Сделай Сам Свою Работу на 5

Визиты на высшем уровне: категории и форматы





 

Зарубежные контакты высших государственных деятелей — одна из важнейших составных частей дипломатической практики суверенных государств. Визиты на высшем и высоком уровне от­ражают степень состояния политических отношений государств — участников встречи.

Развитие и расширение международной активности, укрепле­ние политических, экономических, культурных связей, а также личных контактов между лидерами различных стран в двадцатом столетии требовали подведения под них более стабильной и проч­ной правовой основы, создания разветвленной системы двусторон­них и многосторонних договоров и соглашений. Одновременно с этим развивались и совершенствовались основанные на традициях международной вежливости уже выработанные к тому времени об­щепринятые нормы и правила, которые необходимо было соблю­дать в международном общении.

В соответствии с действующими нормами протокольной прак­тики или, иными словами, Государственным протоколом Россий­ской Федерации, все визиты на высшем и высоком уровне по ха­рактеру приема подразделяются на следующие категории: государ­ственные визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визи­ты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты. Высшей категорией визита в Российскую Федерацию является государст­венный визит, формат которого предусмотрен только для глав иностранных государств.



Государственный визитявляется высшей категорией визитов в Россию глав иностранных государств и осуществляется в особых случаях. Формат государственного визита — наиболее полный с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусмат­риваемых Государственным протоколом Российской Федерации.

Официальный визитявляется одной из высших категорий визи­тов в Россию иностранных делегаций и официальных деятелей. Официальный визит проводится при официальном посещении России высоким гостем или в том случае, если политическое со­держание визита выходит за обычные рабочие рамки.

Рабочий (деловой) визит.Под рабочим визитом подразумевается прибытие государственных деятелей (делегаций) на переговоры, консультации, подписание договоров, соглашений и на другие по­добные мероприятия, а также для проведения рабочей встречи с Президентом Российской Федерации.



Неофициальный (частный)визит — приезд в Россию государст­венных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на спортивных сорев­нованиях и конкурсах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или с целью туризма.

Под форматом визита понимается совокупность мероприятий делового и протокольного характера, включенных в программу ви­зита, их церемониальная сторона и уровень персонального участия в ключевых элементах программы российской стороны. О формате и характере предстоящего визита стороны договариваются заранее по дипломатическим каналам.

Формат государственного визита введен в российскую прото­кольную практику сравнительно недавно — в феврале 1997 г., когда специальным Указом Президента Российской Федерации были внесены дополнения в «Основные положения протокольной практики», которые были утверждены Указом Президента РФ от 6 мая 1994 г. (правовой акт официально не публиковался).

Подготовка визита. После принятия принципиального реше­ния о приеме зарубежной делегации и согласования сроков опре­деляется содержание организационно-протокольных мероприятий и их объем в зависимости от уровня, характера и формата запла­нированного визита. Департамент государственного протокола МИД России согласовывает эти вопросы с руководителем прото­кола Президента, секретариатом главы Правительства, другими министерствами и ведомствами, готовит проект соответствующего распоряжения. Когда все эти вопросы согласованы, начинается ра­бота по подготовке программы пребывания иностранной делега­ции. Над программой работают так называемые подготовительная и передовая группы.



Направление подготовительных и передовых групп в страну предстоящего визита высокого гостя стало в последние годы нор­мой международной протокольной практики. В состав таких групп практически всегда входят представители служб протокола, без­опасности, связи, информации и медицины. Подготовительная группа вместе с представителями принимающей стороны и собст­венного посольства выполняет следующие задачи: а) детальная проработка проекта программы; б) осмотр объектов, посещение которых предусмотрено программой; в) проведение встреч по ин­тересам с представителями соответствующих служб; г) обсуждение всего спектра организационно-технических и хозяйственных во­просов, включая размещение в резиденции, гостиницах, предо­ставление транспорта; д) определение финансовых условий прове­дения визита, исходя из существующих правил, норм и принципа взаимности.

В проекте программы в обязательном порядке учитываются предварительные пожелания высокого гостя, исходя конечно, из деловых интересов обеих сторон. По мере дальнейшей работы над проектом программы в него вносятся необходимые взаимоприем­лемые изменения и дополнения.

Большое внимание при подготовке визитов на высшем уровне уделяется протоколу размещения высокого гостя. Российская про­токольная практика предусматривает возможность предоставления гостю резиденции в Кремле. Однако это может быть сделано толь­ко в том случае, если визит носит государственный или официаль­ный характер. При рабочих визитах глав государств в качестве ре­зиденции предоставляется один из государственных особняков на Воробьевых горах. Госособняк в соответствии с протокольными правилами может быть предоставлен также главам правительств зарубежных государств при официальных и рабочих визитах, а также в отдельных случаях министрам иностранных дел, но только если визит министра носит официальный характер. Для официаль­ных сопровождающих лиц предоставляются номера в гостиницах Управления делами Президента «Золотое кольцо» или «Президент-отель».

После окончательной отработки программы визита готовятся необходимые справочные и пояснительные материалы, схемы встречи и проводов делегации, рассадки участников переговоров и официальных протокольных мероприятий (обеда или завтрака), церемонии возложения венка к могиле Неизвестного солдата, а также планы размещения гостей с адресами, телефонами и номе­рами закрепленных автомашин. Одновременно готовятся предло­жения о памятных подарках.

Программа визитов глав государств и глав правительств вклю­чает в себя следующие основные элементы: официальная церемо­ния встречи (проводов) в аэропорту, размещение, переговоры, бе­седы, подписание документов, возложение венка, протокольное мероприятие (обед или завтрак), возможная поездка по стране. В программе может быть также предусмотрено официальное Чили неофициальное) посещение театра. Насыщенность всех мероприя­тий, предусмотренных программой, их объем, церемониал и уро­вень участия официальных лиц определяется исходя из основных положений протокольной практики, причем в строгом соответст­вии с характером и форматом того или иного визита.

Наиболее полным с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусмотренных для визитов глав государств действующим протоколом Российской Федерации, является формат Го­сударственного визита. Государственный визит является визитом высшей категории. Он проводится лишь в особых случаях и не более одного раза за все время пребывания главы зарубежного го­сударства у власти. На практике это, как правило, обычно первый визит высокого иностранного гостя в Россию. Следует заметить, что до 1997 г. в российской протокольной практике понятие «го­сударственный визит», довольно широко распространенное в меж­дународном общении, не использовалось. Это создавало опреде­ленные трудности церемониального порядка как при приеме глав государств в Москве, так и при зарубежных поездках Президента Российской Федерации.

Протокольный формат государственного визита предусматри­вает более высокий по сравнению с официальным визитом уро­вень встречи и проводов в аэропорту, а также специальную цере­монию встречи и проводов гостя Президентом Российской Феде­рации в его кремлевской резиденции или в Большом Кремлевском Дворце. Соответственно повышается уровень сопровождения деле­гации по всем мероприятиям программы, включая поездку по стране. При проведении государственного визита часто планирует­ся подписание двусторонних документов основополагающего ха­рактера. Если визит начинается не в Москве, а в другом городе, то для встречи и сопровождения гостя выезжают официальные рос­сийские лица, определяемые программой визита.

Основные положения российской протокольной практики де­тально расписывают все мероприятия по приему глав иностранных государств в Российской Федерации с момента прибытия высоко­го гостя.

Официальная церемония встречи в Москве начинается в аэро­порту (на вокзале). В зависимости от характера и формата визита протоколом достаточно четко определяется уровень и состав офи­циальных встречающих лиц. В ходе государственного визита главу государства у трапа самолета (у выхода из вагона) встречает Пред­седатель Правительства Российской Федерации, Министр ино­странных дел, посол России в стране гостя, другие официальные лица. При официальном или рабочем визите главы иностранного государства уровень встречи несколько ниже: гостя встречают один из заместителей Председателя Правительства, посол России в стране гостя, заместитель министра иностранных дел, другие офи­циальные лица. Состав других официальных лиц, участвующих во встрече, определяется исходя из уровня и состава прибывающей делегации, а также деловых соображений. Следует отметить один протокольный нюанс, имеющий практическое значение: прибытие высокого гостя в Москву или его отъезд в выходные и празднич­ные дни, в поздние вечерние или ранние утренние часы может по­влечь снижение уровня встречи (проводов). Однако на практике это протокольное правило применяется крайне редко.

На встречу в аэропорту при проведении государственного ви­зита приглашаются главы дипломатических представительств зарубежных стран, а также старшие дипломаты посольства и немного­численная группа граждан страны гостя, находящихся в Москве. При официальном визите главы государства эта категория лиц также может присутствовать при встрече, но только в случае поже­лания гостя. Заботу о приглашении глав отдельных дипломатичес­ких представительств при этом берет на себя посольство соответ­ствующей страны.

Как при государственном, так и при официальном визите глав государств в аэропорту (на вокзале) во время встречи гостя пред­усматривается воинская церемония: выстраивается почетный кара­ул трех видов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вывеши­ваются государственные флаги, исполняются государственные гимны страны гостя и России. При официальных визитах глав правительств также проводится воинская церемония, но во встрече гостя участвует почетный караул только одного вида Вооруженных Сил. При рабочих и других визитах проведение воинских церемо­ний не предусматривается.

После завершения церемонии встречи главный встречающий с российской стороны сопровождает гостя в автомашине до отведен­ной ему российской стороной резиденции.

В случае прибытия гостя с супругой в церемонии встречи, а также ряде других протокольных мероприятий принимает участие супруга главного встречающего с российской стороны, супруга посла, а также супруги ряда других официальных лиц.

Протокол государственного визита помимо церемонии встречи в аэропорту (на вокзале), предусматривает официальную церемо­нию встречи высокого гостя в Кремле. В Георгиевском зале Боль­шого Кремлевского дворца главу иностранного государства (с суп­ругой) встречает Президент Российской Федерации (с супругой). В церемонии участвуют официальные сопровождающие главу ино­странного государства лица и члены российской делегации. Сама церемония носит весьма торжественный характер. В Георгиевском зале выстраивается почетный расчет, одетый в специально поши­тую форму, выдержанную в исторических воинских традициях, звучат фанфары, исполняются государственные гимны, произво­дится официальное фотографирование. Предусмотрена также воз­можность кратких приветственных выступлений перед микрофо­ном. (При официальных визитах глав государств церемония встре­чи гостя в Георгиевском зале БКД не проводится).

От аэропорта до Кремля главу государства сопровождает эс­корт мотоциклистов. На автомашине гостя устанавливаются флаж­ки его страны и Российской Федерации. Государственный флаг страны гостя поднимается над его резиденцией.

Как видим протокол визитов — это не только церемониальное обеспечение приема и обеспечения пребывания высокого гостя и сопровождающих его лиц. Протокол несет серьезную политичес­кую нагрузку, во многом определяет успех намеченной програм­мы, а значит и успешность дипломатических и внешнеполитичес­ких усилий государства на конкретном направлении.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.