Сделай Сам Свою Работу на 5

Дух средневековой философии





ТЕМА 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ключевые имена и понятия: Августин, провиденциализм, схоластика, теология, теоцентризм, универсалии, Фома Аквинский.

Входная информация

 

Изучение темы «Философия Средних веков» предполагает знакомство с философскими традициями Средневековой Европы. Изучение данной темы является необходимым для понимания становления и европейской философии, и философии Древней Руси, так как речь идет о знакомстве с одним из духовных корней европейской и восточнославянской культур

Приступая к изучению данного раздела курса философии, важно внимательно проработать материал предыдущих занятий (темы № 1, 3 - практическое занятие № 1 и № 2), вспомнить все то, что известно о Средневековой культуре из школьных курсов истории, мировой и отечественной литературы, мировой художественной культуры, курса «Человек и общество» и др., а также цикла гуманитарных дисциплин, которые изучаются на первом и втором курсах академии. Например, для студентов архитектурного факультета – это курс «История архитектуры», «Культурология», для студентов экономических специальностей – «Религиоведение», «Логика», «История и теория экономических учений», «Политология».



Философия Средних веков органически связана религией, поэтому, прежде всего, необходимо вспомнить основные библейские идеи философского значения (например, библейское учение о сотворении мира Богом «из ничего», о создании человека «по образу и подобию Бога»). Также необходимо вспомнить особенности Христианского учения (например, основные догматы христианства: «о Троице», «о Христе как Богочеловеке», «о Воскресении»), так как именно христианство становится мировоззренческим основанием европейской философии Средних веков.

 

Содержание темы

2.1.1. Общая характеристика философии Средних веков:

2.1.1.1. проблема взаимоотношения философии и богословия (разума и веры в Средние века);

Основные типологические особенности средневековой философии.

2.1.2. Первый (ранний) период философии Средних веков:

2.1.2.1. апологетика;

Философия Оригена.

2.1.3.Второй период философии Средних веков:

2.1.3.1 патристика;



Философия Блаженного Августина.

2.1.4. Третий период философии Средних веков - схоластика:

Проблема доказательств Бытия Божия в средневековой схоластике и философии.

Общая характеристика философии Средних веков

Средневековая философия начинается периодом апологетики(от греч. «апология» — защита) (I — III века н. э.), представители которй выступали с обоснованием христианства и его защитой от нападок римских властей, преследовавших и убивавших христиан как инакомыслящих и «языческих» философов. Эта защита не ограничивалась утверждениями: «мы не нуждаемся в любознательности после Христа, нам не нужны исследования после Евангелия» (Тертуллиан), но зачастую сводилась к попыткам найти в античном интеллектуальном наследии идеи, которые можно было бы соотнести с новым христианским мировоззрением.

Следующий период в истории средневековой философии, когда заканчивается ее становление и утверждение, получил название «патристика»(от греч. и латин. «патер» — отец) (11/111— VI(/VIII вв.). Это был период формирования наиболее авторитетыми христианскими мыслителями — «Отцами церкви» — исходных принципов средневековой христианско-философской мысли.

Своего расцвета философия западного Средневековья достигает в схоластике(от греч. «схола»— школа). Основная идея схоластики — «рациональное» обоснование религиозных догматов (истин веры, которые принимаются как Богооткровенные истины) логическими методами доказательства. Важнейшая проблема, над разрешением которой билось не одно поколение средневековых схоластов, — это проблема соотношения единичного и общего, отдельных вещей и общих понятий об этих вещах. Эта проблема известна под названием спора об универсалиях.В попытках ее решения средневековые мыслители разделились на номиналистов и реалистов.Реалисты, по их собственным словам, придерживались мнения, что «universalias sunt realis» — т. е. подлинны, реальны и действительны только единичные вещи, они существуют независимо от тех понятий, в которых передаются; номиналисты, напротив, были убеждены в том, что «universalias sunt nomines» — люди дают общие имена для большого количества сходных по существенным признакам вещей, как-то: стол, лошадь, дерево, и именно эти понятия обладают для них первичной реальностью.



В современном языке слово «схоластика» стало отождествляться с бесплодным и бессодержательным умствованием, формальным знанием, оторванным от жизни.

2.1.1.1. Проблема взаимоотношения философии и богословия (разума и веры);

 

Хронологические рамки Средневековой философии – это период с V по XIV вв. В этот период на территории Западной и Восточной Европы утверждается христианская религия, в отличие от античного политеизма (многобожия), основанная на вере в Единого Бога (монотеизме). Без преувеличения можно сказать, что философия Средневековья — религиозная философия, т. е. основные идеи христианского вероучения становятся здесь мировоззренческим фундаментом философии. Понятие философия в Средние века становится синонимом понятия теология,букв. — «наука о Боге, богословие», систематизированное изложение, обоснование и защита христианского вероучения. В первый и второй период средневековой философии различий между философией и богословием практически не проводилось. И только в период схоластики за философией закрепилось название «служанки теологии», т.е. было признано служебное положение философии по отношению к богословию. Философия была призванная доводами разума разъяснять догматы веры и распространять их в таком доступном виде среди верующих. Низшую ступень в иерархии наук занимали в Средние века конкретные науки, их называли в этот период «семь свободных искусств» (арифметика, геометрия, грамматика, музыка, риторика, астрономия, диалектика).

Соответственно студент любого средневекового университета был обязан получить сперва общегуманитарную подготовку, закончив т. н. артистический факультет, где изучались «свободные искусства», затем он переходил на философский, и только после этого мог приступать на выбор либо к изучению медицины, либо права (требовавших огромного объема специальных знаний), либо теологии. При этом данная зависимость никоим образом не влияла на самостоятельный характер средневековой философии, оригинальность которой придавала именно эта тесная связь с теологией.

Вместе с тем среди христианских мыслителей ясно различались несколько основных позиций по вопросу соотношения философии и религии, который они формулировали как проблему взаимосвязи «разума и веры»: каким путем — логического рассуждения или мистической интуиции, эмоционально-чувственного переживания — возможно познание истины мира, в достижении которой видели свою главную и конечную цель и философия, и религия. Э. Жильсон — один из крупнейших христианских мыслителей современности таким образом раскрывает сущность этих позиций.

 

Э. Жильсон

Дух средневековой философии

 

<… >1) Филон Александрийский, эллинистический философ, который в своей философии пытался совместить традиции античной философии и библейской мудрости, считал: поскольку Библия хронологически появилась раньше философии, то греческие философы прямым или окольным путем переняли мудрость священных книг, конечно, затмив ее своими естественными ошибками;

2) раннехристианские писатели, начиная с Иустина (II в. н. э.) утверждали: христианство есть обретение философских истин нефилософскими методами. С помощью разума можно найти в вере то, что больше всего удовлетворяет разум. И в языческой философии находятся элементы истины, хотя философы и не обладают критерием, который позволил бы отделить истинное от ложного, поскольку учения практически всех античных философов противоречили друг другу. Можно допустить, что Сократ, Платон, Сенека обладали каждый одним из фрагментов истины, и, если соединить эти фрагменты, мы восстановим истину в ее полноте. Но суть дела в том, что никто не способен на такое отделение истинного от ложного в философских системах, если он уже наперед не знает всей полноты истины. Никто не может знать ее заранее, пока не получит ее через откровение, иначе — не примет ее с помощью веры. Таким парадоксальным образом самая высокая рациональная позиция должна принадлежать не философу, но верующему;

3) Апостол Павел, чьи послания составляют значительную часть Нового Завета, полагал, что христианство — не есть еще одна система философии или даже система, способная заменить все другие. Христианство для него есть Путь Спасения, т. е. нечто большее, чем система познания. Поэтому Ап. Павел отрицает истинный характер античной философии, предупреждая всех истинных христиан: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор 3, 19); «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол 2, 8). Правда, осуждая ложную мудрость греков, Павел нигде не осуждает разума и признает естественное знание Бога, доступное и для язычников;

4) Западноевропейский теолог Ансельм Кентерберийский утверждал превосходство веры над разумом и ее самодостаточность и независимость от рациональных свидетельств. Его формула «вера, ищущая понимания» выражает лучше всего его стремление не понимать для того, чтобы верить, но верить, чтобы понимать. Таким образом, содержание христианской философии есть сумма рациональных истин, открытых, исследованных или просто сохраненных благодаря той помощи, которую разум получает от Божественного Откровения;

5) получает распространение среди христианских теологов от Августина до Фомы Аквинского и так называемая концепция «двойственной истины»:истины разума и истины веры существуют раздельно. Христианский философ должен в первую очередь произвести выбор между философскими проблемами, сосредоточиваясь в первую очередь на тех из них, которые связаны с его религиозной жизнью: существование и природа Бога, отношение Бога к миру и судьба души после смерти тела<… >

Жильсон Э. Дух средневековой философии // Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. — Вып. 1. — М., 1987. - С. 146-155.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.