Сделай Сам Свою Работу на 5

Конечные результаты обучения





Силлабус

По Общей иммунологии

 

Код дисциплины OI 3228

Для специальности 051301 «Общая медицина»

Лекции 9 (часов)

 

Практические

(семинарские) занятия 63 (часов)

 

СРС 36 (часов)

 

Экзамен 5,6 семестр

 

Всего часов 108

Курс 3

Семестр 5,6

 

Астана 2014 г.

1.7. Сведения о преподавателях кафедры:

1.Батпенова Гульнара Рыскельдиновна - заведующей кафедрой дерматовенерологии с курсом иммунологии, д.м.н., профессор, врач-дерматовенеролог высшей категории

Научные интересы: Эпидемиология, клиника, диагностика и лечение псориаза. Возрастные аспекты течения и терпии хроничеких дерматозов. Профилактика заболеваний передающихся половым путем

2. Утеубаева Гульзада Жаксылыковна - заведующая курсом иммунологии, доцент кафедры дерматовенерологии с курсом иммунологии. Выпускница педиатрического факультета КГМИ. На кафедре работает с 2003г. В декабре 2010г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности патологическая физология.

Научные интересы: Влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на иммунный статус детей.

3. Ахмедьярова Эльмира Абдимажитовна –доцент кафедры дерматовенерологии с курсом иммунологии. Выпускница КазГМА лечебного факультета. На кафедре работает с 2007 г. В декабре 2008 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности патологическая физология.



Проводит занятия и читает лекции на госсударственном и русском языках.

Научные интересы: вторичные иммунодефицитные состояния.

4.Махамбетов Каергельды Омбаевич - профессор кафедры дерматовенерологии с курсом иммунологии, д.м.н. В 1992 году окончил очную аспирантуру при 1 ММА им. И.М.Сеченова и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности иммунология. В январе 2010г. защитил докторскую диссертацию по специальности радиобиология.

Научные интересы: изучение действия малых доз радиации на клинико-иммунологические и цитогенетические параметры.

5.Долгиева Марет Николаевна, ассистент кафедры дерматовенерологии с курсом иммунологии. Выпускница АкмолГМИ лечебного факультета. Проводит занятия и читает лекции на русском языке.



Научные интересы: клиническая иммунология, аллергология, бронхиальная астма

6. Даулетхан Еркегул Даулетханкызы-– ассистент кафедры, магистр биологических наук. Выпускница факультета естественных наук ЕНУ им. Л.Гумилева. На кафедре работает с 2010 г. Ведет занятия на государственном языке.

7.Абдикаримова Мариям Базарбаевна – ассистент кафедры. Выпускница КазГМА лечебного факультета. На кафедре работает с 2010 г. Ведет занятия на государственном языке.

Научные интересы: изучение лекарственных растений произрастающих в южном регионе Казахстане.

8. Мухажанова Гульмира Оразхановна – ассистент кафедры, магистр биологических наук. Выпускница факультета естественных наук ЕНУ им. Л.Гумилева. На кафедре работает с 2013 г. Ведет занятия на государственном языке.

9. Мухашева Назым Еркеновна – ассистент кафедры, магистр биологических наук. Выпускница факультета естественных наук ЕНУ им. Л.Гумилева. На кафедре работает с 2011 г. Ведет занятия на государственном языке.

 

 

1.8. Контактная информация:

г. Астана, ул. Кабанбай-батыра, 29/а, АО «Медицинский университет Астана», кафедра дерматовенерологии с курсом иммунологии.

тел. 8-717 -2-51-15-24.

1.9. Политика дисциплины:

Общие требования кафедры

Общая иммунология является дисциплиной, знание которой не­обходимо каждому врачу, каждому медицин­скому работнику. Иммунология как наука способствует решению важных проблем клинической и теоретической медицины. Необходимые навыки для будущей профессиональной деятельности и теоретические знания студенты получают на практических занятиях. Уже к первому занятию студент должен иметь 1 общую тетрадь для занятий(не менее 45 листов), альбом, цветные карандаши, халат, колпак, сменную обувь. Одним из основных требований кафедры является систематическое посещение практических занятий. Пропущенное занятие без уважительной причины отрабатывается на платной основе. Студент, опоздавший более чем на 15 минут – не допускается к занятию и отрабатывает занятие платно. Также при порче имущества университета взимается штраф в соответствующем размере.



К экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, посетившие практические занятия и не имеющие пропусков без уважительной причины, задолженностей по практическим занятиям, СРС. При невыполнении требований кафедры (задолженность по практическим занятиям, в том числе невыполнение СРС) студент проходит повторный курс обучения на платной основе.

Программа

Введение

Иммунология является одной из наиболее перспективных и быстро развивающихся медико-биологических наук, ее теоретические положения находят все более широкое применение в практическом здравоохранении.

Данные, полученные современной иммунологией, во многом меняют представления, как о патогенезе, так и о подходах к диагностике, лечению и профилактике самых различных заболеваний. На базе достижений общей иммунологии возникла и получила широкое развитие клиническая иммунология, а также современная аллергология. Разработаны классификация, методы лабораторной диагностики и лечения иммунодефицитных состояний, установлена роль иммунодефицитов в возникновении и модификации течения целого ряда заболеваний: аутоиммунных, инфекционных, аллергических, онкологических и др. В клинической практике все шире применяются иммунокорригирующие препараты, в том числе лекарственные препараты на основе рекомбинантных цитокинов, а также моноклональных антицитокиновых антител. К достижениям современной иммунологии следует отнести и успехи в области современной трансплантологии, в разработке принципиально новых классов вакцин, в решении проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, и многих других.

Таким образом, круг вопросов, изучаемых иммунологией, достаточно широк и представляет большой интерес для врачей практически всех специальностей. Именно этим обусловлено включение общей иммунологии учебные планы подготовки специалистов в медицинских ВУЗах.

2.2 Цель дисциплины:формирование у студентов научных представлений о строении и функциях иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях, а также о роли иммунной системы в жизнедеятельности здорового организма и возникновении иммунопатологических процессов.

2.3 Задачи дисциплины:

· дать студентам современные представления о строении и функционировании иммунной системы в норме и при иммунопатологических состояниях;

· научить оценивать роль иммунной системы в поддержании генетического постоянства внутренней среды организма, а также механизмы иммунологического распознавания и регуляции отдельных звеньев иммунного ответа на клеточном и молекулярном уровнях;

· ознакомить с современными представлениями о роли цитокинов, гормонов и нейропептидов в регуляции иммунитета;

· научить определять иммунологические механизмы, лежащих в основе патогенеза аутоиммунных заболеваний, гиперчувствительности, отторжения трансплантата, опухолевого роста;

· научить выявлять причины и механизмы возникновения иммунодефицитных состояний;

· научить оценивать лабораторные методы иммунного статуса;

· сформировать представления о роли иммунной системы в сохранении здоровья человека.

 

Конечные результаты обучения

А. Студент должен знать и понимать:

· исторический путь развития иммунологии; основные теории иммунитета, виды иммунитета;

· строение иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях; основные принципы ее функционирования;

· понятие об иммунном ответе, кооперации иммунокомпетентных клеток, роль клеточных и гуморальных механизмов в иммунном ответе;

· антигены, их основные виды и характеристики;

· строение и функции системы гуморального иммунитета, отдельных классов иммуноглобулинов;

· строение и функции системы комплемента, основные пути его активации, роль комплемента в норме и патологии;

· основные виды антигенпредставляющих клеток и их роль в специфическом иммунном ответе; механизм процессинга и презентации антигенов;

· строение и функции системы клеточного иммунитета, основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции; понятие естественной и индуцированной иммунологической толерантности;

· механизмы регуляции иммунной системы; роль взаимодействия нервной, иммунной и эндокринной систем;

· понятие и классификацию иммунодефицитных состояний (ИДС); патогенез, клинические признаки и принципы лабораторной диагностики первичных и вторичных ИДС;

· современные методы лабораторной оценки иммунного статуса человека;

· строение основного комплекса гистосовместимости человека, функции его локусов; роль HLA-антигенов в качестве генетических маркеров наследственной предрасположенности к заболеваниям;

· иммунологические проблемы трансплантации;

· основы противоопухолевого иммунитета, современные методы иммунотерапии и иммунодиагностики рака;

· классификацию механизмов гиперчувствительности по Кумбсу и Джеллу, патогенез и клинические примеры основных типов гиперчувствительности; патогенез аутоиммунных заболеваний;

· принципы вакцинопрофилактики, классификацию современных вакцин, осложнения при вакцинации и их профилактику.

В. Студент должен применить знания и понимания:

· интерпретировать данные лейкограммы и иммунограммы;

· определять относительное и абсолютное количество лимфоцитов периферической крови и их субпопуляций;

· интерпретировать данные определения концентрации основных цитокинов и сывороточных иммуноглобулинов методом ИФА;

· определять поглотительную способность фагоцитов и их окислительно-восстановительный потенциал в спонтанном и индуцированном НСТ-тестах;

· самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и интернет-ресурсами.

С. Студент должен владеть навыками выражения суждения:

· Сбора иммунологического и аллергологического анамнеза;

· Навыками анализа иммунограмм, позволяющими оценить стпень и локализацию иммунных нарушений у больного;

· Навыками составления плана лабораторного и инструментального обследования больного,чтения и оценки результатов иммунологических исследований;

D. Студент должен обладать коммуникативными способностями:

1. Уметь работать в междисциплинарной команде;

2. уметь представлять собственные исследования или результаты литературных поисков для специалистов также как и для непрофессиональной аудитории.

Е. Студент должен показать способность к учебе:

1. Уметь исследовать новые области посредством самостоятельного изучения;

2. Иметь совершенное владение иностранными языками, посредством участия в курсах, идущих на иностранном языке, то есть, учась за рубежом по программам обмена, и признание кредитов в иностранных ВУЗах или исследовательских центрах;

3. Использовать возможности быть информированным о новых открытиях и методах и уметь давать профессиональный совет по возможному ряду применений;

4. Уметь работать с высокой степенью автономии, и даже принимать ответственность при планировании проектов и управлении структурами.

2.5.Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, анатомия, гистология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробология, фармакология.

2.6.Постреквизиты:внутренние болезни, хирургические болезни,детские болезни,детские болезни,инфекционные болезни,онкология.

 

2.7. Тематический план лекций, практических занятий, СРС.

2.7.1 Тематический план лекций

Темы Форма проведения Часы
Современная иммунология, ее задачи и достижения. Основные принципы организации и функционирования иммунной системы. обзорная
Система гуморального иммунитета. обзорная
Система комплемента. Антиген представляющие клетки. Процессинг и презентация антигенов. проблемная
Система клеточного иммунитета. Иммунологическая толерантность. обзорная
Регуляция иммунного ответа. Цитокины, основные характеристики. Перспективы и проблемы цитокиновой/ антицитокиновой терапии. проблемная
Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета проблемная
  Всего часов:  

2.7.2 Тематический план практических занятий

Темы Форма проведения Часы
Строение иммунной системы. Теории иммунитета. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; устный опрос;
Антигены, классификация, строение и свойства совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, таблицами, тестирование; устный опрос;
Система гуморального иммунитета. Дифференцировка В-лимфоцитов. Строение и функции основных классов иммуноглобулинов. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой работа в малых группах,
Роль системы комплемента в иммунном ответе. Антиген представляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, решение ситуационных задач.
Система клеточного иммунитета, основные функции. Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов.   совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; устный опрос;
Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции. Иммунологическая толерантность совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, таблицами, тестирование; устный опрос;  
Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой работа в малых группах,  
Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, решение ситуационных задач.
Подсчет лейкоцитарной формулы, абсолютного и относительного количества лимфоцитов. Анализ лейкограммы. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; устный опрос;
Лабораторные методы оценки Т- и В-систем иммунитета, комплемента и фагоцитарной системы в клинике. Анализ иммунограммы. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, таблицами, тестирование; устный опрос;
Рубежный контроль Коллоквиум
Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете. Иммуногенетические аспекты канцерогенеза Особенности иммунного статуса онкологических больных. Иммунодиагностика, иммунопрофилактика и иммунотерапия рака.   совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; устный опрос;
Понятие иммунодефицита. Первичные иммунодефицитные состояния.   совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, таблицами, тестирование; устный опрос;
Вторичные иммунодефицитные состояния, классификация, этиология, лабораторная диагностика. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой работа в малых группах,
Иммунопатогенез и иммунодиагностика СПИДа. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой,решение ситуационных задач.
Вакцины и вакцинопрофилактика. Принципы создания современных вакцин.   совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; устный опрос;
Патогенез, лабораторная диагностика и клинические проявления атопической аллергии. Патогенез анафилактического шока. Патогенез и клинические проявления цитотоксических (цитолитических) реакций. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, таблицами, тестирование; устный опрос;
Патогенез и клинические примеры болезней иммунных комплексов. Патогенез и клинические проявления реакций гиперчувствительности замедленного типа. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой работа в малых группах,
Аутоиммунные заболевания, механизмы индукции, патогенез, клинические примеры. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; устный опрос;
Основные принципы современной иммунокоррекции. совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, таблицами, тестирование; устный опрос;
Рубежный контроль Коллоквиум
  Итоговая консультация    
  Всего часов:  

2.7.3 Темы самостоятельной работы студентов (СРС)

3.

Темы Форма проведения Часы
Местный иммунитет. Лимфоидные ткани, ассоциированные со слизистыми оболочками, легкими, кожей.   Презентации, реферат
Моноклональные антитела. Гибридомная технология. Основные области применения МКАТ в иммунологии.   Презентации, реферат
Применение цитокинов в медицине. Перспективы и проблемы цитокиновой, антицитокиновой терапия.   заполнение таблиц, разработка схем-иллюстраций;
Нейроэндокринная регуляция иммунного ответа.   разработка схем-иллюстраций;
Иммунобиологические особенности взаимодействия опухоли с организмом. Противораковые вакцины. Презентации, реферат
Связь антигенов HLA с наследственной предрасположенностью к заболеваниям. Презентации, реферат
Аутоиммунные заболевания, патогенез, клинические примеры. Составление ситуационных задач, самостоятельный анализ и интерпретация иммунограммы
Новейшие достижения в трансплантологии. работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами презентация
Вакцинопрофилактика СПИДа. Составление ситуационных задач, самостоятельный анализ и интерпретация иммунограммы
  Всего часов:  

2.8. Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов:работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, компьютерными обучающими программами, разработка схем-иллюстраций, заполнение таблиц, составление глоссария, решение тестовых заданий и ситуационных задач разной степени сложности, интерпретация лабораторных показателей, подготовка презентаций и тематических рефератов.

 

Литература основная и дополнительная

основная:

1. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г Иммунология / учебник - 2000.- 432 с.

2. Хаитов Р.М. Иммунология / учебник для вузов с компакт диском. 2006 «Гэотар медиа», 320с., 4549тг. 30 экз.

3. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008

4. Полетаев А.Б. Клиническая и лабораторная иммунология: Избр. Лекции. – М.: ООО «Мед. Информацион. Агенство», 2007 - 184 с.

5. Ройт А., Бростофф Дж., Мейл Д. Иммунология. М. Мир – 2000 – 582 с.

6. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М. - 1999. - 608 с

7. Галактионов В.Г. Иммунология: Учебник для студентов вузов. – 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.

8. Практикум по иммунологии: Уч. пособие /Под ред. И.А. Кондратьевой, А.А. Ярилина - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004

дополнительная:

1. Алшинбаева Г.У. ВИЧ-инфекция и СПИД-ассоциируемые заболевания. – Астана, 2002. – 139 с.

2. Беклемишев Н.Д. Аллергия, иммунитет и иммунокоррекция. – Алматы: Гылым, 1995. – 168 с.

3. Беклемишев Н.Д., Цой И.Г. Иммунопатогенез в инфекционном процессе. – Алма-Ата, 1992.

4. Галактионов В.Г. Иммунология: Учебник. – М.: Изд-во МГУ. – 1998. – 480 с.

5. Галактионов В.Г. Иммунологический словарь: Уч. Пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.

6. Дж. Плейфор Наглядная иммунология: Пер. с английского – М.: ГЭОТАР Медицина, 1998. – 96 с.

7. Драннник Г.Н Клиническая иммунология и аллергология. М.: ООО «Мед. Информацион. Агенство», 2003. – 604 с.

8. Иммунопатология и аллергология. Стандарты диагностики и лечения /Под ред. Акад. РАМН Р.М. Хаитова. – М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. – 96 с.

9. Иммунология: Учеб. /Е.С. Воронин и др. - М., 2002

10. Кишкун А.А. Иммунологические и серологические исследования в клинической практике. М. ООО «Мед. Информацион. Агенство», 2006. – 536 с.

11. Клиническая иммунология – Руководство для врачей (Под редакцией Акад. РАМН Соколова Е.Н.. – М.: Медицина 1998. – 272 с.

12. Клиническая иммунология и аллергология: в 3 томах. Т.1. / [Л. Йегер, Г. Амброзиус, Р. Байер и др.]; под ред. Л. Йегера; Пер. с нем. Под ред. Р. В. Петрова – [2-е издание, перераб. и доп.] – М.: Медицина, 1990. – 526 с.

13. Клиническая аллергология: Руководство для практич. врачей /Под ред. Акад. РАМН, проф. Р.М. Хаитова – М.: Медпресс-информ, 2002. – 624 с.

14. Константинова Н.А. Иммунные комплексы и повреждение тканей М.– М.: Мед, 1996.-256 с.

15. Клиническая иммунология и аллергология. Под редакцией Г. Лолора-младшего. Т. Фишера, Д. Адельмана. Пер. с англ - М., Практика, 2000.-806 с.

16. Клиническая иммунология и аллергология: Уч. пособие /Под ред. А.В. Караулова. – М.: ООО «Мед. Информацион. Агенство», 2002. – 651 с.

17. Лебедев К.А., Понякина И.Д. Иммунная недостаточность (выявление и лечение). – Москва: Мед. книга, Н. Новгород: Издательство НГМА, 2003.443 с.

18. Лебедев К.А., Понякина И.Д. Иммунограмма в клинической практике.-М:Наука, 1990.-224 с.

19. Медуницин Н.В. Вакцинология. М., 1999.

20. Медуницин Н.В., Покровский В.И. Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных болезней: Уч. Пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2005. – 528 с.

21. Паттерсон Р., Грэммер Л.К., Гринбергер П.А. Аллергические болезни, М., ГЭОТАР Медицина, 2000.

22. Покровский В.В. Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД. - М.: Медицина, 1996. - 246 с.

23. Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания. – 3-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство "Триада Х" - 1999. – 470 с.

Шортанбаев А.А., Шайкенов Т.Е., Кожанова С.В. Иммунология (учебное пособие

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.