|
Компетенции бакалавра, формируемые в результате прохождения учебной практики
Экономический факультет
Кафедра Финансовый менеджмент
Программа учебной практики
ПО направлению 080200.62 «менеджмент»
профиль «Финансовый менеджмент»
Казань – 2013
УДК 336 (075.8)
ББК 65.26я73
М24
Печатается по решению секции экономических дисциплин
учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
М 24 Программа учебной практики по направлению 080200.62 «Менеджмент» профиль «Финансовый менеджмент»/ Климанова А.Р., Манушин Д.В. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2014. – 31 с.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Финансовый менеджмент»
Программа учебной практики предназначена для студентов, обучающихся по направлению 080200.62«Менеджмент», профиль «Финансовый менеджмент»
УДК 336 (075.8)
ББК 65.26я73
М54
© Манушин Д.В., 2013
© Климанова А.Р., 2013
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2013
Содержание
1. Цель учебной практики............................................................................... 4
2. Задачи учебной практики........................................................................... 4
3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата........................ 4
4. Формы проведения учебной практики....................................................... 4
5. Место и время проведения учебной практики........................................... 5
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.................................................................................................................. 5
7. Структура и содержание учебной практики.............................................. 9
7.1. Структура учебной практики................................................................. 9
7.2. Содержание учебной практики............................................................. 10
8. Научно исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в учебной практике.......................................................................................... 26
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике................................................................................................................. 28
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам учебной практики)..... 29
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 30
12. Материально-техническое обеспечение учебной практики................... 33
Приложения……………………………………………………………………..34
Цель учебной практики
Целью учебной практики является выполнение учебных и научно-исследовательских работ в области менеджмента и экономики.
Задачи учебной практики
Задачами учебной практики являются:
- подготовка лекционного материала;
- формулировка практических заданий для семинаров и самостоятельной работы;
- написание рецензий;
- подготовка обзорных или научных статей;
- работа на научном кружке (выступление с докладом, критика мнений других студентов, возможно соруководство научным кружком).
Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Учебная практика относится к базовой части общего цикла и составляет 4 з.е. Она логически и методически взаимосвязана со следующими основными дисциплинами: микроэкономика, макроэкономика, институциональная экономика, история, социология, психология, этика и культура делового общения, математика, статистика, методы принятия управленческих решений, информационные технологии в менеджменте, теория менеджмента. Микро-, макроэкономика, институциональная экономика и теория менеджмента является объектами научного исследования, что и обуславливает необходимость их изучения. При этом институциональная экономика изучает экономические отношения внутри и между общественными институтами. Она развивается на границах экономической науки и «соседних» общественных наук (история, социология, психология, политология и др.) и позволяет понять и оценить воздействие этих аспектов на экономические отношения. Все это приводит к необходимости изучения истории, социологии и психологии. Для оценки изучаемых направлений исследования нужно знать математические, статистические методы и методы принятия управленческих решений. Так как отчеты по учебной практике сдаются в печатном виде, то практикантам нужно уметь применять информационные технологии в менеджменте. Для взаимодействия студентов друг с другом, руководителем практики и защиты отчетов по практике нужны знания по этике и культуре делового общения.
Формы проведения учебной практики
Основной формой прохождения учебной практики является выполнение ряда индивидуальных самостоятельных заданий. Отдельно предусмотрено выполнение одного учебного издания в рамках подгруппы (обычно она состоит из четырех человек). При ее прохождении студент еще должен получить опыт работы не менее чем на одном заседании научного кружка.
Место и время проведения учебной практики
Основным местом прохождения учебной практики является библиотека, читальный зал, компьютерные классы и аудитории ВУЗа. Кроме того, некоторые элементы индивидуальных самостоятельных заданий студент может выполнить и у себя дома.
Общее время прохождения учебной практики занимает 2 недели.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.
Студент по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», профиль «Финансовый менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
Компетенции бакалавра, формируемые в результате прохождения учебной практики
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
| В процессе освоения учебной практики студент формирует и демонстрирует следующие
| Общекультурные компетенции
| КОМПЕТЕНЦИИ
| Перечень компонентов
| Технологии формирования
| Форма оценочного средства
| Ступени уровней освоения компетенции
| ИНДЕКС
| ФОРМУЛИРОВКА
| ОК-8
| способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность
| Знать:
Основные методы нахождения организационно-управленческих решений;
последствия несения за них ответственности.
Уметь:
Принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность
Владеть:
Опытом нахождения организационно-управленческих решений и несения за них ответственности
|
Консультация
Самостоятельная работа
Прохождение учебной практики
|
Собеседование
Защита учебной практики
| ПОРОГОВЫЙ
Знать:
Суть основных методов нахождения организационно-управленческих решений;
Суть основных последствий несения за них ответственности.
Уметь:
Принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность в рамках предложенных условных примеров
Владеть:
Опытом нахождения организационно-управленческих решений и несения за них ответственности в рамках предложенных условных примеров
ПОВЫШЕННЫЙ
Знать:
Полностью основные методы нахождения организационно-управленческих решений;
Полностью основные последствия несения за них ответственности.
Уметь:
Принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность в рамках самостоятельно выявленных реальных проблем относящихся к выбранной профессиональной деятельности
Владеть:
Опытом нахождения организационно-управленческих решений и несения за них ответственности в реальных условиях современной российской действительности
| ОК-13
| Способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы
| Знать
Основные методы анализа социальнозначимых проблем и процессов
Уметь
анализировать социальнозначимые проблемы и процессы
Владеть
Опытом анализа социальнозначимых проблем и процессов
|
Консультация
Самостоятельная работа
Прохождение учебной практики
|
Собеседование
Защита учебной практики
| ПОРОГОВЫЙ
Знать
Суть основных методов анализа социальнозначимых проблем и процессов
Уметь
анализировать условные социальнозначимые проблемы и процессы
Владеть
Опытом анализа условных социальнозначимых проблем и процессов
ПОВЫШЕННЫЙ
Знать
Полностью основные методы анализа социальнозначимых проблем и процессов
Уметь
анализировать реальные социальнозначимые проблемы и процессы
Владеть
Опытом анализа реальных социальнозначимых проблем и процессов
| ОК-19
| Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
| Знать
Основные правила делового общения: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
Уметь
осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
Владеть
Опытом осуществления делового общения: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
|
Консультация
Самостоятельная работа
Прохождение учебной практики
|
Собеседование
Защита учебной практики
| ПОРОГОВЫЙ
Знать
Суть основных правил делового общения: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
Уметь
осуществлять деловое общение: публичные выступления, деловая переписка, электронные коммуникации
Владеть
Опытом осуществления делового общения: публичные выступления, деловая переписка, электронные коммуникации
ПОВЫШЕННЫЙ
Знать
Полностью основные правила делового общения: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
Уметь
осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
Владеть
Опытом осуществления делового общения: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации
| Профессиональные компетенции
| КОМПЕТЕНЦИИ*
| Перечень компонентов
| Технологии формирования
| Форма оценочного средства
| Ступени уровней освоения компетенции
| ИНДЕКС
| ФОРМУЛИРОВКА
| ПК-8
| способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
| Знать
Основные способы оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений
Уметь
оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений
Владеть
Опытом оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений
|
Консультация
Самостоятельная работа
Прохождение учебной практики
|
Собеседование
Защита учебной практики
| ПОРОГОВЫЙ
Знать
Суть основных способов оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений
Уметь
оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений на условных примерах
Владеть
Опытом оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений на условных примерах
ПОВЫШЕННЫЙ
Знать
Полностью основные способы оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений
Уметь
оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений в реальных условиях
Владеть
Опытом оценки условий и последствий принимаемых организационно-управленческих решений в реальных условиях
| ПК-47
| способен проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений
| Знать
Основные методы анализа операционной деятельности организации и правила использования его результатов для подготовки управленческих решений
Уметь
проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений
Владеть
Опытом проведения анализа операционной деятельности организации и использования его результатов для подготовки управленческих решений
|
Консультация
Самостоятельная работа
Прохождение учебной практики
|
Собеседование
Защита учебной практики
| ПОРОГОВЫЙ
Знать
Суть основных методов анализа операционной деятельности организации и правила использования его результатов для подготовки управленческих решений
Уметь
проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений на условных примерах
Владеть
Опытом проведения анализа операционной деятельности организации и использования его результатов для подготовки управленческих решений на условных примерах
ПОВЫШЕННЫЙ
Знать
Полностью методы анализа операционной деятельности организации и правила использования его результатов для подготовки управленческих решений
Уметь
проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений в реальной экономической деятельности
Владеть
Опытом проведения анализа операционной деятельности организации и использования его результатов для подготовки управленческих решений в реальной экономической деятельности
|
В рамках первого и второго раздела учебной практики будут освоены ОК-8, ОК-13, ПК-8 и ПК-47.
В рамках подготовки лекционного материала все эти компетенции будут освоены с теоретических позиций. Например, если выбрана тема лекции «управление запасами предприятия» студент изучит цель управления запасами, их структуру, основные меры и методы управления запасами, ситуации в которых они применяются, изложит проблемы их применения на современных предприятиях и их влияние на социум. В результате будет продемонстрирована, во-первых, способность проводить анализ такого аспекта операционной деятельности организации как управление запасами и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47). Во-вторых, способность находить организационно-управленческие решения на основе имеющихся условных вариантов управления запасами и готовность нести за них ответственность (ОК-8). В-третьих, способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений на основе ранее произошедших и завершившихся реальных событиях на предприятиях в области управления запасами (ПК-8). В-четвертых, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы в сфере учета влияния выявленных проблем управления запасами предприятия на окружающий их социум (ОК-13). Изложенная схема действий может быть применена к любой теме любой дисциплины кафедры «Финансовый менеджмент». Полнота освоения компетенций зависит только от качества лекционного материала. Самые высокие требования к качеству предъявляются в рамках освоения повышенного уровня компетенций.
В рамках подготовки заданий для семинаров и самостоятельных работ все эти компетенции будут освоены с позиции составления условных заданий, позволяющие продемонстрировать способность применить на практике полученные теоретические знания. Например, дано задание «изучить структуру и методы управления дебиторской задолженности за последние три года на основе прилагаемых данных ОАО «КАМАЗ» и предложить методы совершенствования ее управления с расчетом экономического эффекта, на основе сравнения нескольких вариантов действий и выбора наилучшего». В его рамках проверяется, во-первых, способность проводить анализ таких аспектов операционной деятельности организации как структура и методы управления дебиторской задолженности и использовать их результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47). Во-вторых, способность находить несколько вариантов организационно-управленческих решений в рамках управления дебиторской задолженности предприятия, выбирать наилучший и готовность нести за них ответственность (ОК-8). В-третьих, способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений по управлению дебиторской задолженности предприятия (ПК-8). В четвертых при оценке воздействия выбранных вариантов управления дебиторской задолженности предприятия на окружающую социальную среду выбирается не только самый выгодный с экономической точки зрения, но и самый лучший с социальной позиции (например, продажа долга коллекторским агентствам может быть отвергнута по этическим соображениям). Это позволит освоить ОК-13, то есть способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. Эта схема действий может быть применена к любому заданию для семинарской или самостоятельной работы любой дисциплины кафедры «Финансовый менеджмент».
В рамках написания рецензий на научные статьи может быть освоена любая из перечисленных четырех компетенций. Однако точный их состав зависит от темы выбранной статьи. Учитывая, что в подробном содержании учебной практике сказано, что при их выборе приоритет отдается темам, связанным с изучением социально значимых проблем и процессов, ОК-13 можно считать освоенной. Там же отмечено, что тема одной из рецензируемых статей должна быть связана с анализом операционной деятельности организации, а второй с ее управлением. Это означает, что при изучении первой статьи и написании на нее рецензии будет освоена ПК-47, то есть способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений. При изучении второй статьи и написании на нее рецензии будет освоена ОК-8, то есть способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность и ПК-8, то есть способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений.
В рамках написания статьи в любом случае будет оценена операционная деятельность организации, выявлены ее проблемы, изучены возможные варианты их решения (с расчетом, как экономической эффективности, так и социальной) и выбран наилучший. Разница между обзорной и научной статьей в том, что в первом случае будут изучены практические наработки других авторов и обоснованно выбрана наилучшая из имеющихся схем действия, а во втором все эти аспекты студент должен будет сделать самостоятельно. В результате ОК-8, ОК-13, ПК-8 и ПК-47 будут освоены в полном объеме.
В рамках третьего раздела учебной практики в основном будет освоена ОК-19, то есть способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации. Публичные выступления будут освоены в процессе выступления с докладом на заседании научного кружка и участия в его работе в качестве критика выступлений других студентов. Проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации будут освоены в полном объеме при участии студента в работе научного кружка в качестве его со руководителя (предусмотрено для освоения повышенного уровня компетенций). В рамках порогового уровня компетенций эти аспекты будут освоены, когда участники научного кружка будут общаться с руководителем и со руководителем научного кружка и отчитываться перед ними. Однако учитывая, что студенты будут выступать с докладами на основе ранее написанных ими обзорных или научных статей и критиковать их, то узнав о недостатках и преимуществах своих работ, они лучше освоят такие компетенции как ОК-8, ОК-13, ПК-8 и ПК-47.
В рамках написания научной теоретической статьи для набора дополнительных баллов будет полностью освоена ОК-13, то есть способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. Дело в том, что при выполнении всех остальных заданий эта компетенция осваивается только косвенно, так как учитывается лишь воздействие изучаемых аспектов на социальную среду, то есть основным объектом изучения является операционная деятельность организации, а социум является второстепенным объектом. В рамках данного задания студент получит опыт анализа конкретной социально значимой проблемы и процесса, уделяя именно им свое основное внимание. В результате он получит опыт анализа реальных социально значимых проблем и процессов и поймет, как в дальнейшем анализировать схожие проблемы и процессы.
Кроме того, при выполнении любых заданий осваивается ОК-19 в рамках получения способности осуществлять деловое общение с руководителем или со руководителем учебной практики: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации. При этом ОК-19 лучше всего будет освоена, когда студенты объединятся в группу (для выполнения общей работы по подготовке учебного издания и получения за это премиальных баллов) и будут общаться внутри нее.
7. Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет ____ зачетных единиц _____ часов.
7.1. Структура содержание учебной практики
Структура учебной практики представлена в таблице 1.
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|