Сделай Сам Свою Работу на 5

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ





ПАЦИЕНТОВ С АПРАКСИЯМИ

Методологической основой отечественной реабилитации, наряду с принципами Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина (Гальперин, 1966), применение которой в реабилитации подробно изложено Л.С.Цветковой (1979; 1980), Ж.М.Глозман (1983), Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой (1989; 1993), В.М.Шкловского (2009), Фукалова Ю.А. и Шкловского В.М. (2014) и другими авторами.

На сегодняшний день в нейропсихологической реабилитации можно выделить две основные стратегии работы:

• Восстановление

• Замещение

 

Стратегия восстановления предполагает реконструкцию тех механизмов и навыков повседневной жизни, которые были присущи пациенту до болезни. Стратегия же замещения предполагает построение новых механизмов и навыков для осуществления прежних целей (Цветкова Л.С., 2001).

В случае более легких расстройств, как правило, имеет смысл восстанавливать пострадавший навык, а в случае более грубых нарушений праксиса – обучать больного самого использовать компенсаторные стратегии поведения, либо предоставлять ему внешние подсказки.



Описанные ниже подходы и методы рекомендуется использовать на втором и третьем этапах реабилитации (Приказ Минздрава России 1705н)

Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксией в аспекте механизмов и функций

 

 

В рамках аспекта механизмов для преодоления апраксии используют следующие методы. Для преодоления регуляторной апраксии ведущим методом является:

• Создание развернутых программ деятельности и действий и их постепенное сворачивание

Подробное описание методов работы с регуляторной апраксией, как частью более широкого синдрома нарушения программирования, регуляции и контроля деятельности содержится в клинических рекомендациях «Клинико-психологическая реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций при повреждениях головного мозга»

Для преодоления кинестетической апраксии могут быть использованы следующие методы:

• пальчиковая гимнастика

• собирание мелких предметов со стола

• вкладывание маленьких предметов в большие

• лепка из пластилина



• вязание макраме

• определение структуры и формы предмета

 

Для преодоления кинетической апраксии могут быть использованы такие методы, как:

• обведение по контуру

• прописи

• одновременные движения двумя руками

• задания на реципрокную координацию движений (не используемые в тестах и пробах)

• постепенное объединение отдельных поз в последовательность

 

Для преодоления пространственной апраксии могут быть использованы такие методы, как:

• восстановление представлений о схеме тела с помощью смыслового обыгрывания частей тела с использованием зрительных опор

• складывание фигуры человека (или лица) из элементов

• показ частей тела на себе, на рисунке, на другом человеке

• отработка ориентации в окружающем пространстве

• работа с географической картой, часами

• отработка пространственного расположения букв и фигур

• конструированию пространственно ориентированного объекта

 

В качестве общих рекомендаций, не отражающих специфику формы апраксии, зачастую указывают следующие приемы:

• привлечение дополнительных опор (картинки с изображением движения, реальный показ движения)

• анализ задач движений

• оречевление движений

• использование разнообразной обратной связи

 

Более подробное описание приведенных и других методов работы содержится в ряде работ (Шкловский В.М., Визель Т.Г., 2000; Емельянова М.А. и соавт., 2012; Григорьева В.Н., Нестерова В.Н., 2013).

 

Клинико-психологическая реабилитация пациентов с апраксией в аспекте жизнедеятельности

 

В работе с повседневными навыками можно выделить две стратегии:



• приспособление больного к окружающей среде

• приспособление окружающей среды к ограниченным возможностям пациента

 

Первая стратегия используется в случае относительно высокого реабилитационного потенциала пациента. Основной рекомендацией в данном случае является использование компенсаторных средств, как внутренних (самовербализация и т.д.), так и внешних (опора на картинку и др.).

 

Наиболее известными методами при работе по приспособлению пациента с апраксией к повседневным окружающим его условиям являются

• стратегический тренинг

• исследовательский тренинг

• метод безошибочного выполнения

 

Стратегия приспособления, реорганизации окружающей среды к возможностям пациента используется в случае низких реабилитационных возможностей пациента или в случае стагнации положительной динамики. В рамках этой стратегии едва ли возможно предложить конкретные методики, т.к. окружающая пациентов среда уникальна. Однако, наиболее часто используются такие приемы, как:

 

• замена задач, предполагающих использование орудия, на задачи, при реализации которых орудие не требуется

• изменение планировки места пребывания

 

 

В процессе занятий руководствуются следующими принципами:

1) препятствуют закреплению неоптимальных двигательных стратегий и обучают больного новым и эффективным двигательным программам,

2) для компенсации расстройств праксиса в осуществление действия советуют вовлекать мышцы, которые до болезни в нем не участвовали. Так, например, в компенсаторных целях больным рекомендуется активнее задействовать проксимальные отделы рук, частично замещая этим дефекты движений кистей,

3) во время отработки двигательных навыков контролируют безошибочное завершение выполнения пациентом действия в целом. Для этого во время наиболее трудных этапов действия методист поддерживает больного и исправляет его ошибки. В то же время мелкие и не особо значимые ошибки больного игнорируются. Такая тактика позволяет привести пациента к завершению действия и не допустить его отказа от выполнения задания,

4) во время выполнения задания пациенту предлагают называть осуществляемое им действие или использовать вспомогательные картинки с изображением правильной последовательности движений,

5) внимание больного сознательно направляют на мышечно-суставные ощущения, возникающие у него при выполнении движения, для того, чтобы с их помощью анализировать правильные и неправильные двигательные фрагменты действия.

Проведение курса таких занятий позволяет улучшить те движения и бытовые навыки, которые подлежали тренировке. Однако эффект, достигнутый в отношении одного какого-либо навыка, не распространяется на другие. В этой связи рекомендуют выбирать для тренировок те действия, которые наиболее востребованы в повседневной жизни больного.

При восстановлении бытовых навыков важно также точно установить, является ли причиной их нарушений апраксия либо какое-то иное другое нейропсихологическое расстройство, и выбирать терапевтические воздействия, дифференцированные в зависимости от того, связано ли ухудшение навыка преимущественно с апраксией, пространственной дезориентацией, неглектом, дефицитом внимания или нарушением функции программирования и контроля.

В целом, основной стратегией реабилитации больного с апраксией является помощь в отработке значимого для него навыка в условиях, приближенных к реальной окружающей среде.

 

Более подробное описание приведенных и других методов работы содержится в ряде работ (Шкловский В.М., Визель Т.Г., 2000; Емельянова М.А. и соавт., 2012; Григорьева В.Н., Нестерова В.Н., 2013).

 

В целом важно еще раз отметить, что устранение апраксии само по себе не должно являться реабилитационной целью. Лечение должно фокусироваться на функциональной активности пациента, которую необходимо четко структурировать и при восстановлении которой важно использовать принцип безошибочного научения. Поскольку «перенос» эффекта тренировок достигается с трудом, то восстановительная терапия должна быть направлена, прежде всего, на важные для больного навыки повседневной активности и осуществляться в контексте, приближенном к условиям жизни пациента (Емельянова М.А. и соавт., 2012; Dovern A. и соавт., 2012).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.