Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно-методические указания





Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО

Социально-экономический институт

Финансово экономический факультет

Кафедра управления

 

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Учебная программа

Для специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Дневной и заочной форм обучения

Брянск 2009


 

Учебная программа по дисциплине «Теория управления» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Предназначена для студентов специальности 080504 – Государственное и муниципальное управление дневной и заочной форм обучения.

 

 

Составитель:

Косьянчук В.П. – д.с/х.н., профессор кафедры управления Брянского государственного университета.

 

Утверждена на заседании кафедры управления от 12 ноября 2008г., протокол №11.

 

Рекомендована к изданию ученым советом ФЭФ СЭИ БГУ от 04 декабря 2008г., протокол № 12.



 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………...4

2. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования…………………………………………………6

3. Организационно-методические указания …………………………………….6

4. Содержание курса. Содержание разделов (тем) дисциплины………….........9

5. Контрольные вопросы для самопроверки знаний……………………………12

6. Список основной и дополнительной литературы………………………........14

7. Глоссарий……………………………………………………………….............15


Пояснительная записка

Управленческий ресурс как интегрально-интеллектуальный сегодня становится определяющим. Его неполное или искаженное использование ведет к стагнации общественного развития, является тормозом прогресса. В силу целого ряда причин управленческий ресурс общества пока заморожен. Раскрыть его – задача первостепенной значимости.

Россия, войдя в переломный этап своего развития, попала в капкан «системного кризиса» (экономического, социального, политического) и в середине 80-х годов, и начале 90-х годов не смогла найти правильного выхода из него. Главная причина – кризис управления. Избежать управленческих ошибок, цена которых для общества по мере его усложнения все возрастает, можно только в одном случае – если опереться на современную теорию управления, общие законы и принципы науки. На сегодня необходима не вчерашняя, а современная управленческая парадигма, базирующая на достижениях многих наук, применение которой позволит обеспечить устойчивое развитие общества. Поэтому очевидно, что речь должна идти о серьезном повышении роли управленческих знаний. На основе этих утверждений можно сформулировать следующие группы способностей и качеств, которыми должны обладать специалисты и руководители на современном этапе:



- способность понимать современные тенденции управления, основополагающие научные подходы к управлению, принципы, методы и стили управления;

- наличие определенных навыков и умений в принятии управленческих решений, позволяющих получать прогнозируемый и максимально возможный результат.

Одна из основных задач современного российского управления объединение усилий многих субъектов управления, органов управления и отдельных специалистов в рамках целостного воздействия на общественные процессы, социальные организации и ресурсы сложных социальных систем, способствующих их саморазвитию и самоорганизации с учетом как познания их внутренних закономерностей, так и повышения эффективности целенаправленного воздействия.



Дисциплина «Теория управления» позволит будущим управленцам освоить общие основы теории управления, его базовые категории, законы, принципы, основные функции, раскрыть содержание управленческого ресурса его структуры, ввести слушателей в сложный мир управленческих отношений как особого вида общественных отношений, показать их значимость как важнейшего ресурса современного социального прогресса.

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Целью дисциплины «Теория управления» является формирования у студентов теоретических и практических навыков в изучении принципов построения и функционирования сложных социальных систем в условиях рынка, показать значимость управленческих отношений, как важнейшего ресурса общественного развития.

Основными задачамиявляются:

· выявление закономерностей и принципов управления;

· освоение современных методов, техники и технологии управления;

· изучение систем управления и их проектирование.

Роль и место курса в структуре учебного плана

(междисциплинарные связи)

Курс «Теория управления» имеет связь с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами, такими, как «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Теория организации», «Инновационный менеджмент», «Управленческие решения».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе освоения курса студент должен знать:

- базовые понятия управления, его общие принципы, функции;

- закономерности управления различными системами;

- организационные формы и принципы построения организационных структур;

- составляющие внешней и внутренней среды организации;

- коммуникационные процессы в управлении;

- возможности использования информационных технологий в управленческой деятельности;

- принципы проектирования и совершенствование структур управления;

- основы государственного управления.

Уметь:

- принимать эффективные решения, используя различные методы и подходы к разработке управленческих решений;

- сформулировать стратегические цели предприятия и управлять реализацией стратегии;

- проектировать организационную структуру управления;

- определять эффективность управленческого труда.

Ознакомиться с:

- ключевыми категориями, методами и принципами управления;

- этапами развития отечественной и зарубежной управленческой мысли;

- новой управленческой парадигмой;

- сущностной природой и значением процесса групповой динамики, лидерства, руководства, власти и влияния в организации;

- современной структурой государственных должностей;

- инновационными методами управления современных организаций.


2. Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплины

ОПД. Ф. 06 - «Теория управления»

Сущность и содержание теории управления; эволюция управленческой мысли; новая управленческая парадигма; теоретические основы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям. Цели и функции теории управления; функциональное разделение управленческого труда. Внутренняя и внешняя среда управления организационные формы и структуры управления. Общенаучные методы теории управления; методы управленческого воздействия; методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента. Методология и организация процесса разработки управленческого решения: целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив, действий. Коммуникация в процессе управления; управление как процесс; решения в процессе управления; модели и методы принятия решений; ситуационный подход в процессе управления. Основы кадровой политики на предприятии; активизация человеческого ресурса; условия и факторы результативной работы менеджера; культура и стиль. Государственная служба, управление и этика; специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента; затраты на управление; управление нововведениями и развитием теории управления. Системный подход; исследование систем управления и их проектирование.

Организационно-методические указания

Объем дисциплины, сроки изучения курса и виды учебной нагрузки

 

Вид учебной нагрузки Всего часов
Дневная форма обучения (5 лет) Заочная форма обучения (3,5 года)
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия, семинары
КСР
Самостоятельная работа  
Курсовая работа 4 семестр 4 семестр
Консультации
Зачет 3 семестр 3 семестр
Экзамен 4 семестр 4 семестр

Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины «Теория управления»

по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (5 лет) очное обучение/

(3,5 года) заочное обучение

 

№ п/п Название темы Общая трудоемкость Аудиторные занятия В т.ч. Самостоятельная работа Индивидуальная работа
Лекции Семинары
1. Сущность и содержание теории управления 6/4 4/1 2/0,5 2/0,5 2/3 -
2. Методологические основы управленческой науки 8/8 4/1 2/0,5 2/0,5 4/7 -
3. История развития управленческой мысли 10/8 6/2 4/1 2/1 4/6 -
4. Понятие и классификация организаций 6/4 4/1 2/0,5 2/0,5 -/2 2/1
5. Внутренняя среда организации и ее проектирование 6/7,5 2/0,5 2/0,5 - 4/7 -
6. Внешняя среда организации 8/9 4/1 2/0,5 2/0,5 4/8 -
7. Организационная структура – понятие, типология, принципы построения 8/9 4/1 2/0,5 2/0,5 4/8 -
8. Понятие и классификация функций управления 6/7,5 2/0,5 2/0,5 - 4/7 -
9. Планирование как функция управления   8/9 4/1 2/0,5 2/0,5 4/8  
10. Организация как функция управления. Функция контроля. 8/8,5 4/1,5 2/0,5 2/1 4/7 -
11. Функция мотивации 4/4,5 2/0,5 2/0,5 - 2/4 -
12. Методы управления 10/5,5 6/1,5 4/1 2/0,5 -/2 4/2
13. Организация и методы принятия управленческих решений 10/8,5 6/1,5 4/1 2/0,5 4/7 -
14. Управление как процесс коммуникаций 12/12 6/2 4/1 2/1 6/10 -
15. Групповая динамика 6/8,5 2/0,5 2/0,5 - 4/8 -
16. Лидерство и руководство 8/7 4/1 2/0,5 2/0,5 4/6 -
17. Власть и влияние руководителя 6/6,5 2/0,5 2/0,5 - 4/6  
18. Управление персоналом в системе современного менеджмента 8/8 4/1 2/0,5 2/0,5 4/7 -
19. Управление государственной службой 8/8,5 2/0,5 2/0,5 - 4/7 2/1
20. Эффективность управления 8/9 4/1 2/0,5 2/0,5 4/8 -
21. Системный подход. Исследование систем управления и их проектирования 10/11,5 4/0,5 2/- 2/0,5 6/10 -/1
22. Самоменеджмент 6/6 4/1 2/- 2/1 2/4 -/1
  ИТОГО 170/170 84/22 52/12 32/10 78/142 8/6

4. Содержание курса. Содержание разделов (тем) дисциплины

 

Изучение дисциплины предусматривает как проведение аудиторных занятий, включая лекции и семинарские занятия, так и обязательную самостоятельную работу студентов с литературными источниками.

В целом программа дисциплины «Теория управления» предполагает изучение 22 тем, указанных в тематическом плане.

Тема 1. Сущность и содержание теории управления.

Сущность, содержание и специфика управления. Субъект, объект управления. Место и роль управления в системе общественных отношений. Формы управленческого труда. Предмет и методы науки управления. Менеджмент в системе управления. Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента. Современная система взглядов на управление.

Тема 2. Методологические основы управленческой науки.

Методология и основные методы науки управления. Системный, процессный, ситуационный подходы и другие научные подходы к менеджменту. Современная парадигма управления и принципы менеджмента.

Тема 3. История развития управленческой мысли.

Формирование основных управленческих концепций и их развитие. Основные школы науки управления: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, количественная школа.

Развитие управленческой мысли и реформ государственного управления в России. Реформаторские нововведения М.М. Сперанского. Организационно-управленческая деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, А.А. Богданова, А.К. Гастева, П.М. Керженцева, Л.В. Конторовича, А.Н. Колмогорова и др. Современные модели менеджмента.

Тема 4. Понятие и классификация организаций.

Рассматриваются основные определения организаций, их характеристики, классификация; современные формы и модели организаций.

Тема 5. Внутренняя среда организации и ее проектирование

Понятие, составляющие внутренней среды организации. Подходы к выполнению параметров внутренней среды организации. Структура целей, их классификация по признакам. Понятие задачи, как внутреннего фактора организации, виды задач, процесс делегирования задач. Организационная структура, специализированное разделение труда, сферы контроля. Понятие и виды технологий. Человек – основной фактор внутри организации. Индивидуальные характеристики, влияющие на поведение людей в организации.

Тема 6. Внешняя среда организации.

Понятие внешней среды и классификация ее факторов. Характеристики состояния внешней среды: подвижность, неопределенность, сложность. Среда прямого воздействия. Анализ и оценка состояния внешней среды организации.


Тема 7. Организационная структура.

Организационно-правовые формы предприятия. Понятие структуры управления. Элементы структуры управления: звенья, уровни управления и связи. Типы структур управления по признакам:

- ступенчатости – двух, – трех, – четырех – и т.д.

- компетенции или характеру связей между различными подразделениями организации – линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и т.д.

Принципы построения организационных структур.

Характеристика структур управления, их достоинства и недостатки.

Тема 8. Понятие и классификация функций управления

Сущность и состав функций управления, их классификация. Содержание, процесс и структура функции управления. Общие функции управления, конкретные функции управления.

Тема 9. Планирование как функция управления

Понятие и виды планирования, этапы, принципы осуществления функции планирования. Стратегическое планирование, планирование реализации стратегии.

Тема 10. Организация как функция управления. Функция контроля.

Понятие организации как функции управления, этапы, принципы осуществления функции организации. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации. Понятие и состав функции контроля, виды, этапы функции контроля. Организация эффективного контроля.

Тема 11. Функция мотивации

Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования. Теории и принципы мотивации.

Тема 12. Методы управления.

Общенаучные методы, специфические методы управления: методы управления функциональными подсистемами организации, методы выполнения функции управления, принятие управленческих решений. Методы управленческого воздействия: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические, воздействие на основе лидерства, автоматизированные методы управления.

Тема 13. Управленческие решения

Понятие управленческих решений, их классификация. Процесс принятия управленческих решений, основные его стадии и этапы. Организационные и рациональные решения. Индивидуальное и групповое принятие решений. Модели принятия решений: рациональная, ограниченной рациональности, политическая. Методы приятия решений: неформальные, коллективные, количественные. Методы прогнозирования. Условия эффективности управленческих решений.

Тема 14. Управление как процесс коммуникаций.

Коммуникационный процесс. Понятие, виды и модели коммуникаций. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Межличностные и организационные коммуникации. Коммуникационная политика организаций. Совершенствование коммуникаций в организациях.

Тема 15. Групповая динамика

Группа, ее виды и основные характеристики, формальные и неформальные группы в организациях. Взаимопонимание личности и группы, межличностные отношения в группах, межгрупповое взаимодействие, повышение эффективности деятельности групп.

Тема 16. Лидерство и руководство

Понятие лидерства и руководства, теории лидерства, стиль руководства и элементы его определяющие, подходы к изучению и улучшению стиля руководства.

Тема 17. Власть и влияние руководителя

Понятие власти и влияния, баланс власти. Формы власти и влияния. Харизма.

Тема 18. Управление персоналом.

Сущность кадрового менеджмента. Организационная деятельность кадровых служб. Система работы с персоналом. Подбор персонала: расчет потребности в персонале, модели рабочих мест, профессиональный набор и отбор персонала. Оценка сотрудников и прием на работу.

Тема 19. Управление государственной службой

Понятие управления государственной службы. Основные направления деятельности органов управления государственной службы.

Федеральные органы управления государственной службы. Основные полномочия Совета по вопросам государственной службы.

Государственные органы по вопросам государственной службы субъектов РФ. Основные их функции. Кадровые службы государственных органов. Финансирование, профессиональные союзы на государственных службах.

Тема 20. Эффективность управления

Понятие эффективности, результативности, производительности в менеджменте. Показатели эффективности управления и подходы к их определению. Определение факторов роста эффективности управления в современных условиях.

Тема 21. Системный подход. Исследование систем управления и их проектирование.

Общие понятия «система». Иерархия материальных систем. Классификация систем. Общие свойства сложных систем.

Хозяйственная, социальная организация как открытая система. Принципы построения структуры управления.

Системный подход к управлению производством. Цели, задачи, процесс управления производством. Функции управления производством.

Оперативное управление производством. Основные положения по разработке оперативно-календарных планов, составлению сменно-суточных заданий. Организация и координация работы по выполнению производственных программ и заданий. Управление риском.

Тема 22. Самоменеджмент.

Понятие самоменеджмента и его основные функции. Управление карьерой, своим временем, организация личного труда, управление стрессом. Имидж менеджера и способы его формирования.

 

5. Контрольные вопросы для самопроверки знаний

Являются основой для подготовки материалов для текущей и итоговой аттестации. Представляют собой примерный перечень вопросов к зачету и экзамену.

 

1. Сущность, содержание и специфика управления.

2. Предмет и метод науки управления.

3. Менеджмент в системе управления.

4. Современная система взглядов на управление.

5. Формирование основных управленческих концепций и их развитие.

6. Школа научного управления. Ф.У. Тайлер и его последователи.

7. Школа административного управления, А. Файоль.

8. Школа человеческих отношений и поведенческих наук, Э. Мэйо.

9. Развитие науки управления в России.

10.Системный, ситуационный и социальный подходы.

11.Особенности и основные черты японского менеджмента.

12.Миссия организации.

13.Цели организации.

14.Установление целей.

15.Управление по целям (результатам).

16.Сущность и состав функций управления, их классификация.

17.Функции организовывания, мотивации и контроля.

18.Организационно-правовые формы предприятий.

19.Типы структур управления.

20.Дивизионная структура управления.

21.Понятие внешней среды и классификация ее факторов.

22.Понятие функции управления и значение выделения функций для теории

и практики управления.

23.Общие функции управления.

24.Конкретные функции управления.

25.Понятие и состав функции контроля.

26.Понятие организации как управленческой функции.

27.Этапы и принципы осуществления функции контроля.

28.Делегирование полномочий как важная составная часть функции

организации.

29.Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования. 30.Содержательные теории мотивации.

31.Принципы мотивации.

32.Процессуальные теории мотивации.

33.Составляющие внутренней среды организации.

34.Характеристика состояния внешней среды.

35.Среда прямого воздействия.

36.Среда косвенного воздействия.

37.Общенаучные методы управления.

38.Специфические методы управления.

39.Методы управленческого воздействия.

40.Экономические методы управления.

41.Воздействие на основе лидерства.

42.Научные подходы к менеджменту.

43.Принципы менеджмента.

44.Понятие управленческих решений, их классификация.

45.Индивидуальное и групповое принятие решений.

46.Процесс принятия управленческих решений.

47.Организация и контроль выполнения решений.

48.Методы принятия управленческих решений.

49.Значение коммуникаций. Коммуникационный процесс.

50.Виды коммуникаций.

51.Коммуникационные модели.

52.Коммуникационные сети.

53.Значение управленческих решений и требования к ним.

54.Основные этапы разработки и реализации управленческих решений.

55.Принципы разработки управленческого решения.

56.Организационно-административные методы управления.

57.Социально-психологические методы управления.

58.Особенности межличностных коммуникаций.

59.Пути совершенствования межличностных коммуникаций.

60.Значение организационных коммуникаций в функционировании

организации.

61.Формы и методы организационных коммуникаций. 62.Сущность кадрового менеджмента.

63.Организация деятельности кадровых служб.

64.Отбор персонала.

65.Оценка сотрудников и прием на работу. 66.Развитие организации и ее сотрудников. 67.Профессиональное обучение персонала. 68.Планирование и подготовка резерва кадров. 69.Методы оценки персонала.

70.Понятие, управления государственной службой.

71.Федеральные органы управления государственной службой.

72.Государственные органы по вопросам государственной службы

субъектов РФ.

73.Научные основы исследования малых групп.

74.Виды и основные характеристики групп. 75.Характеристики формальных групп в организациях. 76.Процесс формирования команды.

77.Особенности неформальных групп.

78.Повышение эффективности деятельности групп. 79.Понятие лидерства и руководства.

80.Стиль руководства и элементы, его определяющие.

81.Подходы к изучению и улучшению стиля руководства. 82.Понятие власти и влияния. Баланс власти.

83.Формы власти и влияния.

84.Харизма.

85.Сущность эффективности менеджмента.

86.Понятие эффективности, результативности, производительности в менеджменте.

87.Показатели эффективности управления и подходы к их определению.

88.Определение факторов роста эффективности управления в современных условиях.

89.Подбор и прием на работу.

90.Управление служебно-профессиональным продвижением персонала в организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.