Тема 2. Географическая карта.
Начальный курс географии
Учебник для 5 класса
средней школы
Рекомендовано редакционно-издательским советом Национального института образования
При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:
Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая
Минск, 2000
К УЧАЩИМСЯ
Правила работы с учебным пособием
На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.
Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:
Прочитайте текст.
Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.
Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.
Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.
Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.
Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).
Введение
&1. Что изучает география
Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?
Ключевые слова:география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука.Г е о г р а ф и я — наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.
География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” — Земля, “графо” — пишу, описываю).
*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.
На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей — смелых и мужественных людей — запечатлены в географических названиях на карте.
Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.
** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.
Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.
География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.
2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.
Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.
Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.
Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.
3. География и охрана природы.География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.
В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.
Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.
· 1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?
&2. Изучение земной поверхности в древности и в средние века.
Вспоминаем: Что изучает география? Каких путешественников вы знаете? Какие книги о путешественниках и путешествиях вы читали? Вспомните из курса «Природоведения», кто одним из первых выдвинул идею о шарообразности Земли. Какие были приведены доказательства?
Ключевые слова: чертеж, географическая карта, морские экспедиции.
1. Зарождение географии. Правильное представление о Земле, ее форме, размерах, соотношении суши и воды складывалось на протяжении многих веков (рис. 1).
Рис. 1. Представления о форме Земли в древности. Чем отличаются представления о форме Земли в древности от современного учения о форме Земли ?
Как вы уже знаете, древнегреческий ученый Аристотель одним из первых предположил, что форма Земли – шар. Наблюдая за затмением Луны, он увидел, что тень от Земли, которая падает на Луну, всегда круглая. Выпуклость Земли подтверждалась и наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом постепенно - сначала его корпус, а потом и мачты (рис.2).
Рис.2. Первые доказательства шарообразности Земли. Почему рисунки позволяют предположить, что Земля шарообразная?
Европейцам в древности были известны только определенные части Евразии и Африки (в основном Карфаген и Египет), некоторые моря и океаны. Остальные пространства Земли им были неизвестны. Но греческие ученые высказывали о существовании других земель. Например, они предполагали существование Австралии («Терра Инкогнита Аустралус»- Южная неизвестная Земля)
Стремление открыть новые земли вело к организации все новых путешествий, плаваний, экспедиций. На небольших парусных судах смельчаки отправлялись в плавания и достигали других земель и стран.
** Ученые предполагали, что первую экспедицию организовала женщина. Единственная правящая царица в истории Древнего Египта Хатшепсут отправила корабли в Страну Благовоний (Индию). Экспедицией были привезены интересные деревья, впоследствии высаженные на террасах храма царицы.
Возвращаясь домой, путешественники рассказывали об увиденном, сопровождая свой рассказ чертежом. Это были прообразы географических карт.
Первую географическую карту составил греческий ученый Анаксимандр в У1 в. до нашей эры, и он же первым установил стороны горизонта. В ІІІ в. до нашей эры древнегреческий ученый Эратосфен создал свою карту (рис.3). На ней была показана часть суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря: Южная Европа, Северная Африка и западная часть Азии.
Рис.3. Представления о мире по Эратосфену, III в. до н. э. Какие из древних географических названий сохранились по настоящее время?
Более совершенными были карты греческого ученого Птолемея, жившего во II веке нашей эры. На них уже нанесена градусная сетка и показано большое количество географических объектов (рис. 4)
* Птолемей обобщил знания античных ученых о Земле в сочинении "Руководство по географии", которое пользовалось популярностью среди ученых, путешественников, купцов в течение многих столетий.
Рис. 4. Представление о мире по Птолемею , II век нашей эры. Чем карта Птолемея отличается от карты Эратосфена?
Суша на таких картах занимала большую часть земного шара. Картами Птолемея пользовались весьма длительное время.
2. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.Итальянец Марко Поло (рис.5) в конце Х11 в. 17-летним юношей отправился путешествовать по Монголии, Китаю, Индии. Во время возвращения домой морским путем вдоль восточных и южных берегов Азии путешественник узнал о Японии и Индонезии. Марко Поло написал справочник-путеводитель "Книга". Она сыграла большую роль в истории географических открытий, была любимой книгой многих путешественников.
Рис. 5. Марко Поло Рис. 6. Афанасий Никитин
Проникнуть в Индию, сказочно богатую страну, было мечтой многих европейцев ХV в. Русский купец Афанасий Никитин, пройдя через три моря – Каспийское, Аравийское и Черное, попал в желанную страну (рис.6).
Свои наблюдения он описал в книге "Хождение за три моря", в которой одним из первых дал правдивое описание средневековой Индии.
· 1. Кто первый предположил, что форма Земли - шар? Какие приводились доказательства? 2. Кто первый создал географическую карту и установил стороны горизонта? 3*. Почему карта Птолемея была более совершенной по сравнению с картой Эратосфена?
&3. Эпоха Великих географических открытий. География Нового времени.
Вспоминаем: За какие три моря плавал Афанасий Никитин? Кто первым создал географическую карту? Какие исторические события характерны для конца XV начала XVI векf?
Ключевые слова: Великие географические открытия, кругосветное плавание, Мировой океан.
1. Морские экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гамы. Особенно много важнейших географических открытий было сделано европейскими путешественниками в конце XV — середине XVII в. Это была эпоха Великих географических открытий.
*В эпоху Великих географических открытий увеличилось производство различных товаров, активизировались товарно-денежные отношения, шел быстрый рост городов. Насущной необходимостью стало расширение рынков сбыта товаров для некоторых стран. Для дальнейшего развития географических знаний имели значение и технические достижения западноевропейских государств: успехи в кораблестроении, начало книгопечатания наборными металлическими буквами, гравировка карт на медных досках для их публикации и др. В этот период европейские ученые смогли познакомиться с историческими и географическими трудами античных ученых, в частности с «Географией» Птолемея и «Географией» Страбона, которые были переведены на латинский язык.
В это время Христофором Колумбом была открыта Америка (рис. 7).
Рис. 7. Христофор Колумб Рис.8. Васко да Гама
Экспедиция под руководством Колумба в 1492 г. на трех кораблях отплыла от Пиренейского полуострова искать морской путь в богатую пряностями Индию.
Убежденный в шарообразности Земли, Колумб считал, что плывя на запад через Атлантический океан, можно достигнуть берегов Азии. После двухмесячного плавания корабли подошли к островам Центральной Америки. Колумб был уверен, что достиг Индии, и поэтому острова, открытые им, известны как Вест-Индийские (Западно-Индийские), а местное население называется индейцами.
Примерно в это же время (1497 — 1499 гг.) португалец Васко да Гама, обогнув Африку с юга и пройдя из Атлантического океана в Индийский, открыл морской путь в Индию (рис.8).
2. Первое кругосветное плавание. Несколько позже Колумба, с 1519 по 1522 год, испанская экспедиция под руководством Фернан Магеллана (рис. 7)
Рис.9. Фернан Магеллан
совершила первое кругосветное плавание. На пяти кораблях экипаж в 265 человек отплыл из Испании в Южную Америку. Затем, обогнув ее через пролив, получивший впоследствии название Магелланова, корабли вышли в океан, который Магеллан назвал Тихим. На островах около берегов Юго-Восточной Азии Магеллан погиб в одной из стычек с туземцами. Только в 1522 году 18 человек на одном корабле вернулись на родину через Индийский и Атлантический океаны.
Путешествие экспедиции Магеллана – величайшее событие ХУ1 века. Экспедиция практически подтвердила шарообразность Земли и изменила представление о распределении воды и суши на земной поверхности и ее размерах. Был открыт Тихий океан, установлено, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а водами океанов. Было доказано единство Мирового океана.
География Нового времени. Новый этап развития географии начался с конца ХУ111 века. Он продолжался до начала ХХ столетия. В это время происходило разделение естествознания и географии на ряд самостоятельных наук. Главные усилия ученых были направлены на углубленное изучение отдельных объектов и явлений на земной поверхности, установление и объяснения закономерностей их пространственного размещения. В середине ХУ111 века в России была организована Великая Северная экспедиция. В то время она была самой крупной как по числу участников, так и по охвату исследуемой территории. Экспедицией исследованы северные берега России, внутренние территории Сибири и Камчатки. Среди участников экспедиции были Семен Челюскин, Витус Беринг, братья Дмитрий и Харитон Лаптевы.
В 1821 году русскими моряками под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева на судах «Восток» и «Мирный» открыт южный материк Антарктида. Большой вклад в географические исследования Х1Х века внес Николай Михайлович Пржевальский, который очень много времени и сил отдал изучению природы и населения Центральной Азии (рис.10).
1. Какие территории Земли открыл Христофор Колумб? Как они называются и почему? 2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? Что было подтверждено в результате плавания? 3*. О каких путешественниках эпохи Великих географических открытий, которые родились на территории нынешней Беларуси, вы читали или смотрели по телевидению?
Конкурс знатоков. Почему эпоха Великих географических открытий началась именно в середине ХУ века? Какие условия благоприятствовали этим открытиям? Выделите среди них самое важное.
&4. Современная география
Вспоминаем: Каких ученых древности вы знаете? Что они сделали для географии? Знаете ли вы, что такое Северный морской путь? Антарктида? О каких исследователях океана вы читали или слышали? Вспомните, как называется самая глубокая впадина мира и где она расположена.
Ключевые слова:Мировой океан, Арктика, Антарктида, Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, атмосфера.
1. Географические исследования в ХХ столетии. Ученые всего мира, в том числе и географы, пытаются разгадать тайны, которые хранит наша планета Земля. До XX века, преимущественно развивались описательные направления географических исследований. Определялось расположение географических объектов и давалось их описание. Давно открыты все материки и страны. Людям известны даже самые маленькие острова. Но особенности природы многих частей земной поверхности еще недостаточно объяснены учеными. Поэтому в XX и начале ХХ1 века географическая наука стала больше внимания уделять выяснения взаимосвязей между природными явлениями и объектами.
В наше время большое внимание географов направлено на исследование Мирового океана, Антарктиды и Арктики, на изучение изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека и ее охрану.
Морские глубины таят огромные запасы различных ресурсов: энергетических, органических, минеральных. Водные массы океанов оказывают большое влияние на формирование климата Земли. Поэтому изучению Мирового океана уделяется в современный период большое внимание.
В ХХ веке продолжалось изучение полярных областей Земли. В 1909 году американец Роберт Пири (рис.11). на собачьих упряжках впервые достиг Северного полюса, в 1911 году норвежец Руаль Амундсен – Южного (рис.12). В 1926 г. американскому летчику Ричарду Бэрду удалось добраться до Северного полюса на самолете.
Рис.10.Николай Михайлович Пржевальский Рис.11. Роберт Пири
За время исследований в Антарктиде выяснено, что это не группа островов, как некоторые ученые предполагали, а материк с горами и впадинами, покрытый толстым слоем льда, толщина которого во многих местах достигаетпочти 4776 м.
Исследователи поднялись на самые высокие горы, опустились на дно самых глубоких океанических впадин, увидели Землю из космоса и сделали снимки ее поверхности.
Среди современных ученых-путешественников трудно назвать человека, имя которого было бы более известпо, ѧем имя норвѵжског萾 пуЂешественника Тура0Хейердала.
Сожершив свми путешествия, Тур Хейердал Cстановил, что люди в дрдвноѡти мо3ли(плаزать на папирусеых и камышовых судах на огромные рвсстояНия, испжльзуя0океанические те䑇ения.
Широко(известно"имя французского исследователя океана Жака Ива Кусто. Смелый исследователь изучал Мировой океан, его подводный мир, а также возможности жизни и деятельности людей в подводной среде. На исследовательских судах "Калипсо", а затем "Алкиона" избороздил многие океанские просторы.
**В 1943 году Жак Ив Кусто вместе с французским исследователем Э.Ганьяном изобрел акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее. Это открыло дорогу для исследования морских глубин широкому кругу людей: археологам, геологам, океанологам, спортсменам-подводникам.
Однако в акваланге нельзя погружаться на большие глубины.
Поэтому Кусто была изобретена батисфера - прочная стальная камера шарообразной формы с иллюминаторами из стекла. Она опускается с надводного судна на прочном стальном тросе.
Ж.И.Кусто - автор многих книг и документальных фильмов о жизни морей и океанов. Среди них "Золотая рыба", и "Свет без солнца", удостоеные премии "Оскар"
Деятельность человека тесным образом связана с погодой. Опустошительные ливни и наводнения, снегопады и снежные лавины, засухи и жгучие холода, жестокие штормы и ураганы приносят неисчислимые беды и большие убытки для государств. Очень важно уметь предвидеть их наступления, чтобы принять необходимые меры защиты. С этой целью установлена сеть метеорологических станций, на которых ведутся наблюдения за состоянием атмосферы. На основании полученных данных составляются прогнозы погоды.
2. Задачи географии в современный период.Перед географами стоят сложные и очень ответственные задачи:
- дальнейшее познание законов развития природы.
- изучение стихийных природных явлений (ураганов, града, наводнений, землетрясений и др.), разработка путей их предсказания и способов защиты;
-дальнейшее выявление природных богатств, необходимых для человеческого общества;
-изучение влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду;
-изучение населения и политической карты мира;
-изучение хозяйства различных стран;
1.Какие направления географии развивались до XX века? 2. В чем особенности развития современной географии ? 3. Для чего изучают атмосферу? 4. Назовите основные задачи географии. 5*. Каковы направления современных исследований Земли? 6*. В чем отличие задач географии Х1Х , ХХ и XXI столетий?
Раздел І. Изображение поверхности Земли на плане местности,
Глобусе и карте.
Тема 1. План местности
&5. Ориентирование на местности
Всякое исследование территории начинается с тщательного изучения ее по картам. Карту не заменит ни описание территории, ни фотографии, ни цифры. Вот почему, каждый специалист, который имеет отношение к изучению природных условий, населения Земли, его хозяйственной деятельности, должен хорошо знать и понимать карту, уметь ее читать.
Вспоминаем: Что называется горизонтом? Что такое линия горизонта? Как определить основные и промежуточные стороны горизонта?Что называется градусом? Сколько градусов содержит окружность? Сколько градусов содержит прямой угол?
Ключевые слова:ориентирование, способы ориентирования, азимут, компас.
1. Что значит ориентироваться? О р и е н т и р о в а т ь с я на местности - это значит определить свое положение по отношению к сторонам горизонта и местным предметам.
*Слово "ориентироваться" происходит от латинского "ориенс" - восток, поэтому дословно «ориентироваться» - значит определять свое положение по отношению к востоку. Но главное направление для ориентирования - направление север - юг.
Умение ориентироваться играет большую роль в жизни человека. Известно случаи, когда из-за потери ориентировки погибали целые экспедиции. И наоборот, умение ориентироваться помогало людям в трудную минуту.
Чтобы не заблудиться на незнакомой вам местности (во время прогулки, похода, поиска грибных мест), надо определить (по компасу или местным предметам), в каком направлении вам следует возвращаться.
На местности можно ориентироваться разными способами: по Солнцу, звездам, с помощью компаса, по местным признакам.
При любом способе сначала определяют, где север (по Полярной звезде, по тени от предмета в полдень, по мху на стволах деревьев), а затем все остальные стороны горизонта. Если стать лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг (рис. 13).
*Моряки называют направления сторон горизонта румбами. Например, румб СВ, румб ЮВ и т.д. (всего 32 румба)
Рис.13. Стороны горизонта. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Какие из направлений сторон горизонта, которые не обозначены на рисунке вы можете назвать?
2. Азимут и его определение. Всякая окружность содержит 360*.
Окружность циферблата компаса также поделена на 360 градусов.
При помощи компаса можно узнать точное расположение какого-либо предмета по отношению к месту, где вы находитесь.
Для этого определяют а з и м у т - угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет местности. Величину угла выражают в градусах. Азимуты отсчитывают от севера по ходу часовой стрелки (рис. 14).
Рис.14. Азимуты основных и промежуточных сторон горизонта.
Так, например, если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то его азимут равен 00 , если на востоке – 900, на юге – 1800, на западе – 2700. Как с помощью компаса найти азимут различных направлений, показано на рис 15.
Рис.15. Нахождение азимута на местные предметы. Определите, какой азимут имеют деревья, палатка, дом, мельница?
Для определения азимутов корпус компаса поворачивают так, чтобы буква “С” совпала с темным концом магнитной стрелки. Затем вращают кольцо компаса, пока воображаемая линия от прорези к мушке не установится в направлении на предмет. Прорезь, мушка и предмет окажутся при этом на одной линии. В том месте, где мушка пересекает шкалу, определяют величину азимута.
3. Движение по азимуту.Предположим, вам необходимо пройти от отдельно растущего дерева 300 шагов по азимуту 600, а затем 500 шагов по азимуту 1800 и 100 шагов по азимуту 30* и здесь ждать своего товарища.
Порядок движения по азимуту такой: стать в той точке, откуда начнется движение. Отпустить стрелку компаса и подвести нулевое деление компаса под северный конец стрелки, т.е. сориентировать компас. Положить на стекло компаса тонкую палочку так, чтобы она соединяла центр стрелки с числом, которое показывает величину азимута, по которому вам надо пройти первое расстояние (в нашем примере 600). Далее делаем 300 шагов.
Если на вашем пути есть какой-нибудь видимый местный предмет, например дерево, то компас можно убрать и начать движение в направлении этого дерева, отсчитывая по пути нужное количество шагов. Если такого предмета нет или вы движетесь в лесу, то надо держать перед собой компас так, чтобы нулевое деление его совпало с северным концом, и идти в заданном направлении. Пройдя положенное расстояние (в нашем примере 300 шагов) определяем новый азимут в 180* и проходим 500 шагов. В данном пункте устанавливаем азимут в 30* и проходим еще 100 шагов, где и будет место ожидания вашего товарища.
· 1. Что значит ориентироваться на местности? 2. Что называется азимутом? 3. В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя?
Практическая работа.
1. С помощью компаса определите, куда обращены окна вашего класса, в каком направлении протянулась улица, на которой расположена ваша школа?
&6. Измерение расстояний на местности.
Вспоминаем: Какие вы знаете способы определения расстояний между двумя предметами?
Ключевые слова:расстояние, длина шага, дальномер, рисунок местности.
1. Способы измерения расстояний.Пройденный путь в походе или расстояние между двумя далеко расположенными предметами измерять рулеткой или метром долго. В таком случае расстояние удобнее измерять шагами. Для этого нужно знать среднюю длину своего шага. Напомним, что для определения средней длины шага необходимо отмерить на местности с помощью рулетки расстояние, например 50 м. Затем обычным шагом пройти это расстояние, подсчитывая количество шагов. Предположим, что вы прошли расстояние в 50 метров и сделали 70 шагов. Следовательно, средняя длина вашего шага равна приблизительно 71 см (5 000 см : 70 = 71 см)
При измерений больших расстояний шаги удобнее считать парами (например, только под левую ногу).
Менее точно расстояние можно определить и по времени, затраченному на ходьбу. Так, если 1км вы пройдете за 15 минут, то за 1 час пройдете 4 км. Можно определить расстояние на глаз.
Иногда для измерения расстояний пользуются приборами, которые называются дальномерами. Дальномер легко изготовить самим (рис.16).
Чтобы с помощью дальномера определить расстояние до объекта, его надо держать на вытянутой руке перед глазами и, двигая вправо или влево, добиться того, чтобы вся фигура человека была видна через прорезь. При этом основание объекта должно быть в нижней части прорези. Под ней будет цифра, соответствующая расстоянию от наблюдателя до объекта. На рисунке видно, что расстояние в данном примере равно 80 м.
Рис.16. Простейший дальномер (чертеж выполнен в натуральную величину). Перечертите рисунок на лист плотного картона и закрашенную часть вырежьте.
2. Виды изображения местности.Чтобы принять решение, где строить новые заводы, жилые дома, проводить дороги, чтобы планировать размещение посевов, пастбищ, нужно иметь изображение местности. Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать (рис.17).
Рис. 17.Снимок местности.
Но есть и другие изображения земной поверхности, по которым можно хорошо рассмотреть различные объекты (леса, реки, поселки, поля и т.д.), узнать их размеры и взаимное расположение. Это аэрофотоснимки (рис. 18) и планы местности (рис. 19).
Рис. 18. Аэрофотоснимок участка местности. Какие объекты вы можете различить на аэрофотоснимке участка местности.?
Рис. 19. План местности. Чем он отличается от аэрофотоснимка?
Аэрофотоснимки получают фотографированием поверхности Земли с самолетов .
· 1. Как определить расстояние по затраченному на ходьбу времени? 2. Какой простейший прибор можно использовать для определения расстояния? 3. Какие виды изображения местности вы знаете?
& 7. План местности
В школе при изучении географии и в дальнейшем вы будете обращаться к карте, чтобы узнать, где находятся разные географические объекты, каковы их свойства. Для этого познакомимся сначала с тем, что такое план местности и географическая карта, как люди изображают на них поверхность Земли. Уметь пользоваться планом очень важно. Так, например, в незнакомом городе, имея план, можно найти нужную улицу, театр, музей, памятники и другие объекты. Строители, пользуясь планом местности, решают, где лучше проложить новую дорогу, построить населенные пункты во вновь осваиваемых районах.
Вспоминаем: Что называется азимутом? Как определить азимут на местности? Как определить расстояние по затраченному на ходьбу времени?
Ключевые слова: чертеж, план местности, условные знаки.
1. План местности. Планы местности, как и аэрофотоснимки, изображают местность сверху. Но между фотографией, рисунком, аэрофотоснимком и планом местности есть различия.
Рисунок и фотография местности от плана отличается тем, что на рисунке показан вид местности сбоку, а на плане - вид местности сверху.
На фотографии все предметы изображены в натуральном виде, а на плане изображается при помощи условных знаков.
Местность можно изобразить и при помощи чертежа, на котором расстояния будет показано в масштабе.
Таким образом, п л а н м е с т н о с т и - это чертеж небольшого участка земной поверхности, сделанный в определенном масштабе и с использованием условных знаков. Составная часть плана - условные знаки и масштаб.
2. Условные знаки. Объекты и предметы на плане местности изображаются при помощи условных знаков (рис. 20).
Рис. 20. Условные знаки плана местности. Похожи ли условные знаки на объекты, которые они изображают?
Многие условные знаки изображают объекты, которые на местности занимают значительные площади. Это поля, леса, болота, заросли кустарников. Границу между ними на планах местности показывают маленькими точками.
Небольшие речки и ручьи, дороги, узкие улицы изображаются условными знаками в виде линий. По их длине можно узнать длину изображенной речки или дороги. При нанесении на план условных знаков необходимо придерживаться определенных правил.
Рис.21. Неправильное (А) и правильное (Б) изображение условных знаков на плане.
*Условные знаки имелись уже на древних планах. Это были фигурки животных и людей, рисунки домов и крепостных стен. Знаки у планов были разными. На современных планах условные знаки не меняются.
Выработка условных знаков является сложной задачей. Хорошо разработанные условные знаки помогают лучше читать план и карту, облегчают их вычерчивание. Знаки должны быть просты и наглядны.
· 1. Что называется планом местности? 2. Найдите на плане местности (рис 19.) луг, смешанный лес, заросли кустарников, овраги и другиеобъекты местности.
3. Используя рис. 21, определите, какие ошибки допущены на левом плане в изображении условных знаков лугов, болот, вырубленного леса, отдельного дерева.
Практическая работа.
· Постройте таблицу, в которой отразите различия в изображении местности на рисунке, фотографии, аэрофотоснимке.
& 8. Масштабы планов местности.
Вспоминаем: Как обозначаются объекты на плане местности? Что такое азимут?
Ключевые слова:масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, ориентирование по плану местности.
1. Виды масштабов.Предположим , вам надо на бумаге изобразить расстояние от своей школы к дому. Вы уже знаете, что расстояние от школы до вашего дома 910 м. Показать в натуральную величину это расстояние на бумаге невозможно, поэтому необходимо вычертить его в масштабе. М а с ш т а б о м называют дробь, у которой числитель единица, а знаменатель - число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на самой местности. Условимся, что на бумаге мы все расстояния будем изображать в 10 000 раз меньше, чем в действительности, т.е. в масштабе 1: 10 000 (одна десятитысячная). Эту дробь можно записать и так 1/10 000. Это означает, что 1 см на бумаге у нас будет соответствовать 10 000 см (или 100 м) на местности. Тогда расстояние от школы до вашего дома будет 9 см 1 мм.
Этот вид масштаба называют ч и с л е н н ы м
По численному масштабу узнают, во сколько раз уменьшены на плане все расстояния. Чем больше число в знаменателе дроби, тем больше уменьшение. Теперь вы можете на бумаге изобразить расстояние от вашего дома до школы.
Этот же масштаб можно записать словами "в 1 сантиметре - 100м". Такой масштаб называется и м е н о в а н н ы м. Он удобен тем, что по измеренной на плане линии можно сразу узнавать расстояние на местности.
На планах помещают также и линейный масштаб.
Л и н е й н ы й м а с ш т а б — это прямая линия, разделенная на равные части (обычно сантиметры). При вычерчивании линейного масштаба нуль ставят, отступив 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на более мелкие части (по 2 мм) (рис. 22).
Рис. 22. Обозначение масштаба на плане местности и на карте.
Линейный масштаб служит для определения расстояний по плану с помощью циркуля-измерителя (см. рис 23).
Рис. 23. Положение циркуля-измерителя при измерении расстояний на плане с помощью линейного масштаба.
2. Определение азимута по плану местности. На планах направление на север часто обозначают стрелкой. Если стрелка не изображена, то считается, что верхний край плана – северный, нижний – южный, правый – восточный и левый – западный.Предположим, что надо пройти от парома на реке Голубая до плотины на реке Малиновка (рис. 24)
Рис. 24. Определение азимута по плану при помощи транспортира.
Для этого следует знать, по какому азимуту необходимо двигаться от парома, чтобы прийти к плотине. Этот азимут можно определить по плану при помощи транспортира (рис.24). Какой это азимут? На местности же вы находите этот азимут при помощи компаса и по этому азимуту идете в нужном направлении.
· 1. Что такое масштаб? 2. Какие виды масштабов различают? 3. Что показывает знаменатель численного масштаба? 4. Когда удобнее пользоваться именованным масштабом?
Практическая работа.
1. Изобразите на чертеже расстояние 300 м в масштабах: в 1 см — 100 м, в 1 см — 30 м. Какой из масштабов крупнее?
2. Изобразите на чертеже расстояние в 500 м. Масштаб выберите сами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|