Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Характеристика познавательного развития ребенка





Учебная программа

по дисциплинЕ «Детская психология»

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование у студентов знаний о закономерностях, условиях и движущих силах психического развития ребенка в дошкольном детстве и умений применять эти знания на практике.

В ходе освоения учебной дисциплины должен:

Знать: содержание основных психологических теорий развития ребенка, методы исследования психического развития детей; психологические особенности ребенка младенческого, раннего и дошкольного возрастов, общие закономерности и условия развития психических функций в дошкольном детстве.

Уметь: анализировать теории психического развития ребенка, применять методы детской психологии в исследовании возрастных и индивидуальных особенностей психики ребёнка, определять наиболее оптимальные условия развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями, разрабатывать просветительские программы для родителей по проблеме: «Особенности психического развития ребенка».

Владеть: понятийным аппаратом психологии развития, методами исследований в области детской психологии.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методологической основой дисциплины являются фундаментальные работы отечественных психологов, прежде всего Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной. Периоды раннего онтогенеза характеризуется нами по следующим критериям: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования возраста, кризисы. В программе подробно рассматриваются особенности и динамика общения дошкольников с взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками. Особое внимание уделяется характеристике особенностей и закономерностей развития интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер и самосознания ребенка от рождения до семи лет, а также вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Тема 1. Предмет и методы детской психологии

Детская психология как раздел возрастной психологии: предмет и задачи. Понятие психического развития, психологического возраста. Специфика психического развития ребёнка. Историческая сущность природы детства. Парадоксы детства и особенности становления психики в разных общественных и исторических условиях (Д.Б. Эльконин). Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец).



Основные проблемы детской психологии: проблема условий и движущих сил психического развития, проблема соотношения обучения и психического развития ребенка, проблема периодизации психического развития.

Методы детской психологии. Классификация методов возрастной психологии (Б.Г. Ананьев). Специфика применения эмпирических методов в детской психологии.

Тема 2. Общая характеристика условий психического развития и деятельности ребенка от рождения до 7 лет

Особенности кризиса новорожденности: условия развития, рефлексы новорожденного, улыбка как новообразование новорожденности.

Характеристика психофизиологических особенностей младенца и социальной ситуации развития в младенческом возрасте. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца. Особенности развития в первом полугодии жизни: приоритетность сенсорного развития, ведущее значение ситуативно-личностного общения, особенности поведения («комплекс оживления»). «Акт хватания» как новообразование первого полугодия жизни. Особенности развития во втором полугодии жизни: значение развития движений, становление манипулятивной деятельности, развитие предпосылок речи, изменения в общении со взрослыми. Характеристика новообразований младенчества (речь, ходьба, «мотивирующие представления») (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Содержание и симптоматика кризиса 1 года жизни.



Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Предметно-орудийная деятельность как ведущая для ребёнка раннего возраста. Этапы и закономерности овладения ребёнком орудийными действиями (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). «Система-Я» как новообразование раннего возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович), его проявления в отношении ребёнка к себе, к предметному миру и к окружающим взрослым. Содержание и симптоматика кризиса трёх лет.

Социальная ситуация развития дошкольника. Виды деятельности дошкольника (продуктивная, трудовая, бытовая, учебная), их особенности и значение для психического развития ребенка, ведущая роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Психологические теории детской игры. Структура сюжетно-ролевой игры: сюжет и содержание игры (игровые действия, роли, правила). Динамика сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного детства. Новообразования дошкольного возраста: интеллектуализация поведения, самооценка, воображение (Л.С. Выготский), иерархия мотивов, «социальное-Я», произвольность, первичные этические инстанции (Д.Б. Эльконин). Содержание и симптоматика кризиса семи лет.

Тема 3. Особенности и динамика общения ребенка со взрослыми и сверстниками

Роль общения со взрослым в психическом развитии ребенка, понятие госпитализма. Условия формирования потребности в общении со взрослым у младенца. Динамика общения со взрослым в дошкольном возрасте: содержание, потребности и мотивы, значение для развития личности ребёнка (М.И. Лисина). Особенности общения дошкольников с родителями и воспитателями. Типы детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей. Модели педагогического общения, их влияние на становление детского коллектива, эмоциональное благополучие и психическое развитие детей.

Роль сверстника в психическом развитии ребёнка. Особенности общения со сверстниками. Специфика отношения к сверстнику в раннем детстве, первые формы взаимодействия детей. Возрастные особенности общения дошкольников: формы общения со сверстниками (М.И. Лисина). Особенности и динамика межличностных отношений дошкольников (Т.А. Репина). Причины нарушений общения и взаимоотношений дошкольников со сверстниками, возможности коррекции.

Тема 4. Характеристика познавательного развития ребенка

Развитие сенсорно-перцептивных способностей ребенка. Значение сенсорного развития в раннем онтогенезе, понятие сенсорной депривации. Натуральная и культурная линии в развитии сенсорики (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец). Особенности и условия сенсорного развития в раннем детстве. Качественные преобразования в восприятии дошкольников: условия, этапы и значение овладения перцептивными действиями и сенсорными эталонами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).

Развитие внимания ребенка: натуральная и культурная линии развития (Л.С. Выготский). Особенности внимания в раннем возрасте. Зависимость продуктивности внимания от психофизиологического состояния и вида деятельности ребенка. Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте, обусловленные созреванием ЦНС и культурным развитием ребенка. Возможности активизации внимания в раннем и дошкольном возрасте.

Развитие мышления и речи ребенка: общие закономерности (Л.С. Выготский). Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в раннем и дошкольном возрасте. Этапы развития речевого мышления в дошкольном детстве по Л.С. Выготскому. Особенности детской логики. Возможности активизации мыслительной деятельности детей в обучении: овладение наглядными моделями (Л.А. Венгер).

Развитие памяти ребенка натуральная и культурная линии развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Особенности памяти ребенка раннего возраста. Качественные преобразования в памяти дошкольников: развитие произвольной и логической памяти. Возможности освоения дошкольниками средств овладения собственной памятью (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). Условия оптимизации процессов памяти у дошкольников (З.М. Истомина).

Воображение и творчество ребенка: общие закономерности развития (Л.С. Выготский). Специфические функции воображения в дошкольном возрасте. Предпосылки воображения в раннем возрасте. Качественные преобразования в воображении дошкольников. Творчество детей в изобразительной, речевой и игровой деятельности. Пути активизации творческого воображения ребёнка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.