Тема 2 Строение и развитие половых клеток
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
Биология индивидуального развития
Учебная программа для специальности
Биология (научно-педагогическая деятельность)»
Факультет биологический
Кафедра физиологии человека и животных
Курс (курсы) 3
Семестр (семестры) 6
Лекции 24 часов Экзамен -
Лабораторные занятия 24 часа Зачет 6
СУРС 4 часа Курсовой проект (работа) нет
Всего аудиторных
часов по дисциплине 52 часа
Всего часов Форма получения
по дисциплине 74 часа высшего образования дневная
Составила Г.А. Медведева, ассистент
Учебная программа составлена на основе типовой, утвержденной _30 июня2010__ г., регистрационный номер ТД – G 292/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры физиологии человека и животных
___ __________ 2011 г., протокол № __
Заведующий кафедрой
доцент ____________ Л.А. Евтухова
Одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом биологического факультета
___ __________ 2011 г., протокол № __
Председатель
доцент ____________В.А. Собченко
Пояснительная записка
Биология развития – стремительно прогрессирующая биологическая дисциплина. Она представляет собой науку о становлении организма в ходе онтогенеза. Это одновременно одна из самых старых и самых молодых отраслей естествознания. Динамично развивающаяся биология развития, в настоящее время, приближается к пониманию молекулярно-клеточных механизмов возникновения живых организмов. Именно ей принадлежит объединяющая роль в отношении разных биологических дисциплин. Она дает основу для интеграции молекулярной биологии, физиологии, биохимии, морфологии, онкологии, иммунологии, а также эволюционных и экологических исследований.
Об успехах биологии развития свидетельствует тот факт, что в течение 10 последних лет (с 1995 по 2005 гг.) Нобелевский комитет трижды принимал решение о присуждении премии по физиологии или медицине за решение проблем из области эмбриологии. Задачей биологии развития является изучение закономерностей и механизмов онтогенеза. Несомненно, что для понимания любой области биологии необходимым знать и понимать процессы, приводящие к возникновению тех или иных тканей, органов и их систем, организмов и их сообществ.
Большинство биологических дисциплин изучают, как правило, статические, относительно неизмененные структуры, либо обратимые циклические процессы. Основное же свойство эмбриональных процессов – их необратимость, приводящая к образованию совершенных природных систем. При этом сложнейшие организмы возникают исключительно за счет внутренних факторов, почти не требуя внешних источников информации и управления.
Цель дисциплины - сформировать у студентов целостную систему знаний о развитии животных организмов и механизмах его обеспечивающих.
Задача курса - овладение основными терминами, понятиями и характеристикой методов биологии развития, формирование знаний о процессах развития в их реальной последовательности и взаимосвязи.
Студент должен знать:
– особенности строения и развития половых клеток;
– характеристику основных стадий раннего онтогенеза;
– сравнительную эмбриологию разных классов животного мира;
– развитие производных зародышевых листков;
– молекулярно-генетические механизмы процессов развития
Студент долженуметь:
– давать описание и анализировать эмбриологические микро- и макропрепараты, микрофотографии и видеофильмы;
– определить и охарактеризовать основные стадии развития организма;
– выявлять особенности развития и эмбриональной организации основных систем организма.
Материал дисциплины основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Цитология и гистология», «Физиология человека».
Дисциплина обязательного компонента «Биология индивидуального развития» изучается студентами 3 курса биологического факультета и 4 курса заочного факультета специальности 1 – 31 01 01 – 02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».
Общее количество часов – _74__; аудиторное количество часов — _52_, из них - на стационаре: лекции — _24_, лабораторные занятия — __24_, СУРС - _4_; на заочном факультете: лекции – 8, лабораторные занятия – 4. Форма отчётности – зачёт.
Содержание учебного материала
Тема 1 Введение
Предмет биологии индивидуального развития, ее место в системе биологических наук, связь с другими биологическими дисциплинами, история ее становления и развития. Основные концепции в биологии индивидуального развития. Преформизм. Эпигенез. Эволюционная эмбриология. Механика развития. Экспериментальная эмбриология. Биология индивидуального развития - новый этап в учении о закономерностях онтогенеза, возникший на основе синтеза достижений эмбриологии, молекулярной биологии, генетики, биохимии, иммунологии. Методы биологии индивидуального развития: описательные, цитологические, молекулярно-биологические, биохимические, иммунологические, экологические. Значение достижений биологии развития для медицины и здравоохранения, биотехнологии, сельского и других отраслей народного хозяйства.
Тема 2 Строение и развитие половых клеток
Половые и соматические клетки. Их сходство иразличие. Происхождение первичных половых клеток в онтогенезе. Миграция первичных гоноцитов. Проблемы выбора митоз-мейоз, спермий-яйцо. Современные представления обих решении.
Строение сперматозоида: головка, шейка, вставочный отдел, хвостик. Молекулярные особенности их структуры и функции. Развитие и созревание сперматозоидов. Строение семенников. Особенности строения и функции клеток Сертоли. Последовательные стадии сперматогенеза. Спермиогенез. Регуляция сперматогенеза.
Яйцеклетки. Строение и свойства. Яйцевые оболочки (первичные, вторичные, третичные), их функциональное значение. Строение яичника млекопитающих. Разновидности желтых тел. Атретические тела. Стадии развития фолликул (фолликулогенез).
Стадии оогенеза. Особенности стадии роста. Профаза мейоза: данные световой и электронной микроскопии об изменении ядерных и цитоплазматических структур в растущих ооцитах. Превителлогенез. Вителлогенез. Стадия созревания и редукция числа хромосом в мейозе. Блоки мейоза. Способы питания яйцеклеток. Поляризация яйцеклетки. Классификация яйцеклеток по количеству откладываемого желтка и по его распределению относительно полярной оси. Гормональная регуляция полового цикла у человека.
Тема 3Оплодотворение
Общая характеристика процесса оплодотворения и его биологическое значение. Стадии оплодотворения. Дистантное взаимодействие, привлечение спермиев к яйцу. Хемо- и реотаксисы. Концепция гамонов. Особенности оплодотворения у млекопитающих. Процесс капацитации. Его сущность и значение.
Контактное взаимодействие. Акросомная реакция спермиев и ее роль в соединении гамет. Биохимические особенности, молекулярный механизм реакции, основные этапы. Проникновение сперматозоида в яйцеклетку. Механизм активации яйцеклетки: инозитолфосфатная система. Быстрый и медленный блоки полиспермии. Кортикальная реакция и ее роль в защите яйца от полиспермии у физиологически моноспермных животных. Слияние генетического материала. Преобразование цитоплазмы яйца: ооплазматическая сегрегация.
Партеногенез. Андрогенез.
Тема 4Дробление
Общая характеристика процесса дробления. Особенности митотических циклов в процессе дробления. Молекулярная природа факторов, определяющих укороченный клеточный цикл. Пространственная организация дробления. Правила Гертвига-Сакса. Полное (голобластическое), частичное (меробластическое) дробление. Основные типы голобластического дробления (радиальное, спиральное, билатеральное, анархическое) и их особенности. Основные типы меробластического дробления (дискоидальное, поверхностное) и их особенности.
Основные типы бластул у животных с разным способом дробления, их строение и особенности.
Тема 5 Гаструляция
Общая характеристика процессов гаструляции. Основные способы гаструляции (инвагинация, эпиболия, деляминация, иммиграция, смешанный тип). Телобластический и энтероцельный способы закладки мезодермы. Способы образования вторичной полости тела. Методика маркировки частей зародыша. Карта презумптивных зачатков органов. Образование зародышевых листков (эктодерма, энтодерма, мезодерма) как результат гаструляции. Производные эктодермы, энтодермы, мезодермы. Механизмы гаструляции (морфогенетические перемещения, неравномерность клеточных делений, поляризация, сокращение, индукционные взаимодействия).
Тема 6Нейруляция
Образование нервной трубки, нервного гребня. Формирование хордального тяжа. Дифференциация мезодермы: сегментированная и несегментированная мезодерма (сомиты, париетальный и висцеральный листки спланхнотома, образование целома). Формирование кишечной трубки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|