Тема 3. Рынок как основная среда маркетинга
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
МАРКЕТИНГ
для спец. 080507.65 «Менеджмент организации»
специализаций «Производственный менеджмент», «Управление качеством», «Гостиничный и туристический бизнес», «Менеджмент рекламного дела»
Программа дисциплины “Маркетинг”
для спец. 080507.65 «Менеджмент организации»
специализаций «Производственный менеджмент», «Управление качеством», «Гостиничный и туристический бизнес», «Менеджмент рекламного дела»
Разработана на кафедре маркетинга.
Составитель канд. экон. наук Т.В. Болдырева
Введение
Дисциплина «Маркетинг» изучается при подготовке студентов по экономическим специальностям, в частности при подготовке специалистов по специальности 061100 – «Менеджмент организации».
Изучение курса «Маркетинг» является важным элементом процесса подготовки высококвалифицированных специалистов-экономистов.
Целью курса является подготовка студентов к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные аспекты маркетинговой деятельности фирм в рыночных условиях хозяйствования.
Задачами курса являются: ознакомление студентов с содержанием и сущностью, основными принципами и целями, конкретной стратегией и тактикой маркетинга как средства для достижения определенных рыночных целей наиболее эффективным способом; приобретение студентами теоретических знаний в области маркетинга для их успешной реализации на практике.
Курс подготовлен на основе глубокого анализа современной отечественной и зарубежной экономической литературы по данной дисциплине.
Преподавание данного курса ведется в тесной связи с курсами «Экономическая теория», «Теория организации», «Статистика», «Менеджмент», «Организационное поведение», «Основы бизнес-планирования», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный менеджмент» и другими.
При изучении курса студенты знакомятся с предпосылками возникновения и хронологией периодов развития маркетинга; социально-экономической сущностью и содержанием рыночной концепции маркетинга; рассматривают рынок как основную среду маркетинговой деятельности; анализируют товар и методы его распространения, ценовую политику и рекламу, прогнозирование спроса и стимулирование сбыта как элементы комплексной системы маркетинга.
Курс предусматривает чтение лекций, проведение практических занятий по темам данной программы. Главной целью практических занятий является закрепление теоретических дискуссионных и проблемных вопросов, а также выработка конкретных способов осуществления маркетинговой деятельности в зависимости от постоянно меняющихся внешних условий и внутреннего потенциала предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет и задачи курса
Значение изучения маркетинга в современных условиях. Предмет курса и его место в системе преподавания общих и специальных экономических дисциплин. Метод курса.
Основное содержание курса и логика его построения. Основные задачи курса. Инструментарий маркетинга. Области применения маркетинга.
Тема 2. Понятие и история возникновения маркетинга
Предпосылки возникновения маркетинга. Хронология периодов развития маркетинговой мысли. Маркетинг как сбытовая деятельность и как теоретический курс. Исторический аспект развития сущности и содержания маркетинга. Этапы развития маркетинга как науки. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства. Роль маркетинга в экономическом развитии страны.
Понятие и сущность маркетинга: комплексное исследование товарного рынка; планирование товарного ассортимента; разработка мероприятий для более полного удовлетворения реально существующих и потенциальных потребностей и покупательских предпочтений; выявление неудовлетворительного спроса и потенциальных потребностей клиентов; планирование и стимулирование сбыта; воздействие маркетинга на организацию и управление производством и другие проблемы. Маркетинг как функция и как «философия бизнеса».
Основные цели и принципы маркетинга. Ориентация деятельности предприятия на конкретный рынок и характеристика целей, вытекающих из данного принципа маркетинга. Целевая ориентация и комплексность маркетинга. Сегментирование рынка как один из принципов маркетинговой деятельности предприятия. Цели маркетинга: завоевание рынка, создание и укрепление рыночных позиций и престижа фирмы. Основные принципы и функции маркетинга. Комплекс маркетинга. Исследование рынка.
Субъекты маркетинга в предпринимательской сфере: производители товаров и услуг, потребители и посредники.
Маркетинговая среда. Факторы внутренней и внешней среды предприятия. Системный подход в маркетинге. Элементы маркетинговой системы: поставщики, конкуренты, посредники, потребители (рынок) и фирма (компания).
Тема 3. Рынок как основная среда маркетинга
Понятие и общая характеристика рынка. Определение рынка и рыночного хозяйства. Условия, необходимые для возникновения рыночных отношений. Признаки рынка. Классические черты, субъекты и объекты рыночного хозяйства.
Понятие спроса и предложения на рынке. Конъюнктура рынка и рыночное равновесие. Исследование емкости товарного рынка.
Потребности и процесс их развития. Классификация потребностей: материальные, духовные и социальные потребности; первичные и вторичные потребности, связанные с мотивацией человеческой деятельности; «иерархия потребностей Абрахама Маслоу»; классификация потребностей по степени удовлетворения; классификация потребностей по уровню возможного насыщения.
Виды рынков и их классификация: по экономическому назначению субъектов рыночных отношений, по объектам обмена, по географическому положению, по степени ограничения конкуренции, по характеру продаж, по отраслям. Преимущества и негативные стороны рынка.
Формы воздействия государства на спрос и предложение: косвенное воздействие государства на спрос и предложение; прямое воздействие государства на спрос и прямое воздействие государства на предложение.
Тема 4. Социально-экономическое содержание и современная концепция маркетинга
Подходы к определению содержания маркетинга. Сущность маркетинга как рыночная деятельность предприятия. Содержание маркетинга как торговой, сбытовой деятельности фирм. Сущность и содержание распределительного подхода к маркетингу. Функциональный маркетинг.
Маркетинг как целостная рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия в современных условиях. Этапы становления и эволюции рыночной концепции маркетинга. Содержание социальной ответственности маркетинга. Основные задачи, стоящие перед современным маркетингом как рыночной концепции управления производством и вытекающие из них функции.
Основные формы маркетинга: маркетинг, ориентированный на продукт; маркетинг, ориентированный на потребителя; интегрированный маркетинг. Подвиды маркетинга в зависимости от состояния спроса: конверсионный маркетинг, развивающийся маркетинг, ремаркетинг, дифференцированный маркетинг, демаркетинг, противодействующий маркетинг, синхромаркетинг, пробный маркетинг. Подвиды маркетинга в зависимости от выбора сегментов рынка: промышленный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг, массовый маркетинг.
Виды и объекты маркетинга. Классификация маркетинга в зависимости от вида товара: маркетинг потребительских товаров, маркетинг товаров производственно-технического назначения (промышленный маркетинг) и маркетинг услуг. Теория потребительского поведения. Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний.
Классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке: конверсионный, стимулирующий, развивающийся, поддерживающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, демаркетинг как виды маркетинга.
Особенности организации маркетинговой деятельности в России. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга. Стратегия и система маркетинга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|