Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Психология учебной деятельности и ее субъекта.





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛДИНЫ

 

Тема I. Введение в проблематику педагогической психологии.

Педагогическая психология как наука и учебный предмет. Возникновение педагогической психологии как отрасли знания, ее становление и современное состояние. Предмет педагогической психологии. Содержание и задачи учебного курса "Педагогическая психология", его место и роль в профессиональной подготовке педагога.

Педагогическая психология в системе психологической науки; педагогическая и возрастная психология. Соотношение психологии и педагогики

Методологические основы отечественной психологии и специфика методического оснащения современной педагогической психологии. Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики.

Основные теоретические и прикладные задачи педагогической психологии. Педагогическая психология как практико-ориентированная наука, фактор развития образования и его субъектов.

Проблема структуры педагогической психологии. Психология воспитания и самовоспитания, психология обучения, психология личности и деятельности учителя – традиционные разделы педагогической психологии.



Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения (воспитания). Понятия "обучение", "развитие", "воспитание", "социализация", "адаптация", их соотношение. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе: недостаточная активность учащихся, объяснительно-иллюстративный характер обучения, перегрузка произвольной памяти и недогрузка мышления и творчества учащихся, низкая управляемость процесса и результата, ориентировка на "среднего" ученика и проблема "одаренных" детей, психологические последствия социальной нестабильности в России, проблема психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности, психологическое обеспечение образовательного процесса, личностно ориентированная педагогика и гуманистическая психология, психолого-педагогические вопросы изменения сроков и времени обучения в школе, психологические проблемы профессиональной ориентации, проблемы воспитания в современной российской школе.



Тема 2. Основные понятия и концепции психологии обучения.

Базовые понятия психологии обучения (научение, обучение, учение, учебная деятельность), история их становления. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе.

Концепции психологии обучения. Основные теории учения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. Общая характеристика, базовые понятия, этапы развития.

Ассоциативные теории учения. Понятие "ассоциация". Механизм образования ассоциаций как основа учения. Типы ассоциаций. Ограниченность ассоциативных теорий учения.

Аналитико-синтетические теории учения. Принцип развития мыслительных операций как основа обучения. Приемы умственной деятельности, психологические условия их формирования. Усвоение понятий в процессе обучения.

Психологическая сущность программированного обучения. Исходные теоретические положения и предпосылки возникновения программированного обучения, его сущность. Общие признаки и организация программированного обучения. Обучающая программа, требования к ее построению. Основные системы программированного обучения в зависимости от характера шагов программы, от способа ввода ответа, от степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых.

Необходимость теоретической обоснованности модели программирования, учения, личности обучаемого.

Границы эффективного использования и трудности реализации программированного обучения в современной школе.

Значение теории и практики программированного обучения для развития психологии обучения.



Основные психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Преимущества и недостатки компьютеризации образования.

Психологическая сущность и организация проблемного обучения. Проблемное обучение, его роль в развитии интеллектуальных, творческих возможностей учащихся. Понятие о проблемной ситуации, ее психологической структуре. Типы проблемных ситуаций.

Основные этапы проблемного обучения. Способы создания и использования проблемных ситуаций в процессе обучения, возрастание степени обобщенности учебного материала как главный принцип последовательности проблемных ситуаций.

Уровни проблемного обучения, возможности его реализации в массовом образовании.

Теория П.Я. Гальперина о поэтапно-планомерном формировании умственных действий. Исходные положения теории и методологическая сущность обучения, построенного на ее основе. Идея интериоризации. Идея управления процессом усвоения.

Структурный и функциональный состав действия. Параметры, характеризующие действие.

Организация ориентировочной части усвоения действий и понятий. Понятие ориентировочной основы действия (ООД). Типы ООД, их характеристика, составление схемы ООД Развивающий эффект построения ориентировок разного типа.

Этапы формирования умственных действий. Изменение основных параметров действия в процессе его отработки. Пооперационный контроль при усвоении переходной формы действия. Психологические условия приобретения действием обобщенности.

Возможности и ограничения реализации данной концепции в широкой образовательной практике.

Концепция В. В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении. Сущность и различия рассудочно-эмпирического и научно-теоретического мышления, формируемых в обучении. Особенности теоретического и эмпирического знания. Учебная деятельность (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) как форма усвоения теоретических знаний и необходимое условие формирования теоретического мышления школьников. Принципы построения учебных предметов и принципы обучения, организованного на основе концепции содержательного обобщения.

Обучение и умственное развитие. Опережающий характер обучения – основополагающий принцип современных психологических концепций обучения. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе. Выготский Л.С. о показателях умственного развития в процессе обучения. "Зона актуального развития" и "зона ближайшего развития", теоретическое и практическое значение этих понятий. Показатели развития в исследованиях Л. В. Занкова. Развитие мыслительных операций, приемов умственной деятельности и качеств ума как показателей умственного развития в исследованиях Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой. Обучаемость как способность к учению. Проблема умственного развития в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Тема 3. Психология учебной деятельности и ее субъекта.

Психологическая сущность, содержание учебной деятельности, специфика ее структуры.

Учебная задача как центральный компонент структуры учебной деятельности. Психологическое содержание понятия "учебная задача". Сравнительная характеристика учебной и конкретно-практической задачи. Основные принципы построения учебных задач при усвоении теоретических знаний.

Проблема самостоятельной постановки, выделения школьниками учебных задач. Преобразование конкретно-практической задачи в учебную как показатель развития учебной деятельности. Неумение выделять учебную задачу как скрытая трудность учения.

Этапы решения учебной задачи. Выполнение предметно-преобразующих действий, их функции. Действия моделирования, их функции и виды. Конструирование системы частных и конкретно-практических задач. Действия контроля и оценки.

Коллективно-распределенные формы организации деятельности учащихся по решению учебных задач.

Мотивы учебной деятельности. Мотив в структуре учебной деятельности, его основные функции. Мотив и цель. Мотив и смысл. Полимотивированность учебной деятельности. Виды мотивов учения. Учебно-познавательные мотивы, их содержательные и динамические характеристики. Психологические условия развития учебно-познавательной мотивации. Роль содержания и организации учебной деятельности в формировании учебно-познавательных мотивов. Влияние коллективных форм учебной деятельности и значение педагогической оценки в развитии мотивов учения. Изучение мотивов учения в деятельности учителя: цели, методы, проблемы.

Проблема оценки (самооценки) и контроля (самоконтроля) в учебной деятельности. Действия контроля и оценки в структуре учебной деятельности, их значение для формирования учебной самостоятельности школьника. Виды контроля и оценки. Отметка и оценка. Учебная самооценка и педагогическая оценка. Психологические условия формирования у школьников действий самооценки и самоконтроля.

Школьник как субъект учебной деятельности, его возрастно-психологическая характеристика. Умение учиться и обучаемость как характеристики субъектов учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности школьника на уроке, оценка ее сформированности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.