Сделай Сам Свою Работу на 5

Подведение итогов практики

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Утверждена на совете факультета Протокол № ____ от « ___»_______2012_ декан факультета _______Ефремова Г.И. (Ф.И.О.) ___________________________ (подпись)   Утверждена на заседании кафедры Протокол № _1_ от «30»__сентября_2008_ зав. кафедрой _Кузнецова Л.В.__ (Ф.И.О.) ____________________________________ (подпись)

 

 

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

КУРСА

По специальности: 030302.65 - клиническая психология

 

Авторы:

Зав. кафедрой специальной и клинической психологии

профессор, к.психол.наук. Кузнецова Л.В.

 

Москва 2012


Программа учебной практики по специальности 030302.65 «Клиническая психология» подготовлена зав. кафедрой специальной и клинической психологии, кандидатом психологических наук, профессором Кузнецовой Людмилой Вениаминовной и кандидатом психологических наук, доцентом кафедры специальной и клинической психологии Феофановым Василием Николаевичем.

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры специальной и клинической психологии «__» ___________ 2012 г. (протокол № __).


Общие положения практики.

 

В соответствие с ГОС стандартом ВПО по специальности 030302.65 – «клиническаяпсихология» практика является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки клинического психолога.

Именно в процессе прохождения практик будущий специалист может приобретать и совершенствовать свои умения и навыки, необходимые для успешной реализации основных направлений психологической службы в образовании, для оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии.

Практика осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов клинический психолог (психологическая диагностика, психологическая профилактика, консультирование, психологическая коррекция).

В процессе прохождения практики будущий специалист приобретает опыт работы с детьми и подростками разного возраста, обучающимися в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, со взрослыми (родителями, педагогами, а также с лицами, нуждающимися в специальной психологической помощи).



Практика – вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной специальности.

Основу содержания ознакомительной практики составляют познавательная деятельность студента, организуемая, прежде всего, как часть системной деятельности образовательного процесса.

 

Цели и задачи практики

Учебная практика преследует следующую цель: познакомить студентов с различными клиническими и реабилитационными учреждениями и сформировать общее представление о профессии «клинический психолог» и задачах психологического сопровождения в общей системе лечебно-реабилитационных мероприятий и в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Учебная практика студентов предполагает групповую форму посещений детских учреждений.

Учебная практика организуется для решения следующих учебных задач:

Ø знакомство студентов с типами детских клиническихи реабилитационных учреждений;

Ø ознакомление с задачами, стоящими перед коллективами посещаемых учреждений и подходами к их решению;

Ø знакомство с функциональными обязанностями психолога в образовательных и реабилитационных учреждениях;

Ø знакомство с контингентом образовательных и реабилитационных учреждений;

Ø ознакомление с базовой психологической документацией учреждения;

Ø самостоятельный подбор имеющихся видеоматериалов и печатной продукции, в которой дается представление о различных видах психического дизонтогенеза.

 

Место и время проведения практики

Требованиями Государственного стандарта на первом курсе предусмотрена учебная практика - 1 неделя.

Типы учреждений, в которых будущие специалисты проходят практику, определяются потребностями и возможностями региона. В соответствии с учебным планом ознакомительная практика по специальности «клиническая психология» организуется на базе клинических и реабилитационных учреждений города Москвы, на основании долгосрочных договоров о сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом, заключаемых кафедрой специальной и клинической психологии.

 

Требования к организации и руководству практикой

Распределение студентов для прохождения ознакомительной практики по специальности проводится за 12 - 14 дней до начала практики.

Прохождение ознакомительной практики непосредственно курируется руководителем практики от кафедры и руководителем практики от учреждения.

Перед началом ознакомительной практики проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с распоряжением об организации практики и совместно с руководителем практики от кафедры определяют круг вопросов, на которые следует обратить внимание при посещении запланированных детских учреждений.

 

5. Обязанности студентов во время прохождения практики

Во время практики каждый студент обязан:

· явиться на установочную конференцию, проводимую руководителями практики;

· ознакомиться с программой практики;

· своевременно прибыть на место прохождения практики;

· находиться на практике согласно индивидуальному плану;

· выполнять все задания, предусмотренные программой практики;

· проявлять организованность, вежливость, трудолюбие;

· подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения, распоряжениям администрации и руководителей практики;

· своевременно подготовить отчет по практике.

Студенты имеют право:

· получить консультативную помощь по всем вопросам, возникшим во время прохождения практики.

На период практики один из студентов назначается старостой группы, в обязанности которого входит помощь руководителю группы и руководителям базового учреждения в организации работы студентов-практикантов, учет и общая организация работы, оповещение о коллективных консультациях и семинарах, о необходимости выполнения поручений руководителей практики.

Студент, пропустивший дни практики или работа которого признана неудовлетворительной, из-за невыполнения требований может быть отстранен от дальнейшего прохождения практики, а его работа признана неудовлетворительной, что считается невыполнением учебного плана. При уважительной причине по разрешению декана ему может быть назначено повторное прохождение практики.

Задания для прохождения практики

1. Ознакомление с функциями и содержанием работы клинического психолога;

2. Знакомство с организационной структурой медико-психолого-педагогической службой лечебного учреждения;

3. Ознакомление с кабинетом клинического психолога учреждения;

4. Участие в обследовании, изучение личных дел, анамнеза контингента лечебного учреждения;

5. Участие в плановых мероприятиях лечебного учреждения.

 

6. Структура и содержание практики

Ознакомительная практика студентов 1-го курса включает знакомство со спецификой лечебного (реабилитационного) учреждения, его историей, с целями и задачами, стоящими перед сотрудниками учреждения, с положением о медицинском и психолого-педагогическом сопровождении детей. Основной деятельностью студентов во время практики является наблюдение и формирование своего профессионального кругозора. Студенты могут выполнить определенную работу с детьми, в которой нуждается учреждение.

Ознакомительная практика по специальности «клиническая психология» предполагает преобладание активных форм наблюдения: знакомство со спецификой клинического учреждения, с медицинским и психолого-педагогическим обследованием детей, с направлениями психокоррекционной работы, представленными в учреждении. В случае необходимости студенты могут оказать посильную помощь учреждению, например в оформлении актового зала, газеты, сопровождение детей на экскурсии и т.п.

Кроме выше указанных форм деятельности студенты в ходе прохождения практики должны помогать сотрудникам лечебногоучреждения в решении конкретных проблем этого учреждения, помогать готовить дидактические пособия, оказывать помощь в оформлении выставок работ детей и т.п.

В процессе посещения учреждений собранная информация обобщается в письменных отчетах по каждому учреждению.

В ходе прохождения ознакомительной практики студенты должны:

а) посетить одно из двух предложенных учреждений.

б) составить письменно «портрет» посещенного учреждения;

в) сформулировать свое отношение к увиденному;

г) сформировать каталог просветительской продукции по пониманию людей с ОВЗ.

д) в последний день ознакомительной практики подводятся итоги работы, оформляются отчеты, другие материалы, перечисленные в разделе «Подведение итогов практики».

В процессе прохождения практики студенты собирают материал в папку «Это меня удивило»(мои первые впечатления от профессии).

 

Подведение итогов практики

По окончании практики студент должен представить отчет:

Оформление титульного листа отчета.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   Отчет о прохождении ознакомительной практики по специальности «клиническая психология»,   проходившей с ________ по ________ 200__ г.,   студента I курса очной формы обучения кафедры специальной и клинической психологии факультета психологии (фамилия, имя, отчество студента)   Руководитель от кафедры: Ф.И.О (полностью) Руководитель от учреждения: Ф.И.О. (полностью)

 

На титульном листе проверенного отчета должна быть подпись руководителя практики от кафедры.

Форма отчета.

В отчете должны найти отражение:

- страница после титульного листа – «Содержание» отчета, в котором указываются разделы и страницы основных разделов отчета;

- далее по разделам:

«Характеристика учреждения» включает адрес, ФИО руководителя учреждения; цели и задачи учреждения; круг специалистов, работающих в учреждении; контингент; основные направления и формы работы, реализуемые в учреждении; используемые программы;

«План практики» - это самостоятельный документ. Он составляется вначале практики и является ориентировочным распределением по времени объема заданий на практику. План практики оформляется в виде таблицы следующим образом.

ПЛАН

ознакомительной практики

студента 1 курса очной формы обучения

ФИО

Дата Время Содержание деятельности Ответственные Примечание
         

 

В Плане расписываются все дни практики, кроме воскресных и праздничных дней. Субботы и дни свободные от посещений учреждений, отводятся для оформления собранных материалов, общению с психологом и сотрудниками учреждения.

Папка «Это меня удивило (мои первые впечатления от профессии)» содержит материалы увиденных и полученных от специалистов занятий и методик.

«Результаты практической работы» - в этом разделе представляются все материалы, связанные с участием в мероприятиях учреждения по форме:

Название мероприятия________________________________________________

Контингент _________, Количество присутствующих _______ Дата _________

Аспекты наблюдения

1.

2.

Краткие выводы.

«Дневник практики» - это отражение того, что удалось сделать в соответствии с планом, и что не удалось.

Титульный лист дневника.

 

Дневник ознакомительной практики по специальности с ___________________ по ____________________ 200__ г.,   студента I курса очной формы обучения (фамилия, имя, отчество студента)   Руководитель от учреждения: Ф.И.О. (полностью)

 

На титульном листе проверенного дневника должна быть подпись руководителя практики от учреждения.

Оформляется Дневник в табличной форме.

 

Дата Время Содержание деятельности Анализ выполненного
       

 

В Дневнике должны быть отмечены все дни в соответствии с планом. Содержание деятельности может значительно отличаться от плана в силу объективных обстоятельств, которые следует отметить в дневнике (например, заболели дети, изменились условия практики, поступил запрос от психолога и т.п.). Делаются заметки об интересных с точки зрения студента методиках и программах диагностической и коррекционной работы с детьми.

В графе «время» указывается начало и конец мероприятий, в которых студент принимал участие: 12.10 – 13.00.

В «Содержании деятельности» коротко отражаются мероприятия дня: наблюдение за работой психолога в группе детей с нарушениями моторики; посещение занятия; оформление отчета о посещении; участие в мероприятии и т.п.

В Анализе отмечаются количественные и качественные итоги мероприятия: занятие проходило в кабинете психолога, присутствовало 2 ребенка, выполнено 2 упражнения из 3, дети устали и попросили поиграть в игры, присутствовал психолог учреждения, проведен разбор занятия.

«Краткий отчет о практике» - это краткое перечисление того, что удалось сделать, перечисление мероприятий и их количество (оформляется в свободной форме), подписывается руководителем от учреждения, например:

знакомство с учреждением и сотрудниками (без количества);

посещено 5 групп детей в условиях коррекционно-развивающего занятия;

проведено игровых занятий – 2;

присутствовал на занятиях психолога – 3 (их название) и т.п.

Оформление краткого отчета по практике выполняется на отдельном листе.

Отчет

о прохождении

ознакомительной практики

с ____________ по ________ 200__ г.,

студента I курса очной формы обучения

кафедры специальной и клинической психологии

факультета психологии, социальной медицины

и реабилитационных технологий

(фамилия, имя, отчество студента)

В отчете должны быть указаны:

- номера и типы учреждений;

- категории детей, с которыми работает учреждение;

- посещение различных диагностических, коррекционно-развивающих занятий;

- помощь, оказанная учреждению.

Отчет должен быть подписан студентом и иметь дату.

Критерии оценки работы студента во время прохождения ознакомительной практики.

Результаты практики оцениваются по следующим критериям:

- отношение к практике в целом с учетом участия в установочной и итоговой конференциях;

- проявление активности, дисциплинированности и ответственности в ходе практики;

- мера самостоятельности и творчества в мероприятиях;

- объем выполненной работы и ее качество;

- уровень общей подготовки, умение оперировать полученными в процессе обучения в университете знаниями;

- качество подготовки отчетной документации и своевременность ее сдачи;

- наличие фотографий, видеоматериалов, интересных работ детей и методических находок, с которыми можно познакомить сокурсников и преподавателей кафедры.

План оценки рабочего места:

a) общее впечатление от кабинета;

b) планировка помещения (деление на “зоны”, оснащение мебелью, дизайн, особенности интерьера);

c) наличие необходимых технических средств;

d) наличие систематизированных диагностико-коррекционных и методических материалов;

e) наличие документации, позволяющей фиксировать и контролировать наиболее значимую для работы информацию.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.