Сделай Сам Свою Работу на 5

Наиболее употребляемые корректурные знаки,





Лабораторная работа по документной лингвистике

Редактирование текстов

· Особенности редактирования текстов в официально-деловом стиле

· Этапы редактирования

· Корректурные знаки при редактировании текстов

Цель работы: знать особенности редактирования текстов официально-делового стиля; научиться редактировать тексты; уметь применять корректурные знаки при редактировании текстов.

Теоретическая часть

Редактирование текста – многогранное понятие. Содержание термина «редактирование» включает в себя и изменение содержательных параметров с целью повышения коммуникативной эффективности, и комплекс операций, изменяющих объем и аспектность текста, и процессы технической обработки документа при подготовке к опубликованию, и изменения формы и содержания исходного текстового материала.

Спецификаредактированияофициально-деловых текстов определяется рядом факторов:

1 – смещение акцента редакторской правки на содержательное редактирование и установление соответствия между содержательными сторонами и его формой;

2 – привлечение работников той функциональной сферы, в которой имеет действие редактируемый документ;



3 – для документов с высокой степенью значимости (прежде всего, в социально-политической и правовой сферах) многоуровневое редактирование является совершенно необходимым; часто документы многократно проходят один уровень редактирования, совмещаемый с обсуждением.

4 – при соблюдении четкой последовательности операций необходимо заметить, что в большинстве случаев процессы и этапы редактирования выполняются одновременно и неразрывно.

Прежде чем приступить к редактированию, необходимо решить вопрос о допустимой степени вмешательства в текст. Редактор может провести корректуру документа, проверить фактическую информацию, скорректировать композицию документа или провести стилистическую правку – это зависит от предварительной договоренности с автором документа, а также от должности человека, занимающегося редактированием. В любом случае, основное содержание документа, его суть должна остаться неизменной.

Редактирование проходит в несколько этапов.



Этапы редактирования:

1. Восприятие текста. Прежде чем что-либо изменить, следует ознакомиться с документом в целом. При этом возможно делать пометки на полях или выписки (если текст большого объема). Только при целостном восприятии текста редактор может оценить композицию текста, обнаружить противоречия, логические ошибки, несоразмерность частей и т.п.

2. Оценка фактических данных. Для официально-деловых текстов – это основа, на которой строится документ. На этом этапе необходимо ответить на ряд вопросов: соответствуют ли указанные факты истине? Нет ли противоречий? Всего ли хватает? Ничего ли не упущено?

3. Типологизация документа. На этом этапе происходит соотнесение содержательных, формальных и статусных характеристик. Необходимо знать, что два похожих по содержанию документа, но с разных формальных позиций и адресованные в различные инстанции образуют в итоге разные документы с разными текстами. Например, докладная и объяснительная записки; письмо-ответ на обращение гражданина и письмо-отчет в вышестоящую инстанцию.

4. Выявление композиционных недочетов. Структура текстов документов разного типа имеет свои композиционные особенности (акт, представление, протокол, письма и т.д.). Необходимо следить за соответствием структуры редактируемого документа требованиям, предъявляемым к текстам документов подобного ему вида.

5. Нахождение речевых и стилевых решений. На этом этапе уточняются лексико-фразеологические единицы, корректируются предложения с точки зрения однозначности и определенности, документ приводится в соответствие требованиям официально-делового (публицистического, научного) стиля.



6. Исправление орфографических и пунктуационных ошибок. В случаях, вызывающих затруднение с выбором грамматического или пунктуационного варианта, необходимо воспользоваться словарем (орфографическим, трудностей русского языка, словарем сочетаемости, словарем иностранных слов и проч.) Необходимо помнить, что проверка текста редактором Word не гарантирует однозначной правильности написания слов и расстановки знаков препинания. Кроме того, программа не может оценить речевую грамотность автора текста. При редактировании текста необходимо обращать внимание на их значение слов, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хотя бы одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

Виды правки. Различают четыре основных вида редакторской правки:

1) Правка-вычитка максимально близка к корректорской работе. Она представляет собой исправление орфографических и пунктуационных ошибок и опечаток. Такие исправления обычно не требуют согласования с лицом, подписывающим документ.

2) Правка-обработка представляет собой редактирование стиля документа. Устраняются ошибки, связанные с нарушением сочетаемости слов, неразличением паронимов, использованием громоздких синтаксических конструкций и т.д. Также не требует дополнительного согласования с автором документа.

3) Правка-сокращение производится в следующих случаях:

- когда необходимо сделать документ короче (можно пойти на некоторое уменьшение объема содержания);

- когда в тексте содержится избыточная информация. Редактор обязан устранить из документа общеизвестные факты, лишние вводные слова и конструкции, неоправданные лексические повторы, семантически «пустые», общие фразы.

Возможность проведения такой правки оговаривается с автором документа заранее.

4) Правка-переделка связана с комплексным пересмотром структуры документа, корректировки системы изложения материала, выбор иных лексических и стилевых особенностей. Проведение этого вида правки обязательно согласовывается с автором документа, поскольку существует опасность в процессе правки сместить смысловые акценты, исключить необходимый (с позиции автора) иллюстративный материал, изменить общий тон повествования.

Документ, прошедший квалифицированную правку:

- не содержит опечаток и фактических ошибок;

- не нарушает требований литературного языка (то есть составлен с соблюдением грамматических норм);

- имеет оптимальный объем;

- строится по законам логики и соответствует требованиям структуры текста, предъявляемым к документам подобного вида.

- соответствует нормам определенного (требуемого) стиля.

При редактировании документа используются специальные корректурные знаки. Корректурные знаки типизированы с целью общего, единого понимания используемых при редактировании символов. Существует специальная система корректурных знаков (ГОСТ 7.62-90). Стандарт устанавливает требования к знакам для разметки всех видов издательских (авторских) текстовых и изобразительных оригиналов, макетов и для исправления корректурных и пробных оттисков, их начертанию и назначению.

Знаки для разметки и исправления классифицируются следующим образом:

1. для уточнения написания букв различных алфавитов и цифр;

2. для обозначения начертания шрифтов;

3. для расположения элементов текста и иллюстраций;

4. для изменения букв, слов (вставки, удаления, замены) и пробелов;

5. для исправления технических дефектов набора;

6. для обозначения и исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).

Наиболее часто используемые символы приведены в приложении 4.

Правила применения корректурных знаков:

· Корректурные знаки должны быть обозначены непосредственно в том месте текста, к которому они относятся, а также повторены на полях рядом с необходимым исправлением. Изменения вносятся чернилами (пастой или карандашом) синего или фиолетового цвета. Не допускается вносить любые исправления простым карандашом.

· При одноколонном наборе знаки выносят на правое поле, при многоколонном наборе или одноколонном большого формата допускается использовать правое и левое поля.

· Разные исправления в одной строке и полосе следует обозначать разными знаками и повторять их на полях в той же последовательности.

Примеры применения корректурных знаков:

1. Заменить неверную букву.

 

2. Заменить строчную букву прописной.

 

3. Удалить ненужную букву или слово.

 

4. Поменять местами соседние буквы или слова.

 

5. Соединить буквы.

 

6. Разъединить буквы.

 

7. Заменить слово.

 

8. Переставить слова в строке.

 

9. Сделать абзац (красную строку).

 

10. Убрать абзац (соединить два абзаца).

 

11. Набрать курсивом.

 

12. Набрать полужирным.

 

13. Удалить несколько строк.

 

14. Вставить строку.

 

15. Подвинуть строку.

 

16. Уничтожить «коридор».

 

 

Практическая часть:

1. Изучите теоретическую часть.

2. Отредактируйте (правка-переделка) предложенное письмо-ответ на обращение гражданина (приложение 1) для получения отчетного письма в вышестоящую инстанцию при одном и том же фактическом материале.

3. Сделайте правку-сокращение документа, представленного в приложении 2.

4. Проведите правку-обработку текста, приведенного в приложении 3.

5. Используя корректурные знаки (приложение 4), отредактируйте (правка-вычитка) выбранный вами текст.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «редактирование текста»? Какова специфика редактирования официально-деловых текстов?

2. Назовите этапы редактирования. Расскажите о каждом из них.

3. Какие существуют виды редакторской правки?

4. Как классифицируются корректорские знаки для разметки и исправления?

5. Перечислите правила применения корректурных знаков.

 

Приложение 1.

 

18.03.2011 в городе Лосино-Петровском Мосэнергосбытом проведена совместная проверка энегросбережения домов № 5, 6 (1950 года постройки) по улице Суворова. В мероприятии помимо представителей компании приняли участие: электромонтер службы учёта ОАО «Лосино-Петровская ЭЛЭК» Р.Ж.Жидомиров; ответственный за электорохозяйство УК ООО «Управдом» В.Н.Баскаков; главный инженер УК ООО «Управдом» И.Ю.Кирнос; председатель ТСЖ дома № 6 по улице Суворова С.П.Евграфова.

Проверка показала, что потребляемая мощность в домах составляет 50 кВт, в то время как разрешенная мощность на эти дома составляет 20 кВт. Следовательно, линия работает более чем с двукратной перегрузкой.

Установлено, что 10 из 16 квартир (каждый дом имеет по 8 квартир) оборудованы электрическими водонагревателями, 9 из которых накопительного принципа действия (1,5 – 2,0 кВт). Кроме того, выявлено, что в нарушение существующего порядка водонагреватели установлены без разрешения.

Разрешенная мощность на электроснабжение домов № 5 и № 6 по улице Суворова не позволяет использовать электрические водонагревательные приборы в каждой квартире. Избежать перегрузки можно, если установить взамен электрических газовые водонагреватели. В противном случае использование такого количества приборов может привести к нарушениям в энергоснабжении домов.

В рамках проверки состоялась также встреча с жителями домов № 5 и № 6 по улице Суворова. Жителям пояснили, что в сложившейся ситуации в целях экономии и обеспечения безопасности им наиболее выгодно использование газовых водонагревателей. Представитель управляющей компании подтвердил возможность установки газовых колонок в случае обращения самих жителей в управляющую компанию с указанной просьбой. В ходе встречи представитель управляющей компании также упомянул о возможности рассмотрения вопроса о централизованном снабжении домов горячей водой. Условия для этого существуют: в 100 м от домов расположен ЦТП.

Как альтернативный вариант экономии денежных средств, потребителям было предложено рассмотреть возможность установки двухтарифных приборов учета электрической энергии. Такие приборы способны вести раздельный учет в различное время суток. Благодаря двухтарифной системе учета электроэнергии потребитель платит за использованную в ночное время электроэнергию по более выгодному тарифу, который в три раза дешевле дневного.

Приложение 2.

 

О предоставлении документов

Уважаемый Василий Александрович!

 

Вы наверняка понимаете важность правильной организации архивной работы для успешного функционирования любой организации. Архив – это и «память» организации, и источник информации, и образец системной организации документов.

В связи с этим был создан информационный продукт «Информационно-справочная система архивной отрасли» (ИССАО), который является официальной базой данных Федерального архивного агентства (Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Росархивом, ВНИИДАД и компанией «ТЕРМИКА» от 18 марта 2003 г.).

«Информационно-справочная система архивной отрасли» является уникальной информационной системой, содержащейнормативно-методическую базу архивного дела и документационного обеспечения управления.

Просим Вас оказать содействие в формировании Приложения к официальной базе данных Федерального архивного агентства «Информационно-справочная система архивной отрасли» (ИССАО) – «Информационной системы архивистов России» (ИСАР) и направить в адрес компании «Термика» бумажные, и, по возможности, электронные (в формате WS Word) копии правовых документов:

- Закон Астраханской области от 31 октября 1995 г. № 12 «Об архивном деле Астраханской области и архивах»;

- Закон Астраханской области от 10 ноября 1996 г. № 26 «Об охране и использовании памятников истории и культуры»;

- Закон Астраханской области от 27 июля 1999 г. № 34/99-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Астраханской области «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Будем признательны за предоставление копий других правовых, нормативно-методических, авторских документов, действующих в Вашем регионе и посвященных архивному делу. Надеемся на Вашу сознательную и активную правовую позицию.

Всего Вам доброго!

 

 

Приложение 3.

 

Системному администратору .............

от программиста ............

 

Объяснительная записка.

Докладываю Вам, что 29 апреля 2001 года, находясь на рабочем месте, я испортил находящийся в наличии отдела информационных технологий спирт (примерно 0.3 литра).

По приходу на работу я решил вскипятить чайник, но поскольку воды в нем не было, я, как ранее, решил разбавить его водой из банки. Воды из банки не хватило и я добавил в него, как мне показалось, воды из полиэтиленовой бутылки. После вскипячивания чайника я обнаружил, что он вскипел очень быстро и половина воды из него вылилось на стол.

Как я понимаю сейчас, легкие фракции спирта и понижение удельного веса жидкости были причиной этого, но я не придал этому значения. Только когда я стал пить кофе, я почувствовал, что вода отдает чем-то похожим на коньяк или спирт. После непродолжительного анализа я понял, что сделал непростительную ошибку и, помыв чайник водой, вскипятил его заново.

Собрать спирт из воды не представилось мне возможным ввиду того, что он оказался смешанным с водой и разделить спирт и воду на фракции я не смог в силу отсутствия квалификации в данном вопросе.

Прошу Вас указать степень моей вины и меру ответственности за совершенный проступок, а также пути разрешения конфликта, если он возникнет. Сознавая свою вину, прошу вычесть стоимость испорченного спирта из моего расчета (если он будет).

Убеждаю, что я его не пил (сделал только два глотка разбавленного с водою). Свидетель этого .........(руководитель группы программистов), который находился со мною в это время.

 

 

Приложение 4

Наиболее употребляемые корректурные знаки,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.