2012 г.
Программа учебной дисциплины «Общая и профессиональная психология» является частью основной профессиональной образовательной программы специальности 051001 Профессиональное обучение (технология продукции общественного питания).
Дисциплина «Общая и профессиональная психология» относится к обязательной части цикла общепрофессиональных дисциплин.
- применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач и изучении профессиональных модулей;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуализации;
- возрастные, половые, типологические особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- психологические аспекты производственного (практического обучения), личности и профессиональной деятельности мастера производственного обучения;
- понятие, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и девиантного поведения;
- основы психологии творчества.
самостоятельной работы обучающегося 100 часов.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| |
| |
|
| |
Раздел 1.
| Общие основы психологии
|
|
| |
Тема 1.1. Психология как наука, ее связь с другими науками.
| Содержание учебного материала:
Предмет и объект психологии, его становление. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Структура общей психологии, ее задачи. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания. Принципы психологии.
| 4
| 1
| |
Семинарское занятиеТема: « Психология как наука и учение»
| 2
| |
Самостоятельная работа студента:
Работа с литературой. Подобрать материал, иллюстрирующий исторические предпосылки оформления психологии в самостоятельную науку
| 2
| |
Тема 1.2 История развития психологических знаний
| Содержание учебного материала:
Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология.Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева
| 2
|
| |
Семинарское занятие «Основные этапы развития взглядов на предмет психологии»
| 2
|
| |
Самостоятельная работа студента:
Работа с литературой. Современный этап в развитии психологии.
| 2
|
| |
Тема 1.3. Методы исследования в психологии.
| Содержание учебного материала
Методология, метод, методика. Особенности предмета и объекта исследования в психологии, этапы психолого-педагогического исследования. Теоретическое и эмпирическое исследование, их взаимосвязь. Общенаучные методы в психологии.
Классификация методов исследования в современной психологии: основные и частные методы психологии (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.) Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.
| 4
| 1
| |
Семинарское занятиеТема: «Методология и методы психологии».
| 2
| |
Практического занятиеТема: Методика социально- психологического исследования.
| 4
| |
Самостоятельная работа студента:Составить конспект по основным социально-психологическим методам воздействия.
| 4
| |
| Тема 1.4. Развитие психики. Этапы развития психики
| Содержание учебного материала
Понятие психики. Структура психики, основные формы психического. Функции психики.
И.П.Павлов (первая и вторая сигнальная система). Этапы развития психики. Раздражимость, чувствительность, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение и сознание как высшая форма отражения действительности.Отличие психики животных и человека.
| 4
| 2
|
| Семинарское занятие:Развитие психики
| 2
|
| Самостоятельная работа студентовОформить словарь понятий. Составить понятийный аппарат по разделу 1.
Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
Основные этапы развития психики у животных.
| 4
|
| Раздел 2.
| Познавательная психическая деятельность
|
|
|
| Тема 2.1.Деятельность, ее психологическая структура, виды деятельности
| Содержание учебного материала
Общее понятие о деятельности. Основные формы деятельности человека Виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.
Структура деятельности человека.Автоматизированные компоненты деятельности (умения, навыки, привычки).
| 4
| 2
|
| Семинарское занятие:Деятельность, ее структура.
| 2
|
| Самостоятельная работа студента: Подготовка вопросов по теме, составить кейсы.
Письменная работа. Какими способами педагог может поддерживать успешную деятельность ученика.
Подготовка сообщений по теме: Деятельность и закономерности ее формирования. Образование умений и навыков Дополнить словарь понятий.
| 4
|
| Тема 2.2. Ощущение и восприятие
| Содержание учебного материала:
Понятие ощущения. Психофизиологические характеристики ощущений, виды, свойства Физиологическая основа восприятия, виды восприятия. Формы и принципы восприятия. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия.
| 4
| 2
|
| Семинарское занятие:Общие закономерности ощущений и восприятия
| 2
|
| Самостоятельная работа студента:Подготовка к тестированию по материалам лекции
Составление сводной таблицы по теме «Ощущение».
Роль ощущений в жизни и деятельности человека.
Восприятие как рефлекторный процесс
| 4
|
| Тема 2.3.
Память и внимание
| Содержание учебного материала
Понятие о памяти. Физиологическая основа памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти. Мнемотехнические приемы.
Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания. Основные функции внимания. Виды внимания. Свойства внимания.
| 4
| 2
|
| Семинарское занятиеОбщая характеристика процесса памяти
| 2
|
| Практическое занятие: Исследование свойств внимания.
| 2
|
| Самостоятельная работа студента:Библиографический поиск приемов мнемотехники.
Библиографический поиск приемов привлечения и удержания внимания
Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти.
Развитие внимания и управление им
| 4
|
| Тема 2.4.
Мышление и воображение
| Содержание учебного материала
Понятие о воображении.. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения.
Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Виды мышления.. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.
| 4
| 2
|
| Семинарское занятиеТема: «Общая характеристика мышления
Общая характеристика воображения.
| 4
|
|
| Самостоятельная работа студента:
Составление и решение логических задач, сочинение фантастического рассказа и сказки с использованием приемов и способов воображения,
Подготовка к тестированию по теме.
Воображение в произведениях народного творчества.
Взаимосвязь мышления с другими познавательными процессами.
| 4
|
|
| Тема 2.5 Общение и речевая деятельность
| Содержание учебного материала
| 4
|
|
| Понятие об общении. Цели и средства общения..Структура общения. Виды и формы общения. Речь и язык. Основные функции языка. Физиологические основы и системы речи: периферические и центральные. Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.
|
| 2
|
| Семинарское занятие«Психологическая характеристика общения»
| 2
|
|
| Самостоятельная работа студента
Творческая работа: подготовиться к работе над сочинением «Портрет моего общения», подбор литературных примеров к темам
Роль общения в жизни общества и отдельного человека.
Психологические условия эффективной коммуникации.
| 4
|
|
| Раздел 3.
| Основы психологии личности
|
|
|
| Тема 3.1. Индивидуально-психологические особенности личности: характер,темперамент.
| Содержание учебного материала:
Понятие о темпераменте. Психологические теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.
Понятие о характере. Черты характера и его целостность. Структура характера. Типы характера. Основные этапы формирования характера. Характер человека и его взаимоотношения с людьми. Акцентуации характера.
| 6
| 2
|
| Семинарское занятие:Общее понятие о темпераменте и характере
Практическое занятие
Тема:Анализ ситуаций, связанных с проявлением темперамента
Анализ ситуаций, связанных с проявлением характера
Исследование типов темперамента.
| 2
2
2
2
|
| Самостоятельная работа студента:
Подготовка сообщения по теме.
Творческая работа. Подбор пословиц и поговорок о характере и поведении человека. Поиск аналогий в других языках.
Письменная работа. Проанализировать свои поступки и отношения и постараться определить основные черты своего характера.
| 6
|
| Тема 3.2. Психология творчества. Задатки, способности и склонности.
| Содержание учебного материала:
| 4
| 2
|
| Понятие о способностях. Виды способностей. Способности и деятельность. Структура способностей. Уровни развития и проявления способностей (одаренность, талант и гениальность). Представления о задатках. Задатки как природно и социально сформированные предпосылки для развития способностей. Формирование и развитие способностей. Педагогические способности.
|
| Семинарское занятие :Способности в структуре личности.
| 2
|
|
| | Самостоятельная работа студентов:Подготовка к тестированию по теме.
Роль интересов и склонностей в формировании способностей
| 2
|
|
| Тема 3.3
Эмоционально-волевая сфера личности
| Содержание учебного материала:
| 4
| 2
|
| Виды эмоций и чувств. Физиологическая основа эмоций и чувств. Основные эмоциональные состояния (аффекты, настроения, стрессы, фрустрация и т.д.) Понятие о воле. Физиологические основы воли. Структура волевого действия, волевые качества личности
|
| Практическое занятие:Эмоционально-волевая характеристика личности.
Исследование эмоциональных состояний личности
| 2
|
| Семинарские занятияТема: «Эмоции в структуре психики»
Волевые качества личности.
| 4
|
| Самостоятельная работа студента:
Рассмотреть виды и характеристики чувств, занести данные в таблицу, рассмотреть различные формы проявления эмоций, подобрав собственные примеры по данным формам из личного опыта.
Самодиагностика и самоанализ основных эмоциональных состояний.
Составление словаря эмоциональных состояний.
Письменная работа: Виды и характеристики чувств. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
Основные направления развития воли
| 6
|
| Тема 3.4
Личность ее структура и проявления.
| Содержание учебного материала
| 6
| 2
|
| Понятие индивида, личности, индивидуальность. Основные качества личности. Основные подходы к пониманию личности. Самосознание личности, «Я- концепция».
Личность, ее структура и проявления. Структура и типология личности. Конституционная типология личности. Системно-структурное представление о личности. Социализация личности. Понятие социализации личности; этапы, механизмы, факторы, и содержание процесса социализации.
|
| Семинарское занятие:Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности.
| 2
|
| Семинарское занятие:Социально-психологические особенности социализации
| 2
|
| Самостоятельная работа студентов
Работа с литературой. Сформулировать свое определение личности, исходя из имеющихся в литературе источников. Роль институтов социализации в развитии личности.
Подготовка у тестированию по теме.
Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».
| 4
|
| Тема 3.5.
Направленность личности.
| Содержание учебного материала:
| 4
| 2
|
| Понятие о направленности, виды направленности личности. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека. Виды потребностей и их классификация. Концепция потребностей А. Маслоу. Мотивационная сфера личности. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности.
|
| Самостоятельная работа студентов
Составление вопросов по изученному материалу.
Письменная работа. Потребности как источник активности.
Разработка тестовых заданий. Составить тесты по теме: Направленность личности
| 4
|
| Тема 3.6.
Группа и взаимодействие в ней. Групповая динамика
| Содержание учебного материала:
| 4
| 2
|
| Основные характеристики группы: структура, композиция, групповые процессы. Классификация групп. Измерения групповой структуры. Личность в группе: система статусов, ролей ожиданий. Неформальные группы, Виды, характеристики. Проблема эффективности групповой деятельности.
Групповая динамика: феномен группового давления, процессы групповой сплоченности, лидерство в группе, процесс принятие групповых решений, процесс образования коллектива. Руководство группой как процесс управления .
|
| Практическое занятие:«Лидерство в группе»
| 2
|
| Семинарское занятие:Психологические характеристики социальных групп
| 2
|
|
| Самостоятельная работа студентов
Работа с литературой. Используя материал лекции и дополнительные источники, представить наглядно классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы
Письменная работа: Проблема развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.
Лидерство и руководство в коллективе.
| 6
|
|
| Тема 3.7 Личность в системе межличностных отношений
| Содержание учебного материала:
|
|
|
| Межличностные отношения: виды, компоненты, этапы развития. Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Тактика поведения в конфликте. Модели поведения и типы конфликтных личностей.
| 6
| 2
|
| Семинарское занятие:«Способы решения конфликтных ситуаций»
| 2
|
|
| Самостоятельная работа студентов
1. Подготовка реферата. Подготовить реферат по заданной теме:
- Специфика появления конфликта в студенческом коллективе.
2. Подготовка к тестированию по разделу.
Письменная работа: Социально-психологический климат группы и пути его оптимизации
Тактика поведения в конфликте
| 6
|
|
| Раздел 4
| Психология возрастного развития
|
|
|
| Тема 4.1
Введение в возрастную психологию
| Содержание учебного материала:
Предмет, задачи, структура возрастной психологии. Развитие. Закономерности развития. Понятие возраста. Возрастные кризисы. Их роль и значение. Понятие ведущего вида деятельности, новообразований, социальной ситуации развития. Основные теории психического развития.
|
| 2
|
| Семинарское занятиеТема: «Возрастная психология как отрасль психологической науки».
|
|
| Самостоятельная работа студента:Составление сводной таблицы по периодизации психического развития. Подготовка к семинарскому занятию.
Письменная работа: Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития
|
|
| Тема 4.2. Периодизация возрастного развития
| Содержание учебного материала:
Понятие о психическом развитии. Факторы, движущие силы и условия психического развития. Закономерности психического развития. «Сензитивные периоды развития». Понятие, сущность, различные подходы. Вклад Д.Б.Эльконина в периодизацию психического развития. Учение Л.С.Выготского о зонах развития (ближайшая и зона актуального развития).
|
| 2
|
| Семинарское занятие:Возрастная периодизация и движущая сила развития
|
|
| Самостоятельная работа студента:Подготовка к тестированию.
|
|
| Тема 4.3. Период дошкольного и младшего школьного возраста
| Содержание учебного материала
Общая характеристика периодов. Ведущий вид деятельности. Социальная ситуация развития. Новообразования периода. Ролевая игра как средство развития ребенка. Понятие готовности к школьному обучению. Понятие адаптации, уровни адаптации.
|
| 2
|
| Семинарское занятие:Психическое развитие в дошкольном возрасте
|
|
| Семинарское занятие:Психическое развитие в младшем школьном возрасте
|
|
| Самостоятельная работа студентов
Работа с литературой. Сравнительный анализ взаимоотношений дошкольников и младших школьников.
|
|
| Тема 4.4. Характеристика подросткового и юношеского периода развития
| Содержание учебного материла:
Общая характеристика периодов. Основные психофизиологические изменения в организме подростка. Чувство взрослости. Причины и признаки подросткового кризиса. Кризис юности.
|
| 2
|
| Семинарское занятие
Тема: Возрастные и личностные особенности подросткового периода
|
|
| Семинарское занятие
Тема: Возрастные и личностные особенности юношеского периода
|
|
| Самостоятельная работа студентов
Письменная работа. Проблемы взаимоотношений с окружающими людьми в подростковом возрасте.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в ранней юности
|
|
| Тема 4.5
Понятие, причины, психологические основы предупреждения девиантного поведения и социальной дезадаптации
| Содержание учебного материла:
Дезадаптация, уровни, факторы появления, профилактика социальной дезадаптации.. Девиантное поведение, виды,причинные девинтного поведения, профилактика девиантного поведения.
|
| 2
|
| Семинарское занятие:
Тема: Психолого-педагогические факторы девиантного поведения»
|
|
| Семинарское занятие:
Тема: Психолого-педагогические факторы дезадаптации»
|
|
| Самостоятельная работа студентов
Подготовка к семинару
Подготовка к тестированию по разделу.
Работа с литературой. Классификация девиантоного поведния
|
|
| Раздел 5
| Особенности учебно-профессиональной деятельности обучающихся профессиональной школы
|
|
|
| Тема 5.1.Психологические, возрастные половые, типологические и личностные особенности обучающихся.
| Содержание учебного материала:
Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности.
Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.
|
| 2
|
| Самостоятельная работа студента:Творческая работа. Подготовить сочинение на тему «Профессионально значимые качества мастера п/о».
| 4
|
| Тема 5.2. Профессиональное становление личности рабочего
| Содержание учебного материала:
Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности рабочего.Содержание этапов становления личности. Профессионально важные качества личности рабочего. Профессиональные знания, умения навыки.
| 4
| 2
|
| Самостоятельная работа студента:
Дополнить словарь понятий по теме.
Профессиональная компетенция мастера профессионального обучения.
| 2
|
| Тема 5.3.
Психологические аспекты производственного обучения
| Содержание учебного материала:
Содержание и особенности производственного обучения. Цель и задачи производственного
обучения. Планирование производственного обучения. Формы и методы производственного обучения. Общие требования к методам производственного обучения. Урок производственного обучения. Типы уроков производственного обучения.
Структура урока производственного обучения.
| 6
| 2
|
| Семинарское занятиеСодержание производственного обучения.
Практическое занятиеАнализ основных документов, определяющих содержание производственного обучения в учебных заведениях системысреднего профессионального образования.
| 2
2
|
| Самостоятельная работа студента:
Подготовиться к к тестированию по разделу
Основные принципы производственного обучения.
| 2
|
| Тема 5.4. Личность мастера производственного обучения.
| Содержание учебного материала:
Основные задачи мастера производственного обучения. Требования к мастеру п/о. Профессиональная деятельность и профессиональная компетенция мастера производственного обучения. Производственное обучение как основная форма работы мастера п/о. Основные принципы обучения. Основные общие дидактические требования учебно-производственных работ.
| 4
| 2
|
| Семинарское занятиеПрофессиональная компетенция мастера производственного обучения.
| 2
|
| Самостоятельная работа студента:
Оформление словаря понятий. Составить понятийный аппарат по разделу.
Профессиограмма мастера п/ о/
Составить модель работника пишевой промышленности, на основе требований регионального рынка труда.
| 4
|
| Раздел 6
| Психология педагогической деятельности
|
|
|
| Тема 6.1. Понятие и структура педагогической деятельности
| Содержание учебного материала:
Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности: мотивация; педагогические цели и задачи; предмет педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Характеристики педагогической деятельности: целенаправленность; мотивированность; предметность.
| 4
| 2
|
| Семинарское занятиеСтруктура педагогической деятельности
| 2
|
|
| Самостоятельная работа студента:
Подготовка к тестированию по материалам лекции.
Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.
| 4
|
|
| Тема 6.2. Педагогическое общение: функции, модели.
| Содержание учебного материала:
Специфика педагогического общения. Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Стороны педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Барьеры педагогического общения. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения Понятие культуры профессиональной деятельности, ее критерии.
| 6
|
|
| Семинарское занятие:Тема«Психология педагогического общения»
| 2
|
| Самостоятельная работа студента:
Составление и решение кейсов практических, конкретных ситуаций.
Типы взаимодействия учителей и учащихся.
| 2
|
| Тема 6.3.
Психология педагогического взаимодействия. Индивидуальные стили педагогической деятельности
| Педагогическое взаимодействие, виды. Три основных стиля педагогической деятельности: авторитарный, демократический, попустительский. Роль стиля педагога в организации и эффективности педагогической деятельности. Педагогический опыт, компетентность, мастерство
| 4
|
| Семинарское занятиеРоль стиля педагога в организации и эффективности педагогической деятельности..
| 2
|
| Самостоятельная работа студента:
Подготовить развернутую характеристику педагога-автократа, педагога-либерала, педагога-демократа (реального, воображаемого или с использованием художественного образа
| 4
|
| Всего:
|
|
| | | | | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психолого-педагогических дисциплин.
Технические средства обучения:Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, аудиоаппаратура, интерактивная доска.
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.