Материально-техническое обеспечение
Тема: Проектирование путей развития открытого гражданского образования.
План.
1. Педагогическоетпроектирование
2. Проектирование путей развития образования.
3. Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образовательных систем и комплексов.
4. Управление педаггогическим проектом (презентация).
Количество часов: 2часа.
Литература.
1. Акулова, Е.Ф. Современные проблемы науки и образования : учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Акулова ; ТГУ ; Пед. фак. ; каф. "Дошк. педагогика и психология". - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 51 с.
2. Гусинский,Э.Н. Современные образовательные теории : [учеб.-метод. пособие для вузов] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова ; редсовет: Т. Шанин (пред.) [и др.]. - М. : Унив. книга, 2004. - 255 с.
3. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2005. - 285 с.
4. Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для вузов / И. Б. Котова [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр.; Гриф МО. - М. : Академия, 2003. - 510 с. - (Высш. образование).
5. Гурьянова, О.А. Проектирование процесса подготовки ребенка к школе: учеб.-метод. пособие / О. А. Гурьянова. - Тольятти, 2010. - 64 с. - 23
1. Педагогическое проектирование –одно из ведущих направлений в развитии современного образования, появление которого обусловлено современными требованиями технологизации образовательного процесса.
Любая деятельность в том числе и педагогика может быть технологией. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается.
В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения педагог не обучает детей, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности детей. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.
Появление термина технология в педагогике не является случайностью. В частности, в Концепции Модернизации образования на период до 2010 года, главной задачей является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
«Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо обеспечить информацию образования и методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями».
В технологии необходимо проектирование, оно противоречит экспромту, действиям по интуиции, т.е. является началом технологии.
Каково происхождение идеи пед. проектирования?
Первое основание -функция педагогического проектирования состоит в создании условий для преобразования современной системы образования, в целях предоставления обществу более качественных образовательных услуг.
Второе основание – современная парадигма, в которой система образования рассматривается как сфера услуг, удовлетворяющая образовательные потребности населения. Напомним, что логика построения рынка образовательных услуг непреложным образом диктует необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов, образовательными технологиями. Разнообразие программ и технологий организует поле выбора образовательных услуг; образовательные программы и технологии создаются (в том числе) в целях информирования потребителя о существе услуг и выступают гарантом качества услуги (программы на основе стандартов, в первую очередь, внешним, технологии – внутренним).
Третье основание -ориентация на идеи дифференциации и индивидуализации процессов обучения и воспитания.
Таким образом, педагогическое проектирование –механизм разработки технологии в педагогической теории и практике. Оно позволяет оптимизировать деятельность педагога. На проектирование затрачивается примерно 28% - 30% рабочего времени. Благодаря проектированию воспитательно-образовательный процесс становится технологичным.
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Анализ объекта проектирования - четко уяснить, что проектируем - педагогическую систему, педагогический процесс или педагогическую ситуацию. Каждый из этих объектов сложен, многопланов, со своей структурой и внутренними связями. Чем сложнее объект, чем шире его анализ.
Теоретическое обеспечение проектирования - изучение научных исследований; поиск теорий, на которые можно опереться в проектировании более совершенных педсистем, процессов или ситуаций, поиск информации: об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, того или иного решения педситуаций.
Методическое обеспечение проектирования - создание инструментария проектирования: подготовка схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций (разнообразный материал по отдельной теме, фрагменту). В поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения, документальный материал, доклады, разработки студентов, наглядные пособия или их картотека, карточки-задания для самостоятельной работы студентов и т.д.
Пространственно-временное обеспечение проектирования - любой педагогический проект получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Т.е. нужно проектировать только такие действия и компоненты, которые дают эффект именно в данной точке пространства и в данное время. (Уроки по спецтехнологии нужно проводить в специализированном кабинете, а не в кабинете математики).
Пространственное обеспечение проектирования - это определение (подготовка) оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкта, учет влияния места на осуществление систем, процессов или ситуаций. Любая модель, проект или конструкт привязываются к конкретному пространству. (Спортсмены - спортзал, стадион; артисты - сцена).
Временное обеспечение проектирования - соотношение проекта со временем по объему, т.е. вмещающиеся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Время наполняется умещающейся в нем деятельностью. Время действия педагогических систем, процессов или ситуаций - это социальная ценность, средство управления образовательным процессом, критерий оптимальности. Через время педагогические системы, процессы и ситуации делаются динамичными, развивающимися. Время деятельности педагога собственно педагогическое, время студента творчески преобразуемое и индивидуально-психологическое время последствия педагогических явлений в формирующейся личности.
Материально-техническое обеспечение
1. представляет педагогическую технику и средства для осуществления (выполнения) функций формообразования, процессообразования, системообразования, целеобразования и принципополагания;
2. оно должно быть объектом моделирования, проектирования и конструирования;
3. оно должно проектироваться как составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов;
4. оно должно концентрироваться на главных направлениях деятельности, мобильно использоваться, рационально сочетаться в комплексе всех средств, взаимозаменяться и взаимодополняться.
Правовое обеспечение проектирования - создание юридических основ или их учет при разработке деятельности студентов и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций.
Уровень педагогического проектирования определяется на основе следующих основных критериев:
1) целесообразности (по направленности);
2) творчества (по содержанию деятельности);
3) технологичности (по уровню педтехники);
4) оптимальности (по выбору эффективных средств);
5) продуктивности (по результату);
Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология- это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный (информационный) компонент, организационно-деятельный и контрольно-управленческий. Так, например, ученые разработали технологию внедрения педагогической теории в практику. В частности В. И. Журавлев предполагает следующий алгоритм внедрения:
1. изучение задач, сформулированных в нормативных документах;
2. анализ состояния практики и сопоставления данных с социальными требованиями;
3. построение эталонов преобразования педагогической практики;
4. поиск идей, рекомендации, которые могут быть внедрены;
5. разработка комплексной программы, включающей закономерности этапа внедрения;
6. подготовка дидактических, материальных, информационных, организационных средств;
7. методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектирования содержания (проективно-содержательная), проектирования материальных и материализованных средств (проективно-материальная) и проектирования деятельности (проективно-операционная). Они выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая, проективная, творческая и мыслительная деятельности. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений.
Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект- это предварительный (предположительный) тест какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или организационную форму целенаправленной деятельности. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных проектов - Интернет. И третье значение проекта – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели. Что касается проектирования и конструирования, то их различие также носит достаточно относительный характер. Но все же отличие в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или на компьютере), а конструирование предполагает материальное воплощение проектной деятельности.
Проектирование направлено к тому, чтобы создавать модели планируемых процессов и явлений. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|