Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Проблема готовности ребенка к школе





Психология ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учебная программа

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Психология детей младшего школьного возраста» входит в базовуючасть профессионального цикла бакалавров, обучающихся по направлению: 050400 Психолого-педагогическое образование.

Деятельность специалистов, обеспечивающих психологическое сопровождение образования, предполагает глубокие знания в области возрастных особенностей обучающихся. Это относится и к деятельности педагога-психолога в школе как образовательном учреждении. Осуществление контроля хода психического развития ребенка, профилактики отклонений и коррекции в случае необходимости возможны только на основе знаний о психологических особенностях детей младшего школьного возраста.

Цели освоения дисциплины: сформировать у студентов знания об особенностях строения психики и закономерностях ее развития в младшем школьном возрасте; умения взаимодействовать с младшими школьниками, использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей младшего школьного возраста; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся.



Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в процессе освоения дисциплин «Анатомия и возрастная физиология», «Возрастная психофизиология», «Общая и экспериментальная психология», «Теории обучения и воспитания», «Психология развития», «Психология дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Практическая психология в образовании».

Для успешного освоения дисциплины студент должен знать основные принципы, законы, понятия и методы общей психологии; историю и современные тенденции мировой психологической науки; подходы к определению и изучению основных вопросов общей психологии; законы возникновения и развития психики; условия, движущие силы и этапы психического развития в онтогенезе, закономерности поведения и деятельности человека в обществе; общие закономерности роста и развития организма ребенка; закономерности морфофункциональной организации систем организма в раннем онтогенезе; физиологические основы психических функций. Студент должен уметь использовать психологические методы исследования личности, межличностных отношений и индивидуальных различий. Студент должен владеть системой знаний о человеке как субъекте деятельности и базовыми умениями научного изучения психологических законов.



Освоение данной дисциплины необходимо для эффективной организации специалистом совместной и индивидуальной деятельности младших школьников в соответствии с возрастными нормами их развития. Дисциплина «Психология младшего школьного возраста» является предшествующей для изучения курсов «Образовательные программы начальной школы», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция психического развития детей младшего школьного возраста», «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с ОВЗ», «Психологическая готовность ребенка к школе», ее освоение необходимо для прохождения педагогической практики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);



готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: содержание основных психологических теорий развития ребенка, методы исследования психического развития младших школьников; психологические особенности ребенка младшего школьного возраста, общие закономерности и условия развития психических функций в младшем школьном возрасте.

Уметь: применять методы детской психологии в исследовании возрастных и индивидуальных особенностей психики младшего школьника, определять наиболее оптимальные условия развития ребенка младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями, разрабатывать просветительские программы для родителей по проблемам: «Особенности психического развития младшего школьника», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Проблема адаптации детей к школе».

Владеть: понятийным аппаратом психологии развития, методами исследований в области детской психологии.

Методологической основой дисциплины являются фундаментальные работы отечественных психологов, прежде всего Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. Младший школьный возраст характеризуется по следующим критериям: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования возраста, кризисы. В программе подробно рассматриваются особенности общения младших школьников со взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками. Особое внимание уделяется характеристике особенностей и закономерностей развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер и самосознания ребенка от семи до одиннадцати лет, а также вопросам о психологической готовности ребенка к школьному обучению, о процессе адаптации детей к школе.

Формами организации обучения в рамках данного курса являются лекции и лабораторные занятия, а также самостоятельная работа студентов. Контроль результатов освоения знаний осуществляется в форме экзамена.

Содержание дисциплины разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010), и спланировано с учетом, предусмотренного учебным планом, бюджета времени.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема всего ЛК СМ ЛБ СР
Общая характеристика возраста    
Проблема готовности ребенка к школе  
Адаптация детей к школе  
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте  
Развитие личности младшего школьника    
Общение и взаимодействие младшего школьника со взрослыми и сверстниками  
  Экзамен      
  ИТОГО 2 з.е.

Краткое содержание дисциплины

Тема 1. Общая характеристика возраста

Особенности социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста. Изменение образа жизни ребенка с началом школьного обучения. Анатомо-физиологические изменения в младшем школьном возрасте

Теоретические подходы к развитию личности в среднем детстве: понимание латентной стадии в психоанализе (З.Фрейд, Э.Эриксон); когнитивная теория развития (Ж. Пиаже и Л. Кольберг); теория социального научения.

Кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса. Особенности течения кризиса у детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года) и поздно (7,3–8 лет). Новообразования кризисного периода. Возникновение личного сознания и внутренней жизни у младшего школьника.

 

Тема 2. Проблема готовности ребенка к школе

Физиологические и психологические компоненты готовности к обучению в школе.

Общая и специфическая психологическая готовность к обучению. Компоненты общей готовности к школе: социальная, интеллектуальная и личностная готовность, их характеристика. Развитие предпосылок учебной деятельности.

«Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению.

Проблема диагностики готовности ребенка к школьному обучению. Психолого-педагогический статус первоклассника как ориентир в диагностике готовности к школе.Критериальные и констатирующие характеристики, лежащие в его основе. Основные блоки, составляющие психолого-педагогический статус школьника.

Методы и методики, применяемые при массовом обследовании первоклассников и при индивидуальной, углубленной диагностике. Диагностика интеллектуальной, мотивационной, волевой готовности к школе.

Подготовка ребенка к вступительному собеседованию в школе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.