ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Суждение
| Ответ
|
|
нет, это
| пожалуй,
| верно
| совер-
|
| не так
| так
|
| шенно верно
| 1. Я спокоен
|
|
|
|
| 2. Мне ничего не угрожает
|
|
|
|
| 3. Я нахожусь в напряжении
|
|
|
|
| 4. Я внутренне скован
|
|
|
|
| 5. Я чувствую себя свободно
|
|
|
|
| 6. Я расстроен
|
|
|
|
| 7. Меня волнуют возможные неудачи
|
|
|
|
| 8. Я ощущаю душевный покой
|
|
|
|
| 9. Я встревожен
|
|
|
|
| 10. Я испытываю чувство внутреннего
|
|
|
|
| удовлетворения
|
|
|
|
| 11. Я уверен в себе
|
|
|
|
| 12. Я нервничаю
|
|
|
|
| 13. Я не нахожу себе места
|
|
|
|
| 14. Я взвинчен
|
|
|
|
| 15. Я не чувствую скованности, напря-
|
|
|
|
| женности
|
|
|
|
| 16. Я доволен
|
|
|
|
| 17. Я озабочен
|
|
|
|
| 18. Я слишком возбужден и мне не по
|
|
|
|
| себе
|
|
|
|
| 19. Мне радостно
|
|
|
|
| 20. Мне приятно
|
|
|
|
|
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Суждение
| Ответ
|
|
никогда
| почти
| часто
| почти
|
|
| никогда
|
| всегда
| 1. У меня бывает приподнятое настро-
|
|
|
|
| ение
|
|
|
|
| 2. Я бываю раздражительным
|
|
|
|
| 3. Я легко могу расстроиться
|
|
|
|
| 4. Я хотел бы быть таким же удачли-
|
|
|
|
| вым, как и другие
|
|
|
|
| 5. Я сильно переживаю неприятности
|
|
|
|
| и долго не могу о них забыть
|
|
|
|
| 6. Я чувствую прилив сил, желание ра-
|
|
|
|
| ботать
|
|
|
|
| 7. Я спокоен, хладнокровен и собран
|
|
|
|
| 8. Меня тревожат возможные трудности
|
|
|
|
| 9. Я слишком переживаю из-за пустяков
|
|
|
|
| 10. Я бываю вполне счастлив
|
|
|
|
| 11. Я все принимаю близко к сердцу
|
|
|
|
| 12. Мне не хватает уверенности в себе
|
|
|
|
| 13. Я чувствую себя беззащитным
|
|
|
|
| 14. Я стараюсь избегать критических си-
|
|
|
|
| туаций и трудностей
|
|
|
|
| 15. У меня бывает хандра
|
|
|
|
| 16. Я бываю доволен
|
|
|
|
| 17. Всякие пустяки отвлекают и волну-
|
|
|
|
| ют меня
|
|
|
|
| 18. Бывает, что я чувствую себя неудач-
|
|
|
|
| ником
|
|
|
|
| 19. Я уравновешенный человек
|
|
|
|
| 20. Меня охватывает беспокойство, ког-
|
|
|
|
| да я думаю о своих делах и заботах
|
|
|
|
| Ключ
Шкала СТ
| Номер суждения
| Ответ
|
| 4 32 1
|
| 4 32 1
|
| 12 3 4
|
| 12 3 4
|
| 4 32 1
|
| 12 3 4
|
| 12 3 4
| Шкала ЛТ
| | Номер суждения
| Ответ
| |
| 4 32 1
| |
| 12 34
| |
|
| |
|
| |
| 12 34
| |
| 4 32 1
| |
| 4 32 1
| |
Окончание
Шкала ЛТ
| | Номер суждения
| Ответ
| |
| 12 3 4
| |
| 12 3 4
| |
| 4 32 1
| |
| 12 3 4
| |
| 12 3 4
| |
| 12 3 4
| |
| 12 34
| |
| 12 34
| |
| 4 32 1
| |
| 12 34
| |
| 12 34
| |
| 4 32 1
| |
| 12 34
| | Сумма ЛТ =
| | Шкала СТ
| Номер суждения
| Ответ
|
| 4 32 1
|
| 12 3 4
|
| 4 32 1
|
| 4 32 1
|
| 12 3 4
|
| 12 34
|
| 12 34
|
| 4 32 1
|
| 4 32 1
|
| 12 34
|
| 12 34
|
| 4 32 1
|
| 4 32 1
| Сумма СТ =
| | | | | Итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая; 31—44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.
4.5.6. Изучение свойств нервной системы учащихся*
Свойства нервной системы человека не являются, строго говоря, определяющим фактором в выборе профессии, поскольку любой человек обладает широкими компенсаторными возможностями по отношению к тем своим свойствам, которые затрудняют ему выполнение конкретной деятельности. Приспосабливаясь к условиям трудовой деятельности, человек вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, позволяющий успешно выполнять одну и ту же работу людям с различными свойствами нервной системы. Однако в тех случаях, когда учащийся испытывает склонности одновременно к нескольким профессиональным областям и затрудняется в окончательном выборе, изучение свойств его нервной системы может помочь педагогу (консультанту) рекомендовать учащемуся ту профессиональную область, к условиям труда в которой он привыкнет быстрее и легче.
* См: Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. М., 1988.
При изучении свойств нервной системы обычно говорят о том или ином типе темперамента. Мы используем в материале методики характеристики различных типов темперамента, однако нашей задачей является изучение свойств нервной системы детей, поскольку анализ данных свойств более актуален для соотнесения с содержанием и условиями труда в конкретной профессии.
Предлагаемая методика разработана (используя предложения А.А.Полежаева) на основе вынужденного выбора школьником одного варианта поведения из четырех, предлагаемых ему в каждом пункте задания. Школьник выбирает тот вариант поведения (характеристики), который, на его взгляд, наиболее соотносим с его поведением. Каждый из предлагаемых вариантов соответствует одному из типов темперамента, что позволяет после выполнения задания определить степень выраженности отдельных типов темперамента у школьника, и отсюда, — характеристику свойств его нервной системы.
Процедура методики
Процедура рассчитана на проведение методики с классом, однако аналогичную процедуру можно использовать и по индивидуальной работе с учащимся.
Оптимальным является вариант работы, при котором для каждого учащегося имеется текст задания и бланк ответов. Если эти материалы отсутствуют, то учащиеся вначале чертят у себя в тетради бланк ответов к методике (в этом случае лучше заранее подготовить соответствующий чертеж на классной доске), а затем преподаватель (консультант) зачитывает текст методики.
После того как учащиеся получат листки с заданием и бланком ответов (или начертят бланки ответов у себя в тетради), им дается следующая инструкция: «Предлагаемая методика даст возможность узнать о некоторых особенностях твоей нервной системы: ее силе, подвижности, уравновешенности. Для этого нужно внимательно и вдумчиво работать с текстом методики. В каждом из предлагаемых пунктов методики описаны четыре варианта поведения твоих сверстников в различных ситуациях. Нужно выбрать из них один (и только один), который больше всего напоминает тебе собственное поведение. Далее в бланке для ответов найди номер выбранного тобой варианта поведения и поставь крестик в клетку с этим номером. Будь внимателен: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять один крестик. После заполнения бланка ответов подсчитай количество крестиков в каждом из столбцов и поставь его внизу в графе «Итого».
Инструктирование и выполнение задания должно занять не более 15 минут. Педагог должен следить за выполнением задания, не допускать высказываний вслух, так как они могут влиять на отношение учащихся к приведенным примерам поведения. Методика может проводиться как с классом, так и индивидуально с каждым учащимся.
Обработка и интерпретация результатов
После того как учащиеся подсчитают количество крестиков в каждом столбце и проставят его в графе «Итого», преподаватель определяет степень и характер выраженности свойств нервной системы у учащихся на основе выраженности у них отдельных типов темперамента, используя характеристики свойств нервной системы по каждому из типов темперамента. Каждый из столбцов слева направо соответствует следующим типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиникхарактеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов; он, как правило, способен на длительную и напряженную работу, легко перестраивается с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывает свои силы и обладает хорошей координацией движений.
Флегматикхарактеризуется силой и инертностью (малоподвижностью) нервных процессов; он способен на длительную и напряженную работу, но с трудом перестраивается с одного вида деятельности на другой.
Холерикхарактеризуется подвижностью и неуравновешенностью нервных процессов, он быстро переключается с одного вида деятельности на другую, легко включается в новую по содержанию работу, но одновременно не умеет распределять свои силы; ему свойственна низкая точность движений и т.п.
Меланхолик характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой истощаемостью, невысокой работоспособностью при высокой интенсивности труда, большой впечатлительностью и ранимостью и т.п.
При этом в чистом виде какой-то один из типов темперамента встречается очень редко, обычно наблюдается проявление такого поведения, которое можно отнести к двум или даже трем типам темперамента (но ни в коем случае не ко всем четырем!).
У учащихся может встречаться различная выраженность того или иного типа темперамента. Если в какой-то графе имеется восемь и более крестиков, то соответствующий тип темперамен-
та у учащегося выражен ярко. Однако этот случай встречается достаточно редко. Чаще бывает так, что большее количество крестиков оказывается сосредоточенным в каких-то двух графах. При этом возможны два варианта:
а) примерно одинаковое их количество в обоих графах (например: 5-5-2-0, 6-5-1-0, 5-4-2-1 и т.п.). В таком случае можно говорить об одинаковой выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента;
б) преобладающее количество крестиков в одной из граф (7-4-1-0, 6-3-2-1, 7-5-0-0 и т.п.). При этом можно говорить о выраженности у школьника двух соответствующих типов темперамента с преобладанием одного из них.
Возможен также вариант, при котором основное количество крестиков достаточно равномерно распределяется между тремя графами (4-4-4-0, 4-3-4-1, 5-4-3-0 и т.п.). В данном случае можно говорить лишь о том, что у школьника не проявляется выраженности оставшегося четвертого типа темперамента.
Исследователь должен учитывать, что в некоторых случаях (например при равномерном распределении крестиков между графами: 3-3-3-3, 4-3-3-2) результаты могут быть обусловлены тем, что школьник не понял инструкцию или сознательно уклоняется от выполнения задания.
В этом случае необходимо выяснить, в чем дело и, в случае необходимости, провести исследование еще раз.
После определения степени выраженности отдельных типов темперамента у школьников можно сделать вывод о проявляемых свойствах нервной системы по определенному алгоритму. Он заключается в следующем: необходимо учесть степень выраженности каждого из проявляемых типов темперамента и на основе сравнительного анализа выделить наиболее характерные проявления нервных процессов у конкретного школьника.
Например, достаточно частым является распределение типа 6-4-2-0, т.е. наиболее ярко проявляются черты сангвиника и менее ярко — черты флегматика. Отчасти проявляются также черты холерика. Выделяя характеристики каждого из указанных типов темперамента и учитывая силу их выраженности, приходим к заключению о том, что в данном случае проявляется сила и уравновешенность нервных процессов. Подвижность нервных процессов в данном случае никак не проявляется.
Другой пример. При распределении типа 4-2-6-0, т.е. когда наиболее ярко проявляются черты холерика, более слабо — сангвиника и отчасти — флегматика, мы можем прийти к заключению о
том, что в данном случае проявляется подвижность нервных процессов, а уравновешенность и сила практически не выражены.
Если методика проводится с классом, то преподаватель должен проконтролировать, насколько правильно смог каждый учащийся определить характеристики своих нервных процессов и, в случае необходимости, помочь им в этом.
После определения характеристик нервных процессов каждым учащимся преподаватель может выявить, в каких областях профессиональной деятельности данные характеристики имеют значение, как нужно их учитывать при выборе профессии. Здесь необходимо иметь в виду, что не существует «хорошего» и «плохого» типа темперамента. Человек с любыми характеристиками своей нервной системы может найти такую профессиональную область, в которой он сможет добиться успеха. Однако некоторые области профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к человеку, в том числе и к характеристикам его нервной системы. Эти требования необходимо учитывать при подготовке школьников к обоснованному выбору профессии.
Данные требования целесообразно рассмотривать, соотнося их с видами работ в каждой из пяти основных областей профессиональной деятельности.
Для профессий типа «человек—техника» можно выделить следующие профессиональные области, в которых будут иметь значение характеристики нервных процессов человека. Прежде всего это группы профессий, в которых необходим высокоточный ручной труд: сборка мелких механизмов, обработка сложных деталей на станках с ручным управлением и т.д. Для этих профессий предпочтительным свойством нервных процессов человека является уравновешенность, что позволяет осуществлять строгий контроль за своими действиями, уменьшить вероятность ошибки при работе с различными механизмами.
Далее в этом типе профессий можно выделить группы профессий, труд в которых является по своему содержанию «операторским», т.е. предполагает постоянную и быструю переработку поступающей информации и такую же быструю реакцию на те или иные сигналы. Это прежде всего профессии диспетчера (например диспетчер наземной службы Аэрофлота), контролера за протеканием различных технологических процессов, а также профессии, связанные с управлением различных видов транспорта. Строго говоря, все эти виды профессий относятся одновременно в той или иной степени и к типу профессий «человек—знаковая система», поскольку предлагают переработку знаковой информации. Для этих групп про-
фессий предпочтительной характеристикой является высокая подвижность нервных процессов, позволяющая осуществить быстрый переход с одного типа реакций на другие.
Группа профессий, связанных с однообразным, монотонным трудом (здесь вряд ли можно говорить о ее принадлежности к тому или иному типу профессий, такие профессии можно выделить для любого типа), также предъявляет определенные требования к характеристикам нервных процессов человека. В том случае, когда монотонный труд сочетается с высокой его интенсивностью, наиболее предпочитаемым свойством человека является сила его нервной системы, позволяющая длительное время справляться с требованиями работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|