Практическое занятие №10.
Практическое занятие №1.
Тема: Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х гг.
Основные понятия: тема, проблема, идея, революция, гражданская война, интеллигенция, гуманизм.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Взгляд на революцию и события гражданской войны с позиции революционной морали и классового гуманизма в романах "Железный поток" А. Серафимовича, "Разгром" А.Фадеева, "Чапаев" Д.Фурманова, "Хождение по мукам" А.Н.Толстого.
2) Тема революции и гражданской войны, проблема интеллигенции и революции в "Ледяном походе" Р. Гуля, романе "Белая гвардия" М. Булгакова, "Донских рассказах" М. Шолохова. Проблема христианского гуманизма в этих произведениях.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения. Сб. ст. – М., 1996.
2. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
3. Горелов П. Роман Гуль – автор "Ледяного похода" // Кубань. – 1989. – № 3.
4. Гражданская война в лирике и прозе. В 2-х тт. / Сост., вступ. ст., коммент. С.Н.Семанова, П.И.Руднева. – М., 2003.
5. Грознова Н.А. Ранняя советская проза: 1917-1925. – Л., 1976.
6. Заика С.В. Роман А.Фадеева "Разгром" / В кн.: Русская литература: XX век: Справочные материалы / Сост. Л.А.Смирнова. – М., 1995. с. 206-228.
7. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005. – С. 239-256; С. 274-286.
8. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004. с. 487-529; С. 584-638.
9. Коваленко А.Г. Русская литература XX века. 20-е – 30-е гг. – М., 1994.
10. Ковальчук Д.А. О противоречиях авторской концепции личности в прозе А.АФадеева / Сб. материалов Международной 4-ой кожиновской конференции. Ч. 1. – Армавир, 2005. – С. 100.
11. Малахов В. Гавань поворота времен (Онтология Дома в "Белой гвардии" Михаила Булгакова) // Вопросы литературы. – 2000. – № 5.
12. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М., 2001. – С. 53-61, С. 62-71, С. 129-144.
13. Павлов Ю.М. Крест над Днепром. О религиозности автора "Белой гвардии" // Наш современник. – 2007. – № 3. – С. 249.
14. Павлов Ю.М. Революция, гражданская война и идейно-нравственные искания личности в литературе 10-х – 30-х годов (А.Серафимович, Р.Гуль, А.Толстой, М.Цветаева, С.Есенин). / В сб.: Россия на стыке исторических эпох. – Москва-Армавир, 1998. – С. 31
15. Рябцев В.П. "Исход" к новой жизни, или Тема гражданской войны в прозе А.Фадеева и Б.Лавренева // В сб.: Россия на стыке исторических эпох. – Москва, Армавир, 1998. – С. 18.
16. Чалмаев В. "Донские рассказы": к общечеловеческим идеалам через психоз ненависти / Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Ч. 2. – М., 1994.
17. Чалмаев В. Серафимович. Неверов. – М., 1982 (ЖЗЛ)
Задания для СРС
1. Прочитать произведения, перечисленные в плане практического занятия, записать в читательский дневник, подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия.
2. Подготовить презентации по произведениям.
Практическое занятие №2.
Тема: Творчество М.Горького советского периода.
Основные понятия: роман-эпопея, художественное своеобразие, образ героя, «самгинщина», двойничество, личность, интеллигенция, поэтика, стиль.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) "Жизнь Клима Самгина" как "движущаяся панорама десятилетий" и "художественное завещание" Горького. Жанр произведения.
2) Образ Клима Самгина и понятие "самгинщины". Тенденции пересмотра оценки образа Клима Самгина. Мотив двойничества, момент сочувствия читателя герою.
3) Проблема народа, интеллигенции и отдельной личности в романе.
4) Поэтика и стиль романа.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Горький М. Жизнь Клима Самгина (любое издание)
2. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
3. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
4. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
5. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Баранов В.И. Горький без грима. – М., 1996.
2. Бялик Б.А. Судьба Горького. – М., 1986.
3. Волков А.А. Художественный мир М.Горького. – М., 1978.
4. М.Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Вып. 1-4. – М., 1989-1995.
5. Максим Горький на пороге XXI столетия. – Н.Новгород, 2000.
6. Максим Горький сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры. – Н.Новгород, 1996.
7. Муратова К.Д. М.Горький. Семинарий. – М., 1981.
8. Муромский В.П. Всё дальше от канона (новые труды о Горьком) // Русская литература. – 1997. – № 1. – С. 251.
9. Муромский В.П. К Горькому живому нехрестоматийному // Литература в школе. – 1992. – № 5-6. – С. 28.
10. Овчаренко А.И. Горький и литературные искания XX столетия. – М., 1982.
11. Примочкина Н. Писатель и власть: М.Горький и литературное движение 20-х годов. – М., 1996.
12. Спиридонова Л. Горький: Диалог с историей. – М., 1994.
13. Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Н.Новгород, 1992.
Задания для СРС
1. Прочитать произведение и подготовить ответы на вопросы практического занятия.
2. Подготовить презентацию по теме «Роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" М. Горького».
Практическое занятие №3.
Тема: Творчество писателей русского зарубежья (И.Шмелёва, Б.Зайцева, В.Набокова и др.).
Основные понятия: русское зарубежье, писатели-эмигранты, революция, творчество, художественное своеобразие, тематика, проблематика, биография.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Общее понятие о литературе Русского Зарубежья. Трагизм судьбы русских писателей-эмигрантов, их отношение к покинутой Родине.
2) Творческая и жизненная судьба И.С.Шмелёва (1873-1950). Демократизм дореволюционного творчества Шмелёва ("Гражданин Уклейкин", "Человек из ресторана"). Изображение ужаса революционного насилия и истребления людей в "Солнце мёртвых", "На пеньках". Ностальгическое настроение и православное мироощущение писателя в "Лете Господнем", "Богомолье", "Родном". Образ России, "недавней, но уже не существующей". Художественное мастерство писателя, чистота и яркость языка. Неоконченный роман "Пути небесные" – роман о русской православной душе. И.Ильин о Шмелёве.
3) Творчество Б.К.Зайцева (1881-1972). Особое отношение Зайцева к свершившейся революции, тема покаяния интеллигенции, далёкой от судеб народа и Родины. Роман "Золотой узор" и его идейный смысл. Тема русского национального характера с чертами гуманности, религиозности, терпимости, доброты в беллетризованных биографиях Жуковского, Тургенева, Чехова, в житиях "Алексей, Божий человек" и "Преподобный Сергий Радонежский".
4) Творчество В.В.Набокова (1899-1977). Своеобразие художественного мира Набокова. Основные темы творчества. Гносеологическая проблема типа, сосредоточенность на сложных закономерностях человеческого сознания, возможностях и границах человеческого восприятия. Русскоязычный период творчества писателя. Роман "Машенька", образы Ганина и Машеньки в романе. Обретение писателем своего художественного мира в романе "Защита Лужина". Александр Иванович Лужин как характерный персонаж романистики Набокова, трагедия человека XX века в судьбе Лужина. Лужин и Обломов в романе И.А.Гончарова. Роман "Дар". Проблема отношения искусства к действительности. Полемика с эстетикой Чернышевского. Роман-антиутопия "Приглашение на казнь". Новое решение проблемы маленького человека" в обезличенном мире. Условность повествования. Тема России в романе-воспоминании "Другие берега". Англоязычное творчество Набокова. Романы "Лолита", "Ада" и др. Переводческая деятельность писателя. Проблема отнесения Набокова к русской англоязычной литературе.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
5. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
6. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
7. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
8. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Аверченко А., Тэффи. Рассказы. – М., 1990. (Вступ. ст. П.Горело. Чистокровный аристократ. Е.Трубилова. В поисках страны Нигле).
2. Алданов М. Мыслитель. – М., 1989. (Вступ. ст. А.Д.Романенко. О романах Марка Алданова).
3. Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб, 1999.
4. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. Биография. – СПб, 2001.
5. Буке Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. – М., 1998.
6. Дунаев М.М. Своеобразие творчества И.С.Шмелёва // Русская литература. – 1978. – № 1.
7. Зайцев Б. Осенний свет: Повести и рассказы. – М., 1990. (Вступ. ст. Т.Прокопова. Борис Зайцев: Судьба и творчество).
8. Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. – М., 2002.
9. Золотухина Н.Г. Православная Русь и "сердечная глубина русского ребёнка" в повести И.С.Шмелёва "Богомолье" // Сб. материалов Международной конференции "Духовно-нравственный потенциал России: прошлое, настоящее, будущее". – Армавир, 2007.
10. Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. – М., 1997.
11. Носик Б.М. Мир и дар Владимира Набокова. Первая русская биография. – М., 1995.
12. Павловский А.И. Две России и единая Русь (Художественно-философская концепция Руси в романах А.Ремизова и И.Шмелёва эмигрантского периода) // Русская литература. – 1995. – № 2. – С. 47.
13. Руднева Е.Г. "Магия словесного разнообразия" (О стилистике И.С.Шмелёва) // Филологические науки. – 2002. – № 4. – С. 60-65.
14. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции. – М., 1991.
15. Целкова Л.Н. В.В.Набоков в жизни и творчестве. – М., 2001.
16. Шмелёв И.С. Повести и рассказы / Вступ. ст. О.Михайлова. – М., 1966.
17. Шмелёв И.С. Собрание сочинений в 2-х томах. – М., 1989 (Вступ. ст. О.Михайлова об Иване Шмелёве).
Задания для СРС
1. Прочитать произведения указанных авторов по списку обязательного чтения, записать в читательский дневник.
2. Подготовиться к работе по группам по вопросам №2,3,4.
3. Подготовить презентации по вопросам №2,3,4.
Практическое занятие №4.
Тема: Творчество С.Есенина.
Основные понятия: поэзия, поэтика, образность, поэма, художественное своеобразие, идейное богатство, тематика, проблематика, биография.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Образ России в ранней поэзии Есенина. Православная образность (произведения 1910-1916 годов). Особенности поэтики.
2) Лирика С.Есенина 20-х годов. Трагическая трактовка образа крестьянской России, тема противостояния города и деревни ("Сорокоуст", "Русь уходящая", "Русь советская", "Возвращение на Родину", "Несказанное, синее, нежное", "Спит ковыль. Равнина дорогая" и др.).
3) Разоблачение антинародной сущности революции и её вершителей в "стране негодяев".
4) Драма обманутой революцией личности в цикле стихов "Москва кабацкая", поэме "Чёрный человек".
5) Идейное богатство и художественное совершенство философской и любовной лирики Есенина 20-х годов.
6) Поэма "Анна Снегина". Деревня и революция в поэме. Проблема классового и христианского гуманизма. Тема любви. Художественные особенности поэмы
7) Жизнь и творчество Есенина в критике и литературоведении. Тайна гибели Есенина.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Бельская Л.Л. Песенное слов. Поэтическое мастерство Сергея Есенина: Книга для учителя. – М., 1990.
2. Воронова О. Философский смысл поэмы Есенина "Чёрный человек" // Вопросы литературы. – 1997. – № 6.
3. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. – М., 1995.
4. Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. – М., 1989.
5. Куняев С., Куняев С. "Божья дудка". Жизненные описания Сергея Есенина // Наш современник. – 1995. – № 8.
6. Лекманов О., Свердлов М. Поэт и революция. Есенин в 1917-1918 годах // Вопросы литературы. – 2006. – № 6. – С. 89-120.
7. Лигуновский А. Тайна гибели Есенина // Вопросы литературы. – 1999. – № 6. – С. 286-289.
8. Павлов Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русско-язычной литературе XX века. – М., 2003. – С. 72-76, 134-157.
9. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. – М., 1989.
10. Пьяных М. Трагический Есенин // Нева. – 1995. – № 10.
11. Сидорина Н.М. Златоглавый: Тайны жизни и гибели Сергея Есенина. – М., 1995.
12. Солнцева Н.М. Сергей Есенин. – М., 1997.
13. Трубина Л. Сергей Александрович Есенин. // Литература в школе. – 1998. – № 7.
Задания для СРС
1. Познакомиться с творчеством поэта 20-х годов, подготовиться к обсуждению вопросов практического занятия.
2. Выучить наизусть 2-3 стихотворения на выбор. Отрывок из поэмы «Анна Снегина».
3. Подготовить презентацию по вопросу №7(Жизнь и творчество Есенина в критике и литературоведении. Тайна гибели Есенина).
Практическое занятие №5.
Тема: Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»
Основные понятия: творчество, художественное своеобразие, тематика, проблематика, роман, сюжет, композиция, позиция автора.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. История создания и публикации романа.
2. Многоплановость сюжета и композиции (роман в романе), смысл сопоставления Ершалаима и Москвы (пейзаж, время года, сюжетные параллели). Сопоставление образов героев в исторической и современной частях романа.
3. Изображение советской действительности 20-х – 30-х годов XX века в романе.
4. "Вечные" проблемы добра и зла, свободы человека и смысла жизни, свободы творчества. Образ Мастера.
5. Тема любви в романе. Особенности нравственно-философской позиции автора. Образ Маргариты и проблема православной нравственности.
6. Роль Воланда и его свиты в романе. Искажение библейского и православного канона в создании образа Воланда.
7. Жанрово-стилевое своеобразие произведения, сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности, особенности языка романа.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита" (любое издание).
2. Амусин М. "Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы" (О специфике фантастического в "Мастере и Маргарите") // Вопросы литературы. – 2005. – № 2. – С. 111.
3. Боборыкин В. Михаил Булгаков. – М., 1991.
4. Гаврюшин Н. Литостротон, или мастер без Маргариты // Вопросы литературы. – 1991. – № 8.
5. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. – М., 2003.
6. Золотоносов М. "Сатана в нестерпимом блеске" // Литературное обозрение. – 1991. – № 5.
7. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. "Вот твой вечный дом": Личность и творчество Михаила Булгакова. – СПб, 2000.
8. Ковальчук Д.А. Человек и время в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита". – Сб.: Русская литература XIX – XX веков: Актуальные проблемы исследования. – Армавир, 2001. – С. 118.
9. Кораблёв Е. Тайнодействие в "Мастере и Маргарите" // Вопросы литературы. – 1991. – № 5.
10. Лазарева М.А. Жанровое своеобразие "Мастера и Маргариты" М.Булгакова // Филологические науки. – 2000. – № 6. – С. 22.
11. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова. /Вступ. ст. к собр. соч. М.Булгакова. В 5-ти тт. – Т. 1. – М., 1989. – С. 5-68.
12. Материалы Международной конференции "Михаил Булгаков в XXI веке". К 40-летию выхода в свет романа "Мастер и Маргарита" // Русская литература. – 2007. – № 3. – С. 243.
13. Новиков В.В. Михаил Булгаков – художник. – М., 1996.
14. Палиевский Б.В. Последняя книга М.Булгакова. / В кн.: Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989. – С. 474-482.
15. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. – М., 2000.
16. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1996.
17. Соколов Б. Михаил Булгаков. – М., 1991.
18. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М., 1997.
19. Яновская Л.М. творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983.
Задания для СРС
1. Прочитать и проанализировать роман, записать в читательский дневник.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов, рассматриваемых на занятии.
3. Подготовить презентацию по теме «История создания и публикации романа».
Практическое занятие №6.
Тема: Творчество А.Платонова.
Основные понятия: творчество, художественное своеобразие, тематика, проблематика, повесть, художественный образ, сюжет, композиция, позиция автора.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Тема строительства социализма в повести А.Платонова "Котлован" (рытьё котлована, ликвидация кулачества в деревне). Организаторы и вдохновители строительства. Образ Пашкина.
2) Образы рабочих на котловане, их прошлое, настоящее, мечты о будущем (Вощев, Чикин, Сафронов, инвалид Жачев). Значение образа Петрушевского. Проблема всеобщего и отдельного счастья в повести.
3) Тема любви и семьи в повести, её значение для понимания идейного смысла произведения. Образ Насти.
4) Художественное своеобразие повести: композиции, роль вставных новелл, подтекст диалогов, особенности языка ("платоновское косноязычие").
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Платонов А. Котлован (любое издание).
2. Андрей Платонов. Мир творчества. – М., 1994.
3. Барт К.А. О мотиве любви в творчестве А.Платонова // Русская литература. – 2003. – № 2. – с. 31.
4. Барт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. – Спб., 2000.
5. Васильев В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. – М., 1990.
6. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. – М., 1999.
7. Малыгина Н. Художестенный мир А.Платонова. – М., 1995.
8. Чалмаев В. Андрей Платонов. – М., 1989.
9. Шубин Л. Поиски отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. – М., 1987.
10. Золотоносов М. Ложное солнце ("Чевенгур" и "Котлован" в контексте советской культуры 1920-х годов) // Вопросы литературы. – 1994. – № 5.
Задания для СРС
1. Прочитать и проанализировать повесть, записать в читательский дневник.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов, рассматриваемых на занятии.
3. Подготовить презентацию.
Практическое занятие №7.
Тема: Творчество А.Н.Толстого.
Основные понятия: творчество, художественное своеобразие, тематика, проблематика, роман, художественный образ, сюжет, композиция, позиция автора.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Роман "Пётр Первый": концепция петровской эпохи и характер Петра.
2) Традиции Пушкина в обрисовки образа. Проблема исторической личности и народа. Образ Петра Первого. Система образов романа.
3) Особенности композиции и языка романа.
4) "Пётр Первый" как явление советского исторического романа.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Баранов В. Эволюция и судьба художника. – М., 1983.
2. Боровиков С.А. А.Толстой. – М., 1984.
3. Крюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность в литературном процессе. – М., 1990.
4. Михайлов О.Н. Чудесная сила искусства (Алексей Толстой) / В кн.: Страницы советской прозы. – М., 1982.
5. Оклянский Ю.М.Шумное захолустье. – М., 1997.
6. Павлов Ю.М. Революция, гражданская война и идейно-нравственные искания личности в литературе 10-30-х годов. (А.Серафимович, Р.Гуль, А.Толстой, М.Цветаева, С.Есенин) / В сб.: Россия на стыке исторических эпох. – Москва, Армавир, 1998. – С. 31.
7. Петелин В.В. Жизнь Алексея Толстого. "Красный Граф". М., 2001.
8. Чёрный М. Путь А.Толстого. – М., 1981.
Задания для СРС
1. Прочитать и проанализировать роман, записать в читательский дневник.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов, рассматриваемых на занятии.
3. Подготовить презентацию «Жизнь и творчество А.Н.Толстого».
Практическое занятие №8.
Тема: Творчество Б.Пастернака.
Основные понятия: творчество, художественное своеобразие, тематика, проблематика, роман, художественный образ, сюжет, композиция, позиция автора.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Роман "Доктор Живаго". Проблема интеллигенции в революции.
2) Основные образы романа.
3) "Тема России. Тетрадь стихов Юрия Живаго". Идейное значение.
4) Поэтика романа. Судьба романа.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Альфонсов В. Поэзия Б.Пастернака. – Л, 1990.
2. Баевский В.С. Пастернак (Перечитывая классику). – М., 2002.
3. Вильмонт Н.И. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. – М, 1989.
4. Жолковская А. Книга книг Пастернака // Звезда. – 1997. – № 12.
5. Иванова Н. Борис Пастернак: Участь и предназначение. Биографическое эссе. – СПб, 2000.
6. Иванова Н. Пастернак и другие. – М.. 2003.
7. Исаев С.Г Композиция текста в романе Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Филологические науки. – 2005. – № 3. – С. 3.
8. Круглый стол: Обсуждение романа Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Вопросы литературы. – 1988. – № 8.
9. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. – М., 1997.
10. С разных точек зрения. "Доктор Живаго" Бориса Пастернака. – М., 1990.
11. Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго". – М., 1996.
12. Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. – СПб, 2003.
13. Франк С.В. Водяной знак. Поэтическое мировоззрение Пастернака // Литературное обозрение. – 1990. – № 2.
14. Якобсон Г. Работы по поэтике. – М.. 1987. – С. 324-339.
Задания для СРС
1. Прочитать и проанализировать роман, записать в читательский дневник.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов, рассматриваемых на занятии.
3. Подготовить презентацию «Судьба романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
Практическое занятие №9.
Тема: Творчество Л.Леонова.
Основные понятия: творчество, художественное своеобразие, тематика, проблематика, жанр, художественный образ, сюжет, композиция, позиция автора.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Становление таланта Л.Леонова. Ранние повести и рассказы.
2) Сложность социальных процессов в послереволюционной деревне в романе "Барсуки". Философский роман "Вор": проблематика, трагическая судьба Дмитрия Векшина, социальные и психологические причины трагедии. Традиции Достоевского в становлении творческой индивидуальности Леонова. Роман "Соть". Проблематика и образная структура романа. Позиция автора в освещении противоречивых и сложных событий.
3) Литературная деятельность Леонова в годы Великой Отечественной войны. Публицистика. Пьеса "Нашествие". Семья Талановых. Трагедия Фёдора Таланова. идейный смысл пьесы. Роман "Русский лес". Философская, социальная и нравственная проблематики романа. Образы-антиподы Вихров-Грацианский. Поля и Серёжа Вихровы. Проблема русского национального характера. Образ русского леса и его значение. Поэтика романа. Тема родины и русского человека в повести "Evgenja Ivanovna".
4) Роман "Пирамида" – роман-предупреждение о гибели человечества. Проблема гуманизма и судеб цивилизации. Философская символика в романе. Значение творчества Л.Леонова.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Блинов А. О Леониде Леонове / В кн.: Блинов А. Радость открытия. – М., 1982.
2. Вахитова Т.М. Леонид Леонов. Жизнь и творчество. – М., 1984.
3. Вахитова Т.М. Природные стихи в творчестве Леонида Леонова // Русская литература. – 2005. – № 3. – С. 73.
4. век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. – М.. 2001.
5. Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. – Л., 1982.
6. Ковалёв В. Романы Леонова. – М., 1982.
7. Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. Сборник. – М., 1999.
8. Михайлов О. Мироздания по Леонову: Личность и творчество. – М.. 1987.
9. Старинова Б. Леонов. – М., 1979.
10. Якимова Л.П. "Отвечающие времени формулы мифа" // Русская литература. – 2002. – № 3. – С. 184.
Задания для СРС
1. Прочитать произведения из списка обязательного чтения, записать в читательский дневник.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов, рассматриваемых на занятии по группам.
3. Подготовить презентацию «Жизнь и творчество Л. Леонова».
Практическое занятие №10.
Тема: Творчество М.Шолохова.
Основные понятия: творчество, художественное своеобразие, тематика, проблематика, роман-эпопея, художественный образ, сюжет, композиция, позиция автора.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. История создания романа. Споры об авторстве.
2. Казачество и революция. Трагедия гражданской войны в романе.
3. Образ Григория Мелехова, поиски героем "третьего пути" и трагедия героя. Дискуссии о герое в критике.
4. Женские образы эпопеи как воплощение русского национального характера (Наталья, Ильинична, Дуняша). Образ Аксиньи. Тема любви и семьи в романе.
5. Композиционные и стилевые особенности эпопеи. Мир природы и его философская функция в романе.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
2. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005.
3. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004.
4. Серафимова В.Д. История русской литературы ХХ века. – М.: ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная:
1. Шолохов М. Тихий Дон. (любое издание)
2. "Тихий Дон": загадки мнимые и реальные // Вопросы литературы. – 1989. – № 8.
3. "Шолоховский вопрос": продолжение разговора // Вопросы литературы. – 1991. – № 2.
4. Бирюков Ф.Г. Постигая тайны художественности (заметки о стиле М.Шолохова) / В кн.: Писатель и жизнь. – М., 1987.
5. Гура В. Как создавался "Тихий Дон". – М.. 1989.
6. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб, 2000.
7. Ермолаев Г.С. Неизвестные исторические источники "Тихого Дона" // Русская литература. – 2006. – № 4. – С. 184.
8. Колодный Л. Рукопись "Тихого Дона" // Москва. – 1991. – № 10.
9. Литвинов В. Михаил Шолохов. – М., 1985.
10. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. – М., 2002.
11. Плевако Н. рядом с Шолоховым // Наш современник. – 2000. – № 5. – с. 152.
12. Семёнов С. Философско-метафизические грани "Тихого Дона" // Вопросы литературы. – 2002. – № 1. – С. 71.
13. Семанов С.Н. В мире "Тихого Дона". – М., 1987.
14. Тамарченко Е. Идея правды в "Тихом Доне" // Новый мир. – 1990. – № 6.
15. Хьетсо Г. Кто написал "Тихий Дон". – М., 1989.
Задания для СРС
1. Прочитать и проанализировать роман-эпопею, записать в читательский дневник.
2. Подготовиться к обсуждению вопросов, рассматриваемых на занятии.
3. Подготовить презентацию «История создания романа. Споры об авторстве».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|