Сделай Сам Свою Работу на 5

о возмещении ущерба, причиненного космическим объектом.





 

Космическая деятельность субъектов отрасли подчинена императивам основных принципов современного международного права, в соответствии с которыми наиболее тяжкими международными правонарушениями считаются:

развязывание и ведение военных действий в космосе (Договор о космосе 1967 г.);

использование космоса для ведения военных действий против Земли (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.);

милитаризация космоса - испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера; вывод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием массового уничтожения (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о космосе 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г.);

военное или любое иное использование средств воздействия на космос, которое может иметь широкие, долгосрочные или иные серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству (Конвенция о запрещении военного или любого иного воздействия ... 1977 г.).



В этих и аналогичных случаях субъекты международного права несут ответственность нематериального и материального характера, дополненную ответственностью физических лиц в соответствии с международным правом. [16, с.474]

Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате иных, чем нарушения принципов, действий. Так, в качестве деликта признаются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации космических объектов 1975 г., в виде несообщения Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела, неоповещение или непредставление МАГАТЭ информации об аварии, связанной с использованием радиоизотопов для выработки энергии, и др. [16, с.474]

Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба, но причиненного без умысла, в результате космической деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба в этом случае обусловлена спецификой космоса как особой сферы деятельности, связанной с риском угрозы существования Земли. Ответственность касается только возмещения причиненного ущерба, без применения санкций, если возмещение осуществляется добровольно.



Основополагающие требования международной ответственности государств, участвующих в космической деятельности, содержатся Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29.11.1971 и Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27.01.1967.

Конвенция об ответственности не препятствует «государству либо физическим или юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства» (п. 2 ст. 11). Если потерпевшая сторона пожелает пойти по этому пути, то она тем самым лишится права предъявлять претензию о возмещении того же ущерба на основании Конвенции об ответственности 1972г.

Согласно этой Конвенции, понятие ущерба включает лишение жизни, телесное или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц и международных межправительственных организаций.

Речь идет об ответственности государств и международных организаций за правомерную деятельность, связанную с повышенным риском для окружающих.

В международном космическом праве в связи с особой спецификой использования государствами ракетно-космической техники установлен не гражданско-правовой, а международно-правовой подход к режиму имущественной ответственности. Это значит, что речь идет только об отношениях между субъектами международного права, прежде всего между государствами. При этом ответственность носит объективный (независимый от вины) характер в случае причинения ущерба на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Ответственность за ущерб в космическом пространстве основывается на принципе вины.



Согласно ст.2 Конвенции запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

В соответствии со ст.7 Конвенции положения настоящей Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства:

а) гражданам этого запускающего государства;

б) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом, со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта.

Ст.3 Конвенции устанавливает, что если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

В соответствии со ст.4 Конвенции если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в нижеследующих пределах:

а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной;

б) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.

Во всех случаях солидарной ответственности, упомянутых в пункте 1 ст.4 Конвенции бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя первыми государствами соразмерно степени их вины; если степень вины каждого из этих государств установить невозможно, то бремя компенсации за ущерб распределяется между ними поровну. Такое распределение не затрагивает права третьего государства требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.

Ст.5 урегулировала вопросы ответственности государств, производящих запуск космического объекта совместно.

Так, когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб.

Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределении между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Такие соглашения не затрагивают права государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.

Государство, с территории или установок которого производится запуск космического объекта, рассматривается в качестве участника совместного запуска.

Освобождение от ответственности (полное или частичное) осуществляется, если запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет.

В ст. 8—11 Конвенции об ответственности 1972 г. закреплены порядок и сроки предъявления запускающему государству претензии о компенсации за причиненный ущерб. При этом со стороны государства-истца не требуется предварительное исчерпание местных средств удовлетворения претензий.

Подлежащая выплате компенсация определяется «в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен» (ст. 12). Компенсация выплачивается в валюте государства-истца или, по просьбе такого государства, в валюте государства, которое должно выплатить компенсацию. Возможна договоренность о другой форме компенсации (ст. 8). В случае, если урегулирование путем дипломатических переговоров не достигнуто, то в течение одного года с даты представления претензии по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензий.

В ст. 15—20 Конвенции рассматривается состав и порядок деятельности Комиссии. Важным представляется положение о том, что «решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе доброй воли. Комиссия излагает обоснование своего решения» (п. 2 ст. 19).

В июне 2001 г. Совет Европейского космического агентства принял Дополнительную Декларацию к Конвенции об ответственности 1972 г. Декларация признает обязательный характер решений Комиссии по рассмотрению претензий на взаимной основе с любым другим государством или международной организацией, принявшими декларации аналогичного характера. Декларация 2001 г. дополняет Декларацию ЕКА от 20 сентября 1976 г. с заявлением о принятии прав и обязанностей Конвенции об ответственности (п. 1 ст. 22).

Международные организации несут солидарную ответственность с государствами-членами за причиненный ими ущерб. В случае причинения ущерба самой организации претензия от ее имени представляется государством-членом. Сказанное относится к международным организациям, которые присоединились к Конвенции об ответственности.


Заключение.

 

Под международным космическим правом понимают совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Специфическая особенность международного космического права состоит в том, что контроль и ответственность государства за деятельностью физических и юридических лиц в регулируемой им сфере поднята на уровень межгосударственных отношений.

Государство несет также международную ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами, принадлежащими частным компаниям. Важной особенностью международного космического права является то, что ряд закрепленных в международных соглашениях обязательств государств опережает их практическую деятельность (например, установление международного режима эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел).

Наиболее актуальной является задача обеспечения безопасности в космосе, исследования и использования его только в мирных целях.

В случае причинения ущерба в результате космической деятельности, не запрещенной международным правом, обязанность возмещения ущерба обусловлена спецификой космоса как особой сферы деятельности, связанной с риском угрозы существования Земли. Ответственность касается только возмещения причиненного ущерба, без применения санкций, если возмещение осуществляется добровольно.

 


Список использованной литературы.

1. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29.11.1971;

2. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 12.11.1974;

3. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 05.08.1963;

4. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27.01.1967;

5. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22.04.1968;

6. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 11.07.1984;

7. Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30.12.1991;

8. Бирюков П.Н. Международное право.- М.: Юристъ, 1999.- 415с.;

9. Действующее международное право. В 3 т. Т.3 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.- М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1999.- 825с.;

10. Жеребцов А.Н. Международное право.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 723с.

11. Каламкарян Р.А. Международное право. М.: ЭКСМО, 2004.- 635с.;

12. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М.: БЕК, 2001.- 436с.;

13. Международное право / отв.ред Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая.- М.: Юристъ, 2005.- 495с.;

14. Международное право / отв.ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М.: НОРМА, 2005.- 611с.;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.