|
Нормы русского правописания
Введение. Качества хорошей речи.
Ответьте на вопросы
1. Что такое «культура речи» и каковы ее составляющие?
2. Какой смысл мы вносим в понятие «речевой этикет»?
2. Дайте определение понятия «норма литературного языка».
3. Перечислите характерные особенности нормы.
4. Расскажите о вариантах норм литературного языка.
5. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические нормы литературного языка.
6. На какие группы делятся лингвистические словари?
7. Какие толковые словари вам известны?
8. Расскажите об этимологических словарях.
10. Что означает «точность речи»?
11. Что такое «общепонятность», «общедоступность» речи?
12. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
13. В чем заключается богатство русского языка?
14. Что такое «выразительность речи»?
15. Охарактеризуйте основные средства речевой выразительности.
16. Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений.
№ 1. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, соседей, коллег, начальника на работе.
№ 2. Познакомьтесь с приветствиями и подумайте, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
– Здравствуйте, уважаемый Евгений Петрович!
– Здравствуй, Женя!
– Здрасьте!
– Здорово!
– Добрый день!
– Привет!
– Приветик!
– Приветствую вас!
– Рад вас приветствовать!
– Разрешите поприветствовать вас!
– Какая радость!
– Какая встреча!
– Ну и встреча!
– Кого я вижу!
– Какая неожиданность!
– Ты ли это?!
№ 3. В одно из произведений писателя и философа Г. Грачева включено следующее письмо.
Что затрудняет его чтение и правильное восприятие? Какую роль играет соблюдение/несоблюдение языковых норм в процессе общения?
Здравствуй дарагой уважаемый супрух иатец пишет тебе твоя верная жина ираба дила впарядки чи го итибе жалаим здаровя таксибя приехал быты галубчик утишил душу диржис пакрепче нипадай сгары та.
№ 4. Пользуясь схемой, найдите в предложениях ошибки и определите, к какому типу ошибок относится каждая из них.
Типы норм
1. Орфоэпическая (произношение)
2. Орфографическая
3. Пунктуационная
4. Лексическая
5. Морфологическая
6. Словообразовательная
7. Синтаксическая
1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положении демобилизованных из армии. 4. На здравницу генерал ответил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание. 6. Живу я в небольшом переулке, ведущим к Волге. 7. Он сказал обидчивое слово. 8. Хозяин дома спал. 9. Ни у кого из них не нашлось для больного слова сочувствия. 10. – Где мой туфель? – Вот твоя туфля.
№ 5. Постройте словосочетания, учитывая разницу в лексическом значении данных слов.
Удачный – удачливый, наследие – наследство, целый – цельный, ярый – яростный, советник – советчик, туристский – туристический.
№ 6. Напишите каждое слово в именит. падеже множественного числа.
Забор, сад, бок, рукава, поезд, рельс, год, крейсер, трактор, директор, договор, бухгалтер, отпуск.
№ 7. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи. Какую функцию выполняет каждый из вариантов?
№ 8. Подготовьте сообщение на тему: «Языковая норма и история ее развития». См. В.Д.Черняк Русский язык и культура речи. – М.: Форум, 2004.
№ 9. Используя качества хорошей речи, напишите рассуждение на тему: «Человек, который мне дорог» / не менее трех страниц /.
Фонетика
№ 10. Прочитайте, укажите, какую роль играет ударение в словах.
Поставьте ударение, составьте 5—7 предложений.
Стая белок — растительный белок; орган речи — звучит орган, величественный замок — дверной замок; пахнет духами — пахнет ветерком; живописные берега — с противоположного берега; полноводные реки — вдоль берега реки; вести от близких — вести за руку ребенка; дремучие леса — опушка леса; пили кофе — пили дерево.
№ 11. Перепишите. В выделенных словах назовите звуки и буквы.
Запишите эти слова в три столбика: в первый - те, в которых количество звуков и букв совпадает; во второй - те, в которых звуков больше, чем букв; в третий - те, в которых букв больше чем звуков.
№12. Какой темой объединены приведенные высказывания? Определите лексическое значение слова общение. Раскройте смысл первого высказывания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.
1. Человек не может жить один. Высшее счастье, радость человеческая — общение с другими людьми (В. Сухомлинский). 2. Ласковое слово, что весенний день (пословица). 3 Ученье свет, а неученье — тьма (пословица). 4. Слово — великое орудие жизни (В. Короленко). 5. Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, ошибка в словах вызывает ошибку в делах. (Д.Писарев)
№ 13. Определите место ударения в словах
Никчемный, введенный, ввезенный, внесенный, дареный, околесица, груженный, занесенный, желоб, наведенный, планер, привезший, одноименный, поблеклый, острие, подчеркивать.
№ 14.Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах:
а) агент, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, аристократия, анатом, августовский, агрономия, агентство, апартаменты, баловать, бескорыстный, благоприобретение, баллотироваться, буржуазия, бомбардировать, валовой, воспринять, введенный, верование, вероисповедание, выборы, выговоры, генезис, группировать, гербовый, грошовый, гусеница;
б) демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, договоренность, документ, дремота, досуг, доллар, давнишний, заговор, заиндеветь, закупоривать, заржаветь, злоба, зубчатый, запломбированный, значимость, издавна, изобретение, изредка, импорт, индустрия, инструмент, информировать, искра, избаловать, иначе, инцидент, исповедание, исподволь, каталог, катастрофа, квартал, километр, комбайнер, красивее, кухонный, корысть;
в) мастерски, медикамент, металлургия, мизерный, молодежь, монолог, маневр, мышление, меновая, намерение, ненависть, никчемный, нормирование, обеспечение, облегчить, озлобленный, осведомить, откупоривать, отчасти, одновременно, одноименный, партер, похороны, премировать, приговор, призыв, принудить, приобретение, псевдоним, памятуя, предвосхитить, прецедент, пахота;
г) развитой, рассредоточение, рассердиться, ремень, руководить, симметрия, случай, соболезнование, созыв, сосредоточение, средство, средства, статус, статут, статуя, столяр, современный, таможня, тотчас, теплится, убыстрить, уведомление, уведомленный, украинец, упомянуть, усугубить, фарфор, феномен, формировать, форум, ханжество, ходатайствовать, хозяева, цеховой, цыган, черпать, шофер, щавель, эксперт, экспертный, экспорт, эскорт.
№ 15. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?
Агрессия, адекватный, академик, аккордеон, анемия, антитеза,
анестезия, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция
№ 16. Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:
а) слова, в которых произносится [чн];
б) слова, в которых произносится [шн];
в) слова, допускающие оба варианта произношения
Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно,
горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съемочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница
№ 17. Вставьте пропущенные гласные.
Пл…тишь, упл…чено, запл…чено, недопл…тит, перепл…ченный, при-пл…ченный, од…лживать, отср…чивать, присв…ивать, приур…чивать, обусл…вливать
№ 18. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произношении этих слов встречаются в речи малообразованных людей?
Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать, бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, сосиска, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства
№ 19. Прочитайте. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами. Сделайте фонетический разбор выделенных слов, указав в каждом: 1) количество слогов, место ударения;
2) гласные звуки (ударные и безударные);
3) согласные звуки (охарактеризовать каждый: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий);
4) количество звуков и букв в слове.
1) Отлёт(птиц) — (молодой) атлет; развеваться (по ветру) — {бурно) развиваться; везти (сено) — вести (беседу). 2) Ночной патруль, властный жест, наши мечты, стоять у кассы, темпы роста. 3) Улицы пустынны. Вдали что-то дымится.
№ 20. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произнесение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком порядке:
1) с непроизносимыми согласными; 2) с сочетанием чт, произносимым как [шт]; 3) с сочетанием чн, произносимым как [шн]; 4) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [чн].
Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат, конечно, исполнить, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.
№ 21. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение иноязычных слов с двойными согласными и согласными перед е. Выпишите слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные, и слова с твёрдыми согласными перед звуком [э]. Укажите (устно) лексическое значение выписанных слов.
Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шёлковое кашне.
№ 22. Прочитайте и укажите ударение в выделенных словах. Перепишите, обозначая его.
Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, ходатайствовать о зачислении на курсы.
№ 23. Перепишите. Укажите ударение в выделенных словах.
На каких правилах основано написание пропущенных букв?
1) Утки над озёрами подняли крик. (А. К. Т.) 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. (Верш.) 3) Уже огни были зажж..ны. (Ч.) 4) Длинные волосы его были совсем белы. (П.) 5) Половина из этих полос была уже скош..на. (Л. Т.) 6) Здания и заборы были окле..ны плакатами. (Перв.) 7) В гробнице найд..но зерно сухой египетской пшеницы. (Щип.) 8) На среднем портрете изображ..на была женщина молодых лет. (Т.) 9) Многолюдны и многочисл..ны города, разброс..ные в нашей стране. На многих языкахговорят люди, населившие величеств..ную эту страну. (С.-М.)
№ 24. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы з или с. Графически объясните написание
Произвести ра...чет, ра...считатьсяс кем-либо, ра...чётливый хозяин, великолепная ...дравница, и...кусныйработник, и...кус…твенный шёлк, мере...чур горячая вода, бе...форменная груда обломков, бе...вкуснаявещь. бе...ценный подарок, материалистическое мирово...зрение, восстановленный вокзал, ...беречь силы, неиссякающий источник, во...хождение на гору, ни...ходящий порядок цифр, уничтожить чере...полосицу, поднять чере...седельник, совершенная бе...вкусица, ни...кая температура, ни...шее образование.
№ 25. Сгруппируйте слова в две колонки: Ё или О после шипящих. Сравните: поджог дома — поджёг дом
I. Гладкая ш..рстка — гладкая шёрстка (шерсть), узкий ж.лоб, упавшие ж..луди, сложный расч..т, ч..рствый человек, раствор щ.лочи, мельничный ж..рнов, держаться ч..порно, прочный ш..в, дать пощ..чину, лесные ш..рохи, ш..пот листьев, мучит изж..га, принести беч..вку, совершить подж..г, ож...ги лица, подж...г траву, современная прич..ска, приобрести по деш..вке, ж..сткие условия, лесная трущ..ба.
II. Флаг над каланч..й, огорчиться неудач..й, машина с кирпич..м, разбит паралич..м, следить за матч..м, редкий пуш..к, крепкий ореш..к, тесная лавч..нка, увидеть зайч..нка, черпать ковш..м, напряжение перед финиш..м, насмехаться над ханж..й, стесняться чуж..го человека, порывы свеж..го ветра.
Лексика и фразеология
Ответьте на вопросы
1. Что такое «лексическое значение слова»?
2. Расскажите об общеупотребительных и не общеупотребительных словах.
3. Что такое прямое и переносное значение слова?
4. На основе чего и как происходит перенос наименования одного предмета (признака, действия) на другой?
5. Какие бывают слова по происхождению?
6. Расскажите, чем многозначные слова отличаются от омонимов.
7. Дайте определение диалектизмам, неологизмам.
8. На какие группы делятся устаревшие слова?
9. Что такое лексическая норма?
10. Что такое тавтология?
11. Что такое алогизм?
12. Дайте определение фразеологическому обороту.
13. Дайте определение омонимам.
14. Расскажите о разновидностях омонимов.
15. Дайте определение синонимам, антонимам, паронимам.
16. Какие слова называются профессиональными?
17. На какие группы делятся научные термины?
№ 26. Составьте сообщение на темы: «Лексические нормы и речевая культура», «Заимствованные слова в современном русском языке. Мое отношение к заимствованной лексике» ( См. учебник под ред. В.Д.Черняка «Русский язык и культура речи», М.:Форум, 2004, стр.92-99, 102-106.
№ 27. Во «Фразеологическом словаре русского языка» найдите фразеологизмы, имеющие отношение к вашей будущей профессии.
№ 28. Заполните таблицу примерами (по 10 примеров)
Лексика с точки зрения использования
| Общеупотребительные слова
| Профессиональные слова
| Фразеологизмы
|
|
|
| С точки зрения происхождения
| Исконно русские слова
| Заимствованные слова
|
|
| С точки зрения времени их употребления
| Устаревшие слова
| Новые слова (неологизмы)
|
|
| | | | |
№ 29. В толковом «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найдите слова разговорного стиля, профессиональные слова. Прочитайте словарную статью, приведите свои примеры на все значения выбранных слов. Какие пометы в словаре указывают на стилистическую характеристику слова?
№ 30. Из «Словаря иностранных слов» выпишите слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Из каких языков они заимствованы? Подберите к ним русские слова-синонимы.
№ 31. Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» Л.А.Воиновой, В.П. Жукова, объясните значение следующих фразеологизмов:
бельмо в глазу, душа болит, больное место, с больной головы на здоровую, вкрутить мозги, до мозга костей, костей не соберешь, кровь играет, кровь стынет, кровь из носу, сердце кровью обливается, глаза на лоб лезут, лишний рот, кануть в Лету, ломать голову, ломать спину, класть на обе лопатки, лопнуть от жиру, луженая глотка, помешаться умом, капать на мозги, мозолить язык, только через мой труп, вправлять мозги, раскидывать мозгами, всасывать с молоком, мороз по коже, мурашки по спине, в глазах мутится, мыть косточки, набивать глаз, воды в рот набрал, надевать маску, надуть в уши, найти доступ к сердцу, много не надышит, намазывать пятки, наступить на горло, ненасытная утроба, трепать нервы, живого места нет, ноги не будет, лечь под нож.
Напишите крылатые выражения (не менее 5 ), в основе которых лежат мифы Древней Греции.
№ 32. Выберите из газеты или журнала заимствованные слова, значения которых вам неизвестны или не вполне понятны. Выясните их значения по словарю иностранных слов.
Выпишите из толкового словаря или словаря иностранных слов лексические значения слов прецедент и инцидент. Составьте предложения с этими словами.
№ 33. На основе газетных и журнальных статей составьте список 10—15 заимствованных в последние годы слов, обозначающих профессии. Если значения некоторых слов вы не знаете или знаете неточно, выпишите их значения из словаря.
№ 34. Подберите несколько примеров, как новое слово объясняется непосредственно в тексте газетной или журнальной статьи. Подумайте, насколько оправданно используется данное заимствование, нельзя ли заменить его русским эквивалентом. Свою точку зрения обоснуйте.
№ 35. Сформулируйте значения следующих слов: интернет, чат, сайт, виртуальный, пентиум, ноутбук.
Проверьте правильность ваших формулировок по словарю новых слов или словарю иностранных слов.
№ 36. Самостоятельно подберите примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журналы, ТВ- и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей.
№ 37. Составьте предложения со следующими словами, обращая внимание на различие в их сочетаемости:
эффектный — эффективный, будний — будничный, отборный — отборочный, отображение — отражение, забота — заботливость, дипломатический — дипломатичный, воинственный — воинствующий, цветной — цветовой, криминальный — криминогенный, экономный — экономический — экономичный.
№ 38. Сравните сочетания слов-паронимов:
надеть (на себя) пальто — одеть ребенка, сделать что-л. нарочно — вести себя нарочито вызывающе, предоставить слово — представить картину происшествия. Составьте предложения с этими словосочетаниями
№ 39. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.
Демонстративный материал, методологическая литература, оборонительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить
признание, снискать ключ, снискать средства к жизни, сыскать дорогу домой, одеть шляпу, предоставить в дирекцию отчет, водяные растения.
№ 40.Определите, чем различаются сопоставляемые слова: лексическим значением, наличием, отсутствием образности, экспрессии, эмоциональности, оценки.
Бездельник — лодырь — лоботряс, болтун — балаболка — пустомеля — пустобрех, видоизменять — варьировать — модифицировать, размежевание — раскол, хилый — хлипкий — дохлый, белка — белочка, лошадь — кляча — буцефал — коняга — лошаденка — лошадушка — лошадка — савраска — рысак — конь, растратить — разбазарить, сочинитель — поэт — рифмоплет — стихотворец — стихоплет, беспечный — бесшабашный — сумасбродный, несообразительный — тупой, милый — дорогой — ненаглядный, плакса — нюня, лицо — физиономия — морда — харя — рыло, воин — вояка, муж — супруг — благоверный, скупец — скупердяй — жадина — жадюга.
№ 41. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам Составьте предложения с заимствованными словами и их синонимами русского происхождения. Мотивируйте в каждом случае оправданность своего выбора:
Аномалия, спонтанный, реанимация, деградация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантный, цитадель, электорат, беспрецедентный, киллер, девальвация, легитимный, презентация, эксклюзивный, вариативный
№ 42.Напишите названия птиц, насекомых, животных, растений, которые в переносном значении характеризуют человека. Придумайте с ними несколько предложений и запишите их.
№ 43. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:
абонемент — абонент; быт — бытие; воспоминание — напоминание;
героизм — героика — геройство; гордость — гордыня; доброта — добротность; жесткость — жестокость; консервация — консервирование; поза — позерство — позиция; тема — тематика; факт — фактор; будки — будничный; глубинный — глубокий; далекий — дальний; игровой — игристый — игривый — игральный — игорный; дипломатический — дипломатичный; доверительный — доверчивый; исполнительный — исполнительский; лирический — лиричный; нестерпимый — нетерпимый; редакторский — редакционный; эффективный — эффектный; вдохнуть — вздохнуть; звать — называть; надеть — одеть; покрыть — укрыть, снискать — сыскать
№ 44. Выпишите из пословиц вначале общеязыковые антонимы, а затем контекстуальные.
1. Не дорого начало, а похвален конец. 2. Много шума, да мало толку. 3. Высоко поднял, да низко опустил. 4. Готовь летом сани, зимой телегу. 5. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. 6. Сморчком глядит, а богатырем кашу уплетает. 7. Всякая ссора красна миром. 8. Час побережешься — век проживешь. 9. Труд всегда дает, а лень только берет.
№ 45. Найдите слова, использованные неверно, без учета их значений (за справками обращаться к одному из толковых словарей русского языка), предложите свой вариант правки.
1. В споре лучше всего отражается интеллект человека.
2. Ночью собаки приходили в лагерь и питались отбросами людей.
3. Данные функции поручаются отделам пропаганды и рекламы.
4. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в районе является подготовка к зиме.
5. У журналистов разные манеры ведения передачи.
6. Целая плеяда легковых машин новых марок будет вскоре выпущена заводом.
7. Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
8. Через весь роман проходит фабула патриотизма.
№ 46. Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.
1) Появление пьес А. Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. 2) Автор сатирически изображает образы помещиков. 3) Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4) Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 5) Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 6) «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.
№ 47. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Перепишите, исправляя эти ошибки.
1) Правда, заключённая в стихах поэта, бьёт в лицо. 2) Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников. 3) «Песня о Буревестнике» сыграла большое революционное значение. 4) У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 5) Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 6) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения. 7) Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. 8) Фамусов не любит долго заниматься делами, у него заведён такой обычай: «Подписано, так и с плеч долой». 9) По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен».
№ 48. Перепишите, выбирая нужное слово или фразеологический оборот.
Город Нижний Новгород — это (действительный, подлинный) волжск.. (столица, главный город). Он(а) поднимается там, где (объединяются, сливаются) воды Волги и Оки. Не случайно символ (её, его) — стройный, (вскинувший, поднявший) рога олень. Кажется, будто сам город легко (взлетел, взбежал) на кручи и (сделал остановку, остановился) там, (оглядываясь, рассматривая) с высоты кремлёвских башен заречные дали.
Нижегородский кремль радовал глаз ещё тогда, когда по реке (неторопливо, черепашьим шагом, медленно) (двигались, скользили) парусное суда.
Части речи
Ответьте на вопросы
1. Какие части речи называются самостоятельными? Назовите их.
2. Какие части речи называются служебными? Назовите их.
3.Как определяется род несклоняемых существительных иноязычного происхождения?
4. Как определяется род русских несклоняемых существительных?
5.Форму какого рода сохраняют существительные, обозначающие лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию?
6. На что надо обратить внимание при употреблении прилагательных в речи?
7. Что нужно учитывать, используя в речи числительное оба (обе)?
8. В каком случае используются собирательные числительные?
9. Расскажите об особенностях количественных числительных?
10. На какие местоимения надо обратить внимание при использовании их в речи, чтобы не допускать ошибок?
11. Расскажите о трудных случаях именного и глагольного управления.
12. Расскажите об употреблении деепричастных оборотов.
№ 49.Укажите номера словосочетаний, образованных в соответствии с современными нормами русского литературного языка.
1) черный кофе, 2) красная георгина, 3) больная мозоль, 4) густая тушь, 5) старинная зала, 6) дорогая шампунь, 7) густой бакенбард, 8) модный туфель, 9) модная туфля, 10) маринованный иваси, 11) маринованная иваси, 12) дорогая салями, 13) теплый кашне, 14) клетчатое кашне, 15) мой визави, 16) моя визави, 17) устный хинди, 18) письменный хинди, 19) зеленый Сочи, 20) зеленые Сочи, 21) серебряный призер Иванова, 22) серебряная призер Иванова, 23) знакомая ветеринар, 24) левый рельс, 25) стальная рельса.
№ 50. Выберите предложения, соответствующие нормам литературного языка
1.В этом мертвом лесу, пожалуй, была своя поэзия. 2. В «Лесу» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. 3. Рассказ, написанный Грином, был «Остров Рено». 4. При всей быстроте избранного Чарли Чаплиным темпа его не покидала уверенность в своей правоте. 5. Ни слуху, ни духу не было о путешественниках. 6. С миру по нитке голому рубаха. 7. Деревья в вишневом саде. 8. Декорации в «Вишневом саду» были искусно сделаны. 9. Согласно плана нам необходимо прибыть вовремя. 10. Роль Не-счастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 11. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвином. 12. Купите мне пару чулок и две пары носок. 13. Сегодня можно было ясно увидеть на небе Сириуса. 14. Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 15. Девочке хотелось купить все эти куклы.16.Мы наблюдали пролетающий спутник Земли. 17.Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 18. Документы нужно оформить к первому августа. 19. Собран большой урожай помидоров. 20. Разделите все это на несколько равных доль. 21.Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. 22. В ночь на второе ударил сильный заморозок.
№ 51. Выберите правильные варианты, объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.
1. Наши знакомые принадлежат к различным социальным средам.
2. Неправильные выражения нередко встречаются в речи детей.
3. Партизаны часто попадали в окружения, но смело вырывались из них. 4. Все цехи завода работают на полную мощность. 5. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 6. В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. 7. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.
№ 52. Выберите правильный вариант.
1. Ученик был способный к математике. 2. Подобный ответ бессмыслен.
3. Мы были еще в более худших условиях. 4. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой мебели. 7. Комната низка для такой мебели. 8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 9. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. 10. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 11. Его вклад в работу был существенен. 12. Самый способнейший студент. 13. Это произведение более худшее. 14. Это самое плохое его произведение. 15. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. 16. Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.
№ 53. Выберите правильный вариант.
1) трое юношей, 2) три девушки, 3) трое студенток, 4) 22 ножниц, 5) 22 штуки ножниц, 6) 22 пары ножниц, 7) обеими руками, 8) обоими руками, 9) двестипятидесятилетие города, 10) двухсотпятидесятилетие города.
№ 54. Выберите правильный вариант.
1. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 2. Этот переход составил около четырёхсот пяти километров. 3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвертого года. 4. Этособытие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года. 5. Я обоими руками голосую за неё. 6. Я обеими руками голосую за неё. 7. Добавьте полтора полных стакана муки. 8. Корабль находился на орбите 383 суток. 9. Машины стояли у обоих ворот. 10. Из 21 участника соревнования особенно выделялись трое спортсменок. 11. Начинать свое дело с пятистами тысячами — значит провалить дело с самого начала. 12. У обоих претенденток на медаль равные шансы.
№ 55.Выберите неправильный вариант.
1. Для ней нет имени. 2. Ихний ребенок. 3. Их ребёнок. 4. Около него толпился народ. 5. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 6. Она писала дочери, что той следует приехать. 7. В комедия обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 8. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 9. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 10. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. 11. Каждый уговаривает гостя поехать к себе. 12. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 13. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. 14. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 15. Профессор предложил ассистенту, чтобы тот прочитал свой доклад. 16. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в начале месяца. 17. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. 18. Больной попросил сестру налить себе воды. 19. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать много в дальнейшем. 20. Адъютант скомкал записку, закурил сигарету, потом бросил ее в мусорную корзину.
№ 56.Выберите правильный вариант. Обращайте внимание на выделенные слова.
1. Он часто (а) лежит, б) кладёт) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я {а) ощущу, б) смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. Я {а) побежду, б) смогу победить, в) одержу победу). Я (а) убежу, б) убеждю, в) смогу убедить, г) сумею убедить) его в правильности решения. 6. Результаты (а)подытоживовалисъ, б)подытоживались). 7. После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории. 8. После лекции слушатели нередко остаются в аудитории. 9. После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (а) откликается, б) откликался) на события окружающей жизни и (в) отмечал, г) отмечает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы правильно {а) составить, б) составлять) документы, необходимо тщательно (в) изучить, г) изучать) документоведение. 12. В центре повести представитель (а) нарождающего, б) нарождающегося) класса. 13. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (а) отсутствующих, б) отсутствовавших) по уважительным причинам.
№ 57. Выберите правильный вариант.
1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. 2. Продавец закрывает магазин в восемь часов вечера. 3. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примеси. 4. Внук часто одевается бабушкой. 5. Бабушка часто одевает внука. 6. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 7. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается. 8. Деталь бросают в ванну и затем тщательно обсушивают. 9. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 10. Где вы слыхали об этом? 11. По совету врача больной полоскает горло раствором соды. 12. Цветы сохнули в вазе. 13. Сохли на солнце. 14. Дверь открывается автоматически. 15. Собранный урожай отправляется в разные уголки по железной дороге, по воздуху и по воде. 16. Наш отдел неоднократно премировался.
№ 58. Используя приведенные ниже слова, составьте словосочетания «существительное + прилагательное». Прилагательное подберите самостоятельно. Образец: маршрутное такси.
Авеню, аэрозоль, бандероль, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, депо, жюри, иваси, какаду, кольраби, контральто, кофе, леди, лосось, меню, мозоль, моль, пемоксоль, пенальти, пони, портмоне, салями, травести, тюль, толь, фламинго, фойе, фрау, умница, цеце, шампунь,
№ 59. Из приведенных ниже существительных выпишите несклоняемые, определите их род. У каких слов наблюдаются колебания в роде? Какие слова имеют только форму множественного числа?
Бигуди, бикини, бьеннале, бюро, виски, гастроли, гетто, депо, дитя, домино, жалюзи, желе, иваси, канифоль, коала, конферансье, кофе, манго, меню, метро, леди, пальто, повидло, подмастерье, пюре, рагу, сопрано, спагетти, трюмо, филе, хиппи, эскимо, Миссисипи, Капри, Тбилиси, Гоби, Баку, Сочи.
№ 60. Разделите существительные на три группы:
1) существительные женского рода;
2) существительные мужского рода;
3) существительные общего рода.
Атташе, балда, бездарь, брюзга, визави, воротила, врач, голова, громила, денди, жадина, жертва, забияка, зазнайка, змея, импресарио, какаду, колибри, конферансье, крупье, маэстро, недотрога, повеса, портье, протеже, простофиля, свинья, сластена.
№ 61. Поставьте приведенные ниже слова в форму единственного числа. В тех случаях, где это возможно, укажите два варианта.
Изящные жирафы, русские идиомы, ужасные неряхи, распахнутые ставни, красные георгины, удобные стулья, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, крахмальные простыни, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, кудрявые бакенбарды, ранние овощи, дешевые плацкарты, веселые запевалы, противные ябеды.
№ 62. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа приведенных ниже имен существительных. Есть ли здесь слова с колебаниями в формах рода? 1
а) Биточки, зразы, вафли, галеты, гренки, клецки, куры, оладьи, пельмени, тефтели, шпроты;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|