллективах. Официальные и неофициальные отношения. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Деловые и личные, рациональные и эмоциональные отношения. Коллективистские отношения, их характеристика. Подходы к изучению взаимоотношений в группе: статический и динамический. Характер взаимоотношений в зависимости от уровня развития группы. Межличностные конфликты в группе и их классификация. Социометрия и статическая картина внутригрупповых взаимоотношений в группе (Дж. Морено). Референтнометрия.

Массовые социально-психологические феномены. Толпа, психологические механизмы ее формирования. Психологические методы управления людьми в различных видах толпы (паника, толпа бесчинствующих болельщиков на стадионе, несанкционированные митинги, массовые общественные беспорядки), применяемые сотрудниками органов внутренних дел.

Учет в социальной психологии половых, этнических и возрастных феноменов.

Половые различия в свете современной психологии. Использование знаний о психологии половых различий в работе следователя. Сущность и своеобразие этнопсихологических феноменов. Национальный характер и ментальность. Индивидуализм и коллективизм как социально-психологи­ческие феномены. Этнические конфликты: возникновение, протекание и урегулирование. Возрастные этапы в развитии личности, их учет в работе следователя.


Тема 6. Профессиональное общение следователя

 

Понятие об общении. Единство общения и деятельности. Виды общения. Социальная адаптация и социальная автономизация. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Особенности профессионального общения следователя. Общение как обмен информацией. Общение и речь.

Механизмы и закономерности восприятия человека человеком. Общение как межличностное взаимодействие. Виды психологического влияния. Социальный контроль и социальные нормы как системы регламентации, взаимодействия и взаимоотношения людей. Формы и ролевые ожидания в процессах общения. Общение как понимание людьми друг друга. Основные правила продуктивного общения.

Психология конфликта. Межличностный конфликт как предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Классификация конфликтов. Стратегия поведения в конфликте.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.