Сделай Сам Свою Работу на 5

Mantra for Vayu, the air element





 


Глава 17. РАСПИСАНИЕ СВАР

Ида, пингала и сушумна функционируют синхронно с солнечными и лунными ритмами. Согласно Шиве Свародайе активность первой нади продолжается две с половиной гхати, что соответствует 60 минутам. После этого активизируется сушумна на 1-4 минуты и начинает функционировать следующая нади. Такую же закономерность обнаружили неврологи в работе двух полушарий мозга: вначале активизируется одно полушарие на 60-90 минут(*1), затем энергия в течение 1-4 минут перетекает сквозь тонкую мембрану corpus callosum в другое полушарие. Кроме того, ученые обнаружили взаимосвязь между активностью правой ноздри и левым полушарием мозга, а также между активностью левой ноздри и правым полушарием мозга. Поэтому неактивное полушарие блокирует соответствующую ноздрю, в то время как активное, напротив, стимулирует противоположную(*2). Чтобы точно знать, когда активизируются ида и пингала, необходимо познакомиться с лунными фазами. В течение первых 14 дней лунного цикла диск луны постепенно увеличивается вплоть до полнолуния. Этот период называется шуклапакша или двумя светлыми неделями: шукла означает свет, а пакта - две недели. На 15-ый день (амавасья) наступает полнолуние или пурнима. В течение следующих 14 дней цикла луна уменьшается и исчезает из поля видимости. Наступает период кришнапакша {кришна означает черный). На 15-ый день луны уже не видно и зарождается новая луна.



В цикле свары сурья нади (пингала) активизируется на восходе солнца в период кришна пакши на 1-3, 7-9 и 13-15 дни. После этого ида и пингала функционируют поочередно в течение дня по 60-90 минут до того, как на восходе солнца чандра нади (ида) начинает функционировать в определенные дни. На 4-6, 10-12 дни, в период кришна пакши, чандра нади течет на восходе, а сурья нади - на закате. В течение шукла пакши они меняются местами и во время восхода солнца первых три дня активна чандра нади и так далее. Исследуя достоверность древнейших текстов, мы узнали, что еще в незапамятные времена свара йогой и садханой занимались женщины и дети, вегетарианцы и невегетарианцы, представители различных вер и культур. В 90% случаях эту систему соблюдали для того, чтобы успешно работать и жить.



Если свара совпадает с восходом солнца - это очень важно. Летом солнце встает раньше, чем зимой и время восхода в течение года постоянно изменяется. Время также зависит от точки вашего местонахождения по отношению к полушарию континента. В Индии, например, летом солнце восходит между 4.45 и 5.15 утра, а зимой - между 6.15 и 6.45 утра. Но когда солнце уже взошло, становится ослепительно ярко. Это означает, что соответствующая нади уже должна быть активной к восходу солнца.

Если, конечно, вы живете в городе и окружены высокими домами, вы не сможете определить время восхода солнца, просто глядя в небо. Если небо покрыто тучами, вы не увидите также и луны. В таких случаях вам необходимо заглянуть в газетные новости. Начиная наблюдать за своей сварой, заведите дневник и записывайте в него каждые полчаса или час время активизации свары. Это поможет вам усовершенствовать практику и узнать свой ритм. Вы можете даже проследить, какие специфические особенности сопровождают ваши ритмы. Если у вас есть возможность, сравните ваши показания с показаниями других людей, ведущих наблюдение за своей сварой.

 

Биоритмы

 

В 1970-х годах наука ввела в обиход слово «хронопсихология» для 24-часового цикла. Хронопсихологи обнаружили, что на протяжении 24 часов есть такие интервалы времени, которые являются наиболее подходящими для проявления психофизических способностей. Шива Свародайя говорит о том же и определяет благоприятное (шубха) или неблагоприятное (ашубха) время для определенных действий. Свара йог знает, что господствующее влияние иды или пингалы подсказываает, какие действия лучше совершать и чего совершать не следует, если мы действительно стремимся к успеху.



Ученые определили, что внешние силы устанавливают биологические часы и стимулируют шишковидную железу, на которую воздействуют темные/светлые циклы. Эти ритмы были известны еще древним риши, и сегодня мы еще раз убеждаемся в том, что человек вновь открывает то, что уже было открыто гораздо раньше, когда влияние космоса на судьбы людей не подвергалось сомнению.

 


Расписание свар

День луны (*титхи) Светлые две недели (шукла пакша) Темные две недели (кришна пакша)
1 пратхама Чандра свара (ида) Сурья свара (пингала)
2 двития « « « « « « « « « « « «
3 трития « « « « « « « « « « « «
4 чатуртхи Сурья свара (пингала) Чандра свара (ида)
5 панчами « « « « « « « « « « « «
6 шаштами « « « « « « « « « « « «
7 сайтами Чандра свара (ида) Сурья свара (пингала)
8 аштами « « « « « « « « « « « «
9 науми « « « « « « « « « « « «
10 датами Сурья свара (пингала) Чандра свара (ида)
11 экадаши « « « « « « « « « « « «
12 двадаши « « « « « « « « « « « «
13 траёдаши Чандра свара (ида) Сурья свара (пингала)
14 чатурдаши « « « « « « « « « « « «
15 амавасья / пурнима « « « « « « « « « « « «

* Титхи - дата лунного, а не солнечного месяца. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что 30 дней солнечного месяца составляют 28 дней лунного месяца. Таким образом, протяженность лунных дней отличается от продолжительности солнечных дней. Поэтому необходимо справляться по лунному календарю.

 

Перестройка свары

 

Если правая или левая свара функционируют синхронно с солнечными и лунными циклами, можно использовать любой из нижеприведенных методов. Анализируя свою свару, вы можете обнаружить и другие методы изменения энергетических потоков.

 

1. Закройте активную ноздрю пальцем или ватой и подышите неактивной ноздрей 5-10 минут.

2. Вдохните активной ноздрей и выдохните неактивной.

3. Сожмите подмышку на той стороне тела, на которой функционирует активная ноздря. Через некоторое время активизируется противоположная ноздря. Для этой цели йогины используют стержень данда, который они вкладывают в подмышку и отдыхают. Можно также использовать ваджрасану, вложив левую руку в правую подмышку, а правую руку в левую подмышку. Так меняя положение рук, вы можете регулировать поток, изменяя его направление. Этот метод называется пададирасана.

4. Ложитесь на ту сторону, на которой активна свара и используйте в этом положении любой из трех вышеприведенных методов.

5. На состояние носовой полости влияет также и внешняя среда. Внезапный порыв ветра, горячий или холодный воздух могут в значительной степени изменить поток свары. Когда вы обливаете тело или лицо горячей или холодной водой, автоматически меняется свара.

6. Состояние свары зависит также от того, чем мы питаемся. Пищевые продукты, включающие согревающие компоненты (перец, имбирь и др.) стимулируют сурья нади (пингалу), в то время как охлаждающие (йогурт и бананы) активизируют чандра нади (иду).

 


Глава 18. ЛИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА АКТИВНОСТЬЮ СВАРЫ

 

Некоторые саньясины в течение шести месяцев совершают свара садхану (обучение) в Мунгерской Школе Йоги (штат Бихар). Каждый ученик непосредственно наблюдает за циклами свары и за тем, как она влияет на состояние тела, ума и обстоятельства. Один из учеников занимался этой садханой весьма основательно и записывал поведение свары каждые полчаса. Результаты этих наблюдений в дальнейшем легли в основу методики преподавания свара йоги, которая, разумеется, учитывает определенные особенности стиля жизни, диеты и климата. Подъем осуществляется в 3.30-4.00 утра, отход ко сну в 9.30-10.00 вечера, еда - два раза в день, диета - вегетарианская, проводятся очи­ щающие посты сбалансированные с менструальным циклом. Прак­ тикуются асаны, пранаяма, джапа и медитация.

 

Выводы

 

• Циклы иды и пингалы начинаются так, как рассчитано в Шива Свародайе.

• Шестьдесят минут - самая короткая продолжительность цикла свары. Периоды до рассвета и после полудня часто длятся около трех часов(*1).

• Сравнительный анализ биоритмов нескольких свар у разных людей показал, что свара обычно совпадает с восходом солнца, но в течение дня активные периоды каждой нади меняются. Это может происходить вследствие смены работ, общения с различными людьми, повышения или понижения обмена веществ и биоритмов. К вечеру, однако, циклы вновь работают синхронно.

• Было установлено, что пингала активизируется в период от 10.00 до 10.30 утра. В ашраме в это время завтракают, потому что к этому периоду пищеварительные потенции особенно возрастают. К двенадцати часам обычно пробуждается канал сушумны, но уже в 12.30 активизируется ида и наблюдается временное затишье энергии как внутри, так и снаружи.

• Когда одна свара непрерывно господствует в течение трех дней и больше, возникает психофизический кризис.

• Если ида непрерывно господствует в течение трех дней и больше, возникают проблемы с дыханием, закладывает нос, возможны простуда или запор.

• Если пингала непрерывно господствует в течение трех дней и больше, возникают жар, лихорадка или нарывы.

• Начало менструации обычно совпадает с одной из нади, как правило, с сушумной, иногда с идой и очень редко с пингалой. На второй день менструации активизируется ида, а на третий день чередование свар уравновешивается.

• Пингала стимулирует перистальтику кишечника и поэтому активизация кишечника может указывать на активизацию потока в пингале. Когда ида активна, движения успокаиваются, но это может привести к запору.

• На поток нади влияет и погода. Во время проливных дождей и холодных дней активизируется ида, но если дуют горячие ветры, пингала может постоянно сопровождать их. Умеренные погодные условия уравновешивают потоки свары.

• Кто употребляет много черного перца, имбиря и других горячих специй, тот возбуждает пингалу и активизирует правую ноздрю. Кто употребляет (и особенно на пустой желудок) банан, молоко, творог, холодные напитки и мороженое, тот возбуждает иду и активизирует левую ноздрю. Если ваш нос слегка заблокирован, сладкий черный кофе может освободить носовой проход.

• Если поплескать в лицо или на задний проход горячую или холодную воду, можно изменить свару и освободить заблокированную ноздрю.

• Интенсивный и непрерывный киртан или джапа стимулируют сушумну или иду на продолжительное время.

• Практика басти автоматически активизирует сушумну.

• Различные типы работ также могут изменять поток свары. Активизация умственной деятельности активизирует соответствующую нади. Если физическая работа совмещается с потоком пингалы, ум сконцентрирован на работе, но если работа совмещается с потоком иды, ум начинает блуждать и думать не только о работе. Когда работа совмещается с активностью сушумны, уравновешиваются оба процесса - физический и психический.

• Поток каждой нади воздействует особым образом на физические способности человека. Очень трудно реализовать в полной мере физические возможности, если активна ида.

• Когда квалифицированные и вдохновенные личности работают с людьми во время активизации пингалы, их энтузиазм совпадает со вниманием и энтузиазмом слушателей. Поток пингалы у них очень динамичен и более стремителен, чем поток иды. Но если у них в это время более интенсивна сушумна, людей очаровать намного сложнее.

• Различные месяцы по-разному воздействуют на потоки свары. Обычно на протяжении одного месяца преобладает какая-то одна свара, и поэтому специфические затруднительные положения возникают вследствие чрезмерной интенсивности одной свары. В тамильских текстах Свара Чинтамани сказано, что пингала преобладает в те месяцы, которым соответствуют такие знаки Зодиака, как Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец и Водолей, в то время как ида преобладает в месяцы Рыбы, Тельца, Рака, Девы, Скорпиона и Козерога. Иными словами, пингала должна преобладать в течение первых шести месяцев, а ида - в течение последних шести месяцев. С такой сварой жить комфортно. Важно помнить, что месяцы индийской зодиакальной классификации опираются на лунный календарь и потому эти знаки Зодиака не совпадают по времени с солнечным календарем и отличаются на 3641/4 дней. Тем не менее, было обнаружено естественное тяготение одной свары к преобладанию на протяжении многих месяцев Зодиака. Когда свара противостоит естественному внутреннему ритму, возникают внешние проблемы, но когда свара совмещается с внутренним ритмом, внешние проблемы устраняются.

• Когда графики свар сравнили с индивидуальными диаграммами биоритмов, было выявлено, что энергетический потенциал иногда располагался точно на уровне между высшей и низшей фазой. Такие дни были названы «днями предосторожности» для физического тела, чувств и ума. Иными словами, в эти дни лучше отойти от всех дел. Замечено также, что именно в этот период поток сушумны становится особенно интенсивным, как бы предлагая нам переключиться на духовную практику.

• Если во время физического дня предосторожности интенсивно работает пингала, следствием может стать лихорадка.

• Если во время эмоционального дня предосторожности интенсивно работает ида, это может привести к вспышке эмоций или даже к депрессии.

• Если во время интеллектуального дня предосторожности интенсивно работает ида, повышается склонность к мечтательности, фантазиям и беспокойствам.

• Если дни предосторожности для физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов находятся в непосредственной близости друг к другу и преобладает определенная свара, возникнут беспокойства, дисбаланс и неприятные ситуации.

• Во время подъема и спада фаз циклов свара обычно уравновешивается на половину дня, после чего она начинает преобладать. Когда низкие фазы одного цикла совпадают с таковыми же другого цикла, это также способствует тому, какая свара станет преобладающей и поэтому весьма трудно определить это, полагаясь только на биоритмы. Таковы основные тенденции и примеры, почерпнутые из опыта более чем шести месяцев свара садханы. Для того чтобы сделать окончательное заключение, необходимо много лет наблюдать за людьми в различных обстоятельствах и в разных частях света.

 

 

Ham

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.