Задачи профессиональной деятельности
Директор ИУБПЭ
____________ /З. А. Васильева/
«____» _______________2011 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина:
| Управление персоналом
|
| (наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)
| Укрупненная группа:
|
|
| (номер и наименование укрупненной группы)
| Направление:
|
|
| (номер и наименование направления)
| Специальность:
|
|
| (номер и наименование специальности)
|
| Институт управления бизнес-процессами и экономики
|
|
| Кафедра экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов (ЭОПЭТК)
|
Красноярск
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины. 3
1.1. Цели изучения дисциплины. 3
1.2. Задачи изучения дисциплины. 3
1.2.1. Задачи профессиональной деятельности. 4
1.2.2. Требования к результатам освоения дисциплины. 4
1.3. Межпредметная связь. 6
2. Объем дисциплины и виды учебной работы. 8
3. Содержание дисциплины. 9
3.1. Темы, виды занятий дисциплины и их объем в зачетных единицах/часах ( тематический план занятий) 9
3.2. Содержание тем лекционного курса. 10
3.3. Практические занятия. 15
3.4. Самостоятельная работа. 16
4. Учебно-методические материалы по дисциплине. 18
4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы. 18
4.1.1. Основная литература. 18
4.1.2. Дополнительная литература. 18
4.1.4. Периодические издания. 18
4.2. Перечень наглядных и других пособий и материалов к техническим средствам обучения. 19
4.3. Контрольно-измерительные материалы. 19
5. Приложения. График учебного процесса и самостоятельной работы, структура и содержание модулей, трудоемкость модулей и видов учебной работы. 20
1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1. Цели изучения дисциплины
Дисциплина «Управление персоналом» входит в структуру профессионального цикла подготовки бакалавра очной формы обучения ООП по направлению Направление, профилю Профиль.
Основная цель курса – овладение навыками эффективного управления персоналом для достижения стратегических и оперативных целей организации.
Дисциплина «Управление персоналом» знакомит с современными подходами к управлению человеческими ресурсами, обосновывая место и роль данного управленческого процесса в достижении стратегических и оперативных целей организации. В курсе рассмотрены примеры из практики работы отечественных и иностранных компаний. Изучение предмета построено на системном рассмотрении теории стратегического управления человеческими ресурсами и выработке навыков ее применения на практике.
При изучении дисциплины использованы интерактивные методы обучения (написание кейсов на примере работы конкретных предприятий, аналитические дискуссии, групповые задания и упражнения, презентации), способствующие закреплению полученных знаний и навыков на практике. Выполнение исследовательской работы в форме реферата позволит более глубоко исследовать выбранную проблему для дальнейшего использования полученных знаний на практике при необходимости принятия конкретных управленческих решений.
В курсе «Управление персоналом» изучаются основные аспекты управления человеческими ресурсами, а именно:
- стратегия в отношении человеческих ресурсов в контексте международного бизнеса и стратегии; пополнение ресурсов организации через набор персонала, разработку должностных инструкций, управление ходом выполнения работ и систему вознаграждений;
- расширение возможностей организации через обучение и развитие персонала; гармоничное осуществление изменения в организации и оценка вероятных результатов осуществления стратегии в отношении человеческих ресурсов.
1.2. Задачи изучения дисциплины
-сформировать представление об основных направлениях деятельности в области управления персоналом автотранспортного предприятия;
-дать представление об основных методах оценки эффективности управления персоналом современных организаций;
-обучить навыкам организации практической работы по управлению персоналом.
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести знания, умения и навыки, необходимые для работы с коллективом при организации его профессиональной деятельности.
Задачи профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность бакалавра включает комплекс задач. Среди задач в области управления персоналом на предприятиях можно выделить три группы задач.
Задачи производственной деятельности:
–решение задач организации управления персоналом в различных организационно-технических и социально-экономических условиях;
–решение задач оценки эффективности управления трудовыми ресурсами в конкретных производственных условиях;
–методика выработки управленческих решений в сфере управления персоналом;
Научно-исследовательская деятельность:
–применение методов исследования систем, механизмов и технологий управления персоналом;
–методы выполнения расчетов и оценки экономической эффективности использования трудовых ресурсов организации;
–современные методы и способы организации процесса труда с высокой эффективностью.
1.2.2. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
-об управлении персоналом в исторической ретроспективе;
-современные подходы и методы управления персоналом организаций;
-принципы и правила формирования кадровой политики и стратегии управления персоналом;
-технологию и методы оценки результатов труда персонала;
-показатели и методы оценки социальной и экономической эффективности работы системы управления персоналом предприятия
уметь:
-применять полученные теоретические знания в практике управления персоналом организации;
-моделировать содержание элементов обеспечения системы управления персоналом;
-выделять и обосновывать принципы формирования кадровой политики и стратегии управления персоналом;
-оценивать факторы, влияющие на потребность организации в персонале, определять количественные и качественные параметры потребности;
-владеть и применять современные системы оценки результатов труда персонала;
-владеть основными методами оценки социальной и экономической эффективности проектов по совершенствованию системы управления персоналом.
Обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
Социально-личностными и общекультурными (СЛК):
–обладать знаниями в области психологии и профессиональными умениями для их использования в процессе управления; уметь находить выход из конфликтных ситуаций; обладать способностью к самооценке; способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания о состоянии транспортной отрасли в сфере своей профессиональной деятельности – (СЛК-1);
Инструментальными (ИК):
–способность использовать современные информационные технологии, базы данных в данной области – (ИК-1);
–способность осуществлять литературный поиск, находить необходимую профессиональную информацию в банках и базах данных – (ИК-2);
Общенаучными (ОНК):
–способность использовать законы организации, нормирования и оплаты труда в профессиональной деятельности (ОНК-1);
–критическое мышление, готовность решать сложные вопросы, способность прогнозировать конкурентоспособность транспортных предприятий (ОНК-2);
–формулировать экономическую постановку задач, решаемых с помощью вычислительной техники, поддерживающей базы данных социально-экономической информации – (ОНК-4)
б) профессиональными (П):
Расчетная и аналитическая деятельность (ПРД):
–способность проводить расчеты по оценке эффективности управления персоналом АТП – (ПРД-1);
–умение критически оценивать результаты исследований, способность анализировать результаты деятельности предприятия (ПРД-2);
–умение проводить расчеты по показателям использования трудовых ресурсов АТП – (ПРД-3);
–умение проектировать уровень и реализовывать систему организации труда основного, вспомогательного и обслуживающего персонала, умение проводить расчеты производственных заданий – (ПРД-4);
Научно-исследовательская деятельность (П-НИД):
–умение сбора и обработки статистических данных о деятельности предприятия, исследование и анализ организации труда, изучение затрат рабочего времени и разработка научно обоснованных мероприятий по рационализации трудовых процессов (П-НИД-1);
–знание новейших результатов исследований, публикуемых в ведущих профессиональных журналах и умение использования их в практической деятельности (П-НИД-2).
Успешно завершив обучение на курсе, бакалавры расширят свои навыки в следующем:
- смогут обсуждать проблемы человеческих ресурсов с руководителями, ответственными за финансовые, технологические и операционные ресурсы;
- смогут показать реальные преимущества и недостатки системы управления персоналом организации;
- будут более квалифицированно решать вопросы о требованиях к компетентности сотрудников и обеспечении человеческими ресурсами для достижения поставленных целей;
Межпредметная связь
Дисциплина базируется на знаниях, ранее приобретенных студентами при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, основные из которых приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
Межпредметная связь дисциплины «Управление персоналом»
Шифр цикла дисциплин
| Наименование дисциплины
| Необходимые знания
| ОПД Ф.01
| Экономическая теория
| Природа отношений в обществе, содержание труда, производственные отношения на стадиях производства, распределения, потребления
| ГСЭ Ф.06
| Правоведение
| Формы собственности, организационно-правовые формы предприятия
| ОПД Ф.05
| Менеджмент
| Предприятие как производственная система
|
2. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл.2.1
Таблица 2.1
Объем дисциплины «Управление персоналом»
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачетных единиц
| Семестр
|
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72/2
|
| Аудиторные занятия
| 36/1,0
|
| Лекции
| 18/0,5
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0,5
|
| Семинары (С)
| -
|
| Лабораторные работы (ЛР) и (или) другие виды аудиторных занятий
| -
|
| Самостоятельная работа
| 36/1,0
|
| Изучение теоретического курса (ТО)
| -
|
| Курсовая работа (проект)
| -
|
| Расчетно-графические работы
| -
|
| Реферат (форма самостоятельной работы)
| -
|
|
|
|
| Вид итогового контроля
|
| Зачет
|
3. Содержание дисциплины
3.1. Темы, виды занятий дисциплины и их объем в зачетных единицах/часах ( тематический план занятий)
Тематический план занятий и их объем приведен в табл.3.1
Таблица 3.1
Тематический план занятий и их объем дисциплины «Управление персоналом»
№ п./п.
| Раздел дисциплины
| Лекции
зач.ед.
(часы)
| ПЗ или СЗ
зач.ед.
(часы)
| Самостоятельная работа зач.ед.
(часы)
| Формируемые
компетенции
|
| Раздел 1. Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
| 0,055 (2)
| -
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 2. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
| 0,055 (2)
| 0,108 (4)
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 3. Анализ кадрового потенциала.
| 0,055 (2)
| 0,108 (4)
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 4 Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.
| 0,055 (2)
|
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 5 Подбор персонала и профориентация.
| 0,055 (2)
| 0,055 (2)
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 6 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
| 0,055 (2)
| 0,055 (2)
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 7 Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
| 0,055 (2)
| 0,108 (4)
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 8 Профессиональная и организационная адаптация персонала.
| 0,055 (2)
|
| 0,111 (4)
|
|
| Раздел 9 Оценка эффективности управления персоналом предприятия.
| 0,055 (2)
| 0,055 (2)
| 0,111 (4)
|
| | Итого
| 0,5 (18)
| 0,5 (18)
| 1,5 (36)
| |
Дисциплина ведется одним модулем.
Содержание тем лекционного курса
Раздел 1. Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе «Управление человеческими ресурсами» (аудиторные занятия - 0,055 (2), самостоятельное изучение -0,111 (4))
Тема 1.1. Краткие исторические сведения об управлении персоналом. Российская и зарубежные школы управления человеческими ресурсами (аудиторные занятия - 0,0275 (1))
Система концептуальных подходов к содержанию управления персоналом:управление деятельностью; управление людьми; управление трудовыми ресурсами; управление трудом; управление кадрами; управление человеческими ресурсами; управление человеческим фактором; кадровая политика; кадровая работа. Принципы управления персоналом. Сущность и задачи управления персоналом. Основные российской и зарубежной вехи истории управления персоналом. Теории человеческого и социального капиталов. Особенности современного этапа управления персоналом.
Тема 1.2. Место и роль управления человеческими ресурсами в системе управления предприятием (аудиторные занятия 0,0275 (1), самостоятельное изучение -0,055 (2) ).
Содержательная структура управления персоналом. Цели, задачи и функции управления персоналом предприятия.Персонал предприятия как система.Роль персонала современных организаций,Механизм управления: цели, принципы, методы и технологии управления персоналом предприятий.Этапы формирования системы управления персоналом.
Тема 1.3. Кадровая служба предприятия и ее роль в управлении человеческими ресурсами - (самостоятельное изучение -0,055 (2)).
Служба управления персоналом предприятий. Задачи кадровой службы современных предприятий. Организация структуры системы управления персоналом: цели, функции, задачи кадровой службы. Функциональная структура кадровой службы предприятия и факторы ее определяющие. Виды целей: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные Взаимодействие линейных менеджеров и менеджеров по персоналу. Функционально ─ стоимостной анализ деятельности подразделение аппарата управления предприятием Эффективность работы кадровой службы. Этапы проектирования структурыслужбы управления персоналом. Содержание задач в функциональных блоках системы управления персоналом. Варианты структурного местонахождения службы управления персоналом. Структура персонала по иным признакам: ролевая, социальная, штатная
Раздел 2. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы в управления человеческими ресурсами (аудиторные занятия 0,166 (6), самостоятельное изучение -0,111 (4) ).
Тема 2.1. Кадровое и информационное обеспечение системы управления человеческими ресурсами - (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение -0,055 (2)).
Кадровый состав службы управления человеческими ресурсамии факторы его определяющие. Менеджер по персоналу его место и роль в системе управления человеческими ресурсамипредприятий. Современный подход к формированию кадровой службы предприятий.
Понятия: «информационное обеспечение» и «информационная базасистемы». Виды информации: нормативная, справочная, методическая, учетная, отчетная, основанная на материалах первичного учета. Требования, предъявляемые к кадровой информации. Источники первичной информации. Социальная направленность работы с кадрами. Критерии оценки качества информации. Организация потоков информации, организация документооборота в целях человеческими ресурсами.Определение потребности в информации.
Тема 2.2. Техническое и правовое обеспечение системы управления человеческими ресурсами (аудиторные занятия 0,109 (4), самостоятельное изучение -0,055 (2)).
Техническое обеспечение системы управления человеческими ресурсами, его элементы. Принципы и правила формирования системы технического обеспечения. АСУ "Кадры. АРМ "Кадры. Правовое обеспечение системы управления человеческими ресурсами. Санкции юридической ответственности в работе кадровых служб. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Документирование кадровой политики. Правовое регулирование трудовых отношений. КЗОТ: комментарии.
Раздел 3. Анализ кадрового потенциала предприятия. Показатели и методы анализа кадрового потенциала предприятий (аудиторные занятия 0,166 (6), самостоятельное изучение - 0,111 (4))
Тема 3.1. Основные показатели и характеристики трудового потенциала сотрудников (аудиторные занятия 0,109 (4), самостоятельное изучение -0,055 (2)).
Сущность и содержание понятий человеческий капитал и его компоненты, «кадровый потенциал» и «трудовой потенциал», совокупный работник. Уровни и показатели оценки кадрового и трудового потенциала. Факторы и условия, влияющие на состояние трудового потенциала хозяйствующего субъекта. Пути и методы формирования трудового потенциала. Система управления процессом формирования трудового потенциала, ее цели и задачи.
Тема 3.2. Анализ кадрового потенциала предприятий - (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение -0,055 (2)).
Методы анализа кадрового потенциала предприятий. Классификация методов анализа: методы обследования, методы формирования, методы анализа, методы обоснования, методы внедрения. Анализ структуры и динамики фонда рабочего времени. Оценки показателей использования рабочего времени. Анализ коэффициента сменности работающего персонала. Анализ изменения и использования рабочих мест. Организация работы по аттестации и рационализации рабочих мест. Понятие баланса рабочих мест по предприятию.
Раздел 4. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры (аудиторные занятия 0,055(2), самостоятельное изучение -0,111 (4)).
Тема 4.1. Перемещения. Работа с кадровым резервом: принципы, критерии, организационные требования, методы ─ (аудиторные занятия 0,027 (1), самостоятельное изучение -0,055 (2)).)
Система служебно-профессионального продвижения. Общее и отличие от карьеры. Этапы служебно-профессионального продвижения. Логическая схема управления служебно-профессиональным продвижением линейных руководителей в организации. Цели планирования кадрового резерва. Этапы процесса формирования кадрового резерва. Источники и методы формирования резерва. Содержание работы с резервом кадров.
Тема 4.2. Планирование деловой карьеры сотрудников предприятий (аудиторные занятия 0,0275 (1), самостоятельное изучение -0,055 (2)).)
Понятие «Карьера» Виды карьеры и их характеристика. Механизм управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением сотрудников предприятий: принципы, методы, критерии, требования, правовое обеспечение. Содержание стадий и этапов карьерного роста. Цель и задачи планирования и реализации карьеры. Факторы, влияющие на карьерный рост сотрудников: внешние, организационные, личные. Показатели эффективности карьерного роста сотрудников предприятия. Карьерограмма. Типовые модели карьеры.
Раздел 5. Подбор персонала и профориентация кадров (аудиторные занятия 0,111 (4), самостоятельное изучение - 0,055 (4)).
Тема 5.1. Кадровая политика предприятия (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение - 0,055 (2)).
Содержание и задачи кадровой политики. Принципы и правила формирования кадровой политики. Виды каровой политики предприятий Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития предприятия. Кадровая политика в условиях нововведений. Оценка выбора кадровой политики. Кадровое планирование на предприятии. Кадровая потребность предприятий. Диагностика потребности, технология и этапы отбора персонала.
Тема 5.2. Система комплектования предприятия кадрами (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение - 0,055 (2))
Понятие рынка труда. Виды рынка труда. Механизм функционирования. Регулирование рынка труда. Роль предприятия в регулировании ситуации на рынке труда. Анализ ситуации на профессиональном рынке труда. Организационные формы комплектования кадров. Основные этапы набора и отбора персонала. Наем на работу. Источники набора персонала. Сравнительная характеристика источников набора персонала. Источники информации о кандидате. Методы отбора персонала. Понятия профориентации. Основные формы профориентации. Организация профориентационной работы на предприятии.
Раздел 6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала (аудиторные занятия 0,111 (4), самостоятельное изучение -0,111 (4)).
Тема 6.1. Организация профессионального обучения персонала - 3 часа (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение - 0,055 (2))
Обучение персонала: виды, формы, содержание, цели, этапы. Модель систематического обучения, ее содержание. Определение потребности в обучении. Выбор методов обучения. Достоинства и недостатки различных методов обучения. Виды дополнительного образования. Оценка эффективности обучения. Эволюция подходов и обучению персонала в организациях. Отечественный и зарубежный опыт обучения персоналом.
Тема 6.2. Развитие персонала. Повышение квалификации персонала (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение - 0,055 (2))
Повышение квалификации руководителей, специалистов, рабочих: цели, формы, методы. Способы повышения квалификации кадров : способ конференции, групповой, игровой, выступлений, способ воспроизведений, инцидента, "атака мыслей, "огонь по руководителю", выявления эмоций, панельной дискуссии и др. Аттестация кадров, формы и методы проведения. Виды аттестации персонала. Организация аттестационной работы на предприятии. Принципы и правила проведения аттестации. Оценка эффективности аттестационной работы и ее роль в повышений трудового потенциала предприятий. Отечественный и зарубежный опыт повышения квалификации, аттестации сотрудников.
Раздел 7. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности (аудиторные занятия 0,166 (6), самостоятельное изучение - 0,111 (4))
Тема 7.1. Мотивация организационного поведения сотрудников организаций (аудиторные занятия 0,111 (4), самостоятельное изучение -0,055 (2))
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала: понятия, принципы, методы, требования, применение, виды. Проблемы формирования смысла и цели труда. Направленность мотивации и стимулирования как методов управления трудом. Особенности процессов мотивации и стимулирования. Сложность и неоднозначность процесса мотивации. Условия, режим и дисциплина труда как факторы управления рациональной организацией трудовой деятельности персонала. Оценка труда персонала. Методы оценки персонала.
Тема 7.2. Модели мотивации и стимулирования персонала предприятий (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение -0,055 (2))
Понятие и механизм мотивации. Содержание основных теорий мотивации: зарубежные и отечественные. Современные теории мотивации в практике отечественного и зарубежного менеджмента. Модели мотивации персонала: мотивация инженерного обеспечения коллективных форм организации труда; модель мотивации рационализаторов и изобретателей;модели мотивации по результатам аттестации; мотивация в системе повышения квалификации; мотивация как фактор развития совмещения должностей; мотивация снижения текучести и стабилизации инженерно-управленческих кадров.
Раздел 8. Профессиональная и организационная адаптация персонала (аудиторные занятия 0,055 (2), самостоятельное изучение - 0,111 (4))
Тема 8.1. Методы функциональной адаптации собственной рабочей силы к потребностям производства(аудиторные занятия 0,083 (3), самостоятельное изучение - 0,055 (2))
Понятие, формы и виды адаптации. Социальная и производственная адаптация. Активная и пассивная адаптация. Оценка результатов адаптации Показатели результатов адаптации: объективные и субъективные, прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Психофизиологическая адаптация. Социально-психологическая Профессиональная адаптация. Адаптация персонала ее этапы и сроки. Управление адаптацией работников организаций.
Раздел 9. Оценка эффективности управления человеческими ресурсами предприятия (аудиторные занятия - 0,111 (4), самостоятельное изучение -0,111 (4)).
Тема 9.1. Экономическая эффективность организационных проектов совершенствования системы управления персоналом (аудиторные занятия - 0,111 (4), самостоятельное изучение -0,111 (4))
Расчет экономической эффективности организационных проектов посовершенствованию системы управления персоналом. Нормативные документы. Структура показателей. Расчет затрат, связанных с совершенствованием системы управления персоналом. Виды затрат на совершенствование системы управления. Составляющие единовременных затрат. Расчет текущих затрат. Окупаемость затрат на рабочую силу.
Практические занятия.
Практические занятия проводятся для расширения, закрепления и углубления знаний, приобретенных студентами на лекциях. Они способствуют решению реальных практических задач, связанных с расчетами производительности труда, расчетами фонда заработной платы и численностью работников по категориям, умением пользоваться нормативно-справочной литературой, информационно-поисковыми системами.
По курсу запланированы практические занятия в объеме 18 часов. В процессе проведения занятий студенты выполняют самостоятельные следования и расчеты. Практические занятия проводятся путем разбора кейсов, практических ситуаций и обсуждения современных проблем и позитивных изменений в системе управления трудовой мотивацией персонала. Планируются следующие примерные темы практических занятий:
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Темы занятий,
трудоемкость
|
| Раздел 2. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.
| Тема 2 .1 - Деловая игра «Анкетный социологический опрос» (2 часа)
Тема 2. 2 - Анализ должностных инструкций специалистов организации (2 часа)
|
| Раздел 3. Анализ кадрового потенциала.
| Тема 3. 1- Исследование и оценка трудового потенциала предприятия (2 часа).
|
| Раздел 5 Подбор персонала и профориентация.
| Тема5. 1 - Подготовка резюме и формирование пакета документов на привлечение персонала в организацию (2 часа).
|
| Раздел 6 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
| Тема 6.1 -Определение потребности в обучении сотрудников. (2часа).
Тема 6. 2 - Деловая игра «Оценочная беседа» (2 часа).
|
| Раздел 7 Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.
| Тема 7. 1 Исследование мотивов поведения индивида в группе и разработка модели компенсационного пакета для сотрудников на основании анализа их ценностных и формирование плана личного плана карьерного роста (4часа).
|
| Раздел 9 Оценка эффективности управления персоналом предприятия.
| Тема 9.1 – Функционально - стоимостной анализ деятельности подразделений системы управления персоналом и предприятия (2 часа)
|
| Итого
| 18 часов
|
По усмотрению преподавателя и в соответствии с рабочим учебным планом могут проводиться практические занятия по иным темам программы дисциплин.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студентов регламентируется графиком учебного процесса и самостоятельной работы. По дисциплине «Управление персоналом» учебным планом предусмотрено 36 час на самостоятельную работу, из них:
18 часов – изучение разделов теоретического цикла;
18 часов – подготовка рефератов и сообщений по результатамсобранных для реферата материалов (доклада).
Часы на самостоятельное изучение теоретического курса распределяются по темам следующим образом: Тема 1. 1 – 1час; Тема 1.2 – 1час; Тема 2.1 – 1час; Тема 2.2. – 1час; Тема 3.1. – 1час; Тема 3.2 – 1час , Тема 4.1 – 1час; Тема 4.2 – 1час; Тема 5.1 – 1час; Тема 5.2 – 1 час; Тема 6.1 –1 час; Тема 6.2. – 1 час ; Тема 7.1 –1 час; Тема 7.2. – 1 час Тема 8.1 –2 часа; Тема 9.1. – 2 часа
Для самостоятельной работы по перечисленным темам необходимо изучить приведенные в разделах 1, 3, 4 и 7 учебно-методические материалы по дисциплине.
Подготовка рефератов (18 часов) предполагает самостоятельное изучение и изложение по установленной форме вопросов к следующим темам курса:
Темы практических занятий:
Тема 1.1. Краткие исторические сведения об управлении персоналом. Отечественные и зарубежные школы управления персоналом. Тема4. 2. Планирование деловой карьер. Тема 5. 1. Кадровая политика предприятия. Тема 7. 2. Модели мотивации и стимулирования персонала предприятий. Тема 8. 1. Методы функциональной адаптации собственной рабочей силы к потребностям производства
Реферат выбирается либо путем согласования с преподавателем либо самостоятельно выбирается студентом в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.
Темы рефератов:
1. Изменение принципов и методов управления персоналом на этапах развития менеджмента:
-деловое администрирование (Ф.Тейлор, Г.Эмерсон, А.Файоль);
-менеджмент человеческих ресурсов (Э.Мэйо, М.Фоллит, Д.Мак Грегор);
-менеджмент бизнесом (с 1945 по 1970, А.Слоан);
-социальный менеджмент (Питер Ф. Друккер).
2. Субъекты рынка труда и их функции в отечественной и зарубежной практике управления рынком труда.
3. Сравнительный анализ проблем управления персоналом в отечественном и зарубежном менеджменте.
4. Тенденции изменения состава и структуры показателей для оценки качества рабочей силы .
5. Национальные традиции в управлении персоналом США, Японии, Великобритании, Европы.
6. Влияние философии предприятия на выбор концепции управления персоналом.
7. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу.
8. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами.
9. Современные подходы к управлению персоналом.
10. Теории человеческого капитала и их содержание.
11. Оценка стоимости рабочего места работника.
12. Управление персоналом инновационных предприятий.
13. Методы оптимизации кадрового состава организации.
14. Управление персоналом кризисного предприятия.
15. Управление конфликтами в организациях.
16. Процессуальные теории мотивации персонала.
17. Системный подход к управлению персоналом организаций, его сущность и содержание.
18. Современные подходы к разработке систем мотивации персоналом предприятий.
19. Адаптация персонала: современный подход, методы и формы.
20. Управление формированием и определением стоимости персонала в условиях перехода к рыночным отношениям.
21. Планирование и анализ затрат на персонал в практике современных предприятий.
22. Современные методы оценки персонала предприятия.
23. Персонал и конфиденциальная информация.
24. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании систем мотивации персонала.
25. Патерналистский, научный и вовлекающий подходы мотивации персонала организаций.
26. Исторические этапы развития теории и практики управления персоналом
27. Элементы стратегии управления человеческими ресурсами, их содержание и роль в стратегии организации.
28. Эволюция целей, функций, структуры, полномочий службы управления персоналом.
4. Учебно-методические материалы по дисциплине
4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы.
4.1.1. Основная литература
1. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржа. ЮНИТИ, 2002г..
2. Управление персоналом: оценка эффективности. / Под ред. Одегова Ю.Г., Карташева Л.В.. М.: «Экзамен» ,2003г..
4.1.2. Дополнительная литература
3. Справочник директора предприятия / Под ред. проф. М. Г. Лапусты. 7-е изд., испр., измен. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 912 с. – (Справочники «ИНФРА-М»)
Периодические издания
4. Управление человеческим потенциалом. Журнал освещает основные подходы, новые тенденции и разработки, российский и зарубежный опыт решения вопросов, связанных с управлением человеческим ресурсом компании. Дает системный взгляд на управление кадровым потенциалом в рамках управления бизнесом в целом, показывает взаимосвязь (взаимовлияние) "мягких" и "жестких" факторов бизнеса.
5. Управление корпоративной культурой. Журнал, посвященный вопросам организационной культуры компании, роли корпоративной культуры в конкурентоспособности компании и успешности бизнеса.
6. Управление развитием персонала. Первое специализированное российское издание, посвященное различным аспектам профессионального развития и обучения персонала. "Управление развитием персонала" - это журнал о новых технологиях, формах и методах управления профессиональным развитием, теории и практики обучения, планировании карьеры и управлении знаниями, а также об отечественных новинках и свежих зарубежных веяниях в области НR-менеджмента.
7. Поиск и оценка персонала. Журнал, посвященный вопросам управления рекрутинговой функцией, технологиям поиска, отбора и оценки персонала всех уровней.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|