Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормы русского правописания





Введение. Качества хорошей речи.

Ответьте на вопросы

 

1. Что такое «культура речи» и каковы ее составляющие?

2. Какой смысл мы вносим в понятие «речевой этикет»?

2. Дайте определение понятия «норма литературного языка».

3. Перечислите характерные особенности нормы.

4. Расскажите о вариантах норм литературного языка.

5. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические нормы литературного языка.

6. На какие группы делятся лингвистические словари?

7. Какие толковые словари вам известны?

8. Расскажите об этимологических словарях.

10. Что означает «точность речи»?

11. Что такое «общепонятность», «общедоступность» речи?

12. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

13. В чем заключается богатство русского языка?

14. Что такое «выразительность речи»?

15. Охарактеризуйте основные средства речевой выразительности.

16. Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений.

 

№ 1. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, соседей, коллег, начальника на работе.



№ 2. Познакомьтесь с приветствиями и подумайте, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

– Здравствуйте, уважаемый Евгений Петрович!

– Здравствуй, Женя!

– Здрасьте!

– Здорово!

– Добрый день!

– Привет!

– Приветик!

– Приветствую вас!

– Рад вас приветствовать!

– Разрешите поприветствовать вас!

– Какая радость!

– Какая встреча!

– Ну и встреча!

– Кого я вижу!

– Какая неожиданность!

– Ты ли это?!

 

№ 3. В одно из произведений писателя и философа Г. Грачева включено следующее письмо.

Что затрудняет его чтение и правильное восприятие? Какую роль играет соблюдение/несоблюдение языковых норм в процессе общения?

Здравствуй дарагой уважаемый супрух иатец пишет тебе твоя верная жина ираба дила впарядки чи го итибе жалаим здаровя таксибя приехал быты галубчик утишил душу диржис пакрепче нипадай сгары та.

 

№ 4. Пользуясь схемой, найдите в предложениях ошибки и определите, к какому типу ошибок относится каждая из них.

 

 

Типы норм

 

 



1. Орфоэпическая (произношение)

2. Орфографическая

3. Пунктуационная

4. Лексическая

5. Морфологическая

6. Словообразовательная

7. Синтаксическая

 

1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положении демобилизованных из армии. 4. На здравницу генерал ответил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание. 6. Живу я в небольшом переулке, ведущим к Волге. 7. Он сказал обидчивое слово. 8. Хозяин дома спал. 9. Ни у кого из них не нашлось для больного слова сочувствия. 10. – Где мой туфель? – Вот твоя туфля.

 

№ 5. Постройте словосочетания, учитывая разницу в лексическом значении данных слов.

 

Удачный – удачливый, наследие – наследство, целый – цельный, ярый – яростный, советник – советчик, туристский – туристический.

 

№ 6. Напишите каждое слово в именит. падеже множественного числа.

Забор, сад, бок, рукава, поезд, рельс, год, крейсер, трактор, директор, договор, бухгалтер, отпуск.

 

№ 7. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи. Какую функцию выполняет каждый из вариантов?

 

№ 8. Подготовьте сообщение на тему: «Языковая норма и история ее развития». См. В.Д.Черняк Русский язык и культура речи. – М.: Форум, 2004.

 

№ 9. Используя качества хорошей речи, напишите рассуждение на тему: «Человек, который мне дорог» / не менее трех страниц /.

 

 

Фонетика

 

№ 10. Прочитайте, укажите, какую роль играет ударение в словах.

Поставьте ударение, составьте 5—7 предложений.

Стая белок — растительный белок; орган речи — звучит орган, величественный замок — дверной за­мок; пахнет духами — пахнет ветерком; живо­писные берега — с противоположного берега; пол­новодные реки — вдоль берега реки; вести от близ­ких — вести за руку ребенка; дремучие леса — опушка леса; пили кофе — пили дерево.



 

№ 11. Перепишите. В выделенных словах назовите звуки и буквы.

Запишите эти слова в три столбика: в первый - те, в кото­рых количество звуков и букв совпадает; во второй - те, в которых звуков больше, чем букв; в третий - те, в кото­рых букв больше чем звуков.

№12. Какой темой объединены приведенные высказывания? Определите лексическое значение слова общение. Раскрой­те смысл первого высказывания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

1. Человек не может жить один. Высшее счас­тье, радость человеческая — общение с другими людьми (В. Сухомлинский). 2. Ласковое слово, что весенний день (пословица). 3 Ученье свет, а неуче­нье — тьма (пословица). 4. Слово — великое ору­дие жизни (В. Короленко). 5. Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, ошибка в словах вызывает ошибку в делах. (Д.Писарев)

 

№ 13. Определите место ударения в словах

 

Никчемный, введенный, ввезенный, внесенный, дареный, околесица, груженный, занесенный, же­лоб, наведенный, планер, привезший, одноименный, поблеклый, острие, подчеркивать.

№ 14.Расставьте ударение в словах. В за­труднительных случаях обращайтесь к словарям. За­помните место ударения в этих словах:

 

а) агент, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, арис­тократия, анатом, августовский, агрономия, агентство, апартаменты, баловать, бескорыстный, благоприобре­тение, баллотироваться, буржуазия, бомбардировать, валовой, воспринять, введенный, верование, вероис­поведание, выборы, выговоры, генезис, группировать, гербовый, грошовый, гусеница;

б) демократия, диалог, диспансер, добыча, дого­вор, договоренность, документ, дремота, досуг, доллар, давнишний, заговор, заиндеветь, закупоривать, заржаветь, злоба, зубчатый, запломбированный, зна­чимость, издавна, изобретение, изредка, импорт, индустрия, инструмент, информировать, искра, из­баловать, иначе, инцидент, исповедание, исподволь, каталог, катастрофа, квартал, километр, комбайнер, красивее, кухонный, корысть;

в) мастерски, медикамент, металлургия, мизер­ный, молодежь, монолог, маневр, мышление, мено­вая, намерение, ненависть, никчемный, нормирова­ние, обеспечение, облегчить, озлобленный, осведо­мить, откупоривать, отчасти, одновременно, одно­именный, партер, похороны, премировать, приговор, призыв, принудить, приобретение, псевдоним, памя­туя, предвосхитить, прецедент, пахота;

г) развитой, рассредоточение, рассердиться, ре­мень, руководить, симметрия, случай, соболезнова­ние, созыв, сосредоточение, средство, средства, ста­тус, статут, статуя, столяр, современный, таможня, тотчас, теплится, убыстрить, уведомление, уведом­ленный, украинец, упомянуть, усугубить, фарфор, феномен, формировать, форум, ханжество, ходатай­ствовать, хозяева, цеховой, цыган, черпать, шофер, щавель, эксперт, экспертный, экспорт, эскорт.

 

№ 15. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, аккордеон, анемия, антитеза,

анестезия, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, индекс, интервал, ко­декс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неоло­гизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юрис­пруденция

№ 16. Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:

а) слова, в которых произносится [чн];

б) слова, в которых произносится [шн];

в) слова, допускающие оба варианта произношения


Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно,

горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелоч­ность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печ­ной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съемочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тре­нировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница

 

№ 17. Вставьте пропущенные гласные.

 

Пл…тишь, упл…чено, запл…чено, недопл…тит, перепл…ченный, при-пл…ченный, од…лживать, отср…чивать, присв…ивать, приур…чивать, обусл…вливать

 

№ 18. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произноше­нии этих слов встречаются в речи малообразованных людей?

Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, ком­постировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатиро­вать, бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, сосиска, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства

 

№ 19. Прочитайте. Укажите, какие звуки обозначены выделенными буквами.
Сделайте фонетический разбор выделенных слов, указав в каж­дом: 1) количество слогов, место ударения;

2) гласные звуки (ударные и бе­зударные);

3) согласные звуки (охарактеризо­вать каждый: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий);

4) количество звуков и букв в слове.

1) Отлёт(птиц) (молодой) атлет; развеваться (по ветру) {бурно) развиваться; везти (сено) — вести (беседу). 2) Ночной па­труль, властный жест, наши мечты, стоять у кассы, темпы роста. 3) Улицы пустынны. Вдали что-то дымится.

 

№ 20. Прочитайте вслух, обращая внимание на правильное произнесение слов с выделенными буквами. Выпишите слова в таком порядке:

1) с непроизноси­мыми согласными; 2) с сочетанием чт, произносимым как [шт]; 3) с сочета­нием чн, произносимым как [шн]; 4) с сочетанием чн, допускающим произ­ношение [шн] и [чн].

Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то извест­ное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая пра­чечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай, пойти в булочную, конечный результат, конечно, исполнить, до­вольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.

 

№ 21. Прочитайте вслух, обращая внимание на произнесение иноязычных слов с двойными согласными и согласными перед е. Выпишите слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные, и слова с твёрдыми соглас­ными перед звуком [э]. Укажите (устно) лексическое значение выписанных слов.

Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного ис­кусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье про­ката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шёлковое кашне.

 

№ 22. Прочитайте и укажите ударение в выделенных словах. Перепишите, обозначая его.

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржа­веть от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, планта­ции каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнова­ние, средства связи, чашка из фарфора, ходатайство­вать о зачислении на курсы.

 

№ 23. Перепишите. Укажите ударение в выделенных словах.

На каких правилах основано написание пропущенных букв?

1) Утки над озёрами подняли крик. (А. К. Т.) 2) Мы ворвались на полустанок и заняли его. (Верш.) 3) Уже огни были зажж..ны. (Ч.) 4) Длинные волосы его были совсем белы. (П.) 5) Половина из этих полос была уже скош..на. (Л. Т.) 6) Здания и заборы были окле..ны плакатами. (Перв.) 7) В гробнице найд..но зерно сухой египетской пшеницы. (Щип.) 8) На среднем портрете изображ..на была женщина молодых лет. (Т.) 9) Многолюдны и многочисл..ны города, разброс..ные в нашей стране. На многих языкахговорят люди, населившие величеств..ную эту страну. (С.-М.)

 

 

№ 24. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы з или с. Графически объясните написание

Произвести ра...чет, ра...считатьсяс кем-либо, ра...чётливый хозяин, великолепная ...дравница, и...кусныйработник, и...кус…твен­ный шёлк, мере...чур горячая вода, бе...форменная груда обломков, бе...вкуснаявещь. бе...ценный подарок, материалистическое миро­во...зрение, восстановленный вокзал, ...беречь силы, неиссякающий источник, во...хождение на гору, ни...ходящий порядок цифр, уничтожить чере...полосицу, поднять чере...седельник, совершенная бе...вкусица, ни...кая температура, ни...шее образование.

 

№ 25. Сгруппируйте слова в две колонки: Ё или О после шипящих. Сравните: поджог дома — поджёг дом

 

 

I. Гладкая ш..рстка — гладкая шёрстка (шерсть), уз­кий ж.лоб, упавшие ж..луди, сложный расч..т, ч..рствый человек, раствор щ.лочи, мельничный ж..рнов, держаться ч..порно, прочный ш..в, дать пощ..чину, лесные ш..рохи, ш..пот листьев, мучит изж..га, принести беч..вку, совер­шить подж..г, ож...ги лица, подж...г траву, современная прич..ска, приобрести по деш..вке, ж..сткие условия, лес­ная трущ..ба.

II. Флаг над каланч..й, огорчиться неудач..й, машина с кирпич..м, разбит паралич..м, следить за матч..м, редкий пуш..к, крепкий ореш..к, тесная лавч..нка, увидеть зайч..нка, черпать ковш..м, напряжение перед финиш..м, насмехаться над ханж..й, стесняться чуж..го человека, порывы свеж..го ветра.

 

Лексика и фразеология

Ответьте на вопросы

 

1. Что такое «лексическое значение слова»?

2. Расскажите об общеупотребительных и не общеупотребительных словах.

3. Что такое прямое и переносное значение слова?

4. На основе чего и как происходит перенос наименования одного предмета (признака, действия) на другой?

5. Какие бывают слова по происхождению?

6. Расскажите, чем многозначные слова отличаются от омонимов.

7. Дайте определение диалектизмам, неологизмам.

8. На какие группы делятся устаревшие слова?

9. Что такое лексическая норма?

10. Что такое тавтология?

11. Что такое алогизм?

12. Дайте определение фразеологическому обороту.

13. Дайте определение омонимам.

14. Расскажите о разновидностях омонимов.

15. Дайте определение синонимам, антонимам, паронимам.

16. Какие слова называются профессиональными?

17. На какие группы делятся научные термины?

 

 

№ 26. Составьте сообщение на темы: «Лексические нормы и речевая культура», «Заимствованные слова в современном русском языке. Мое отношение к заимствованной лексике» ( См. учебник под ред. В.Д.Черняка «Русский язык и культура речи», М.:Форум, 2004, стр.92-99, 102-106.

№ 27. Во «Фразеологическом словаре русского языка» найдите фразеологизмы, имеющие отношение к вашей будущей профессии.

 

№ 28. Заполните таблицу примерами (по 10 примеров)

 

Лексика с точки зрения использования
Общеупотребительные слова Профессиональные слова Фразеологизмы
       
С точки зрения происхождения
Исконно русские слова Заимствованные слова
     
С точки зрения времени их употребления
Устаревшие слова Новые слова (неологизмы)
     
       

 

№ 29. В толковом «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найдите слова разговорного стиля, профессиональные слова. Прочитайте словарную статью, приведите свои примеры на все значения выбранных слов. Какие пометы в словаре указывают на стилистическую характеристику слова?

 

№ 30. Из «Словаря иностранных слов» выпишите слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Из каких языков они заимствованы? Подберите к ним русские слова-синонимы.

 

 

№ 31. Пользуясь «Фразеологическим словарем рус­ского языка» Л.А.Воиновой, В.П. Жукова, объяс­ните значение следующих фразеологизмов:

бельмо в глазу, душа болит, больное место, с больной го­ловы на здоровую, вкрутить мозги, до мозга кос­тей, костей не соберешь, кровь играет, кровь сты­нет, кровь из носу, сердце кровью обливается, гла­за на лоб лезут, лишний рот, кануть в Лету, ломать голову, ломать спину, класть на обе лопат­ки, лопнуть от жиру, луженая глотка, помешаться умом, капать на мозги, мозолить язык, только че­рез мой труп, вправлять мозги, раскидывать моз­гами, всасывать с молоком, мороз по коже, мураш­ки по спине, в глазах мутится, мыть косточки, на­бивать глаз, воды в рот набрал, надевать маску, надуть в уши, найти доступ к сердцу, много не на­дышит, намазывать пятки, наступить на горло, ненасытная утроба, трепать нервы, живого места нет, ноги не будет, лечь под нож.

Напишите крылатые выражения (не менее 5 ), в основе которых лежат мифы Древней Греции.

 

№ 32. Выберите из газеты или журнала заимствованные слова, значения которых вам неизвестны или не вполне понятны. Вы­ясните их значения по словарю иностранных слов.

Выпишите из толкового словаря или словаря иностранных слов лексические значения слов прецедент и инцидент. Со­ставьте предложения с этими словами.

№ 33. На основе газетных и журнальных статей составьте список 10—15 заимствованных в последние годы слов, обознача­ющих профессии. Если значения некоторых слов вы не зна­ете или знаете неточно, выпишите их значения из словаря.

 

№ 34. Подберите несколько примеров, как новое слово объяс­няется непосредственно в тексте газетной или журнальной статьи. Подумайте, насколько оп­равданно используется данное заимствование, нельзя ли заменить его русским эквивалентом. Свою точку зрения обоснуйте.

№ 35. Сформулируйте значения следующих слов:
интернет, чат, сайт, виртуальный, пентиум, ноутбук.

Проверьте правильность ваших формулировок по словарю но­вых слов или словарю иностранных слов.

 

№ 36. Самостоятельно подберите примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журналы, ТВ- и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей.

 

№ 37. Составьте предложения со следующими словами, обращая
внимание на различие в их сочетаемости:

эффектный — эффективный, будний — будничный, отборный — от­борочный, отображение — отражение, забота — заботливость, дипло­матический — дипломатичный, воинственный — воинствующий, цвет­ной — цветовой, криминальный — криминогенный, экономный — эко­номический — экономичный.

№ 38. Сравните сочетания слов-паронимов:

надеть (на себя) пальто — одеть ребенка, сделать что-л. нарочно — вести себя нарочито вызывающе, предоставить слово — представить кар­тину происшествия. Составьте предложения с этими словосочетаниями

№ 39. Найдите среди приведенных ниже словосочетаний ошибоч­ные, сделайте необходимые исправления.

Демонстративный материал, методологическая литература, оборо­нительный рубеж, отрывной календарь, сыскать уважение, оплатить за проезд, выразить

признание, снискать ключ, снискать средства к жизни, сыскать дорогу домой, одеть шляпу, предоставить в дирекцию отчет, водяные растения.

 

№ 40.Определите, чем различаются сопос­тавляемые слова: лексическим значением, наличием, отсутствием образности, экспрессии, эмоциональнос­ти, оценки.

Бездельник — лодырь — лоботряс, болтун — бала­болка — пустомеля — пустобрех, видоизменять — ва­рьировать — модифицировать, размежевание — рас­кол, хилый — хлипкий — дохлый, белка — белочка, лошадь — кляча — буцефал — коняга — лошаденка — лошадушка — лошадка — савраска — рысак — конь, растратить — разбазарить, сочинитель — поэт — рифмоплет — стихотворец — стихоплет, беспечный — бесшабашный — сумасбродный, несообразительный — тупой, милый — дорогой — ненаглядный, плакса — нюня, лицо — физиономия — морда — харя — рыло, воин — вояка, муж — супруг — благоверный, ску­пец — скупердяй — жадина — жадюга.

 

№ 41. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам Составьте предложения с заимствованными словами и их синонимами русского происхождения. Мотивируйте в каждом случае оправданность своего выбора:

Аномалия, спонтанный, реанимация, деградация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантный, цитадель, электорат, беспрецедентный, киллер, девальвация, легитимный, презентация, эксклюзивный, вариативный

 

№ 42.Напишите названия птиц, насекомых, животных, растений, которые в переносном значении характеризуют человека. Придумайте с ними несколь­ко предложений и запишите их.

 

 

№ 43. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:

абонемент — абонент; быт — бытие; воспоминание — напоминание;

героизм — героика — геройство; гордость — гордыня; доброта — добротность; жесткость — жестокость; консервация — консервирование; поза — позерство — позиция; тема — тематика; факт — фактор; буд­ки — будничный; глубинный — глубокий; далекий — дальний; игровой — игристый — игривый — игральный — игорный; дипломатический — дипломатичный; доверительный — доверчивый; исполнительный — исполнительский; лирический — лиричный; нестерпимый — нетерпи­мый; редакторский — редакционный; эффективный — эффектный; вдохнуть — вздохнуть; звать — называть; надеть — одеть; покрыть — ук­рыть, снискать — сыскать

 

№ 44. Выпишите из пословиц вначале обще­языковые антонимы, а затем контекстуальные.

1. Не дорого начало, а похвален конец. 2. Много шума, да мало толку. 3. Высоко поднял, да низко опустил. 4. Готовь летом сани, зимой телегу. 5. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. 6. Сморч­ком глядит, а богатырем кашу уплетает. 7. Всякая ссора красна миром. 8. Час побережешься — век про­живешь. 9. Труд всегда дает, а лень только берет.

№ 45. Найдите слова, использованные неверно, без учета их значений (за справками обращаться к одному из толковых словарей русского языка), предложите свой вариант правки.

1. В споре лучше всего отражается интеллект человека.

2. Ночью собаки приходили в лагерь и питались отбросами лю­дей.

3. Данные функции поручаются отделам пропаганды и рекламы.

4. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в
районе является подготовка к зиме.

5. У журналистов разные манеры ведения передачи.

6. Целая плеяда легковых машин новых марок будет вскоре вы­пущена заводом.

7. Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.

8. Через весь роман проходит фабула патриотизма.

 

№ 46. Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.

1) Появление пьес А. Н. Островского явилось огромным собы­тием в истории нашего театра. 2) Автор сатирически изображает образы помещиков. 3) Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4) Французский император просчитался, рассчиты­вая на быструю победу. 5) Когда вражеские войска стали при­ближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 6) «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться во­едино.

 

 

№ 47. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устой­чивых оборотов. Перепишите, исправляя эти ошибки.

1) Правда, заключённая в стихах поэта, бьёт в лицо. 2) Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников. 3) «Песня о Буревестнике» сыграла большое революционное значение. 4) У Плюшкина крестьяне поми­рают, как мухи. 5) Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 6) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения. 7) Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. 8) Фаму­сов не любит долго заниматься делами, у него заведён такой обы­чай: «Подписано, так и с плеч долой». 9) По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен».

№ 48. Перепишите, выбирая нужное слово или фразеологический оборот.

Город Нижний Новгород — это (действительный, подлинный) волжск.. (столица, главный город). Он(а) поднимается там, где (объединя­ются, сливаются) воды Волги и Оки. Не случайно символ (её, его) — стройный, (вскинувший, поднявший) рога олень. Кажется, будто сам город легко (взлетел, взбежал) на кручи и (сделал остановку, остановился) там, (оглядываясь, рассматривая) с высоты кремлёв­ских башен заречные дали.

Нижегородский кремль радовал глаз ещё тогда, когда по реке (неторопливо, черепашьим шагом, медленно) (дви­гались, скользили) парусное суда.

 

Части речи

Ответьте на вопросы

 

1. Какие части речи называются самостоятельными? Назовите их.

2. Какие части речи называются служебными? Назовите их.

3.Как определяется род несклоняемых существительных иноязычного происхождения?

4. Как определяется род русских несклоняемых существительных?

5.Форму какого рода сохраняют существительные, обозначающие лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию?

6. На что надо обратить внимание при употреблении прилагательных в речи?

7. Что нужно учитывать, используя в речи числительное оба (обе)?

8. В каком случае используются собирательные числительные?

9. Расскажите об особенностях количественных числительных?

10. На какие местоимения надо обратить внимание при использовании их в речи, чтобы не допускать ошибок?

11. Расскажите о трудных случаях именного и глагольного управления.

12. Расскажите об употреблении деепричастных оборотов.

 

 

№ 49.Укажите номера словосочетаний, об­разованных в соответствии с современными нормами русского литературного языка.

1) черный кофе, 2) красная георгина, 3) больная мозоль, 4) густая тушь, 5) старинная зала, 6) доро­гая шампунь, 7) густой бакенбард, 8) модный туфель, 9) модная туфля, 10) маринованный иваси, 11) ма­ринованная иваси, 12) дорогая салями, 13) теплый кашне, 14) клетчатое кашне, 15) мой визави, 16) моя визави, 17) устный хинди, 18) письменный хинди, 19) зеленый Сочи, 20) зеленые Сочи, 21) серебря­ный призер Иванова, 22) серебряная призер Иванова, 23) знакомая ветеринар, 24) левый рельс, 25) сталь­ная рельса.

 

 

№ 50. Выберите предложения, соответствующие нормам литературного языка

 

1.В этом мертвом лесу, пожалуй, была своя поэ­зия. 2. В «Лесу» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. 3. Рассказ, написан­ный Грином, был «Остров Рено». 4. При всей быстроте избранного Чарли Чаплиным темпа его не покидала уверенность в своей правоте. 5. Ни слуху, ни духу не было о путешественниках. 6. С миру по нитке голому рубаха. 7. Деревья в вишневом саде. 8. Декорации в «Вишневом саду» были искусно сделаны. 9. Согласно плана нам необходимо прибыть вовремя. 10. Роль Не-счастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 11. Мичурин творчески перерабо­тал многое из того, что было создано Дарвином. 12. Купите мне пару чулок и две пары носок. 13. Се­годня можно было ясно увидеть на небе Сириуса. 14. Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 15. Девочке хотелось купить все эти куклы.16.Мы наблюдали пролетающий спутник Земли. 17.Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 18. До­кументы нужно оформить к первому августа. 19. Собран большой урожай помидоров. 20. Разделите все это на несколько равных доль. 21.Помножьте числи­теля первой дроби на знаменателя второй. 22. В ночь на второе ударил сильный заморозок.

 

№ 51. Выберите правильные варианты, объясните ошибки в употреблении форм числа имен су­ществительных.

1. Наши знакомые принадлежат к различным со­циальным средам.

2. Неправильные выражения не­редко встречаются в речи детей.

3. Партизаны час­то попадали в окружения, но смело вырывались из них. 4. Все цехи завода работают на полную мощ­ность. 5. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 6. В партизанских движени­ях участвовали самые различные слои населения. 7. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

 

 

№ 52. Выберите правильный вариант.

1. Ученик был способный к математике. 2. Подоб­ный ответ бессмыслен.

3. Мы были еще в более худ­ших условиях. 4. Стихи были удачные и по содержа­нию, и по форме. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой мебели. 7. Комната низка для такой мебели. 8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 9. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. 10. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 11. Его вклад в работу был суще­ственен. 12. Самый способнейший студент. 13. Это произведение более худшее. 14. Это самое плохое его произведение. 15. Сюжет рассказа интересный во мно­гих отношениях. 16. Сюжет рассказа интересен во мно­гих отношениях.

 

№ 53. Выберите правильный вариант.

 

1) трое юношей, 2) три девушки, 3) трое студен­ток, 4) 22 ножниц, 5) 22 штуки ножниц, 6) 22 пары ножниц, 7) обеими руками, 8) обоими руками, 9) двестипятидесятилетие города, 10) двухсотпятидесятилетие города.

 

№ 54. Выберите правильный вариант.

1. Этот переход составил около четыреста ше­стьдесят пяти километров. 2. Этот переход соста­вил около четырёхсот пяти километров. 3. Это со­бытие состоялось в начале тысяча восемьсот чет­вертого года. 4. Этособытие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года. 5. Я обоими ру­ками голосую за неё. 6. Я обеими руками голосую за неё. 7. Добавьте полтора полных стакана муки. 8. Корабль находился на орбите 383 суток. 9. Ма­шины стояли у обоих ворот. 10. Из 21 участника соревнования особенно выделялись трое спортсме­нок. 11. Начинать свое дело с пятистами тысячами — значит провалить дело с самого начала. 12. У обоих претенденток на медаль равные шансы.

 

№ 55.Выберите неправильный вариант.

 

1. Для ней нет имени. 2. Ихний ребенок. 3. Их ребёнок. 4. Около него толпился народ. 5. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 6. Она пи­сала дочери, что той следует приехать. 7. В комедия обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 8. В комедии обличается провинциальное чиновниче­ство. Среди него процветают взяточничество, безза­коние, воровство. 9. Тургенев приводит героя к по­степенному осознанию своих ошибок. 10. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершен­ных им ошибок. 11. Каждый уговаривает гостя поехать к себе. 12. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 13. Жилец по­просил дворника отнести вещи к себе. 14. Профес­сор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 15. Профессор предложил ассистенту, чтобы тот про­читал свой доклад. 16. Группа сдала все зачеты и про­сила проэкзаменовать их в начале месяца. 17. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим род­ным; они ждали их с большим нетерпением, наде­ясь хорошо отдохнуть. 18. Больной попросил сест­ру налить себе воды. 19. Первое выступление моло­дого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать много в дальнейшем. 20. Адъютант скомкал записку, закурил сигарету, потом бросил ее в мусорную корзину.

 

№ 56.Выберите правильный вариант. Об­ращайте внимание на выделенные слова.

 

1. Он часто (а) лежит, б) кладёт) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я {а) ощущу, б) смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. Я {а) побежду, б) смогу победить, в) одержу победу). Я (а) убежу, б) убеждю, в) смогу убедить, г) сумею убедить) его в правильности решения. 6. Результаты (а)подытоживовалисъ, б)подытоживались). 7. После лек­ции слушатели нередко задерживаются в аудитории.
8. После лекции слушатели нередко остаются в аудито­рии. 9. После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (а) откликается, б) откликался) на события окружающей жизни и (в) отмечал, г) отме­чает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы пра­вильно {а) составить, б) составлять) документы, необ­ходимо тщательно (в) изучить, г) изучать) документоведение. 12. В центре повести представитель (а) нарож­дающего, б) нарождающегося) класса. 13. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (а) отсутствующих, б) отсутствовавших) по уважительным причинам.

 

№ 57. Выберите правильный вариант.

 

1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. 2. Продавец закрывает магазин в восемь ча­сов вечера. 3. Семена подсолнуха дробятся, разми­наются и отмываются холодной водой от примеси. 4. Внук часто одевается бабушкой. 5. Бабушка часто одевает внука. 6. Надо помогать молодёжи расти и проявить свои способности. 7. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается. 8. Деталь бросают в ван­ну и затем тщательно обсушивают. 9. Не порти ме­бель, ставя на стол горячий чайник. 10. Где вы слы­хали об этом? 11. По совету врача больной полоска­ет горло раствором соды. 12. Цветы сохнули в вазе. 13. Сохли на солнце. 14. Дверь открывается автома­тически. 15. Собранный урожай отправляется в раз­ные уголки по железной дороге, по воздуху и по воде. 16. Наш отдел неоднократно премировался.

 

№ 58. Используя приведенные ниже слова, составьте словосочетания «существительное + прилагательное». Прилагательное подберите самостоятельно. Образец: маршрутное такси.

 

Авеню, аэрозоль, бандероль, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, депо, жюри, иваси, какаду, кольраби, контральто, кофе, леди, лосось, меню, мозоль, моль, пемоксоль, пенальти, пони, портмоне, салями, травести, тюль, толь, фламинго, фойе, фрау, умница, цеце, шампунь,

№ 59. Из приведенных ниже существительных выпишите нескло­няемые, определите их род. У каких слов наблюдаются коле­бания в роде? Какие слова имеют только форму множествен­ного числа?

Бигуди, бикини, бьеннале, бюро, виски, гастроли, гетто, депо, дитя, домино, жалюзи, желе, иваси, канифоль, коала, конферансье, кофе, манго, меню, метро, леди, пальто, повидло, подмастерье, пюре, рагу, сопрано, спагетти, трюмо, филе, хиппи, эскимо, Миссисипи, Капри, Тбилиси, Гоби, Баку, Сочи.

 

№ 60. Разделите существительные на три группы:

1) существительные женского рода;

2) существительные мужского рода;

3) существительные общего рода.

Атташе, балда, бездарь, брюзга, визави, воротила, врач, голова, громила, денди, жадина, жертва, забияка, зазнайка, змея, импресарио, какаду, колибри, конферансье, крупье, маэстро, недотрога, повеса, портье, протеже, простофиля, свинья, сластена.

 

№ 61. Поставьте приведенные ниже слова в форму единственного числа. В тех случаях, где это возможно, укажите два варианта.

Изящные жирафы, русские идиомы, ужасные неряхи, распахнутые ставни, красные георгины, удобные стулья, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измя­тые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, крахмальные про­стыни, детские коленки, концертные залы, старые мозо­ли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, кудрявые бакен­барды, ранние овощи, дешевые плацкарты, веселые запевалы, против­ные ябеды.

 

№ 62. Образуйте, если это возможно, форму именительного падежа единственного числа приведенных ниже имен существительных. Есть ли здесь слова с колебаниями в формах рода? 1

а) Биточки, зразы, вафли, галеты, гренки, клецки, куры, оладьи, пельмени, тефтели, шпроты;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.