Сделай Сам Свою Работу на 5

Внимательно прочитайте отрывки из текста.





Практическая работа № 1.

Тема: «Философские школы Античности».

Проверяемые результаты обучения: З 1- З 4; У1; ОК1- ОК6, ОК10, *ОК11.

 

Задание 1.

В тетради для практических работ создай те таблицу и заполните её,используя

текст учебника (Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие. – М - 2013.-
288с).

Нужно работать по первым абзацамглавы 1 .Философия античного мира, темы 1.1. Философия античного мира и средних веков, стр. 11; стр.13-27;

лекции (электронные, печатные, письменные).

В них вы найдёте недостающиедля заполнения таблицы сведения.

Философские школы Античности.

Имя мыслителя Название школы Содержание учения  
Фалес из Милет Милетская первопричина мира - вода
Гераклит Ионическая основная субстанция- огонь
       
       
       

Задание 2.

По выполнении работы, опираясь на данные таблицы и лекции(электронные, печатные, письменные)

определите, какие философские вопросы интересовали мыслителей:

- возникновение и строение мироздания – натурфилософия- учение о бытие,

- жизнь и судьба человека - философская антропология,



- определение человеком своих способностей в познании - гносеология,

- попытка определить правила поведения - этика,

- понимание красоты, прекрасного - эстетика,

- размышление о жизни общества, его проблемах - социальная философия,

- разработка понятий, языка философии, её категорий - логика.

-

Заполните таблицу:

Раздел философии Имена мыслителей
Натурфилософия - учение о бытие Фалес, Гераклит далее дополните сами
Философская антропология  
Логика  
Этика  
Эстетика  
Социальная философия  

Задание 3.

Оцените вклад древнегреческих мыслителей в развитие мировой философской мысли (вывод).

Критерии отметок:

выполнение 3 заданий - « 5»

2 заданий (первых) - «4»

1 задание (первое) - «3»

Практическая работа № 2.

Тема: «Картина мира».

 

Проверяемые результаты обучения: З1- З3; З 5; У1; ОК1 – ОК6, ОК 10, *ОК12.

Текст учебника. Губин В.Д.Основы философии:Учебное пособие. - М.- 2013.- с. 168- 184:

 

Древнегрече­ские мифы полагают, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар - бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими - Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д.



В основном письменном источнике христианской религии - Библии - утверждается, что Бог на пятый и шестой дни творения («креации») мира создал весь животный мир планеты. В шестой день появился и человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появлением человека разумного («гомо сапиенс») перед жизнью открылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили тем самым великий грех, за что были изгнаны Богом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две большие группы - праведники и грешники.

В ХХ веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден создал концепцию так называемого «эволюционного финализма». Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику в решении проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира - это история его постоянного усложнения и восхождения к Сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, «космическая магистраль». В ее рамках сформировались основы жизни и элементы сознания, возник некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволюции к достижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал «точкой Омегой». Она и станет, по убеждению философа, завершением эволюции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под животворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармонию. Точка Омега - это будущее мира и человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех ин­дивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на основе любви. По оценке русского проповедника А. Меня, тейярдизм как учение о происхождении и месте человека во Вселенной может быть названо «оптимистическим финализмом». Точка Омега - это «светлый конец», некое царство, где Бог будет пребывать во всем.



Близки к тейярдизму идеи русского художника и философа Н.К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в представлении мыслителя, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом космической энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.

 

В философском идеализме и религии тоже есть идея единства мира, его целостности и гармоничности. Однако она осмысливается с противоположных мировоззренческих позиций: здесь единство мира рассматривается под углом зрения его духовной обусловленности. Решение данной проблемы дано, например, в творчестве Г. Гегеля, где мир воспринимается как нечто целостное и пронизанное духовным началом («мировым разумом»). В русской религиозной философии было разработано понятие всеединства, которое выражает органическую целостность мирового бытия.

Наиболее обстоятельно учение о всеединстве разработал В.С. Соловьев, который стремился вскрыть духовную основу единства многообразного в мироздании и находил эту основу в некоей Мировой душе, или Софии.

В философском материализмесущественным является вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозначен и решался еще в античной философии (Ге­раклит, Демокрит и др.).

Суть вопроса: окружающий человека мир материален (веществен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют, в конечном счете, единую материальную основу или субстанцию. Мир един (целостен), единствен и динамичен. Все его сферы органически взаимосвязаны, переплетены. Он многообразен, «разноцветен» в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (универсальные) свойства и единые законы существования.

Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе - физикой, астрономией, химией и др. Особо важную роль в этом играют теории Д.И. Менделеева, А. Эйнштейна, И. Ньютона и других ученых. Во-вторых, науками об органической природе - биологией, генетикой, анатомией и др. Большой вклад в это внесли учения Ч. Дарвина, А.И. Опарина, Г. Менделя. Эта идея доказывается также науками о человеке и обществе как уникальных явлениях Вселенной. Речь идет, прежде всего, о таких областях научного знания, как история и этнография, социология, экология.

Философия и наука нашего времени рассматривают Вселенную как самоорганизующийся Универсум, где имеют место сосуществование и взаимодействие живого и неживого. В мире протекают как линейные, так и нелинейные процессы (хаос, пульсации, вихри, волны и т.п.). Новый ракурс мировидения задает синергетика - отрасль научного знания, которая исследует самоорганизацию сложных материальных систем (И.Р. Пригожий). Синергетика полагает, что в сложных системах «конструирующую» роль играет Хаос, в котором потенциально содержится много вариантов последующего развития. Эта наука подчеркивает, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и непредсказуемо, неожиданно для человека. Развитие - это нелинейный процесс, в котором большую роль играет случайность, поэтому оно может протекать в раз­ных направлениях. Вот почему материальный мир следует рассматривать как единство порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии.
Научное решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад.

В XX веке американский астроном Э. Хаббл выдвинул концепцию «Большого взрыва» во Вселенной. Ученый предположил, что около 15-20 млрд. лет назад стало происходить расширение Вселенной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соединения. Вселенная все более расширялась, температура спадала, и постепенно на Земле складывались предпосылки для появления простейших форм жизни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться атмосфера, а в результате биохимической эволюции появились органичес­кие соединения. Сформировался белок - носитель жизни, зародилась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к появлению человека.

Человек - это следствие, итог длительной эволюции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став «высшим цветом» живой природы. Человек - это результат земных причин, а вовсе не какая-то «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа явились естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь.

Вывод.С точки зрения научной философии мир - это движущаяся материя, взятая в единстве всех свойств и форм проявления. Неотделимой частью материального мира, вен­цом его эволюции является человек как уникальное явление живой природы.

Происхождение Вселенной, жизни и человека - это очень важные мировоззренческие вопросы, традиционно вызывающие интерес у философии и философов.

Задание I.

Внимательно прочитайте отрывки из текста.

2. Ознакомьтесь с содержанием первой строки таблицы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.