Сделай Сам Свою Работу на 5

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Учреждение образования

“Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”

 

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета искусств и дизайна   ______________ Л.О. Черниловская ___ ____________ 2011 г.   Регистрационный № УД- ________/р.

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Учебная программа для специальности:

( рабочий вариант)

1 – 19 01 01 – 05 “Дизайн (костюма и тканей)

Факультет искусств и дизайна

Кафедра дизайна

Курс (курсы) 1

Семестр (семестры) 1

  Лекции 34   Экзамен ____1______ (семестр)
Практические (семинарские) занятия 16     Зачёт -  
Лабораторные занятия     Курсовая работа (проект) -  
Всего аудиторных часов по дисциплине 50    
Всего часов по дисциплине 125   Форма получения высшего образования дневная
Составил(а) преподаватель Чайко Марина Петровна    

 

 

2011 г.


 

Учебная программа (рабочий вариант) составлена на основе учебной программы “История дизайна” (рег. № ТД-С.032/тип. от 14.05.2010 г.)

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта

на заседании кафедры дизайна

 

_________________20___г., протокол N°__

Заведующий кафедрой

___________________ А.А. Лещинский

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Методической комиссии по специальности (ям) 1-19 01 01- 05 “Дизайн (костюма и тканей)

_________________20___г., протокол N°__

Председатель

___________________ А.Б. Коженевская

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета

Искусств и дизайна

_________________20___г., протокол N°__

Учёный секретарь

___________________ Т.Г. Барановская

(подпись) (И.О.Фамилия)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Цели и задачи учебной дисциплины

Программа курса «История дизайна» для специальностей 1-19 01 01-05 «Дизайн (костюма и тканей)»предусматривает последовательное рассмотрение основных вопросов истории дизайна, его основных направлений.

Студенты знакомятся с историей дизайна на лекциях, посвященных отдельным историческим периодам: предметный мир доиндустриальных цивилизаций, зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии, развитием дизайна в XXв.



Целью курса по истории дизайна является:

• приобретение, углубление и систематизация знаний по истории
дизайна от канонической до проектной культуры;

• определение исторических предпосылок и художественных направлений оказавших непосредственное влияние на формирование дизайна;.

• изучение основных дизайнерских стилей, направлений и школ;

• освоение визуального материала по курсу.

 

Формы и методы обучения и воспитания

Преподавательский процесс осуществляется на дневной форме обучения, включающей лекционные занятия; практические занятия; самостоятельную работу студентов. В преподавании данной дисциплины используется информационная технология обучения.

1.3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает навыки подготовки докладов, материалов к презентациям, использование глобальных информационных ресурсов.

Требования к компетентности (согласно образовательного стандарта специальности)

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

· научные, методологические принципы исторического исследования в дизайне;

· исторические, социальные, культурные и экономические факторы становления дизайна;

· особенности и качественные характеристики основных периодов становления дизайна;

· основные теоретические концепции и школы мирового дизайна;

· особенности становления и развития дизайна в СССР;

· особенности становления и развития дизайна в Беларуси;

· организационные формы современного дизайна;

уметь:

· проводить исторические исследования;

· работать с научно-исследовательской литературой;

· собирать, анализировать и систематизировать исторические факты в области дизайна;

· выявлять общие закономерности формирования парадигм дизайн-деятельности;

· устанавливать причинно-следственные связи явлений, оказавших влияние на развитие дизайна.

 

владеть навыками:

· применения полученных знаний на практике;

· самостоятельной работы с литературными источниками и поиска дополнительной информации в области истории графического дизайна;

· идентификации и анализа проектов графического дизайна различных исторических эпох.

Распределение общих и аудиторных часов по семестрам

Для специальности 1-19 01 01-05 «Дизайн (костюма и тканей)» курс «История дизайна» рассчитан на 1 семестр и включает 50 часов, из них 34 лекционных и 16 практических, 2 часа консультации, 5 часов экзамен.

КСР – 75 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Номер раздела (темы, занятия) Название раздела (темы, занятия) Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой)
Дизайн и его вклад в культуру XX в. История формирования «Дизайна», как самостоятельного вида изобразительного искусства. Дизайн и его место в культуре XX в. Современные формы организации дизайнерской деятельности.
Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии.   Проблема художественного кризиса в ремесленных и производственных изделиях вызванных промышленным переворотом XIX века и поиск в области теории и практики формообразования на рубеже XIX – начала XXвв.
Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна. У истоков дизайн-образования: школа А. Ван де Вельде. Появление нового архитектурного стиля Модерн, развитие ремесел, новых строительных технологий
Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции. Переход от ремесленного и мануфактурного производства к машинному. Утрата индивидуального почерка и обезличивание продукции.
Первые теории дизайна: теория и практика Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности. Воспитание художественного вкуса У. Моррисом и его эстетическая концепция.
Модерн   Первый синтетический стиль в искусстве. Стилистика и эволюция модерна. «Ар Нуво», «Арт Деко», «Либерти», «Сецессион». Истоки и теоретики модерна.
Мастера Модерна: А. Ван де Вельде и Ч. Р. Макинтош Декоративизм и орнаментальность мебели, новаторская конструктивность линии модерна.
Конструктивизм. Северный модерн. Век индустрии, функционализма и массового производства. Возрождение ремёсел, культ ручного труда. Рождение конструктивизма, его развитие как реакции на флореальные и растительные мотивы.
Петер Беренс – первый промышленный дизайнер. Творчество Петера Беренса и его роль в формировании промышленной культуры. Сочетание художественной образности формы и её соответствием функции и технологической естественностью.
Немецкий Веркбунд – первый союз промышленников и художников. Деятельность немецкого Веркбунда неотъемлемая часть истории европейского дизайна XX в. художественный опыт Мутезиуса, Ван де Вельде, Беренса, Ле Корбюзье и др.
Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна Баухауз – первая крупная школа промышленного проектирования, эстетика промышленной продукции. Разработка для индустрии типов и моделей, утилитарных вещей повседневного обихода по новейшим достижениям техники.
Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX – нач. XX в. Увеличение мощности промышленного производства. Возможность показа своих достижений, высоких качеств машин и приборов на международных выставках.
Развитие дизайна в XXв. Смена художественного центра в мировой культуре. Массовая эмиграция прогрессивных дизайнерских кадров в США. Влияние опыта западно-европейских школ на формирование американского дизайна.
Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна. «Индустриальный дизайн», эстетическое освоение новых индустриальных форм. Роль дизайна в формировании общества массового потребления. Специфические особенности творчества промышленного дизайна.
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна. Творческая практика Лоуи – концепция конкурентоспособности. Дизайн как отрасль современного производства и неотъемлемая часть индустрии, быта, торговли.
Дизайн в США в послевоенные годы. Разделение послевоенного дизайна на две противоположные тенденции. Новые направления в дизайне. Творчество Виктора Папанека и Бакминстера, Фуллера.
Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XXв. Дизайн в послевоенной Европе в Англии, Германии, Италии, Франции. Возникновение Дизайн-интеръеров. Поднятие внутренней экономики государства путем конкурентоспособности товаров на внешних рынках.
Белорусский корень мирового дизайна. Первая школа в Белоруссии ориентированная на проектную культуру. Творчество Казамира Малевича, идейная основа объединения «УНОВИС» и их вклад в развитие мирового дизайна.
Современный белорусский дизайн. Белорусский союз дизайнеров и его основные направления деятельности. Дизайн конца XX начала XXI в. Ведущие специалисты республики и их профессиональная деятельность.
Предметный мир доиндустриальных цивилизаций. Ремесла Древнего Египта и его материальная культура. установление норм сознательной творческой деятельности. Древнеегипетский стиль. Каноническая культура эпохи Античности: Греция и Рим, колыбель европейской культуры. Гармоничное сочетание жизнеподобия и меры, эстетизм и рациональная конструкция. Эпоха Возрождения. Разделение искусства на «чистое и прикладное». Процесс дифференциации профессии. Технические изобретения, рост художественного вкуса, предметный мир эпохи Возрождения.
Феномен японского дизайна. Синтез национальных традиций многовековой культуры и лучших мировых достижений в области дизайна. Характер прогрессивного развития японского дизайна. Японская ассоциация художественного проектирования окружающей среды в век промышленного производства.
Современное искусство и дизайн. Поп-арт и Хай тек. Поп-арт и идеи постмодернизма. Творчество Энди Уорхола и его вклад в развитие рекламы. Хай тек, как новое направление в искусстве архитектуры. Центр Жоржа Помпиду «Бобур». Эстетика материала.
Производственное искусство в Советской России: теория и практика. Авангардные течения первого десятилетия XX в. как истоки дизайна в России. Формирование движения – «Производственное искусство».
Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. Подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности. Реформа художественного образования.    
Дизайн в Советском Союзе в 1960-1980 гг. Художественное конструирование и художественное проектирование, как два основных направления 1960-х г. Внесение эстетического начала в предметную среду и попытки перенятия опыта западного дизайна.
Развитие дизайна ткани в начале XX века. Конструктивизм и текстильное производство. Творческие эксперименты Степановой и Поповой на текстильной фабрике в Москве. Орнамент как основной художественный элемент текстиля 20-30 г. XX века.
Проблемы современного этапа развития дизайна. Бурное развитие научно-технического прогресса и вызванные им социальные и экологические проблемы. Возникновение в 1970 г. экологического подхода в дизайне. Формирование культурологического подхода в дизайне.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Номер раздела(темы, занятия) Название разделы (темы, занятия); перечень изучаемых вопросов[2] Количество аудиторных часов Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студента
Дизайн и его вклад в культуру XX в.         №1-6  
Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии         №5,7  
Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.         №5  
Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции.         №5  
Первые теории дизайна: теория и практика         №5-6  
Модерн         №6  
Мастера Модерна: А. Ван де Вельде и Ч. Р. Макинтош         №6  
Конструктивизм. Северный модерн         №1,2  
Петер Беренс – первый промышленный дизайнер         №7  
Немецкий Веркбунд – первый союз промышленников и художников.         №3,6  
Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна         №3,5  
Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX – нач. XX в.         №8  
Развитие дизайна в XX в.         №9  
Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна         №4,8  
Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна         №10  
Дизайн в США в послевоенные годы         №3,6  
Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX в.         №3,9  
Белорусский корень мирового дизайна         №6  
Современный белорусский дизайн         №6  
Предметный мир доиндустриальных цивилизаций         №6  
Феномен японского дизайна         №6  
Современное искусство и дизайн. Поп арт и Хай тек.         №1,5  
Производственное искусство в Советской России: теория и практика.         №1,2  
Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.         №1,2  
Дизайн в Советском Союзе в 1960-1980 гг.         №1,2  
Развитие дизайна ткани в начале XX века.         №1,2  
Проблемы современного этапа развития дизайна.         №9  
               

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.