КОНСТРУИРОВАНИЕ РУЛЕВОГО УСТРОЙСТВА
Перо руля
Перо руля выполнено сварным пустотелым, материалом служит сталь из которой изготовлен корпус судна (RеН=235 МПа).
Общий вид пера руля представлен на рисунке 9.1
Рисунок 9.1 Перо руля
Расстояние между рёбрами равно шпации (s=0,600 м)
tmax=0.18bp= 0,3м
Расчетное давление воды на обшивку
,
где Т – осадка судна (Т= 4,68м);
r – половина расчётной высоты волны (r=3,5м);
k =1…2, принимаем k=1.5
Толщина обшивки ,
где материала обшивки ,
- увеличение расчетной толщины обшивки на коррозию.
,
х=60 см - меньшая сторона контура пластины,
k- коэффициент учитывающий соотношение сторон опорного контура пластины
.
Толщина набора руля принимается не менее толщины его обшивки.
Более толстыми делают торцевые листы пера (не менее чем на 30% больше толщины обшивки) и вертикальные диафрагмы с прилегающей обшивкой, которые являются рудерписом. Горизонтальные ребра делают
неразрезными, а диафрагмы на них режут. Исключение составляют вертикальные диафрагмы, заменяющие собой рудерпис. Число их: одна – у небалансирных рулей и две – у балансирных. Прилегающий к этим диафрагмам поясок обшивки утолщается (примерно вдвое), ширина его берется не менее полной толщины профиля руля. Момент сопротивления сечения рудерписа должен быть не меньше, чем у баллера в месте его крепления к перу руля. Носовая часть пера гнется из более тонкого листа и приваривается встык к толстому листу на подкладной планке. На малых судах нередко носик руля оформляют с помощью прутка, к которому приваривают обшивку обеих сторон пера. Хвостовая часть пера имеет пруток, полосу или кованый профиль. Для того чтобы можно было собрать перо руля, по одной из кромок набора устанавливают полки, к которым с помощью шлицевых швов приваривают снаружи обшивку пера. Для доступа к штырям пера, гайке конусного соединения с баллером в теле руля устраивают соответствующих размеров вырезы, закрываемые съемными листами. Съемные листы устанавливают через прокладку и крепят на латунных или бронзовых винтах с потайной головкой. Для транспортировки и монтажа перо руля должно иметь рымы. В качестве рымов используют сквозные трубки диаметром 50…100 мм, вваренные горизонтально поперек пера руля. Торцы трубок во время эксплуатации заглушены деревянными пробками, которые при ремонтных работах высверливаются. Для соединения с баллером в верхней части руля или насадки приваривают фланец или ступицу, обращая особое внимание на надежность их крепления к обшивке и набору.
Опыт конструирования рулей рекомендует увеличить толщину обшивки на 1 мм. t=14 мм.
Ледовое усиление руля t = 1,2·t = 16 мм
Принимаю толщина обшивки t = 16 мм.
Толщина набора .
Усиление диафрагмы:
Рудерпис толщиной 2t=32 мм,
Толщина торцевых листов 1,3t=21 мм.
.
Расчет баллера руля
Баллер рассчитывается как вал особо ответственной конструкции. Нагрузкой баллера является максимальная гидродинамическая сила руля
(Nmax=290 кН) и гидродинамический момент (Мр.м.=120,25 кНм)
Баллер изготовляется из качественной стали:
сталь 40 (σ=340 МПа τ=200 Мпа), ГОСТ 1050-88.
По правилам морского регистра допустимые напряжения для баллеров рулей должны быть не более
[σ]=0.5.ReH=0.5.340=170МПа
Размеры снимаю с эскиза ДРК.
Р=Nmax=290 кН,
Т= =120,25/1,3=92,5 кН, где r – радиус румпеля.
b=2,530 м, a=0,27 м, h=3,66 м, c=1,4 м.
Расчетная схема и эпюры показаны на рисунке 9.2.
Изгибающие моменты:
Реакции опор:
Так как судно ледового плавания, то диаметр баллера увеличиваю
на 15-20%
Диаметр баллера рассчитывается в характерных сечениях;
· у верхнего торца руля;
· в нижней опоре;
· в плоскости румпеля рулевой машины;
· в верхней опоре баллера.
Рисунок 10.2 Расчетная схема балки баллер-рудерпис и эпюры моментов
Баллер испытывает совместное действие изгиба и кручения, в связи с чем подбор сечений ведут по приведенному моменту[6]:
Мпр=(Миз2+0,75Мкр2)1/2
Значения изгибающего и скручивающего моментов снимают с построенных эпюр.
Необходимый диаметр баллера по сечениям:
s=Мпр/W=Мпр/0,1d3
d>(10Mпр/[s])1/3
Баллеры судов ледового плавания увеличивают на 15 – 20%
3-е сечение:
Диаметр баллера у верхней опоры можно назначить по допустимому
давлению опорного подшипника скольжения (сталь по бронзе), приняв
высоту втулки равной диаметру баллера. Тогда, с учетом данных табл. 7 и
выражения (19), получим:
мм.
d3=0,237∙(1,15 1,2)=0,272 0,284 м,
Учитывая опасность концентрации напряжений при резком изменении сечений баллера, принимаем решение об увеличении диаметра головы баллера до d3=280мм
1-е сечение:
d2=0,190∙(1,15 1,2)=0,219 0,228 м,
Поскольку в сечении 2 находится нижняя опора баллера выбираем ближайший больший диаметр d2=280мм
Т сечение:
dh=0,273∙(1,15 1,2)=0,314 0,327 м, принимаем dh=320м
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|