Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального образования
Утверждена
Ученым советом института (факультета)
протокол № ___от «___» _____20___ г.
Директор института (декан факультета)
______________ (Маралов В.Г.)
М.П.
Программа учебной практики
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль подготовки
Начальное образование
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Череповец 2011 год
Общие сведения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование и профилю подготовки Начальное образование
| Программа обсуждена на заседании выпускающей кафедры
| начального образования, от 4 мая 2011 протокол № 9
| Составитель (ФИО, ученая степень, должность, полное наименование кафедры)
| Ильичева В.А., канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования
| Рецензент – представитель работодателей (ФИО, ученая степень, должность, место работы)
| Коробейникова Л.В. – начальник отдела общего и дополнительного образования Управления образования г. Череповца
|
Составитель
|
| Ильичева В.А.
|
| (подпись)
| (расшифровка подписи)
|
Рецензент
|
| Коробейникова Л.В.
|
| (подпись)
| (расшифровка подписи)
|
Заведующий выпускающей кафедрой
|
| Яковлева Е.В.
|
| (подпись)
| (расшифровка подписи)
|
Программа практики согласована с базами практик:
База практики
| Должность
(в соответствии с направлением подготовки (специальностью) студентов)
| Ф.И.О.
| МОУ СОШ № 5,9,27
| директор МОУ «Начальная образовательная школа» № 39, почетный работник общего образования, Лауреат городской премии им. Милютина в области образования
| Дубровская Ирина Николаевна
|
1. Цели учебной практики -закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование; ознакомление со спецификой организации образовательного процесса в школе и содействие становлению компетентности бакалавра в области исследования актуальных проблем начального образования как основы проектирования и реализации будущей профессиональной педагогической деятельности
2. Задачи учебной практикисоотносятся с видами профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;
- ознакомление с нормативными документами и соответствующими формами отчетности учителя начальных классов;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
в области культурно-просветительской деятельности:
- изучение потребностей детей и родителей в культурной деятельности и оказание помощи учителю в организации мероприятий;
Разделомучебной практики является научно-исследовательская работа.
Задачи в области научно-исследовательской деятельности:
- формирование первичных базовых исследовательских умений (ознакомление с основными методами и приемами исследовательской работы, методами анализа, синтеза и обработки научной информации);
- отбор и использование диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей ребенка как ученика;
- отслеживание результативности освоения ребенком образовательной программы, выявление его достижений и проблем;
- выступление по результатам проведенного исследования с докладом на конференции.
Функции учебной практики: адаптационная, информационная, диагностическая, обучающая.
Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная практика отражает существенную (а именно - практическую) составляющую общей образовательной программы, наряду с теоретической подготовкой бакалавров. Она является составной частью подготовки и обязательным этапом обучения бакалавра, входит в раздел «Б. 5 Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» и ООП ВПО по профилю подготовки «Начальное образование». В рамках учебного плана ГОУ ВПО ЧГУ на ее освоение отводится 3 зач. ед. (2 недели) в течение 4 семестра (Индекс Пр. 01).
Практике предшествует частичное или полное изучение следующих дисциплин, разделов и модулей по учебному плану ООП ВПО по профилю подготовки «Начальное образование» и учебному плану ГОУ ВПО ЧГУ:
Таблица 1
Предшествующее учебной практике освоение дисциплин
Учебные циклы, дисциплины
| Проектируемые результаты их освоения
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая часть (ГСЭ.Б)
Философия (ГСЭ.Б.01)
История (ГСЭ.Б.03)
Культура речи (ГСЭ.Б.05)
| В результате изучения базовой части цикла студент должен:
знать:
– основные закономерности взаимодействия человека и общества;
– основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;
– основные механизмы социализации личности;
– основные философские категории и проблемы человеческого бытия;
уметь:
– использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном языке в профессиональной деятельности;
– применять экономические знания в процессе решения задач профессиональной деятельности;
владеть:
– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
– различными способами вербальной и невербальной коммуникации.
| Математический и естественнонаучный цикл
Базовая часть(МиЕН.Б)
Информационные технологии (МиЕН.Б.01)
Естественно-научная картина мира (МиЕН.Б.03)
Вариативная
часть
Возрастная анатомия и физиология (МиЕН.В.01)
| знать:
– основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;
– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;
- влияние аудиовизуальных технологий на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста;
- анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
уметь:
– применять естественнонаучные и анатомо-физиологические знания в профессиональной деятельности;
владеть:
– основными методами математической обработки информации;
- современными компьютерными технологиями в обучении детей младшего школьного возраста
| Профессиональный цикл
Базовая часть (П.Б)
Безопасность жизнедеятельности (П.Б.01)
Психология (П.Б.02)
Педагогика (П.Б.03)
Методика обучения и воспитания (П.Б.04)
Вариативная часть
Русский язык (П.Во.01)
Методика обучения грамоте и чтению в начальной школе (П.Во.02)
Методика начального языкового образования (П.Во.03)
Математика (П.Во.07)
Методика изучения курса «Окружающий мир» в начальных классах (П.Во.10)
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (П.В.01)
Организация научно-педагогического исследования проблем начального образования (П.Вв.05.1)
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя начальных классов (П.Вв.11.1)
| знать:
– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
– правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
– сущность и структуру образовательных процессов;
– особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
– методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
– теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
– содержание преподаваемых предметов в начальной школе;
– закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
– способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
– способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
– способы профессионального самопознания и саморазвития;
уметь:
– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
– бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
владеть:
– способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
– способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
|
Перечисленные проектируемые результаты являются обобщенными – каждому этапу прохождения практики соответствуют свои уровни развития компетенций, а также знания, умения и навыки.
Для готовности к прохождению учебной практики необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате изучения соответствующих дисциплин.
Требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовности студентов к учебной практике являются знание правовых норм реализации педагогической деятельности и образования, сущность и структуры образовательных процессов, теории и технологии обучения и воспитания ребенка, содержание преподаваемых предметов; умение использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач, ориентироваться в профессиональных источниках информации, учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся, проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности, организовывать внеучебную деятельность обучающихся.
Прохождение учебной практики в качестве предшествующей и сопутствующей формы обучения позволит бакалаврам ориентироваться в нормативной документации учителя начальных классов, проводить анализ наблюдаемых уроков учителя, учебных программ по предметам, учебных пособий и дидактических материалов, сформирует умения организовывать внеучебную деятельность младших школьников, поможет в формировании научно-исследовательских компетенций, а также будет способствовать развитию личностных качеств будущего педагога. Содержание учебной практики непосредственно готовит бакалавров к прохождению производственной практики на 6, 7, 8 семестрах. Сформированность определенных компетенций в процессе прохождения учебной практики позволит глубже и осознаннее подойти к усвоению следующих дисциплин в вариативной части «Профессионального цикла» учебного плана ГОУ ВПО ЧГУ по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование:
Таблица 2
Последующее освоение дисциплин
Название дисциплин
| Проектируемые результаты их освоения
| Методика начального языкового образования (П.Во.03)
Методика начального литературного образования (П.Во.04)
Языковое и литературное образование младших школьников в вариативных курсах (П.Вв.16.1)
| Освоение методики преподавания русского языка и практикума по русскому правописанию, что позволит студентам вести уроки обучения грамоте, русского языка и литературного чтения в начальных классах
| Методика начального математического образования (П.Во.08)
Математическое образование младших школьников вариативных курсах (П.Вв.17.1)
Методика преподавания информатики в начальных классах (П.Вв.15.1)
Методика изучения технологического образования (П.Во.11)
Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе (П.Во.12)
Методика физического воспитания младших школьников (П.Во.13)
Методика музыкального образования младших школьников (П.Вв. 01.1)
Методика изучения курса «Истоки» в начальных классах (П.Вв.12.1)
Методика изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в начальных классах ((П.Вв.13.1)
| Компетентное и осознанное освоение проведения уроков в начальной школе, с учетом современных программ и учебников по данным образовательным областям и возрастными особенностями младших школьников.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|