Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.





Лекции – 4 часов. Практические занятия – 8 часов.

 

Тема 6. Специальные и отраслевые теории. Социология права.

Отраслевые социологические дисциплины (экономическая социология, социология образования, права, политики, религии и т.п.) и специальные социологические теории (молодежи, морали, семьи и др.) Их соотношение и взаимосвязь с общей социологией.

Место отраслевых социологий в структуре социологического знания. Объект, предмет, функции и методы исследования отраслевых социологий, их отличие от общей социологии. Классификация отраслевых социологий. Теории, объясняющие социальную жизнь общества в единстве с другими сферами жизни социума. Теории, анализирующие социокультурные явления и развитие личности.

Развитие отраслевых социологических дисциплин как рефлексия на потребности практической жизни.

Социология права как отрасль социологической науки, ее объект, предмет, законы, категории и структура. Правовое сознание и его специфика как социологической категории. Правовая деятельность и юридическая организация. История становления, развития и современное состояние социологии права. Методологические основы социологии права. Социальная обусловленность права и её социологическая характеристика. Социальное действие права и механизм его функционирования. Социологический подход в исследовании права и правовых явлений. Гносеологическая роль социологического подхода к выведению социальных закономерностей правового феномена. Экспертный метод в исследовании правовых явлений.



Направления и тенденции развития социологии права в современной России.

Тема 7. Социологическое исследование: понятие, этапы и виды

 

Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции, виды и этапы. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа социальных и правовых явлений. Методы обработки информации.



Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологические исследования и развитие правовой науки: проблемы и пути реализации. Социально-правовые исследования и юридические практики. Эмпирические методы в изучении правовых явлений. Социологическое моделирование как метод исследования социальных и правовых отношений и процессов.

Экспертный подход в исследовании права и правовых явлений. Специфика применения метода экспертного опроса в правовой практике. Техника осуществления экспертной оценки правовых фактов.

Проведение социологических исследований в Российской Федерации как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и национальной безопасности.

Лекции

Основное назначение лекционного курса для специалиста заключается в том, чтобы помочь студентам вникнуть в предмет и правильно организовать самостоятельную работу студентов над курсом «Социологии» в течение срока изучения предмета, направить и организовать самостоятельную познавательную и творческую деятельность студентов. Эффективность небольшого лекционного курса по «Социологии» зависит от проблемного, концентрированного изложения основных тем курса. В связи с этим наиболее приемлемыми являются обзорные лекции по сквозной тематике. В лекциях должно присутствовать гармоничное сочетание доступности изложения и высокого теоретического содержания.



Лекции должны стать для студентов путеводителем в лабиринте социологических проблем.

Лекции должны:

§ познакомить студентов с основными социологическими понятиями, законами и парадигмами.

§ Показать становление и формирование категорий социологии по мере развития социологического знания.

§ Познакомить студентов с современными социологическими школами, направлениями и течениями. В лекциях необходимо остановиться на методологической роли социологии по отношению к правовой теории и юридической практике.

§ Дать рекомендации по использованию основной и дополнительной учебной литературы, по использованию методов самостоятельной работы.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Раздел I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тема лекции 1. Социология как наука: история становления и современность (2 часа).

 

Вопросы лекции:

1. Социология как отрасль научного знания и как учебная дисциплина.

2. Зарубежная социология: предпосылки, основные школы, парадигмы и направления

3. Становление и развитие Отечественной социологии.

 

Тема лекции 2.Общество как социетальная и социокультурная система (2 часа).

Вопросы лекции:

1. Понятие общества и его основные признаки

2. Типологическая характеристика обществ

3. Понятие и сущность культуры: социологический подход.

Тема лекции 3.Социология личности. Процесс социализации индивида (2 часа).

Вопросы лекции:

1. Понятие, структура и типологии личности

2. Статусно-ролевые концепции личности

3. Социализация личности и девиация

 

Раздел II.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБЩЕСТВА

Тема лекции № 4.Социальная структура и стратификация (2 часа).

Вопросы лекции:

 

1. Социальная структура общества: понятие, элементы и основные концепции

2. Социальные группы, общности, институты и организации: виды и функкции

3. Теории социальной стратификации в современном обществе

4. Социальной мобильности: Виды и факторы

 

Тема лекции 5. Социальный контроль и общественное мнение в системе социального управления(2 часа).

 

1.Социальное управление и социальная политика

2. Социальный контроль как: понятие, признаки, виды, функции и механизм социальной регуляции поведения людей.

3. Гражданское общество и общественное мнение

 

Раздел III.ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

Тема лекции 6.Специальные и отраслевые теории. Социология права (2 часа).

 

Вопросы лекции:

 

1. Понятие и классификация отраслевых и специальных социологических теорий. Их соотношение и взаимосвязь с общей социологией.

2. Социология права – как наука и учебная дисциплина. Основные направления социологии права. Социология права и другие общественные науки.

3. Структура, содержание и функции социологии права. Основные черты зарубежной и отечественной социологии права.

 

Тема лекции 7. Социологические исследования как инструмент социального управления и познания общества (2 часа).

Вопросы лекции:

 

1. Социологические исследования: понятие, виды, структура, этапы и процедуры.

2. Программа социологического исследования как теоретическая разработка способов изучения и разрешения конкретной проблемы

3. Методы сбора, обработки и анализа данных в социологическом исследовании.

 

Задания для подготовки к лекциям

 

· Предварительное знакомство с категориальным аппаратом, используемым в лекции.

· Знакомство с рекомендованными первоисточниками.

· Знакомство с основной и дополнительной литературой.

· Продумывание проблемных вопросов, поставленных на предыдущей лекции.

 

3.3. Практические (семинарские) занятия для студентов очной формы обучения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.