Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение понятия «семья». Значение семьи в жизни общества.





ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Психология семьи» включен в систему учебных предметов, обеспечивающих теоретическую подготовку профессиональных психологов, и предназначен для слушателей системы дополнительного образования специальности 1-23 01 75 Психология семейных отношений в объеме 166 часов.

Знание психологических закономерностей возникновения, функционирования и распада семьи является базовым компонентом для освоения основ диагностики, консультирования, психологической помощи семье и семейной психотерапии.

Цель курса: освоение теоретических знаний о закономерностях развития семьи как базового элемента социума и как сложной системы взаимоотношений ее членов.

 

Задачи курса:

- формирование у слушателей мировоззренческой позиции, признающей ценность семь как естественной среды для рождения и воспитания детей;

- освоение категориального аппарата современных психологических теорий семьи;

- изучение психологических особенностей современной семьи, закономерностей ее нормального функционирования;

- изучение особенностей детско-родительских отношений.

Методы и средства обучения:словесные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский; метод организации и осуществления учебной деятельности, методы контроля и самоконтроля; обучающие, доставки учебных материалов, организации общения, организации совместной работы.



Слушатели должны знать:

-социально-психологическую сущность, исторические формы и современные тенденции брака и семьи;

-современные теории семьи;

- психологические особенности семьи и закономерности ее нормального функционирования;

Слушатели должны уметь:

- оперировать основными категориями психологии современной семьи;

- сравнивать по ключевым позициям и понятиям основные современные теории семьи;

- соотносить теоретически описываемые психологические особенности семьи и закономерности ее функционирования с эмпирическими фактами.

Форма текущей аттестации – курсовая работа и экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. Социально-психологическая сущность брака и семьи. Исторические формы брака и семьи. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений



Определение понятия «семья». Значение семьи в жизни общества. Определение понятия «брак». Психологические задачи брака. Формы семьи и брака в различные исторические периоды. Характеристика современных форм брачно-семейных отношений.

 

Тема 2. Современные теории семьи

Психодинамическая теория семьи. Теория семейных систем М. Боуэна. Рационально-эмотивный подход к семье. Бихевиористическая теория семьи. Гуманистическая теория семьи. Концепция брака К.Роджерса. Понятие об открытом браке. Стадии развития брака в теории К.Витакера.

 

Тема 3. Семья как система. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи

Признаки семьи как системы. Законы семьи как системы. Функции семьи. Последствия функциональной дезорганизации семейной жизни. Определение понятий «динамика (жизненный цикл) семьи» и «жизненный путь семьи». Периодизации развития семейной жизни. Стадии жизненного цикла семьи. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи.

 

Тема 4. Психологический анализ любви. Психологические основы выбора партнера. Закономерности развития эмоциональных отношений в паре. Супружеская совместимость

Современные теории любви. Типологии любви. Любовь в супружеских отношениях. Основные положения теории любви Э.Фромма. Генезис и структура зрелой любви. Закономерности развития эмоциональных отношений в паре. Теории выбора брачного партнера. Факторы длительного сохранения взаимодействия в паре. Модель процесса распада (сохранения) эмоциональных отношений. Супружеская совместимость как социально-психологическое явление. Уровни совместимости супружеских отношений.



Тема 5. Супружеские дисгармонии. Супружеский конфликт. Супружеская неверность. Психология развода

Концептуальные подходы к определению супружеских дисгармоний. Анализ супружеских конфликтов. Профилактика супружеских конфликтов. Решение супружеских конфликтов. Определение и виды супружеских измен. Причины супружеских измен. Модели поведения во внебрачных связях. Последствия супружеской неверности. Стадии разводного процесса. Процесс эмоционального восстановления после развода. Последствия разводов для взрослых и детей.

 

Тема 6. Детско-родительские отношения

Типологии семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в семье. Особенности психического развития ребенка в семьях с различными типами воспитания. Проблема соперничества детей в семье.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1.Формы семьи и брака в различные исторические периоды(осн.: [12, с. 32-70]; доп.: [5, с. 245-258], [6, с. 169-212]).

2.Концепция брака К.Роджерса. Понятие об открытом браке. Стадии развития брака в теории К.Витакера(доп.: [2, с. 87-91], [3]).

3.Периодизации развития семейной жизни. Последствия функциональной дезорганизации семейной жизни(осн.: [9], [12, с. 244-179]).

4.Основные положения теории любви Э.Фромма. Генезис и структура зрелой любви(доп.: [7, с. 13-89], [12]).

5.Профилактика супружеских конфликтов. Модели поведения во внебрачных связях. Последствия разводов для взрослых и детей(осн.: [1], [12, с. 208-259], [13]).

6.Особенности психического развития ребенка в семьях с различными типами воспитания. Проблема соперничества детей в семье(осн.: [12, с. 259-392]; доп.: [10], [12, с. 42-60], [13, с. 103-176]).

 

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Супружеские взаимоотношения:

- Изучение удовлетворенности браком.

- Диагностика уровней совместимости супружеских отношений.

- Изучение ролевых ожиданий и притязаний в браке.

- Оценка степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.

- Диагностика межличностных отношений.

- Изучение семейной адаптации и сплоченности.

Семья, ожидающая ребенка:

- Изучение типа переживания беременности у будущей матери.

- Выявление отношения каждого из супругов к беременности и будущему ребенку.

Детско-родительские отношения:

- Изучение родительского отношения к ребенку.

- Родительское отношение и психическое развитие ребенка.

- Стиль воспитания и психическое развитие ребенка.

- Влияние неполной семьи на психическое развитие ребенка.

- Внутрисемейные отношения и самооценкой ребенка.

- Изучение родительских установок, реакций, поведения и методов воспитания.

Эмоциональные состояния членов семьи:

- Выявление особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.

- Изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

- Изучение семейной тревоги.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Определение понятия «семья». Значение семьи в жизни общества.

2. Определение понятия «брак». Психологические задачи брака.

3. Брак: развитие в истории общества.

4. Исторические формы семьи.

5. Характеристика современных форм брачно-семейных отношений.

6. Психодинамическая теория семьи.

7. Теория семейных систем М. Боуэна.

8. Рационально-эмотивный подход к семье.

9. Бихевиористическая теория семьи.

10. Гуманистическая теория семьи.

11. Концепция брака К.Роджерса. Понятие об открытом браке.

12. Стадии развития брака в теории К.Витакера.

13. Семья как психологическая система.

14. Признаки семьи как системы.

15. Функции семьи.

16. Определение понятий «динамика (жизненный цикл) семьи» и «жизненный путь семьи».

17. Периодизации развития семейной жизни.

18. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи.

19. Последствия функциональной дезорганизации семейной жизни.

20. Современные теории любви.

21. Основные положения теории любви Э.Фромма.

22. Любовь в супружеских отношениях.

23. Генезис и структура зрелой любви.

24. Закономерности развития эмоциональных отношений в паре.

25. Теории выбора брачного партнера.

26. Факторы длительного сохранения взаимодействия в паре.

27. Модель процесса распада (сохранения) эмоциональных отношений.

28. Супружеская совместимость как социально-психологическое явление.

29. Уровни совместимости супружеских отношений.

30. Концептуальные подходы к определению супружеских дисгармоний.

31. Анализ супружеских конфликтов.

32. Решение супружеских конфликтов.

33. Определение и виды супружеских измен.

34. Причины супружеских измен.

35. Модели поведения во внебрачных связях.

36. Последствия супружеской неверности.

37. Стадии разводного процесса.

38. Процесс эмоционального восстановления после развода.

39. Развод и дети.

40. Типологии семейного воспитания.

41. Особенности психического развития ребенка в семьях с различными типами воспитания.

42. Соперничество детей в семье.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Витек, К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешск. / К.Витек. – М., 1998.– 186 с.

2. Голод С.И. Семья и брак: историко-психологический анализ / С.И. Голод. – СПб., 1998. – 270 с.3. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург, 2000. – 208 с.4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М., 2004. – с. 14–17.

5. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия. / И.Г.Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 178 с.

6. Олифирович, Н. И., Зинкевич-Куземкина, Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 388 с

8. Слепкова, В.И. Психологические теории семьи: курс лекций / В.И.Слепкова – Мн.: БГПУ, 2006.– 204 с.

9. Уэдделл, М. Семья и ее динамика. Семейная психотерапия / М.Уэдделл – СПб: Питер, 2000. – 278 с.

10.Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. В.М.Целуйко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004– 184 с.

11.Шилов, И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи: Практикум. / И.Ю.Шилов. – СПб., ООО «Издательство «Петрополис»», 2000. – 196 с.

12.Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. / Л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 266 с.

13.Шуман, С.Г., Шуман, В.П. Семейные конфликты. Причины, пути устранения. / С.Г.Шуман, В.П.Шуман. – Мн.: Брест.,1992. – 202 с.

14.Эйдемилер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольская, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. / Э.Г.Эйдемилер [и др.] – СПб.: Речь, 2003. – 297 с.

15.Эйдемилер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г.Эйдемилер. – СПб., Речь, 1999. – 272 с.

 

Дополнительная литература:

1.Бейкер, К.Г. Теория семейных систем М.Боуэна // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – с.155-164.

2.Витакер, К. Полночные размышления семейного психотерапевта. / К.Витакер. – М.: Независимая фирма "Класс", 1998.– 208 с.

3.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: МГУ. – 1987. – 174 с.4.Гозман Л.Я. Психология симпатий / Л.Я. Гозман, Н.И. Ажгихина. – М.: Знание. – 1988. – 94 с.

5.Голод, С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция // Психология семьи, Хрестоматия / под ред Д.Я.Райгородского. – Самара, 2002. – 252 с.

6.Зидер, Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе / Р.Зидер. – М., 1997. – 299 с.

7.Кернберг, О.Ф. Отношения любви: норма и патология. / О.Ф.Кернберг. – М., Независимая фирма «Класс», 2000. – с.13-89.

8.Рождерс, К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / пер. с англ. В.Гаврилова. – М., Независимая фирма «Класс», 2002. – 214 с.

9.Уолен, С., Дигусепп, Р., Уэсслер, Р. Рационально-эмотивная терапия. / С.Уолен, Р.Дигусепп, Р.Уэсслер. – М., 1997. – с. 7-27, 71-82, 229-247.

10. Фурманов, И.А., Аладьин, А.А., Фурманова, Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. / И.А. Фурманов, А.А.Аладбин, Н.В.Фурманова. – Мн., 1999. – 278 с.

11. Фромм, Э. Искусство любить: Исследование любви. / Э.Фромм. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. – 172 с.

12. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М., Педагогика. – 2003. – 222 с.

13. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. / В.М.Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 188 с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.