Особенности разработки и принятия УР в условиях неопределенности и риска.
Понятие и сущность управленческих решений.
УР –концентрированное выражение процесса управления на заключительной его стадии, оно возникает при определенном управленческом воздействии и должно отвечать ряду требований и критериев.
Объект УР — система или операция. Субъект УР - управляющая подсистема организационно-производственной системы, ЛПР.
Для практического осуществления целенаправленного воздействия на объект управления принятое решение конкретизируется в виде соответствующей программы действий. Программа включает перечень мероприятий, методы их осуществления, сроки и границы действий, круг исполнителей и необходимые средства, а также необходимые результаты и критерии их оценки. Она определяет место каждой производственной единицы в процессе достижения поставленных целей. Аспекты УР:
1. УР – это вид управленческой деятельности, протекающий в определенной системе и связанный с подготовкой и выбором конкретных вариантов действий;
2. УР – это вид воздействия управляющей системы на управляемых;
3. УР – это организационно – практическая деятельность.
На принятие УР влияют факторы:Политические аспекты; Экономические аспекты; Компетентность лица; Обоснованность целей, задач и выбранного решения; Обеспеченность решения необходимой информацией; Социальные аспекты.
Решение– это выбор альтернативы. Решения - универсальная форма поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Цели– индивид или группа принимает решения, действуя в целях организации. Последствия – решения могут повлиять на жизнь многих людей.
Разделение труда: менеджеры– решают возникшие проблемы,исполнители – реализуют уже принятые решения. Профессионализм – только обладающие определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяются полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Классификация управленческих решений.
УР – продукт труда, который повышает или понижает общую производительность; УР – это разумный выбор определенной альтернативы действий.
Классификация УР:
1. По уровню управления УР, принимаемые: на верхних уровнях; на среднем уровне; на низшем уровне.
2. По масштабу воздействия:
- Общие – затрагивают систему в целом;
- Локальные – затрагивают часть системы;
- Частные – затрагивают один элемент системы.
3. По содержанию: научно-технические (новое оборудование); экономические (повышение з/п); организационные (введение материальной единицы)
4. По характеру:
- Операционно-распорядительные – принимаются на уровне секции или отдела и затрагивают стороны их работы;
- Хозяйственно-руководящие – принимаются на уровне директора или министра и затрагивают различные сферы деятельности предприятия или отрасли;
- Нормативные – центральные органы управления;
5. По форме подготовки и принятия:
- Единоличные (руководитель);
- Коллегиальные, позволяют использовать различные знания, опыт и учитывать различные мнения (группа специалистов);
- Коллективные (собрания).
6. По частоте повторяемости:
- Стандартные, принимаются в повторяющихся ситуациях, когда изменяется лишь определенное количество показателей;
- Творческие решения, возникают в неординарных ситуациях.
7. В зависимости от информации:
- Детерминированные, принимаются на основе достоверной, проверенной информации;
- Вероятностные – неточная, неполная информация.
8. В зависимости от цели управления: стратегические (на будущее); оперативные (текущие).
9. По организационному статусу: жесткие (не подлежат изменению); гибкие.
10. По форме осмысления:
- Интуитивные, основанные на собственных ощущениях по рациональности, шансы на правильные выбор;
- Решения, основанные на суждении – принимаются исходя из знаний, осмыслений прошлого опыта и здравого смысла. Данные метод не надежен, т.к. не каждая ситуация имела место быть раньше;
- Рациональные, основаны на методах экономического анализа.
11. По сфере деятельности: экономические, организационные, социальные, технические, технологические, комплексные.
Модели процесса принятия управленческих решений.
При определении управленческой проблемы и выборе оптимального решения значительную роль играет метод моделирования. Модель – это условный или мысленный образ (изображение, описание, план, схема, график) или прообраз какого-либо объекта, используем при определенных условиях в качестве заменителя объекта. Модели используют в сложных управленческих ситуациях для описания организационных структур и других процессов.
Этапы моделирования:
1) Постановка проблемной задачи, т.е. выявление и описание проблемной ситуации;
2) Формирование ряда возможных решений применяемых в моделировании ситуации;
3) Выбор решения;
4) Применение решений к моделям и в дальнейшем в действительности.
Виды моделей процесса принятия решения:
- Дескриптивные и нормативные модели.Дескриптивные – применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решения в целях прогнозирования его в будущем. Нормативные – предполагают акт участия в управлении принятия решения; формирование элементов и их развития.
- Индуктивные и дедуктивные. Индуктивные строятся путем обобщения элементов исходя из единичных данных. Дедуктивные исходят из обобщения.
- Проблемно-ориентированные и модели решения. Проблемно-ориентированные строятся на основе внедрения новых методов. Применяются к конкретной ситуации. Модели решения строятся исходя из возможности проведения экспериментов и направлены на решение сложных управленческих задач.
- Одноцелевые и многоцелевые. При одноцелевых имеется четко определенная цель или несколько целей в виде одной. Многоцелевые модели предполагают достижение несколько не связанных между собой целей.
- Однопериодные и многопериодные модели.Многопериодные – предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода реализации управленческого решения. Однопериодные – могут использоваться в составе многопериодной для более адекватного представления проблемы на конкретном этапе.
- Детерминированные и стохастические. При детерминированных – все факторы оказывают влияние на развитие ситуации. Однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели применяются в условиях неопределенности ее учитывают факторы вероятности отклонений.
4. Этапы процесса принятия управленческих решений.
Вне зависимости от типа модели и от того, является решение запрограммированным или нет, по какой модели руководитель принимает решение, сам процесс принятия решений в теории принятия решений включает несколько этапов.
- Первый этап принятия решений – подготовка. Руководитель выявляет проблему и формулирует вопрос так, чтобы каждый подчиненный понял его важность.
- Второй этап принятия решений – это собственно момент принятия решения.
- Третий этап принятия решений – исполнение Принятое решение реализуется, что-то попутно уточняя и корректируя. В этот момент не все руководители готовы пересматривать свои выводы, но они почти всегда могут изменить курс, если только готовы выслушивать других и хотят довести дело до конца.
Правда, если на подготовительном этапе подчиненные почему-то оказывают сопротивление изменениям и Вашим попыткам направить их энергию на решение поставленной задачи, то, скорее всего это неправильно сформулированная задача, или просто не те люди у Вас в подчинении. Значит, нужно найти новые слова или как уже становиться понятно новых исполнителей.
Если вынесение вердикта вы понимаете как процесс, то можете в зависимости от реакции окружающих поставить вопрос несколько иначе и тем самым сократить путь к цели. Если же – как одномоментное действие, то на стадии реализации вас наверняка настигнет неудача, ведь вы не укрепили свои тылы.
Особенности разработки и принятия УР в условиях неопределенности и риска.
Принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, поэтому ЛПР в момент принятия решения часто не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация. Иными словами, в момент принятия управленческого решения значителен элемент неопределенности и риска.
Риск –это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория . Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления .
Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Это свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:
- отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
- нулевой;
- положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Неопределенность – это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия. Таким образом, принятие решения в условиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла .
Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить поведение конкурентов, персонала организации, технические и технологические процессы и изменения конъюнктурного характера. При этом условия могут подразделяться на социально-политические, административно-законодательные, производственные, коммерческие, финансовые. Таким образом, условиями, создающими неопределенность, являются воздействия факторов внешней к внутренней среды организации. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|