Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы





 

Поддержание высокого квалификационного уровня, обогаще­ние профессиональных знаний и навыков — это не только субъек­тивное желание работника, обусловленное его карьерной или лич­ностной мотивацией. Это законное право и обязанность каждого государственного служащего.Указ Президента Российской Федера­ции «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983 уточняет это положение и ориентирует на:

— обязательную профессиональную переподготовку лиц, впе­рвые назначенных на государственные должности федеральной го­сударственной службы не ниже заместителя начальника отдела (руководящие должности) в течение первого года работы в указан­ных должностях;

— обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих руководящие должности;

— направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц, в возрасте не старше 40 лет, замещающих государственные должнос­ти федеральной государственной службы[139].

Непрерывное повышение профессиональной квалификации рассматривается в качестве базового фактора повышения эффек­тивности государственной службы и успешности служебной карье­ры. Особая роль в этом деле отводится Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомствен­ным ей образовательным заведениям, Академии народного хозяй­ства и Финансовой академии при Правительстве Российской Фе­дерации. В сфере дипломатической службы — Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Именно на это специальное высшее учебное заведение воз­ложена задача подготовки и систематической переподготовки ру­ководящих дипломатических кадров, повышения квалификации специалистов всех уровней, прежде всего в политологической, международно-правовой, международно-экономической, регионоведческой, консульской, информационно-аналитической и языко­вой сферах. Причем не по произвольным программам, а в соответ­ствии с принципами и нормами, определенными соответствующи­ми государственными образовательными стандартами.



Основные принципы организации профессиональной учебы дипломатических кадров следующие:



— обучение за счет государственного бюджета, в том числе по системе государственного заказа;

— обязательность профессионального совершенствования — важнейший фактор эффективного исполнения должностных пол­номочий, непременное условие пребывания на дипломатической службе;

— периодичность стажировок и стационарных форм обучения в специализированных учебных заведениях.

Выполнение указанных принципов не только обязательно, но и полностью соответствует потребностям каждого государственно­го служащего, серьезно относящегося к своему профессионально­му долгу. Периодическое подтверждение квалификации — насущ­ная необходимость. Без этого невозможны ни служебный рост, ни другие карьерные перемещения, включая загранкомандировки. Копии действующих сертификатов Высших курсов иностранных языков, копии дипломов и свидетельств о профессиональной переподготовке и повышении квалификации входят в перечень до­кументов, без которых вопросы рангирования, назначения на более высокую должность или командирования за рубеж аттеста­ционными и конкурсными комиссиями не рассматриваются.

В этом контексте вполне понятно, почему в Министерстве иностранных дел самое пристальное внимание уделяется подготов­ке, переподготовке и повышению квалификации дипломатических работников. Финансирование этого направления кадровой работы рассматривается не как источник дополнительных расходов, а как эффективный и оправданный вид государственных инвестиций в развитие ведомства.

Деятельность на этом направлении постоянно и планово со­вершенствуется. В результате в стране создана уникальная школа подготовки высококвалифицированных специалистов-междуна­родников, опирающаяся на богатейшее наследие и многовековые традиции российской дипломатии. По сути дела в стране сложи­лась многоуровневая система подготовки дипломатических кадров по программам базового высшего образования, профессиональной переподготовки дипломатических работников среднего и высшего звена, повышения квалификации. Все эти программы составляют­ся с учетом запланированных кадровых перестановок, наличия ус­ловно-вакантных должностей и соответствующего резерва на вы­движение. Профессиональная и языковая специализации опреде­ляются по согласованию с руководством соответствующих учебных заведений.



Базовым учебным заведением по подготовке дипломатических кадров для российской внешнеполитической службы является Московский государственный институт международных отноше­ний (Университет) МИД России (МГИМО) — настоящая кузница кадров для Министерства иностранных дел.

За более чем полувековой период своего существования МГИМО направил на работу в главное внешнеполитическое ве­домство страны почти пять тысяч своих воспитанников, из кото­рых двое длительное время занимали пост Министра иностранных дел, тридцать пять — должности заместителей министра, более 600 выполняли и выполняют в настоящее время обязанности посла, почти 1000 — функции советника-посланника. Среди выпускни­ков — члены Правительства Российской Федерации и депутаты Государственной думы, видные политические и государственные деятели, более 20 действительных членов и членов-корреспонден­тов Российской академии наук.

МГИМО(У) внимательно следит за протекающими процессами в мировой политике и дипломатической практике, оперативно адаптирует учебные программы к требованиям современных меж­дународных отношений и российской внешней политики, осу­ществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Минис­терством иностранных дел. Этому способствует совместная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества, рассчитанная на долгосрочную перспективу.

Подготовка молодых специалистов для МИД ведется на со­вместно разработанных образовательных стандартах нового поко­ления в области международных отношений, юриспруденции, по­литологии, государственного управления, международной инфор­мации и журналистики. Учебные планы и программы преподавае­мых курсов регулярно обновляются, ориентируясь на самые вос­требованные практикой дипломатической службы специализации. Немало спецкурсов ведут видные российские дипломаты, которые щедро делятся со студентами не только практическим опытом ра­боты, но и помогают разобраться в теории и истории международ­ных отношений, дипломатии и дипломатической службы. По ини­циативе МИД в учебные планы университета введены курсы «Го­сударственное управление», «Основы государственной службы», «Современные информационные технологии в деятельности МИД России». Активно развиваются учебно-научные контакты с уни­верситетами Германии, Великобритании, Канады, Китая, США, Франции и многих других стран.

В соответствии с требованиями об усилении экономической подготовки дипломатических кадров разработаны для внедрения новые спецкурсы: «Экономическая дипломатия», «Энергетическая дипломатия», «Международные финансовые рынки», «Междуна­родные экологические стандарты». Ведется преподавание курсов по всем важнейшим аспектам деятельности Всемирной Торговой Организации и Международной Организации Труда.

В целях совершенствования языковой подготовки на всех фа­культетах введена новая учебная дисциплина — «Русский язык и культура речи», особое внимание уделяется преподаванию ино­странных языков. Языковая подготовка выпускников МГИМО(У) постоянно совершенствуется, особенно с учетом потребностей МИД в дипломатах, в совершенстве владеющих методикой и тех­никой перевода. Постоянно расширяется и номенклатура изучае­мых иностранных языков. Создана учебно-методическая база для преподавания языков стран СНГ и Балтии.

Тематика дипломных и диссертационных работ на плановой основе согласовывается с потребностями МИД России. В ходе за­щиты дипломов в качестве второго научного руководителя или оп­понента нередко выступают сотрудники МИД. По сложившейся традиции Государственные аттестационные комиссии возглавляют руководители департаментов министерства.

Важнейшее значение в подготовке будущих дипломатов имеет прохождение студентами практики в подразделениях Центрального аппарата Министерства иностранных дел и его загранучреждениях Российской Федерации. Ежегодно в МИДе преддипломную прак­тику проходят не менее 100 студентов выпускных курсов, в поряд­ке ознакомительной практики его департаменты посещает не менее 200 студентов II—IV курсов.

Попав на службу в Министерство иностранных дел, все сотруд­ники (в том числе и недавние выпускники МГИМО(У)) оказыва­ются включенными в действующую систему непрерывного образова­ния дипломатических работников по «цепочке» от программ перво­го высшего образования, через курсы переподготовки и повыше­ния квалификации до аспирантуры и докторантуры. Эта система достаточно эффективна и ежегодно обеспечивает обучение не менее 600 работников оперативно-дипломатического состава.

В целом система непрерывного образования предполагает сле­дующие основные этапы обучения кадров:

первичное обучение для лиц, впервые принятых на диплома­тическую службу (в течение первого года работы). Ускоренная адаптация к новым условиям профессиональной деятельности тре­бует предметного ознакомления с законодательной и нормативной базой, структурой, документооборотом, информационными пото­ками МИД. Примером может служить обучение в Учебно-кон­сультационном центре МИД по информатике, которое нацелено на приобретение вновь принятыми работниками специальных на­выков по использованию программных средств, используемых в общеминистерской информационной системе по внешнеполити­ческим вопросам;

периодическое обучение (не реже 1 раза в 5 лет) по дополни­тельным или основным профессиональным образовательным про­граммам переподготовки и повышения/поддержания квалифика­ции на уровне, достаточном для эффективного исполнения долж­ностных обязанностей. Эта работа осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта до­полнительного профессионального образования (повышение ква­лификации и профессиональной переподготовки) федеральных го­сударственных служащих, утвержденного приказом Минобразова­ния России от 1 августа 2000 г. № 2370;

постоянное обучение иностранному языку по программам ВКИЯ;

Основным центром периодического повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников МИД является Дипломатическая Академия МИД Российской Федерации. На ее базе ежегодно обучается, осваивая различные программы и курсы, не менее 300 дипломатических и консульских работников. Делает­ся это на основе принципов:

— преемственности по отношению к базовому образованию, которое получили дипломатические работники в МГИМО(У) или другом высшем учебном заведении;

— совместимости по видам, срокам и формам обучения;

— учета интересов внешнеполитического ведомства и личност­ных особенностей обучающихся;

— комплексного подхода к организации учебного процесса. На факультете повышения квалификациидипломатических кад­ров организованы краткосрочные курсы с программами объемом от 72 до 150 учебных часов по наиболее важным проблемам и на­правлениям дипломатической деятельности: внешняя политика, мировая экономика и международные экономические отношения, дипломатическая и консульская служба, международное право, проведение миротворческих операций, многосторонняя диплома­тия, разоружение и ограничение вооружений.

Повышение квалификации направлено на обновление теорети­ческих и практических знаний, овладение дополнительными навы­ками трудовой деятельности в соответствии с изменяющимися ус­ловиями работы и требованиями государственных образовательных стандартов. Программы и учебно-тематические планы курсов по­стоянно корректируются с учетом категории обучающихся, на­правления их служебной деятельности, запросов департаментов, посольств, консульств и других структур. Кроме того, планы и программы проходят предварительную апробацию и при необхо­димости корректируются в соответствии с требованиями минис­терства.

Особое место в системе повышения квалификации занимают Высшие дипломатические курсы (ВДК) Дипломатической Акаде­мией для руководящих работников дипслужбы, назначаемых на должности послов, постоянных представителей, советников-по­сланников и генеральных консулов. Занятия на курсах ведут не только академические профессора и преподаватели, для встреч со слушателями приглашаются руководители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, религиозные и обще­ственные деятели, заместители министра, директора департамен­тов МИД.

При этом учитывается, что государством нормативно установ­лены сроки непрерывного обучения. В случае повышения квали­фикации — от двух до шести недель с полным или частичным от­рывом от работы или от шести недель до шести месяцев без отры­ва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются удостоверения и свидетельства о повышении квалифи­кации государственного образца.

По специальным программам организована профессиональная переподготовкаспециалистов дипломатической службы. Она по­зволяет (в объеме от 500 до 1000 часов аудиторного времени) по­лучить дополнительные знания, умения и навыки для выполнения нового вида профессиональной деятельности, т.е. обрести практи­чески новую специальность на базе уже имеющегося высшего об­разования с целью адаптации государственных служащих «к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной де­ятельности»[140]. Основные задачи такого рода обучения — углублен­ное изучение национально-государственных интересов России, со­отнесение внутренних и внешних аспектов ее развития с обстановкой на мировой арене; отработка технологий согласования ведом­ственных и иных интересов с общегосударственными, при коорди­нирующей роли МИДа; Изучение российского законодательства и международно-правовых документов, определяющих деятельность дипломатов; отработка навыков управления персоналом[141]. Срок обучения — от трех до шести месяцев с полным или частичным отрывом от работы или от шести месяцев до одного года без отры­ва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются дипломы о профессиональной переподготовке государ­ственного образца.

Значительная часть действующих дипломатических кадров имеет возможность в процессе обучения в Дипломатической ака­демии по двухгодичной программе получить второе высшее обра­зование по специальностям «Международные отношения» и «Ми­ровая экономика».

С 2001 г. в соответствии с решением Коллегии МИД России осуществляется дальнейшая перестройка схемы профессиональной переподготовки дипломатических кадров. Существо ее состоит в том, что для дипломатических работников, имеющих базовое об­разование по специальностям «международные отношения» и «ми­ровая экономика», организуется 9-месячный курс (в объеме свыше 1000 учебных часов) с отрывом от работы с присвоением квалифи­кации и вручением диплома, соответствующего диплому о высшем образовании. Такая система получила название дополнительного к высшему профессиональному образованию.По такой системе обуча­ются дипломатические работники, которые занимают высшие и главные государственные должности дипломатической службы.

Для обучения персонала по системе краткосрочных стажировокиспользуются также контакты, установившиеся более чем с 20 за­рубежными учебными центрами. В них обучаются до 40 человек в год. Среди постоянных партнеров — Нидерландский королевский институт международных отношений «Клингендаль», Венская дип­ломатическая академия, Национальная школа администрации Франции. Основная цель стажировок — изучить передовой опыт, приобрести дополнительные профессиональные и организаторские навыки, сопоставить отечественный подход к проблемам с мне­ниями зарубежных коллег.

Специальным подразделением Министерства иностранных дел, обеспечивающим языковую подготовкуроссийских диплома­тических работников и контроль за ее уровнем, являются Высшие курсы иностранных языков при МИД России (ВКИЯ). Курсы со­ставляют программы обучения, а также аттестационные требова­ния по уровням владения иностранными языками. В настоящее время установлены следующие уровни, подтверждаемые сертификатами ВКИЯ установленного образца: начальный, функциональ­ный, оперативный, профессиональный, экспертный.

Уровень владения языком принятых в МИД выпускников вузов языкового профиля, в т.ч. МГИМО(У), подтвержденный го­сударственным экзаменом (при условии изучении иностранного языка в течение не менее 8 семестров), приравнивается к опера­тивному уровню ВКИЯ. Результат экзамена учитывается при рангировании, аттестации, повышении в должности, участии в кон­курсе на замещение вакантных должностей. Принимаемые в МИД по конкурсу выпускники других вузов также сдают на Выс­ших курсах соответствующий квалификационный экзамен.

ВКИЯ обеспечивают послевузовское, профессионально ориен­тированное совершенствование языковых знаний на уровнях, сле­дующих за оперативным. Профессиональный и экспертный уров­ни подтверждаются сертификатом каждые три года. В связи с необходимостью овладения спецификой языка и приобретения лингвострановедческих знаний занятия иностранными языками для впервые принимаемых на работу в МИД специалистов обя­зательны.

Зачисление в группы ВКИЯ производится в соответствии с трехлетними планами языковой подготовки, составляемыми каж­дым подразделением центрального аппарата министерства с уче­том служебной необходимости, характера работы, перспектив ис­пользования работника, решений конкурсных и аттестационных комиссий.

Обучение на курсах очное, при экстенсивном и ускоренном обучении — без отрыва от работы. При интенсивном обучении сотрудник может частично или полностью освобождаться от рабо­ты. Дипломатическому работнику может быть предоставлена воз­можность одновременно изучать несколько иностранных языков, но количество занятий в служебное время в рамках экстенсивного обучения не может превышать трех раз в неделю по два академи­ческих часа каждое.

Всего в течение учебного года на ВКИЯ по 54 иностранным языкам обучается более 1200 сотрудников центрального аппарата МИДа и загранучреждений.

В целом же различными формами подготовки, профессиональ­ной переподготовки и повышения квалификации ежегодно охва­тывается около полутора тысяч дипломатических служащих. Таким образом, работники МИД России обладают и пользуются широкой номенклатурой возможностей для реализации установ­ленного для государственных служащих требования об обязатель­ном повышении квалификации не реже одного раза в пять лет.

В заключение следует упомянуть о неформальных методах со­вершенствования индивидуальных качеств и приобретения прак­тических навыков дипломатическими работниками. Ключевым из них является самоподготовка. Сколь бы ни были талантливы преподаватели, секрет личностного и профессионального роста дипломатического работника в конечном итоге кроется в высокой требовательности к себе, постоянном стремлении к совершенству, постановке перед собой все более сложных задач и высоких целей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.