Сделай Сам Свою Работу на 5

Рождение нейролннгвистического программирования (НЛП)-Группы Мета Модели (Meta Model Groups) 17 глава





сознание.Это вопрос, который - согласно нашей информации - до этого времени остаётся невыясненным. Практический опыт показывает однако, что часто необходим определённый инсайт в опыт, приведший к формированию ограничивающих обобщений. Это особенно касается проблем, имеющих корни в базовых системах взглядов клиента о нём самом или мире. Для того, чтобы добиться длительного успеха, часто полезно сделать сознание клиента союзником для успешного изменения. НЛП предлагает репертуар возможностей, позволяющих использовать оба метода - изменение бессознательного и поддержку сознательного инсайта. Выбор средств зависит в каждом конкретном случае от природы проблемы, личности и нужд клиента.

ет людей изменять реакцию в цикле, таким образом изменяется установленный паттерн"323.

Терапия Эриксона, была таким образом сконцентрирована на реальной жизни его клиентов.Прежде всего он искал решения, которые можно было бы применить. Сознательный просмотр причин неудач, он принципиально считал вредным. В анализе прошлого он не видел никакой практической пользы для настоящей и будущей жизни своих клиентов. Он считал, что занятие негативными личными переживаниями прошлого, скорее мешает людям в концентрации на их актуальных проблемах .



Он также обращал внимание на то, что нас редко интересует, почему кто-то чувствует себя хорошо325.

Для Эриксона было важно довести клиента до того, чтобы он активно сделал что-то,для решения своих трудностей. Поэтому целью его интересов, было непосредственное изменение симптоматического поведенияи переживания.Взгляд о том, что работа сконцентрированная на симптомах ведет к их перемещению, он считал просто бессмысленным. Согласно ему, такое убеждение не было результатом практической эффективной работы над изменениями. Он утверждал, что оно возникло на основе теоретической модели, опирающейся на убеждении в том, что симптомы не важны, поскольку их настоящие корни можно найти в таких абстракциях, как структура характера или личность человека326. Хейли пишет об этом:

"Из этого следует, что клиницисты не только не знали как изменять симптомы, но также аргументировали взгляд о том, что их изменять нельзя. [...] Эриксон занял абсолютно противоположную точку зрения, построив свою терапию как раз на симптомах. Он доказал, что структура характера изменяется, посредством концентрации терапии на специфической проблеме. По его словам, симптом как ухват для горшка -если его удобно держать в ладони, то можно легко управлять горшком. Он учил, что не стоит игнорировать симптом, а нужно замечать все его аспекты. Во время анализа частоты проявления, интенсивности и т.д. Симптом превращается в нечто, что мы можем видеть, как это имеет место, в случае всех аспектов жизни человека. Терапевты, игнорирующие



Haley, J. (1988). Milton H. Ericksons Beitrag zur Psychotherapie, стр. 29-30.

324 Сравните также Havens, R. A. (1987). The Future Orientation of Milton H. Erickson: A Fundamental Perspective for Brief Therapy. In: S. R. Lankton (редакция). Central Themes and Principles of Ericksonian Therapy. New York: Brunner, Mazel Publishers.

Сравните Haley, J. (ред.). (1985ac). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (том 2), стр. 10-11.

Однако иногда Эриксон сам старался, чтобы произошло перемещение симптома. Если например, некий симптом приносил пользу клиенту, то в определённых условиях, Эриксон заменял его в течении транса другим образцом, исполняющим ту же цель, однако не ограничивающим клиента (сравните Haley, J. (ред.). (1985ас). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (том 1), стр. 66-67.

симптомы, утверждающие что этим не нужно заниматься, не смогли научиться ценить сложность симптоматических поведения. И не научились также изменять то, что хотел изменить пациент"327.

Терапевтический принцип косвенного воздействия

Одним из новшеств, введенных Эриксоном в гипнотерапев-тическую работу, был принцип косвенного влияния. Избегая, принятых в гипнозе непосредственных приказов, он заменял их различными утонченными методами косвенного влияния. Смысл этой техники состоит в целенаправленном вызове желаемых конотации у клиента. Такая шахматная стратегия была непосредственным следствием взглядов Эриксона на природу бессознательных процессов.



Эриксон обожал ставить своих клиентов в конфронтацию с удивительными историями, содержащими скрытую аналогию на специфическую ситуацию, в который они находились. При этом, он обращал огромное внимание на то, чтобы ими не были замечены эти сходства. Если он видел, что данный человек начинает понимать скрытый смысл его слов, то сейчас же менял тему. Таким образом, переводя внимание, он вызывал амнезию. Второстепенное значение имел для него вопрос поймет ли клиент, а если поймет то когда глубокий смысл его рассказа.

Основной целью применения метафор, было воссоздание бессознательного и возможно забытого опыта обучения и использование его для решения актуальных проблем. Трудности часто состоят, главным образом в том, что в определенных обстоятельствах, люди не способны использовать эти навыки, которые в другой ситуации применяют без труда. Если можно расслабиться в ванне, почему нельзя сделать это выступая перед публикой?328 Сидней Розен так пишет об этом:

"Рассказывая историю, Эриксон вводит новые данные, новые чувства и вызывает новые переживания. Пациент, долгое время страдавший от сильного чувства вины и ограничивающих взглядов на жизнь, возможно, благодаря этим рассказам, познакомится со свободной и жизнеутверждающей философией Эриксона. Его способ видеть жизнь доходит до различных уровней личности, также и до бессознательного. Его представляют пациенту, как в состоянии бодрствования, так и во время гипноза. И тогда, быть может, пациент поймет, что ему не нужно полагаться лишь на собственные, обычные, повторяющиеся друг за другом паттерны мышления. Ему нет нужды ограничиваться собственной узкой фи-

Haley, J. (1988). Milton H. Ericksons Beitrag zur Psychotherapie, стр. 28-29.

328 Сравните Lankton, S. R., Lankton, C, H. (1983). The Answer Within. A Clinical Framework of Ericksonian Hypnotherapy. New York: Brunner, Mazel Publishers, стр. 13.

лософией и своими ограниченными духовными программами. С помощью этих рассказов, он частично осознает наличие новых возможностей, которые можно совершенно свободно принять или отбросить, как сознательно так и бессознательно"329.

Польза от метафорической коммуникации явная - рассказы не наносят вреда. Они приковывают сознательное внимание и поддерживают чувство независимости клиента. Клиенты сами могут придать специфический смысл информации, скрытой в рассказе. От их личных переживаний зависит, какие выводы они сделают. Иногда рассказы могут вызвать непонимание и этим подготовить клиента к гипнозу. Кроме того, хорошие истории отлично помогают обойти сопротивление к переменам, так как требования включены в них лишь условно. Кроме того, интересно рассказанная история, может помочь в усвоении, ведь она иллюстрирует важные мысли, которые необходимо передать человеку, проходящему терапию330. Розен так пишет о рассказах Эриксона:

"Своими рассказами Эриксон отдавал честь [...] доисторической традиции. С незапамятных времен истории применяют, чтобы передавать культурные ценности, этику и обычаи. Легче проглотить горькую таблетку, когда она упрятана в сладкую оболочку. Возможно игнорируются непосредственные моральные указания, однако духовную атмосферу и лидерство легче принять если убеждение об их необходимости вплетено в историю, рассказанную интересно и забавно. Поэтому в своих рассказах Эриксон применяет множество успешных техник, например использует юмор и вводит интересную информацию о мало известных фактах из медицины, психологии и антропологии. В рассказы он добавляет терапевтические предложения, содержание которых далеко, как от желаний пациента, так и от внешних точек интереса терапевта"331.

Как указывает Д.Коридон Хаммонд в статье Mythen urn Erickson und die Ericksonsche Hypnose (Мифы о Эриксоне и его гипнозе), косвенная коммуникация была лишь одним из методов Эриксона. Она однако не была основным методом. Хаммонд ссылается на информацию Пирсона, который считает, что максимум 20% коммуникации Эриксона с клиентами имело метафорический харак-

Rosen, S. (оригинал). (1985). Die Lehrgeschichten von Milton H. Erickson. Hamburg: ISKO-Press [оригинал (1982). My Voice Will Go with You. The Teaching Tales of Milton H. Erickson. New York: W. W. Norton & Co.], стр. 29-30

Сравните там же, стр. 34. Розен здесь ссылается на вводную главу в: Zeig, J. К. (1985b). Meine Stimme begleitet Sie uberallhin. Ein Lehrseminar mit Milton H. Erickson. Stuttgart: Klett-Cotta [оригинал (1980). A Teaching Seminar with Milton H. Erickson, M. D. New York: Brunner, Mazel Publishers], стр.32-56.

Die Lehrgeschichten von Milton H. Erickson, стр. 26.

тер . Он критически относится к факту того, что все более частое применение косвенной и метафорической коммуникации, в период поздней деятельности некоторых его последователей, привело к идее, что косвенная коммуникация это высшая форма терапии. Причиной этой распространенной ошибочной оценки, согласно Хаммонду, прежде всего являются два фактора.

Во первых, косвенные формы коммуникации в терапии были новостью. Эриксон ввел их первым и применял систематически. Как обычно, по утверждению Эрнеста Росси в письме Хаммонду, последователи гения склонны считать эссенцией нового мышления, как раз то, что он добавил к старому мышлению. Согласно Росси, Эриксон мог действовать любым способом - непосредственно или косвенно, пассивно или авторитарно, в зависимости от того, что казалось ему необходимым в данной ситуации. Его гениальность состояла в том, что он был необыкновенно пластичен и знал когда и какой метод необходимо применить333.

Во вторых, многие последователи познакомились с Эриксо-ном, когда он был старым и слабым человеком, которого они слушали группами по несколько дней. Групповой контекст заставил Эрик-сона выбирать, рассказываемые истории, достаточно открыто сформулированные, чтобы по мере возможности, оптимально удовлетворить нужды всех присутствующих в помещении людей33 . Его слава и умение подстраивать рассказы к реакции слушателей, а также вводить соответствующие нюансы, приводили к тому, что большинство его студентов считала, что Эриксон обращается именно к ним. Хейли иронически описал этот эффект:

"С помощью введения рассказов в беседу, Эриксон передавал людям, различных взглядов, метафоры в которых они могли открывать собственные мысли. Каждая история представлялась таким образом, что часто разные люди были убеждены в том, что она была выдумана специально для них. Когда несколько моих тренеров посетило Феникс и группой встретилось с Эриксоном, вернувшись они поделились со мной именно таким опытом. Один из них вспоминал историю, которую Эриксон рассказал о нем. Другой отрицая это говорил, что данная история предназначалась ему. А третий был убежден, что оба ничего не поняли, поскольку история относилась именно к его опыту. Оказалось, что все в группе были убеждены, что Эриксон специально для них создал данную метафору. [...] Некоторые из этих историй я слышал

Сравните Д. Хаммонд, цитируемая работа, стр. 10.

Там же, стр. 7.

334 Очень живое впечатление о необыкновенном стиле обучения Эриксона, передаёт запись одного из семинаров, опубликованная Джеффри Зейгом (Zeig, J. К. (1985b). Meine Stimme begleitet Sie uberallhin. Ein Lehrseminar mit Milton H. Erickson). Эта книга очень хорошо представляет личность Эриксона, какого знали Ричард Бэндлер, Джон Гриндер, Роберт Дилтс, Девид Гордон, Стив Гиллиген и другие в начале семидесятых.

уже много лет назад и конечно прекрасно знал, что они были созданы только для меня"335.

Эриксон, таким образом, владел умением подойти к модели мира коллег и клиентов, оттуда наводя их на способ решения трудностей336. Он не стремился к тому, чтобы делать людей умнее и сознательнее. Если ему удавалось провести изменения, его не волновало, произошло это косвенно или непосредственно, с помощью метафоры или конкретных предложений. Его интересовал эффект. В некоторых случаях он заходил так далеко, что вступал в мир ощущений психотиков, если чувствовал, что может им таким образом помочь вести жизнь, вне стен психиатрической больницы337.

Примером служит случай 27-летней пациентки. Она пришла к Эриксону, поскольку чувствовала, что "постоянно витает над ней" пол дюжины молодых голых мужчин, которые одновременно раздражают ее и пробуждают в ней восхищение. Эти голые мужчины говорили с ней об искусстве, литературе и музыке. Иногда они также шокировали молодую женщину, разговаривая с ней без ограничений о сексе, испытывая эрекцию, создавая ей этим проблемы при посторонних людях. Женщину это очень угнетало.

Она очень церемонно вошла в кабинет Эриксона. Сев она спросила, почему он поставил у себя в комнате такой большой медвежий капкан. Эриксон попросил ее точно описать капкан. Потом, ответил на ее вопрос, отмечая, что это такая запутанная история, что нельзя рассказать ее во время одной встречи. На это женщина, заглянув в альковы, спросила, не считает ли он непрофессиональным держать в кабинете, во время разговора с клиентами, шесть обнаженных, танцующих девушек. Кроме того, ей не понравилось как ее молодые мужчины смотрят на них. Эриксон объяснил ей, что он имеет полное право держать у себя голых танцующих девушек, ведь у нее есть молодые голые мужчины. Он обещал ей однако, что его девушки не вступят в контакт с ее мужчинами, поскольку они ему очень верны. Кроме того, говорил он далее, ее мужчины смотрят лишь на нее и в принципе совершенно не интересуются его девушками. Когда неожиданно зазвонил телефон, Эриксон поднялся и случайно направился прямо в "медвежий капкан". Молодая женщина сейчас же вскочила, энергично его удерживая. С той поры, Эриксон внимательно следил, чтобы всегда обходить "капкан", во время визита женщины.

Укрепив, таким образом, взгляды пациентки, Эриксон спросил её хотела бы она иметь своих молодых мужчин всегдапри себе или только в определенных ситуациях.Он сам например, огром-

Haley, J. (1988). Milton H. Ericksons Beitrag zur Psychotherapie, стр. 20.

Смысл метода Эриксона очень напоминает идею, которую приписывают Игнатию Лойоле, основателю ордена Иезуитов: "С каждым человеком я вхожу в его двери, чтобы вывести его своими".

Сравните Haley, J. (ред.). (1985ас). Conversations with Milton H. Erickson, М. D. (том 1), глава 9.

ное внимание уделяет тому, чтобы его голые девушки не ходили за ним в другие комнаты. Раздражать таким образом жену, было бы крайне нежелательно. Кроме того некоторым пациентам его девушки не нравятся. В таких случаях, приходится просить их, чтобы они скрылись из поля зрения. Рассмотрение этого вопроса, заставило женщину задуматься. Ей не понадобилось слишком много времени, чтобы признать хорошей идею оставить мужчин, на переходный период, у него в кабинете. Он хотела найти работу, а молодые мужчины не были против, как она сказала, чтобы остаться здесь. Женщина получила должность, а Эриксон попросил ее приходить, когда она захочет наслаждаться своими поклонниками. Через некоторое время он стал просить своих девушек выходить из помещения, когда приходила эта пациентка. Все чаще, он также просил молодых мужчин, чтобы они оставили их наедине с пациенткой и спрятались в шкаф.

Пациентка с успехом работала четыре года в Хай Скул советником. Время от времени, она приходила справиться о том, как поживают ее мужчины. Позже она переехала в другую часть страны, посылая регулярно, через определенные промежутки времени' письма Эриксону, в каких описывала все возвращающиеся симптомы. Таким образом, она хотела передать их Эриксону на сохранение. Эриксон предполагал, что когда-нибудь эта пациентка испытает кризис. Но и так благодаря лечению у него, она смогла прожить 20 лет продуктивно и осмысленно. Как иногда иронично объяснял он своим гостям, голые мужчины еще много лет сидели у него в шкафу338.

Требования, которые Эриксон предъявлял терапевтам

Эриксон считал, что ответственность за успех терапии, большей частью, лежит на терапевте. Это имеет свои последствия, если речь идет об обучении — согласно ему недостаточно изучения терапевтами систем убеждений и техник отдельных терапевтических школ. Он предостерегал перед тем, чтобы отмечать лишь те явления, которые вы ожидаете увидеть, применять инструменты, которые дают результаты, отбрасывая все остальные. Это было одно из его главных посланий. Он считал, что чувство ответственности, которое он ожидал видеть у представителей профессий, помогающих в исцелении, требовало постоянной проверки своей успешности, а при необходимости нужно улучшать свою квалификацию. Одновременно он предостерегал студентов от копирования его или других известных личностей. Для него, прежде всего, была важна эластичность и внутренняя свобода, позволяющие делать то, что в каждом индивидуальном случае кажется необходимым.

Эриксон ожидал от терапевта, сознающего лежащую на нем ответственность, фундаментального знания психопатологии. Он

Сравните там же, стр. 232-235.

также рекомендовал выработать, широко понимаемую терпимость к людям, а также к их общественным и культурным обусловленостям.

Необходимым он считал также, умение выработать собственные способности наблюдения. Он был великолепным наблюдателем и на основе позиции тела и движений данного человека, мог сделать выводы о его мыслях и привычках. Автономные реакции тела, его позицию, он воспринимал как отдельный язык, который как и любой другой, необходимо учить и практиковаться в нём. Джеффри Зейг описывает ситуации, в каких Эриксону удалось произвести на людей сильное впечатление своими способностями замечать:

"Одна студентка пришла к Эриксону. Ее попросили записать информацию, о которой просят обычно всех новых пациентов и студентов: дату, имя, адрес, номер телефона, гражданское состояние, количество детей (имена и возраст), профессию, образование (научные степени и название института), а также провела ли она годы формирования личности в деревне или в городе.

Когда она писала, Эриксон прервал ее и сказал: "Вы из Европы". Она подтвердила это, но замечание Эриксона не произвело на нее большого впечатления. Есть существенная разница в способе письма людей, которые учились в Европе и теми, кто ходил в школу в Соединенных Штатах. Потом Эриксон добавил: "Вы с Юга Европы, из Греции или Италии". Она подумала, что этим он тоже не открыл Америку - её внешность говорила о происхождении. Но Эриксон, переключаясь на высокие обороты, сказал: "В детстве вы были полным ребенком". Пациентка почувствовала себя побежденной -так как сейчас она была очень худой. Она спросила Эриксона откуда ему это известно. Он ответил, что ее поза характерна для полных людей"333.

Эриксон постоянно убеждал своих студентов работать для обострения органов чувств на малейшие реакции своих клиентов. Необыкновенными историями он пытался привить им самостоятельное экспериментирование. Время от времени, он например рассказывал, как проверял определённые гипотезы, например допуская, что женщина носит вкладыши, увеличивающие груди, он говорил что у нее на плече сидит комар. Потом наблюдая, какие движения она делает при рефлексной попытке убить комара. Если женщина не делала движение с большим размахом над грудями, Эриксон приходил к выводу, что она действительно носит вкладыши. Возможно он позже использовал эту информацию для того чтобы вызвать некий неожиданный эффект .

Zeig. J. К. (1985). Erfahrungen mit Milton H. Erickson: Eigentherapie, Supervision und Fallgeschichten. In: B. Peter (red.) Hypnose und Hypnotherapie nach Milton H. Erickson (стр. 125).

Сравните Haley, J. (ред.). (1985ac). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (том 1), стр. 5.

Еще одним упражнением, которое он также рекомендовал, было наблюдение за водителями, находящимися еще на некотором расстоянии от перекрестка. Он утверждал, что на основе их движений можно предсказать, повернут они налево или направо, или же поедут прямо. Также перемены в расширении зрачков, цвета кожи, пульса (который можно наблюдать на шее) и небольшие изменения в напряжении мышц лица или тела, могут дать терапевту ценные указания. То же касается жестов, сопутствующих речи человека341.

Несмотря на широко распространенный миф, возникший в течении распространения взглядов Эриксона, он не считал что терапевту достаточно положиться на спонтанную креативность собственного бессознательного. Хотя он и полагался на свои бессознательные способности, однако этому предшествовало многолетнее и очень интенсивное обучение, во время которого он тренировал свое бессознательное342. Как считал Эриксон, бессознательные процессы опираются на опыте и обучении. Не важно идет ли речь о навыках типа умения писать, чтения или вождения машины, или же об ограничивающем образце поведения - всё, по его мнению, когда-то было выучено. Как иначе смогли бы мы бессознательно это использовать?

Эриксон не любил ленивых терапевтов, не совершенствующих свои навыки. Он сам долгие годы записывал суггестии для клиентов. Потом так долго работал над ними, пока не достигал того же эффекта более элегантным образом. Он упражнялся в поведении, играя роли перед зеркалом. Старательно планировал терапевтические стратегии, проводил эксперименты, касающиеся важных детальных вопросов и тренировал собственное умение замечать минимальные указания. Эти усилия были основой его позднейшего знания.

Джеффри Зейг утверждал, подобно другим, что коммуникационные навыки Эриксона были феноменальны. Когда во время семинаров он рассказывал истории, разглядывая пол, то краем зрения, незаметно наблюдал за реакцией присутствующих. Если кто-то реагировал в определенный момент, двигая например стопой, Эриксон поворачивался к этому человеку, чтобы мягко дать ему понять, что то что он сейчас скажет, имеет для него особое значение343. Зейг пишет:

"Эриксон потому имел так подстроенные интервенции, что замечал мельчайшие указания. Обычно мы игнорируем определенные аспекты нашего чувственного опыта, например чаще всего, мы отбрасываем лишнюю информацию. Систе-

Сравните Дж Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный человек, необыкновенная терапия", стр. 80; а также С. Лзнктон, К. Лэнктон, цитируемая работа, стр. 22.

Сравните Д. Хаммонд, цитируемая работа, стр. 11-12.

Дж Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный человек, необыкновенная терапия", стр. 74.

му ощущении человека можно описать как детектор помех, который определяет, что в данной ситуации фальшиво. Эриксон развил в себе внимание к минимальным раздражителям и сильным сторонам человека, демонстрирующим, что в нем правильно.Легче вызвать перемены, основываясь на том, что пациент способен делать правильно, нежели анализируя, что он делает и делал неверно. Дело не в том, что в указаниях Эриксона было нечто необычайно точное, не было у него также и нового знания о личности человека. Наоборот, его метод основывался на применении очевидных вещей.

Многие терапевты так углубились в свои динамические теории, что их не замечают. Эриксон же наоборот. Выхватывал очевидное и представлял это пациентам так, что те могли на это реагировать"344.

Эриксон постоянно подчеркивал, как важно, чтобы терапевты сознательно контролировали применение телодвижений, тембр голоса и т.д.345 Большинство его коллег упражняла лишь свой слух. Тем не менее, также их невербальные сигналы воздействовали на клиентов. Поэтому, Эриксон старался целенаправленно тренировать свои коммуникационные способности. Если он изменял положение тела или звучание своего голоса или подчеркивал определенные слова особыми движениями, то знал, что вызовет потенциальный эффект у собеседника. Он был готов привести дальнейшее лечение в зависимость от его реакций.

Эриксон был художником на этом поле. Всю жизнь он совершенствовал искусство терапевтической коммуникации. Он был первым терапевтом, чьи сеансы можно было изучать слово по слову, жест за жестом. Каждый элемент его терапии становился чрезвычайно успешным инструментом. До Эриксона не было терапевта, который мог бы продемонстрировать, что можно целенаправленноиспользовать всекоммуникационные каналы, для проведения определенных изменений у клиента346.

Даже современники исследовательского проекта Бейтсона, были с этой точки зрения сторонниками традиционного мышления. Как пишет Джей Хейли, во вступлении к первому тому Conversations with Milton H. Erickson, M.D. (Беседы с Милтоном Эриксоном), совместно с Уиклендом, они пытались в свое время развить теорию, объясняющую, факт того, что симптомы в системе семьи обладают функциональным характером. Они однако огласили теорию о стабильности,объясняющую, почему изменения ненаступают. Не-

°цч Zeig, J. К. (1985). Erfahrungen mit Milton H. Erickson: Eigentherapie, Supervision und Fallgeschichten. In: B. peter (гред.) Hypnose und Hypnotherapie nach Milton H. Erickson, стр. 126.

Сравните Haley, J. (1988). Milton H. Ericksons Beitrag zur Psychotherapie, стр. 25.

Сравните Дж. Зейг, "Встречи с Эриксоном. Необыкновенный чеповек, необыкновенная терапия", стр. 25.

смотря на то, что метод Эриксона обладал также системным характером, он отрицал эти теории, считая, что они излишне усложняют терапевтический процесс. В круг его интересов не входили теоретические объяснения причин поддержания патологического status quo. Его занимала проблема, каким образом с помощью собственного поведения можно вызвать эффективные перемены .

Решая эту проблему действием, основанным в концентрации внимания на микроанализе собственного терапевтического поведения, Эриксон выработал прототипы того, что Бэндлер и Гриндер разработали в рамках НЛП - модели обучения и запоминания коммуникационного поведения, вызывающего изменения. Это перемещение интересов познания из теории, через человека (и его психическую динамику) на микроанализ успешной коммуникации, представляет подлиннуюреволюцию мышления в терапии.

347 Сравните Haley, J. (ред.). (1985ас). Conversations with Milton H. Erickson, M. D. (том 1).

Глава 7

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ МОДЕЛЕЙ

НЛП

Предметом последней главы будут первые модели НЛП. На фоне прежних рассуждений, мы вначале представим несколько основных идей создателей программирования. Дальше опишем развитие Мета Модели и Модели Милтона. Кроме того, мы займемся концепцией репрезентативных систем и, тесно связанного с ними, открытия так называемых специфических чувственных маркеров (предикатов) и, так называемых, ключей доступа. Наконец, мы рассмотрим исследования измененных состояний сознания и расшифровку субъективных переживаний с помощью Четверичной Модели (4-Тире1). Главу завершает примерное описание некоторых терапевтически возможных применений стратегической модели НЛП.

Началом просмотра работ Бейтсона, Перлза, Сатир и Эрик-сона был вопрос о исторических и духовных обусловленностях, повлиявших на возникновение первых моделей НЛП.

Благодаря этому, можно было заметить, как современный системный спор превращался и постепенно освобождался от глубоко психологических мыслительных паттернов. Прежде всего Грегори Бейтсон оказался создателем принципиально новой теории в области клинической психологии. С другой стороны, мы показали, как некоторые необычайно талантливые практики сбрасывали, становившийся все более тесным, корсет психоаналитических техник лечения. Они создавали новый практично-теоретический стиль работы, сильно повлиявший на многие современные психотерапевтические школы.

Возникшая в результате этого развития дискуссия в большой степени помогла в возникновении НЛП. Поэтому вначале мы должны в общем набросать ее влияние на концепции создателей НЛП.

Теоретическая перспектива

В предыдущих рассуждениях мы показали, что теоретические корни НЛП уходят в кибернетическую теорию коммуникации Грегори Бейтсона и работу группы Пало Альто.

Существенной характерной чертой этой школы, была попытка дополнить интрапсихические концепции психических нарушений их интерперсональными (коммуникативными) аспектами348.

Долгие годы, в терапии доминировали мыслительные фигуры Фрейда. Согласно им, поведение и переживания, отличающиеся от общепринятых норм, принципиально можно было интерпретировать как выражение интрапсихической динамики, исходящей из бессознательного конфликта, неосознанных желаний человека.

Бейтсон отрицал такую точку зрения. По его мнению, человеческие переживания и поведение были результатом конкретных социальных процессов обмена. Кроме того, его позиция состояла в том, что теория Фрейда (которую он часто иронически называл пси-хо-теологией) опирается на недопустимом овеществлении конкретных процессов,которые можно принципиально описать в форме, взаимосвязаны/ петель обратной информации.

Бэндлер и Гриндер подхватили эту идею. Таким образом, например депрессию можно описать, с точки зрения НЛП, как петлю между внутренним диалогом и чувством.Согласно (этому описанию, в человеке с такой проблемой, проходит внутренний процесс следующего типа: "Почему все так безнадежно?" - восприятие негативных чувств, "Я просто больше так не могу" - восприятие возрастающих негативных чувств, "Что мне теперь делать?" - и т.д. Негативный внутренний диалог и негативные чувства взаимно укрепляются, поскольку не вводится никакой элемент, способный надолго прервать этот процесс. Если этот человек интроверт, то можно говорить о интраорганической петле обратной информации, которая удерживает это состояние.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.