Сделай Сам Свою Работу на 5

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению





ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая и профессиональная психология

_________________________________________________

название учебной дисциплины

для специальности 051001 Профессиональное обучение

(технология продукции общественного питания)

 

2012 г.

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР ________________Н.В.Горшенина «___»________________20___г.   УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ________________И.Г.Золкина «___»________________20___г.
     
Рассмотрено и одобрено на заседании МЦК Протокол № ___ от___________20__г. Председатель МЦК ___________________Е.А.Жарова    

 

 

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «ОГК»

 

Разработчики:

 

Гурьянова О.А. преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рецензенты:

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 




Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Общая и профессиональная психология»

Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Общая и профессиональная психология» является частью основной профессиональной образовательной программы специальности 051001 Профессиональное обучение (технология продукции общественного питания).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Общая и профессиональная психология» относится к обязательной части цикла общепрофессиональных дисциплин.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь:

- применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач и изучении профессиональных модулей;

- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.



знать:

- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

- основы психологии личности;

- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуализации;

- психологию творчества;

- возрастную периодизацию;

- возрастные, половые, типологические особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

- особенности профессионального становления рабочего (служащего);

- психологические аспекты производственного (практического обучения), личности и профессиональной деятельности мастера производственного обучения;

- групповую динамику;

- понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и девиантного поведения;

- основы психологии творчества.

 

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента 300 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 200 часов;

самостоятельной работы обучающегося 100 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лекции
семинарские занятия
практические занятия
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:  
Подготовка к тестированию: Подготовка реферата (сообщения) Оформление словаря понятий Подготовка сочинения, коллажа. Составление отчета-анализа по результатам диагностик. Подготовка к экзамену  
Итоговая аттестация в форме экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Общая и профессиональная психология»



Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения  
   
Раздел 1. Общие основы психологии  
Тема 1.1. Психология как наука, ее связь с другими науками. Содержание учебного материала: Предмет и объект психологии, его становление. Фундаментальные и прик­ладные отрасли психологии. Структура общей психологии, ее задачи. Основные этапы развития пред­ставлений о предмете психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания. Принципы психологии. 4 1  
Семинарское занятиеТема: « Психология как наука и учение» 2  
Самостоятельная работа студента: Работа с литературой. Подобрать материал, иллюстрирующий исторические предпосылки оформления психологии в самостоятельную науку 2  
Тема 1.2 История развития психологических знаний Содержание учебного материала: Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когни­тивная и трансперсональная психология.Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева 2  
Семинарское занятие «Основные этапы развития взглядов на предмет психологии» 2  
Самостоятельная работа студента: Работа с литературой. Современный этап в развитии психологии. 2  
Тема 1.3. Методы исследования в психологии. Содержание учебного материала Методология, метод, методика. Особенности предмета и объекта исследования в психологии, этапы психолого-педагогического исследования. Теоретическое и эмпирическое исследование, их взаимосвязь. Общенаучные методы в психологии. Классификация методов исследования в современной психологии: основные и частные методы психологии (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продук­тов деятельности и др.) Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. 4 1  
Семинарское занятиеТема: «Методология и методы психологии». 2  
Практического занятиеТема: Методика социально- психологического исследования. 4  
Самостоятельная работа студента:Составить конспект по основным социально-психологическим методам воздействия. 4  
  Тема 1.4. Развитие психики. Этапы развития психики Содержание учебного материала Понятие психики. Структура психики, основные формы психического. Функции психики. И.П.Павлов (первая и вторая сигнальная система). Этапы развития психики. Раздражимость, чувствительность, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение и сознание как высшая форма отражения действительности.Отличие психики животных и человека. 4 2
  Семинарское занятие:Развитие психики 2
  Самостоятельная работа студентовОформить словарь понятий. Составить понятийный аппарат по разделу 1. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека. Основные этапы развития психики у животных.   4
  Раздел 2. Познавательная психическая деятельность
  Тема 2.1.Деятельность, ее психологическая структура, виды деятельности Содержание учебного материала Общее понятие о деятельности. Основные формы деятельности человека Виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Основные ха­рактеристики деятельности: предметность и субъектность. Структура деятельности человека.Автоматизированные компоненты деятель­ности (умения, навыки, привычки). 4 2
  Семинарское занятие:Деятельность, ее структура. 2
  Самостоятельная работа студента: Подготовка вопросов по теме, составить кейсы. Письменная работа. Какими способами педагог может поддерживать успешную деятельность ученика. Подготовка сообщений по теме: Деятельность и закономерности ее формирования. Образование умений и навыков Дополнить словарь понятий. 4
  Тема 2.2. Ощущение и восприятие Содержание учебного материала: Понятие ощущения. Психофизиологические характеристики ощущений, виды, свойства Физиологическая основа восприятия, виды восприятия. Формы и принципы восприятия. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия. 4 2
  Семинарское занятие:Общие закономерности ощущений и восприятия 2
  Самостоятельная работа студента:Подготовка к тестированию по материалам лекции Составление сводной таблицы по теме «Ощущение». Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Восприятие как рефлекторный процесс 4
  Тема 2.3. Память и внимание Содержание учебного материала Понятие о памяти. Физиологическая основа памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти. Мнемотехнические приемы. Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания. Основные функции внимания. Виды внимания. Свойства внимания. 4 2
  Семинарское занятиеОбщая характеристика процесса памяти 2
  Практическое занятие: Исследование свойств внимания. 2
  Самостоятельная работа студента:Библиографический поиск приемов мнемотехники. Библиографический поиск приемов привлечения и удержания внимания Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Развитие внимания и управление им 4
  Тема 2.4. Мышление и воображение Содержание учебного материала Понятие о воображении.. Виды воображения: активное (воссоз­дающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гипер­болизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, гре­зы, галлюцинации как формы воображения. Понятие о мышлении как высшей форме познава­тельной деятельности. Виды мышления.. Мыслительные операции: анализ, синтез, срав­нение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. 4 2
  Семинарское занятиеТема: «Общая характеристика мышления Общая характеристика воображения. 4
  Самостоятельная работа студента: Составление и решение логических задач, сочинение фантастического рассказа и сказки с использованием приемов и способов воображения, Подготовка к тестированию по теме. Воображение в произведениях народного творчества. Взаимосвязь мышления с другими познавательными процессами. 4
  Тема 2.5 Общение и речевая деятельность Содержание учебного материала 4
  Понятие об общении. Цели и средства общения..Структура общения. Виды и формы общения. Речь и язык. Основные функции языка. Физиологические основы и системы речи: периферические и центральные. Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи: устная (диалоги­ческая и монологическая); письменная. 2
  Семинарское занятие«Психологическая характеристика общения» 2
  Самостоятельная работа студента Творческая работа: подготовиться к работе над сочинением «Портрет моего общения», подбор литературных примеров к темам Роль общения в жизни общества и отдельного человека. Психологические условия эффективной коммуникации. 4
  Раздел 3. Основы психологии личности
  Тема 3.1. Индивидуально-психологические особенности личности: характер,темперамент. Содержание учебного материала: Понятие о темпера­менте. Психологические теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности. Понятие о характере. Черты характера и его целостность. Структура характера. Типы характера. Основные этапы форми­рования характера. Характер человека и его взаимоотношения с людьми. Акцентуации характера. 6 2
  Семинарское занятие:Общее понятие о темпераменте и характере Практическое занятие Тема:Анализ ситуаций, связанных с проявлением темперамента Анализ ситуаций, связанных с проявлением характера Исследование типов темперамента. 2 2 2 2
  Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщения по теме. Творческая работа. Подбор пословиц и поговорок о характере и поведении человека. Поиск аналогий в других языках. Письменная работа. Проанализировать свои поступки и отношения и постараться определить основные черты своего характера. 6
  Тема 3.2. Психология творчества. Задатки, способности и склонности. Содержание учебного материала: 4 2
  Понятие о способностях. Виды способностей. Способности и деятель­ность. Структура способностей. Уровни развития и проявления способностей (одаренность, талант и гениальность). Представления о задатках. Задатки как природно и социально сфор­мированные предпосылки для развития способностей. Формирование и развитие способностей. Педагогические способности.
  Семинарское занятие :Способности в структуре личности. 2
    Самостоятельная работа студентов:Подготовка к тестированию по теме. Роль интересов и склонностей в формировании способностей 2
  Тема 3.3 Эмоционально-волевая сфера личности Содержание учебного материала: 4 2
  Виды эмоций и чувств. Физиологическая основа эмоций и чувств. Основные эмоциональные состояния (аффекты, настроения, стрессы, фрустрация и т.д.) Понятие о воле. Физиологические основы воли. Структура волевого действия, волевые качества личности
  Практическое занятие:Эмоционально-волевая характеристика личности. Исследование эмоциональных состояний личности 2
  Семинарские занятияТема: «Эмоции в структуре психики» Волевые качества личности. 4
  Самостоятельная работа студента: Рассмотреть виды и характеристики чувств, занести данные в таблицу, рассмотреть различные формы проявления эмоций, подобрав собственные примеры по данным формам из личного опыта. Самодиагностика и самоанализ основных эмоциональных состояний. Составление словаря эмоциональных состояний. Письменная работа: Виды и характеристики чувств. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. Основные направления развития воли 6
  Тема 3.4 Личность ее структура и проявления. Содержание учебного материала 6 2
  Понятие индивида, личности, индивидуальность. Основные качества личности. Основные подходы к пониманию личности. Самосознание личности, «Я- концепция». Личность, ее структура и проявления. Структура и типология лич­ности. Конституционная типология личности. Системно-структурное представление о личности. Социализация личности. Понятие социализации личности; этапы, механизмы, факторы, и содержание процесса социализации.
  Семинарское занятие:Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. 2
  Семинарское занятие:Социально-психологические особенности социализации 2
  Самостоятельная работа студентов Работа с литературой. Сформулировать свое определение личности, исходя из имеющихся в литературе источников. Роль институтов социализации в развитии личности. Подготовка у тестированию по теме. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». 4
  Тема 3.5. Направленность личности. Содержание учебного материала: 4 2
  Понятие о направленности, виды направленности личности. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека. Виды потребностей и их классификация. Концепция потребностей А. Маслоу. Мотивационная сфера личности. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности.
  Самостоятельная работа студентов Составление вопросов по изученному материалу. Письменная работа. Потребности как источник активности. Разработка тестовых заданий. Составить тесты по теме: Направленность личности 4
  Тема 3.6. Группа и взаимодействие в ней. Групповая динамика Содержание учебного материала: 4 2
  Основные характеристики группы: структура, композиция, групповые процессы. Классификация групп. Измерения групповой структуры. Личность в группе: система статусов, ролей ожиданий. Неформальные группы, Виды, характеристики. Проблема эффективности групповой деятельности. Групповая динамика: феномен группового давления, процессы групповой сплоченности, лидерство в группе, процесс принятие групповых решений, процесс образования коллектива. Руководство группой как процесс управления .
  Практическое занятие:«Лидерство в группе» 2
  Семинарское занятие:Психологические характеристики социальных групп 2
  Самостоятельная работа студентов Работа с литературой. Используя материал лекции и дополнительные источники, представить наглядно классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы Письменная работа: Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Лидерство и руководство в коллективе. 6
  Тема 3.7 Личность в системе меж­личностных отношений Содержание учебного материала:
  Межличностные отношения: виды, компоненты, этапы развития. Феномены межличностных отношений: восприятие человека челове­ком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Тактика поведения в конфликте. Модели поведения и типы конфликтных личностей. 6 2
  Семинарское занятие:«Способы решения конфликтных ситуаций» 2
  Самостоятельная работа студентов 1. Подготовка реферата. Подготовить реферат по заданной теме: - Специфика появления конфликта в студенческом коллективе. 2. Подготовка к тестированию по разделу. Письменная работа: Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации Тактика поведения в конфликте 6
  Раздел 4 Психология возрастного развития
  Тема 4.1 Введение в возрастную психологию Содержание учебного материала: Предмет, задачи, структура возрастной психологии. Развитие. Закономерности развития. Понятие возраста. Возрастные кризисы. Их роль и значение. Понятие ведущего вида деятельности, новообразований, социальной ситуации развития. Основные теории психического развития. 2
  Семинарское занятиеТема: «Возрастная психология как отрасль психологической науки».
  Самостоятельная работа студента:Составление сводной таблицы по периодизации психического развития. Подготовка к семинарскому занятию. Письменная работа: Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития
  Тема 4.2. Периодизация возрастного развития Содержание учебного материала: Понятие о психическом развитии. Факторы, движущие силы и условия психического развития. Закономерности психического развития. «Сензитивные периоды развития». Понятие, сущность, различные подходы. Вклад Д.Б.Эльконина в периодизацию психического развития. Учение Л.С.Выготского о зонах развития (ближайшая и зона актуального развития). 2
  Семинарское занятие:Возрастная периодизация и движущая сила развития
  Самостоятельная работа студента:Подготовка к тестированию.  
  Тема 4.3. Период дошкольного и младшего школьного возраста Содержание учебного материала Общая характеристика периодов. Ведущий вид деятельности. Социальная ситуация развития. Новообразования периода. Ролевая игра как средство развития ребенка. Понятие готовности к школьному обучению. Понятие адаптации, уровни адаптации. 2
  Семинарское занятие:Психическое развитие в дошкольном возрасте
  Семинарское занятие:Психическое развитие в младшем школьном возрасте
  Самостоятельная работа студентов Работа с литературой. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и младших школьников.
  Тема 4.4. Характеристика подросткового и юношеского периода развития Содержание учебного материла: Общая характеристика периодов. Основные психофизиологические изменения в организме подростка. Чувство взрослости. Причины и признаки подросткового кризиса. Кризис юности. 2
  Семинарское занятие Тема: Возрастные и личностные особенности подросткового периода
  Семинарское занятие Тема: Возрастные и личностные особенности юношеского периода
  Самостоятельная работа студентов Письменная работа. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми в подростковом возрасте. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в ранней юности
  Тема 4.5 Понятие, причины, психологические основы предупреждения девиантного поведения и социальной дезадаптации Содержание учебного материла: Дезадаптация, уровни, факторы появления, профилактика социальной дезадаптации.. Девиантное поведение, виды,причинные девинтного поведения, профилактика девиантного поведения. 2
  Семинарское занятие: Тема: Психолого-педагогические факторы девиантного поведения»
  Семинарское занятие: Тема: Психолого-педагогические факторы дезадаптации»
  Самостоятельная работа студентов Подготовка к семинару Подготовка к тестированию по разделу. Работа с литературой. Классификация девиантоного поведния
  Раздел 5 Особенности учебно-профессиональной деятельности обучающихся профессиональной школы
  Тема 5.1.Психологические, возрастные половые, типологические и личностные особенности обучающихся. Содержание учебного материала: Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания. 2
  Самостоятельная работа студента:Творческая работа. Подготовить сочинение на тему «Профессионально значимые качества мастера п/о». 4
  Тема 5.2. Профессиональное становление личности рабочего Содержание учебного материала: Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности рабочего.Содержание этапов становления личности. Профессионально важные качества личности рабочего. Профессиональные знания, умения навыки. 4 2
  Самостоятельная работа студента: Дополнить словарь понятий по теме. Профессиональная компетенция мастера профессионального обучения. 2
  Тема 5.3. Психологические аспекты производственного обучения Содержание учебного материала: Содержание и особенности производственного обучения. Цель и задачи производственного обучения. Планирование производственного обучения. Формы и методы производственного обучения. Общие требования к методам производственного обучения. Урок производственного обучения. Типы уроков производственного обучения. Структура урока производственного обучения. 6 2
  Семинарское занятиеСодержание производственного обучения. Практическое занятиеАнализ основных документов, определяющих содержание производственного обучения в учебных заведениях системысреднего профессионального образования. 2 2
  Самостоятельная работа студента: Подготовиться к к тестированию по разделу Основные принципы производственного обучения. 2
  Тема 5.4. Личность мастера производственного обучения. Содержание учебного материала: Основные задачи мастера производственного обучения. Требования к мастеру п/о. Профессиональная деятельность и профессиональная компетенция мастера производственного обучения. Производственное обучение как основная форма работы мастера п/о. Основные принципы обучения. Основные общие дидактические требования учебно-производственных работ. 4 2
  Семинарское занятиеПрофессиональная компетенция мастера производственного обучения. 2
  Самостоятельная работа студента: Оформление словаря понятий. Составить понятийный аппарат по разделу. Профессиограмма мастера п/ о/ Составить модель работника пишевой промышленности, на основе требований регионального рынка труда.   4
  Раздел 6 Психология педагогической деятельности
  Тема 6.1. Понятие и структура педагогической деятельности Содержание учебного материала: Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Характеристики педагогической деятельности: целенаправленность; мотивированность; предметность. 4 2
  Семинарское занятиеСтруктура педагогической деятельности 2
  Самостоятельная работа студента: Подготовка к тестированию по материалам лекции. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе. 4
  Тема 6.2. Педагогическое общение: функции, модели. Содержание учебного материала: Специфика педагогического общения. Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Стороны педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Барьеры педагогического общения. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения Понятие культуры профессиональной деятельности, ее критерии. 6
  Семинарское занятие:Тема«Психология педагогического общения» 2
  Самостоятельная работа студента: Составление и решение кейсов практических, конкретных ситуаций. Типы взаимодействия учителей и учащихся. 2
  Тема 6.3. Психология педагогического взаимодействия. Индивидуальные стили педагогической деятельности Педагогическое взаимодействие, виды. Три основных стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический, попустительский. Роль стиля педагога в организации и эффективности педагогической деятельности. Педагогический опыт, компетентность, мастерство 4
  Семинарское занятиеРоль стиля педагога в организации и эффективности педагогической деятельности.. 2
  Самостоятельная работа студента: Подготовить развернутую характеристику педагога-автократа, педагога-либерала, педагога-демократа (реального, воображаемого или с использованием художественного образа 4
  Всего:
               

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психолого-педагогических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: ученическая мебель, доска, информационные стенды

Технические средства обучения:Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, аудиоаппаратура, интерактивная доска.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.