Сделай Сам Свою Работу на 5

Функциональные стили. Области их применения





План

  1. Научный стиль.
  2. Официально-деловой стиль.
  3. Публицистический стиль.
  4. Разговорный стиль.

Как известно, язык обслуживает разные сферы общения и каждая сфера общения предъявляет к языку свои требования. Например, для научного доклада используются иные языковые средства, чем для статьи в газете; речь дипломатов на переговорах отличается от речи в неофициальной обстановке (в дружеской беседе, в магазине, кругу семьи). В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности литературного языка, т.е. функциональные стили.

Стиль (греч. стило — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая обслуживает определенную сторону общественной жизни.

Современному русскому литературному языку присущи следующие книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, которые используются преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, применяющийся, как правило, в устной форме речи. Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.



Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров, среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, курсовые и дипломные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и пр.), аннотации, рецензии, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также научно-популярная литература. Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.



Для лексики научного стиля характерно:

· использование специальной научной и терминологической лексики (грузопоток, перевалка, счет-фактура);

· широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной (скорость, время, развитие, давление);

· отсутствие разговорных эмоционально-экспрессивных слов.

В области морфологии для научного стиля характерно:

· преобладание глаголов несовершенного вида 3 лица настоящего времени (ученые исследуют, рассматривают);

· частое употребление причастий и деепричастий (анализируя факты, сопоставляя различные точки зрения, рассматриваемые теории);

· использование сложных предлогов и союзов (в заключение, в продолжение, благодаря тому что, ввиду того что, несмотря на то что).

Синтаксические особенности научного стиля сводятся к следующим:

· преобладание сложноподчиненных предложений;

· широкое использование вводных слов и выражений (бесспорно, в сущности, во-первых, во-вторых, точнее сказать, с одной стороны, с другой стороны).

Для официально-делового стиля основной сферой функционирования является административно-правовая деятельность. Официально-деловой стиль характерен для международной, государственной, служебной документации, а именно государственных актов, юридических законов, кодексов, уставов, постановлений, договоров, инструкций, объявлений, приказов, объяснительных записок, заявлений, справок и т.д. В основном данный стиль представлен в письменной форме. Тексты официально-делового стиля призваны урегулировать, узаконить отношения между государственными учреждениями, между различными объединениями людей. Общими стилевыми чертами официально-деловой речи являются: стандартизация, штамп, образец.



Для лексики этого стиля характерно:

· использование канцеляризмов (заслушать доклад, зачитать протокол, огласить решение);

· наличие штампов (в текущем году, с учетом сказанного, имеет место, вступать в силу, оказать содействие);

· употребление полных наименований, точных дат.

Морфологические особенности официально-делового стиля сводятся к следующим:

· преобладание отглагольных существительных (заключение, оформление, решение);

· отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2-го лица и соответствующих личных форм глагола, вместо которых используются собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель);

· употребление предлогов и предложных сочетаний (в отношении, во избежание, в целях, вследствие, ввиду, в силу);

В синтаксическом плане этому стилю присущи:

· использование цепочек родительных падежей (распоряжение Главы администрации Президента);

· большое количество причастных и деепричастных оборотов (принимая во внимание, учитывая планировочную возможность);

· частая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия);

· широкое использование простых безличных предложений со значением необходимости, которые исключают различного рода интерпретации и оценки (необходимо создать, поручить выполнение, предоставить документы);

· четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Публицистический стиль присущ общественно-политической литературе, периодической печати, по­литическим и судебным выступлениям. Он используется для освещения и обсуждения актуальных социальных вопросов для выработки общественного мнения. В этом стиле реализуется языковая функция воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). Отличительной чертой публицистического стиля является простота, доступность изложения, элементы декларативности. Публицистический стиль реализуется в публицистических жанрах (памфлет, публицистическая статья, очерк, фельетон, репортаж, прокламация, воззвание и др.).

Для лексики публицистического стиля характерно:

· отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

· появление большого количества иностранных слов (маркетинг, спикер, консенсус, инаугурация, имидж, хит, холдинг);

· использование неологизмов (нелегал, межгород, интернетчица, фанатство, раскрутка);

· активное употребление эмоционально-экспрессивной лексики;

Морфологические особенности:

· употребление глаголов в первом лице (речь часто ведется от первого лица);

· использование настоящего времени для описания событий, происходивших в прошлом;

· активное включение в текст прилагательных в превосходной степени (самый лучший);

· частое употребление сложных слов (всеевропейский, многосторонний) и аббревиатур (ЧП, СНГ, ОМОН).

В области синтаксиса этому стилю присущи:

· вопросительные, побудительные предложения, риторические вопросы;

· номинативные предложения, особенно в заголовках;

· вводные конструкции (по сообщению информационного агентства; по мнению аналитиков компании).

У языка художественной литературы особая, эстетическая функция. Он может включать в себя языковые черты и даже целые фрагменты различных функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического, разговорного). Художественный стиль находит применение в художественной литературе. Для данного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Для художественной речи характерна образность. В художественном тексте слова выражают не понятия, а художественные образы.

Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности:

· присуща широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней;

· используется не только лексика кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи, диалектизмы, просторечия, жаргонизмы.

В области морфологии характерно:

  • редкое употребление слов среднего рода с отвлеченным значением;
  • активное использование личных местоимений;

· частое употребление глаголов (известно, что частота их почти в два раза выше, чем в научной, и в три раза выше, чем в официально-деловой речи).

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить:

  • все разнообразие синтаксических структур;
  • чужую и несобственно-прямую речь;

· инверсию, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску (Сначала очень была огорчена. Помогла им чистейшая случайность).

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям в целом. Он обслуживает бытовую сферу общения. Специфической определяющей чертой разговорной речи является то, что она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном участии говорящих. Непринужденная обстановка, непосредственный контакт с собеседником позволяют максимально использовать в речи жесты, мимику. Роль жестов, мимики (особенно взгляда) в разговорной речи велика: включаясь в высказывание или выступая в качестве самостоятельной реплики, они, заменяя слова или предложения, несут большую смысловую и экспрессивную нагрузку.

Лексика данного стиля имеет следующие особенности:

· помимо нейтральных, включаются слова, которые характеризуются экспрессивностью, оценочностью, среди них слова разговорной и просторечной окраски (будоражит, горемыка, живность, белобрысый, очумелый, огреть);

· широкое использование слов, образованных по специфическим разговорным моделям «смыслового стяжения» (сокращения), т.е. соединения двух или нескольких слов в одно (неотложная помощь – неотложка; высшая математика – вышка).

Морфологические особенности обиходно-разговорной речи проявляются прежде всего в самом наборе частей речи:

· отсутствие в разговорной речи причастий и деепричастий, кратких прилагательных, уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц;

· широко употребляются усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц: (уж, что ль, чтоб, хоть), а также усеченные варианты существительных (пять килограмм апельсин);

  • наличие особой звательной формы (Кать! Мам!).

К основным синтаксическим особенностям разговорного стиля речи относятся:

  • широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;
  • употребление слов-предложений (Да. Нет.);
  • использование в широком масштабе неполных предложений (Это платье никуда);
  • допускаемы паузы, переспросы, повторы.

 

Упражнения

Задание 1.Укажите, признаки каких стилей имеют следующие слова и словосочетания. Разделите их по стилистическим группам:1) лексика официально-деловая; 2) научная; 3)публицистическая; 4) поэтическая.

I. Вещий, амплитуда, лучезарный, истец, токоприемник, пакт, ореол, нижеподписавшийся, константа, локальный, нега, надлежит, забвенный, взыскание, нарекание, очарование, вышеуказанный, дискриминация, дева, коксовать.

II. Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, шорох ресниц, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, защищать природу.

Задание 2.Используя материал для справок, определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля. Заполните таблицу.

Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

  Науч- ный стиль Официально-деловой стиль Публици- стический стиль Разго- ворный стиль
Лексика        
Морфология        
Синтаксис        

 

Задание 3.Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю.

Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предме­том анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосо­стояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потре­бителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

Задание 4.Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство российской Федерации постановляет:

Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юри­дических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз (территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.

Задание 5.Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя», найдите в нем черты, свойственные газетно-публицистическому стилю.

Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно... Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образа телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи — хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы... Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа! ...И еще. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?».

 

Задание 6.Докажите, что приведенный ниже отрывок текста принадлежит художественному стилю речи.

Сонные мухи, потревоженные нашим разговором, тихо гудели на потолке, мало-помалу задремывая, часы зашипели и звонко и печально прокуковали одиннадцать... «Утро вечера мудренее», — пришли мне в голову успокоительные слова отца, и опять мне стало легко и как-то счастливо-грустно. Отец уже спал, в кабинете было давно тихо, и все в усадьбе тоже спало. И что-то блаженное было в тишине ночи после дождя и старательном выщелкивании соловьев, что-то неуловимо прекрасное реяло в далеком полусвете зари.

Задание 7.Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

1) разговорному;

2) художественному;

3) газетно-публицистическому;

4) официально-деловому;

5) научному.

ТЕКСТ 1.

На прошлой неделе глава аппарата правительства Д. Козак
признался, что административная реформа пока продвигается со скрипом. Не все, что задумывали, получилось. Есть признаки отступления. После майского «технического переназначения» вместо 14 министерств оказалось 15, прибавилось служб и агентств. Неужели мечте «компактном и эффективном правительстве» так и не суждено
сбыться? И сколько управленцев все-таки нужно стране?

ТЕКСТ 2.

Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор, то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора, закрываются.

ТЕКСТ 3.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…

ТЕКСТ 4.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

ТЕКСТ 5.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

ТЕКСТ 6.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

ТЕКСТ 7.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

ТЕКСТ 8.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

ТЕКСТ 9.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

ТЕКСТ 10.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

ТЕКСТ 11.

Когда-то ловкий поручик, танцор и волокита, а ныне толстенький, коротенький и уже дважды разбитый параличом помещик, Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомленный и замученный жениными покупками, зашел в большой музыкальный магазин купить нот.

ТЕКСТ 12.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

Задание 8.Вспомните и запишите названия передач, в которых употребляется:

а) научный (научно-популярный) стиль;

б) официальный стиль;

в) публицистический стиль;

г) разговорный стиль.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.