Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________________
«__» _____________ 2012 г..
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная
Направление подготовки
081100.62 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки (специализация)
Государственная служба, Региональное управление, Муниципальное управление
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Учебный план 2012г. Проводится в 4 семестре
Очная форма обучения
Объем занятий: итого
| 3 з.е.
| 108 ч.
| Из них:
| Самостоятельная работа
| 3 з.е.
| 108 ч.
|
| Зачет 2 семестр
| СОГЛАСОВАНО:
| РАЗРАБОТАНО:
| Зав. выпускающей кафедрой «Управление проектами и инновациями»
______________ В.Н. Островская
«__» _____________ 20____ г.
Директор Института экономики и управления
______________Л.И. Ушвицкий
«__» _____________ 20____ г.
Рассмотрено УМК Института
экономики и управления
«__» _____________ 20_____ г.
протокол ____________
Председатель УМК ______И.В. Соловьева
| Зав. кафедрой (название) ______________
______________________________ ФИО
«__» ____________ 2012 г.
Должность разработчика ______________
______________________ ФИО
«__» ____________ 2012 г.
Рекомендовано к размещению
на образовательном портале СКФУ
______________________________ ФИО
«__» ____________ 2012 г.
|
Ставрополь, 2012
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
учебная ПРАКТИКА Программа
Направление подготовки
081100.62 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки (специализация)
Государственная служба, Региональное управление, Муниципальное управление
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Учебный план 2012г. Проводится в 4 семестре
Очная форма обучения
Ставрополь, 2012
Печатается по решению Учебно-методического совета
Северо-Кавказского
федерального университета
Программа учебной практики:программа / сост.Савченко И.П.— Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2012. – 11 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации бакалавра.
Утверждена на заседании кафедры теории менеджмента, государственного и муниципального управления (протокол №1 от «03» сентября 2012 г.) и кафедры управления проектами и инновациями (протокол №1 от «07» сентября 2012 г.).
Предназначена для студентов, обучающихся по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление.
Составители
Кандидат экономических наук, доцент Савченко Ирина Петровна
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2012
Цели учебной практики
Целью прохождения учебной практики является углубленное изучение и сбор информации об организации и деятельности выбранного объекта исследования для получения общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника для получения квалификации «бакалавр» по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление.
Задачи учебной практики
Теоретические задачи учебной практики:
¾ закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе обучения;
¾ формирование общепрофессиональных компетенций, предполагающих знание и понимание теоретических основ функционирования государственных и муниципальных органов управления и решению стоящих перед ними задач;
¾ формирование современных знаний и принципов организации деятельности органов исполнительной власти и их структурных подразделений.
Практические задачи учебной практики:
¾ формирование умений анализировать существующие механизмы работы органов государственного и местного самоуправления, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию;
¾ приобретение практического опыта в поиске, анализе и оценке информации для подготовки и принятия управленческих решений;
¾ приобретение умений и навыков разработки программ организационного развития органов государственного и местного самоуправления и изменений, обеспечение их реализации.
Воспитательные задачи учебной практики:
¾ формирование умения эффективного командного взаимодействия в коллективе (группе) при реализации программ органов государственного и местного самоуправления;
¾ приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе.
Место учебной практики структуре ООП бакалавриата
Учебная практика относится к циклу основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление и входит в раздел – Практика.
Учебная практика является обязательным этапом обучения бакалавра государственного и муниципального управления и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений вуза. Учебной практике предшествуют дисциплины в 1 семестре: «Введение в специальность», «Исследование социально-экономических и политических процессов в регионе», «Основы делопроизводства», «Кросскультурный менеджмент»; во 2 семестре: «Информационные технологии в управлении», «Статистика», предполагающие проведение лекционных и семинарских занятий с обязательным итоговым контролем в форме зачета или экзамена.
Требования к входным знаниям, умениям и готовности студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП: студент должен знать содержание, смысл, основные цели, социальную значимость профессии государственного и муниципального управления; законы развития общества, мышления и уметь применять эти знания в профессиональной деятельности; уметь анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеть основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владеть навыками самостоятельной, творческой работы; уметь организовать свой труд.
Формы проведения учебной практики
Учебная практика проводится в органах государственной власти и управления российских территорий, территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, предприятиях и организациях.
Руководство практикой осуществляет руководитель от института, отвечающий за общую подготовку и организацию, и руководители, проводящие непосредственную работу со студентами.
Место и время проведения учебной практики
Базы учебной практики предлагаются выпускающей кафедрой, в соответствии с заключенными договорами. Студент может самостоятельно выбрать базу практики с учетом своих научных и будущих профессиональных интересов.
Учебную практику студенты проходят на должности стажера, помощника руководителя структурного подразделения или специалиста органа государственного (муниципального) управления, государственного учреждения, предприятия, организации.
На основе заключенных договоров студенты распределяются в организации. Место прохождения практики студент определяет самостоятельно. Направление студентов на практику оформляется приказом по университету. Письмо-направление на практику подписывается директором института, который осуществляет контроль организации практики. Каждому студенту выдаются следующие документы: направление на практику, календарно-тематический план прохождения практики, дневник учебной практики.
Последовательность прохождения практики согласовывается с руководителем органа, учреждения или его заместителями, исходя из содержания программы. На время прохождения учебной практики студент прикрепляется к руководителю подразделения и работает под его непосредственным руководством. При наличии штатных возможностей он может быть зачислен на оплачиваемое рабочее место по специальности.
Продолжительность практики составляет во 2 семестре – 2 недели.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
№ п/п
| Содержание компетенции
| Шифр
| Общекультурные компетенции
| ОК-(№)
| 1.
| Стремление работать на благо общества.
| ОК-1
| 2.
| Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями; владение нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; владение гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения.
| ОК-2
| 3.
| Понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности.
| ОК-5
| 4.
| Владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации.
| ОК-16
| Профессиональные компетенции
| ПК-(№)
| 1.
| Умение вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.
| ПК-45
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ
| ¾ основные положения методологии научного исследования и уметь применить их при решении поставленной управленческой задачи;
принципы построения и организации системы государственного и муниципального управления;
| УМЕТЬ
| ¾ планировать исследование;
¾ использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
¾ осуществлять поиск литературы и другие источники информации, в соответствии с поставленной исследовательской задачей;
организовывать исследование и анализ экономической и правовой информации с выходом на практические результаты, имеющие реальный экономический эффект;
| ВЛАДЕТЬ
| ¾ специализированным терминологическим аппаратом и современным аналитически инструментарием управленческой деятельности;
навыками анализа новых теоретических наработок в области государственного и муниципального управления.
|
7. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет:
3 зач.ед. (108 академических часов), из них:
3 зач.ед. (108 академических часов) – самостоятельная работа.
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зач.ед. (часах)
| Формы текущего контроля
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| всего
| Аудиторные занятия
| СРС
|
| Этап 1 - подготовительный
|
|
|
|
| Индивидуальное задание
| 1.1
| Установочная конференция (вопросы организации практики; назначение и порядок заполнения дневника и других документов по практике; вопросы деловой этики и трудовой дисциплины во время прохождения практики; вопросы подготовки отчета по практике; составление рабочего плана и графика выполнения заданий).
|
|
|
|
| 1.2
| Выбор и обоснование темы индивидуального задания.
|
|
|
|
| 1.3
| Методологическое обоснование исследования (постановка целей и конкретных задач, характеристика объекта и предмета исследования; сравнительный анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме индивидуального задания).
|
|
|
|
| 1.4.
| Составление библиографии по теме индивидуального задания.
|
|
|
|
|
| Этап 2 – основной
|
|
|
|
| Аналитический отчет
| 2.1
| Изучение нормативно-правовых актов и внутриорганизационной документации, регламентирующей деятельность соответствующей организации, ее структурных подразделений и сотрудников.
|
|
|
|
| 2.2
| Изучение целей, задач, структурно-функциональных особенностей, методов работы, места и роли в системегосударственного управления соответствующей организации.
|
|
|
|
| 2.3
| Изучение порядка организационного, документационного и информационного обеспечения работы соответствующей организации.
|
|
|
|
| 2.4
| Оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем.
|
|
|
|
| 3.
| Этап 3 – заключительный
|
|
|
|
| Отчет по практике
| 3.1
| Обобщение собранного материала.
|
|
|
|
| 3.2
| Оформление отчета по практике.
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
| Диф. зачет
|
Содержание практики
Студент в период прохождения практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия (учреждения), ознакомиться с информацией по теме индивидуального задания, собрать и подготовить графический материал. Студенту-практиканту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности организаций, предприятий, учреждений, муниципальных образований. Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие их работу. На заключительном этапе практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для формирования отчета по практике, индивидуального задания по НИР, оформить отчет по практике.
Конкретное содержание учебной практики должно отражать специфику места практики.
Содержание практики на предприятии государственной (муниципальной) собственности:
1. Знакомство с учреждением, предприятием (организацией) – базой практики.
1.1. Знакомство с профилем деятельности учреждения, предприятия (организации), его предназначением.
1.2. Изучение организационной структуры учреждения, предприятия (организации).
1.3.Анализ кадрового потенциала учреждения, предприятия (организации).
2. Организационные ценности учреждения, предприятия (организации):
2.1.Определите фазу и этап развития учреждения, предприятия (организации).
2.2.Опишите стратегические ориентации учреждения, предприятия (организации) на современном этапе развития. Проведите SWОТ-анализ деятельности организации по одному из профильных направлений.
3.Изучите навыки разработки стратегических планов и нахождения путей их реализации, а также разработки бюджетов учреждения, предприятия (организации).
4.Проанализируйте основные технико-экономические показатели деятельности учреждения, предприятия (организации).
5.Опишите типы организационной культуры учреждения, предприятия (организации). Изучите сравнительные особенности организационной культуры на примере двух отделов (служб) организации.
6.Изучите персонал учреждения, предприятия (организации).
6.1. Определите соционические типы работников 2-3 ключевых отделов (служб) учреждения, предприятия (организации) (всего 20-30 человек).
6.2. Выявите структуру и модальность соционических типов взаимоотношений между работниками обследованных отделов (служб) учреждения, предприятия (организации).
6.3. Определите психогеометрические типы сотрудников 2-3 тех же отделов (служб) учреждения, предприятия (организации) (всего 20-30 человек).
6.4. Дайте характеристику особенностей обучения (переподготовки, повышения квалификации) персонала учреждения, предприятия (организации).
6.5. Разработайте практические рекомендации по использованию социально-психологических резервов совершенствования управления персоналом учреждения, предприятия (организации).
7.Изучите стиль управления учреждением, предприятием (организацией).
7.1. Проведите обследование временного потенциала руководителей 2-3 отделов (служб) учреждения, предприятия (организации).
7.2. Определите стиль менеджмента руководства учреждения, предприятия (организации).
7.3. Выявите различия в восприятии стиля руководства среди мужчин и женщин – сотрудников 2-3 отделов учреждения, предприятия (организации) (всего 20-30 человек).
7.4. Охарактеризуйте преобладающие способы разрешения конфликтных ситуаций в 2-3 отделах (службах) учреждения, предприятия (организации).
7.5. Определите возможные направления совершенствования стиля руководства учреждением, предприятием (организацией) на данном этапе его (ее) развития.
8.Опишите изменения организационной культуры учреждения, предприятия (организации).
8.1. Дайте оценку параметров имиджа учреждения, предприятия (организации).
8.2. Определите актуальные меры по поддержанию организационной культуры в учреждении (организации), на предприятии на данном этапе его (ее) развития.
8.3. Выявите необходимые основания для изменения организационной культуры.
8.4. Дайте описание 1-2 конкретных случаев изменения организационной культуры в учреждении (организации), на предприятии за последние 2-3 года.
9.1.Изучите вопросы регулирования и контроля в системе управления учреждением, предприятием (организацией).
9.2. Изучите систему, основные отрасли права и нормативные законодательные акты федерального и регионального уровней, регулирующие деятельность учреждения (организации), предприятия.
9.3. Изучите организацию и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности, получите навыки их использования.
10.Сделайте выводы и рекомендации по результатам практики.
10.1. Для руководства предприятием (организацией) в целом.
10.2. Для руководства 2-3 обследованных подразделений предприятия (организации).
10.3. Для отдельных сотрудников обследованных отделов (служб) предприятия (организации).
10.4. По отдельным направлениям обследования.
10.5. По эффективности использованных методов обследования.
10.6. По другим существенным вопросам практики.
Содержание практики в Государственной Думе Ставропольского края:
1. сущность законотворческого процесса и его реализация в Государственной Думе Ставропольского края
2. современное социально-экономическое положение Ставропольского края, роль Государственной Думы Ставропольского края в его улучшении
3. уровень развития Ставропольского края, роль Государственной Думы Ставропольского края в его повышении
4. основные направления государственной политики в Ставропольском крае, роль Государственной Думы Ставропольского края в их формировании
5. законодательные инициативы. Роль Государственной Думы Ставропольского края в разрешении противоречий федерального и местного законодательства
6. бюджет края, взаимодействие с государственным бюджетом. Роль Государственной Думы Ставропольского края в разрешении проблем межбюджетных отношений
7. программы и планы социально-экономического развития региона. Роль Государственной Думы Ставропольского края в утверждении направлений социально-экономического развития
8. профиль деятельности Государственной Думы Ставропольского края, место и роль в системе государственного управления. Аппарат Государственной Думы Ставропольского края
9. система, основные отрасли права и нормативные законодательные акты федерального и регионального уровней, регулирующие деятельность Государственной Думы Ставропольского края
10. организационная структура Государственной Думы Ставропольского края и аппарата Государственной Думы Ставропольского края
11. цели, задачи, содержание работы Государственной Думы Ставропольского края, отдельных комитетов, комиссий и основных должностных лиц; аппарата Государственной Думы Ставропольского края в целом и его отдельных Управлений
12. непосредственное знакомство с деятельностью отдельных комитетов, комиссий, научного экспертно-аналитического консультативного совета, контрольно-счетной палаты и основных должностных лиц Государственной Думы Ставропольского края; отдельных Управлений аппарата Государственной Думы Ставропольского края
13. результаты работы (в том числе, в каких документах оформляются, какими показателями выражаются, кем осуществляется контроль) Государственной Думы Ставропольского края, аппарата Государственной Думы Ставропольского края
14. должностной состав, распределение обязанностей, функции персонала Государственной Думы Ставропольского края, аппарата Государственной Думы Ставропольского края
15. характеристика особенностей обучения (переподготовки, повышения квалификации) персонала Государственной Думы Ставропольского края, аппарата Государственной Думы Ставропольского края
16. программы и планы социального развития коллектива Государственной Думы Ставропольского края, аппарата Государственной Думы Ставропольского края
17. разработка стратегических и иных планов и пути их реализации Государственной Думой Ставропольского края, аппаратом Государственной Думы Ставропольского края
18. узкие места, недостатки в работе Государственной Думы Ставропольского края, аппарата Государственной Думы Ставропольского края, что нуждается в совершенствовании
19. положительные изменения в работе Государственной Думы Ставропольского края, аппарата Государственной Думы Ставропольского края
20. методы и подходы к работе государственных служащих Государственной Думы Ставропольского края, аппарата Государственной Думы Ставропольского края
21. критерии эффективности управления, применяемые для оценки работы, проделанной Государственной Думой Ставропольского края, аппаратом Государственной Думы Ставропольского края
22. документооборот и особенности делопроизводства в Государственной Думе Ставропольского края, аппарате Государственной Думы Ставропольского края
23. средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности в Государственной Думе Ставропольского края, в аппарате Государственной Думы Ставропольского края
Содержание практики в Правительстве Ставропольского края, его министерствах, комитетах, управлениях и отделах:
1. сущность государственного управления, его особенности и задачи, взаимосвязь с управлением экономическими и социальными процессами
2. современное социально-экономическое положение Ставропольского края
3. потенциал развития Ставропольского края
4. основные направления государственной политики в Ставропольском крае
5. бюджет края, взаимодействие с государственным бюджетом
6. методика разработки программ и планов социального развития региона
7. профиль деятельности, место и роль в системе управления (министерства, отдела)
8. система, основные отрасли права и нормативные законодательные акты федерального и регионального уровней, регулирующие деятельность (министерства, отдела)
9. организационная структура (министерства, отдела)
10. цели, задачи, содержание работы (министерства, отдела)
11. результаты работы (в том числе, в каких документах оформляются, какими показателями выражаются, кем осуществляется контроль) (министерства, отдела)
12. должностной состав, распределение обязанностей, функции государственных служащих (министерства, отдела)
13. характеристика особенностей обучения (переподготовки, повышения квалификации) персонала (министерства, отдела)
14. методика разработки программ и планов социального развития коллектива (министерства, отдела)
15. разработка стратегических и иных планов и пути их реализации (министерством, отделом)
16. узкие места, недостатки в работе (министерства, отдела), что нуждается в совершенствовании
17. положительные изменения в работе (министерства, отдела)
18. методы работы государственных служащих (министерства, отдела)
19. критерии эффективности управления (министерства, отдела)
20. средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности (министерства, отдела)
Содержание практики в Администрации г. Ставрополя, ее комитетах, управлениях и отделах, администрациях районов города:
1. сущность муниципального управления, его особенности и задачи, взаимосвязь с управлением экономическими и социальными процессами
2. современное социально-экономическое положение г. Ставрополя
3. потенциал развития г. Ставрополя
4. основные направления муниципальной политики в г. Ставрополе
5. бюджет города, межбюджетные отношения
6. методики разработки программ и планов социально-экономического развития г. Ставрополя
7. профиль деятельности, место и роль в системе управления (комитета, управления, отдела)
8. система, основные отрасли права и нормативные законодательные акты федерального, регионального и местного уровней, регулирующие деятельность (комитета, управления, отдела)
9. организационная структура (комитета, управления, отдела)
10. цели, задачи, содержание работы (комитета, управления, отдела)
11. результаты работы (в том числе, в каких документах оформляются, какими показателями выражаются, кем осуществляется контроль) (комитета, управления, отдела)
12. должностной состав, распределение обязанностей, функции муниципальных служащих (комитета, управления, отдела)
13. характеристика особенностей обучения (переподготовки, повышения квалификации) персонала (комитета, управления, отдела). Движение кадров.
14. методика разработки программ и планов социального развития коллектива (комитета, управления, отдела)
15. разработка стратегических и иных планов и пути их реализации (комитетом, управлением, отделом)
16. узкие места, недостатки в работе (комитета, управления, отдела), что нуждается в совершенствовании
17. положительные изменения в работе (комитета, управления, отдела)
18. методы работы муниципальных служащих (комитета, управления, отдела)
19. критерии эффективности управления (комитета, управления, отдела)
20. средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности (комитета, управления, отдела)
Перечень вопросов может быть расширен или частично изменен с учетом мнения руководителей практики студентов от предприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|