Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие российского образования.

Тема: Современная стратегия развития и обновления образования.

 

План.

1. Стратегия развития современной российской образовательной политики.

2. Развитие российского образования.

 

Количество часов: 2 часа.

Литература.

1.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для высш. пед. учеб заведений по дисц. "Педагогика" (Блок ОПД) / И. Н. Андреева [и др.]; под ред. З.И.Васильевой. - М. : Академия, 2001. - 416 с.

2.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для вузов / И. Б. Котова [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. ; Гриф МО. - М. : Академия, 2003. - 510 с. - (Высш. образование).

3.Педагогическое образование в университете : Контекстно-биограф. подход: Монография / А.Л. Гавриков и др.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород : НовГУ , 2001. - 299 с. Педагогическое образование в университете : Контекстно-биограф. подход: Монография / А.Л. Гавриков и др.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород : НовГУ , 2001. - 299 с.

 

 

Стратегия развития современной российской образовательной политики.

Прежде чем говорить о стратегии развития современного российского образования необходимо охарактеризовать те объективные и субъективные условия, которые самым непосредственным образом влияют на эту политику.

В глобальном масштабе набирает силу так называемая «знаниевая» экономика, где знания, информация, высокие технологии становятся важнейшим фактором экономического развития. Дело в том что, что традиционные элементы приёмного капитализма (труд, капитал, земля) теряют свое былое знание. Сейчас, в информационную эпоху, важнейшим источником прибавочной стоимости становится знание. А это означает необходимость сосредоточения усилий государства на развитии образования, науки, здравоохранения.

Современные развитые государства ставят во главу угла социальную политику, человеческий потенциал, систему образования. Именно образование в условиях информационной эпохи выступает главным источником колоссальных достижений в сфере экономики.



К сожалению, наше государство только-только начинает осознавать значимость социальной политики в развитии в целом общества и человеческого потенциала в частности. Капитал в силу своей экспансии расширяется, поглощая и перерабатывая социальную сферу просто по логике своего развития. Бизнес развивается в социальной сфере без контроля государства. Бесконтрольное развитие бизнеса в социальной сфере оборачивается уничтожением системы жизнеобеспечения населения.

Из положительных моментов в сфере социальной политики можно отметить лишь то, что образование явилось той системой, которая в «лихие» 90-е годы оказалась меньше разрушенной по сравнению с другими социальными сферами. Правящий режим во главе с Ельциным делал неоднократные попытки её разрушить, но этому противостояли руководители учебных заведений (VII чрезвычайный съезд Cоюза ректоров России), противилось всё общество. Ведь система российского образования – это самая ценная часть русской культуры, это матрица, которая воспроизводит культуру.

Систему образования неимоверными усилиями общественности удалось отстоять от разрушения в более или менее приемлемом состоянии. Но нам надо ещё сократить и развить далее в новых социально-экономических условиях исторически сложившиеся и органически присущие российскому образованию принципы: доступность, качество и фундаментальность.

И вот это оказалось самым сложным, так как доступность, качество и фундаментальность российского образования продолжают снижаться. Нынешний курс власти (несмотря на приоритетный национальный проект «Образование») направлен на то, чтобы подчинить систему образования рыночным потребностям, встроить её в систему рыночных отношений, что на наш взгляд является грубой методологической ошибкой (путают цели и средства). В связи с этим нарушаются конституционные права граждан на образование, так как растет их неравенство в этой области. А ведь развитие страны переходят к всеобщему высшему образованию. Россия утратила лидерство по этому направлению. Недоступны большинству учебных заведений современные технологии обучения (это новые методики).

Конечно же, позитивные моменты в развитии российского образования есть. Повысились заработные платы учителей. Но вот опять плату за классное руководство не индексируют. Государственное базовое финансирование всё чаще подменяется то грантами, то выборочным предоставлением различных надбавок. Это очередная методологическая ошибка.

Снижается и доля бюджетных расходов на образование. Если в 2007 году доля образования в расходах федерального бюджета составляла чуть больше 5% ,то в бюджете 2008 года – 4,79%, в 2009 году – 4,65%, в 2010 году – 4,53% .Математики это назвали бы монотонно – убывающей функцией (в советское время расходы на образование никогда не опускались ниже 7% от ВВП).

Вернёмся и к Приоритетному национальному проекту «Образование» – налицо тенденция её медленного свёртывания. На наш взгляд, многие проблемы ещё далеки от решения. Министерству образования и науки в ближайшее время необходимо принять следующие стратегические решения:

Восстановить систему дошкольного образования (она сократилась вдвое)

Решить проблему с беспризорностью и всеобучем детей школьного возраста (2,5млн. детей не учатся)

Обеспечить достойную заработную плату всем работникам образования (до уровня госслужащих)

Восстановить общеобразовательные передачи по радио и телевидению

Решить проблему доступности высшего профессионального образования

Но, к сожалению, государство не только не увеличивает финансирование национального проекта «Образование», а наоборот сокращает его. Так в 2008 году на реализацию данного проекта выделено 43 мрд. руб.; в 2009 году – 22мрд. руб., а в 2010 вообще ничего.

Ежегодно сокращается численность и доля студентов обучающихся на бюджетной основе. Только 40% студентов учатся на бюджетной основе (в ФРГ – 90%). Кроме того, Министерство образования и науки заложило в свои планы сокращение российской высшей школы. Министр А.А. Фурсенко считает, что необходимо оставить только около 200 вузов, а остальные преобразовать в учреждение среднего и начального профессионального образования.

Огромное социальное напряжение вызвал ряд федеральных законов. Например, 122-ой закон отменил налоговые льготы вузам; закон «об автономных учреждениях» предусматривает дальнейшую коммерцинализацию и приватизацию учреждений образования. На наш взгляд, негативно отражается на уровне образования нашего общества закон о двухуровневой системе высшего образования. Таковы некоторые черты, которые позволяют указать важнейших проблем российского образования.

Развитие российского образования.

Происходящие сегодня социально-экономические, социально-политические процессы, развитие этнокультурных традиций в образовании требуют выявления основных приоритетов, которыми будут определяться характер и содержание образования начала нового столетия. Приоритетность отдельных проблем налицо, попробуем показать некоторые из направлений, способных увлечь в будущее человека нового века, нового тысячелетия в русле принятых в мире традиций развития образования.

Обеспечение жизни человека на планете Земля обусловливает необходимость сохранения исторической преемственности поколений, развития национальных культур в их единстве и взаимопроникновении. Результатом реализации данного приоритетного направления должно стать формирование культуры межнационального общения, которое включает в себя целые пласты духовной жизни общества, являясь сложным динамическим образованием. Среди них: прошлый опыт общения народов и обогащение его новыми традициями; новые традиции, которые сложились в последние годы; то, что перенимается в ходе общения с другими народами.

В процессе формирования культуры межнационального общения подрастающих поколений необходимо выделить более рельефно негативные моменты и прежде всего национальный снобизм, который привел к межнациональным распрям. Это явление существует и в латентной форме. Оно охватывает все более широкие массы и опасно тем, что "возмутителем" спокойствия выступает интеллигенция, она поднимает проблемы автохтонности и стремится доказать вытекающие, якобы, из этого особые права на землю, на особые условия жизни. Лишь взвешенная политика региональных руководителей пока может противостоять такому явлению.

Нестабильность в мире, вызванная чудовищными актами терроризма, породила у некоторых политиков стремление столкнуть мировые религии. Естественно, это находит отражение в средствах массовой информации, а через них проникает в образовательные учреждения. Экстремизм в школе - явление опасное, и долг работников образования заключается в том, чтобы вести поиск новых форм работы с детьми. Государственные же деятели и иерархи религии должны находить пути взаимопонимания.

На современном этапе развития нашей страны необходимо создать условия для всестороннего развития детей и молодежи, воспитания патриотов страны, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих обостренным чувством ответственности, нравственной, эстетической и экологической культурой. Думается, следует активизировать работу по формированию у подрастающих поколений нового по содержанию, но основанного на отечественных традициях гуманистического мышления и мировоззрения. Оно должно опираться на обновленное содержание общего и профессионального образования. Это даст возможность молодежи усваивать основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, вооружит ее новым знанием в бесконечно обновляющейся жизни.

Необходимость обеспечения нормальной жизнедеятельности человека ставит перед обществом задачу поддержания высокой технологичности образовательного процесса на основе внедрения высокоэффективных информационных технологий, передовых достижений современной педагогической и психологической науки. На деле же сегодня зачастую между научными разработками в области педагогики и внедрением результатов исследований в практику образуется разрыв, остаются невостребованными многие продуктивные идеи и пути их внедрения в практику.

В содержании образования в последние годы происходят крупные изменения, связанные со стандартизацией. На наш взгляд, требования стандартов следует воспринимать как необходимость проводить процесс обучения и воспитания на "уровне повышенной трудности". И это должно, видимо, стать основным критерием успешности деятельности институтов образования. Иначе - неизбежны отставание, промахи и потери в подлинной образованности вступающих в жизнь молодых людей, иначе - неизбежен крах как идеалов (и традиционных, и современных) образования, так и самого образования - "прорывного элемента" прогресса цивилизации.

Представители Санкт-Петербургской научной школы (О. Е. Лебедев, А. П. Тряпицына, Н. И. Роговцева) рассматривают образовательный стандарт, как: 1) признанную обществом норму образованности его членов; 2) обязательные требования, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство культуры; 3) эталон, с помощью которого любой человек может судить о своем развитии и качестве предоставленных ему образовательных услуг. Таким образом, стандарт определяет требования к образованности человека.

Нам необходимо говорить о формировании духовно развитой и богатой личности, отвечающей требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Тема духовного развития личности в рассматриваемом нами плане соотношения образования и образованности весьма перспективна и жизненна. Понятие "духовное богатство личности" сегодня не просто красивое словосочетание, сопровождающее образование. Образование - чуткий показатель социального здоровья, и заложенные в него сегодня идеи не всегда дают быстрый результат. Нужны годы для того, чтобы преодолеть негатив, изменить мировоззрение и восприятие мира, а следовательно, изменить себя и свое отношение к окружающему.

Сегодня все педагоги много говорят о необходимости обеспечения непрерывности общего и профессионального образования под девизом "образование через всю жизнь человека". Речь идет о подготовке интеллектуальных людей и высококвалифицированных работников производства, которые способны к непрерывному профессиональному росту и мобильности в изменяющемся мире в условиях широкой информатизации общества. Модернизация сегодняшнего общего и профессионального образования как раз и имеет такие цели. Это не очередной виток в "борьбе" за совершенствование образования, а стремление сделать его современным, отвечающим вызовам нового времени, реформа его стратегических и тактических целей, содержания и формы.

Образование современно, значит, современны и члены общества. Следовательно, обновляющаяся система образования должна стать своего рода полигоном, где происходит формирование гуманной, духовно богатой и творческой личности, которая свободна в выборе способов своей деятельности, общения, своих жизненных перспектив. В процессе постоянного развития и обновления образования, движения к новому качественному состоянию происходит выявление и осмысление потребностей и культурных смыслов учебно-воспитательной деятельности, неизбежный выбор ценностей и типов образования. В связи с этим встают задачи обновления содержания и технологических подходов, всемерного культурного насыщения жизнедеятельности детей, выявления и разрешения их жизненных проблем, оказания им всесторонней и действенной помощи в школе и социуме. Таким образом, встречаются два важных пространства: первое - пространство свободного развития личности, второе - пространство ее развития, созданное всей окружающей средой.

Обращенная в будущее система образования утверждает ценностное отношение к человеку, формирует гуманные отношения между людьми, содействует укреплению духовно-нравственных основ воспитания, способствует культурной идентификации каждой развивающейся личности в процессе образования. Многие исследователи отмечают, что таким образом возникают возможности полноценного использования богатств региональных культур. На современном этапе развития системы отечественного образования акцент делается на оптимальном соотношении трех компонентов содержания образования: федерального, регионального, муниципального. Развитие региональных, муниципальных систем происходит в рамках единого общероссийского образовательного пространства, сохраняющего как общие, так и особые местные, национально-региональные черты в развитии. Здесь сегодня решаются далекие и ближние перспективы, затрагивающие общегосударственные и региональные задачи и проблемы, и они составляют основные ориентиры образовательного процесса.

Подсистема муниципального образования - органичная часть общей государственной системы. Ее назначение заключается в сохранении, передаче будущим поколениям национально-культурных традиций народов, населяющих тот или иной регион, формировании ценностных ориентации и взглядов гражданина будущего. Однако в практике прослеживается еще немало изъянов и прежде всего, думается, они проистекают из недостатков в разработке вопросов управления. Как свидетельствует опыт развития системы общего, среднего специального и высшего образования, только продуманное, научно обоснованное управление служит эффективным механизмом обеспечения стабильности государства и общества, гарантом позитивных перемен.

Система регионального образования и муниципальная ее подсистема имеют общие и особенные закономерности развития. Они вытекают из специфики регионов и диктуются стремлением сохранить единое российское образовательное пространство.

Требуется комплексность в решении всей совокупности проблем регионального и муниципального образования, которое может стать гарантом экономического, политического, социального развития общества и региона. В нынешней ситуации образование может стать таковым лишь при условии обновления его содержания на принципах гуманитаризации, интеграции, модульности и деятельностного подхода. Повышение эффективности обучения диктует необходимость решения не только методических, организационных, исследовательских и экспериментальных задач, но и поиск кардинально новых ответов на диагностические и кадровые вопросы. А это означает, что при проектировании педагогической системы региона и муниципальных органов необходима опора на научную базу и педагогический эксперимент, учитывающие особенности ее свойств и состояний, разнообразия элементов и их связей.

Муниципальные системы служат непосредственным транслятором образовательной политики государства в регионах, оперативно реагирующим на образовательные запросы населения и выражающим интересы наиболее массовой части обучающихся. И при этом с сожалением приходится констатировать, что управление регионально-муниципальными системами все еще остается наиболее слабым звеном в общей структуре управления образованием. Этой проблеме в последние годы уделяется особое внимание и учеными, и практиками, однако научные исследования не исчерпывают всей полноты проблемы. На сегодняшний день процесс муниципализации образования характеризуется наличием ряда противоречий между:
необходимостью построения модели муниципального образования, удовлетворяющей потребностям личности, социума и региона, и отсутствием действенных социально-педагогических механизмов управления данным процессом;

развернувшейся инициативой субъектов образовательной деятельности и бессистемностью организации управления ею;

декларативностью ориентации на регионализацию управления системами образования и отсутствием разработанных путей ее реализации;

практическими потребностями управления образованием на уровне крупного города и научным обоснованием вариантов конструирования моделей управления развитием систем образования разных уровней.

Стратегия преодоления этих противоречий, развития и обновления системы образования в стране базируется на позитивных тенденциях, к которым можно отнести следующие: осознание необходимости перехода к личностно ориентированной системе образования; развивающее учение, образование по выбору и вариативное образование; ориентация на реализацию прав ребенка; обновление содержания гуманитарного образования в соответствии с потребностями личности и общества; наличие разнообразных типов образовательных учреждений, что позволяет учащимся делать личный выбор; работа по базовому учебному плану, который ориентируется на баланс федерального и регионального компонентов.

Спецификой образования подрастающих поколений на современном этапе является то, что оно осуществляется в период изменения социально- экономических и демографических условий и активизации взаимоотношений образовательных учреждений с окружающим миром. Наряду с положительными явлениями усилились и негативные, среди которых отметим почти полное отсутствие семейного воспитания; моральную, правовую и экономическую незащищенность членов семьи; тенденцию роста безнадзорности и беспризорности, детской преступности. На фоне ослабления воспитательного воздействия семьи и образовательных учреждений усиливается влияние средств массовой информации, тиражирующих примеры насилия, проституции, наркомании.

На сегодняшний день образовавшийся вакуум в сфере воспитания начинают занимать религиозные общины, зачастую экстремистского, изоляционистского толка, различные организации, порождающие межнациональную напряженность. Взгляд на современную ситуацию подтверждает слова русского философа И. А. Ильина об опасности образования без воспитания, которое создает людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых, вооружает антидуховные силы; пробуждает и поощряет в человеке "волка". Н. И. Пирогов также подчеркивал, что нет обучения без воспитания: "А так как воспитывать без образования и образовывать, не уча и просвещая, нельзя, то, стало быть, воспитывать, не уча, можно разве в таком возрасте, когда человек еще бессловесен".

Исследователи отмечают, что идеал образованности и понимание того, что такое "хорошее образование", отражает общее представление о наиболее значимых элементах культуры. Главным элементом утверждающейся в стране парадигмы образования выступает поворот к внутреннему, духовному миру и бытию человека, признание этого бытия высшей ценностью. Задача практических работников сегодня видится в учете этого феномена, в его реализации, в воспитательной работе. При этом необходимо самое пристальное внимание к внутреннему опыту учащихся. В свою очередь, это приводит к появлению особого состояния, приближающего его к идеалу образованности, декларируемому обществом.

Российскому образованию присущи поликультурность и многоконфессиональность, требующие межкультурного подхода к его целям и организации. Такой подход расширяет рамки мировидения и мировосприятия ребенка, становится фактором активизации интереса к культурному наследию и традициям.

Общество ставит перед современной школой задачу готовить интеллектуального, профессионально мобильного человека, обладающего высокой духовной культурой. Указанная задача может быть решена лишь при условии построения такой структуры общеобразовательной подготовки, которая бы смогла обеспечить широкую функциональную грамотность и профессиональную компетентность современных выпускников. Реализация данного подхода возможна через включение в содержание образования знаний по экологии, экономике, компьютерной грамотности и др., поиск и нахождение новых проблемно-методологических решений, которые можно было бы положить в основу персонализированного образовательного процесса, ориентированного на личность.

Требования к персонализации педагогических взаимоотношений реализуются в адекватном включении личностного опыта, во взаимодействии учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Эти отношения вбирают в себя все сферы жизни, и только в этом случае может быть реализован полисубъектный (диалогический) подход в образовательном процессе. Диалогический подход способствует использованию позитивного потенциала человека, его творческих возможностей для развития и самосовершенствования на основе равенства партнеров по общению, открытости и доверия, принятия другого как ценности, ведет к творческому "соучастию" в развитии другой личности.

Решающую роль в переориентации образования на новые гуманистические ценности играет личность учителя (преподавателя), его профессиональная компетенция, его умение быть открытым для нового. В конечном счете от него зависит, будет ли в школе создана благоприятная демократическая атмосфера, выступит ли ученик в роли активного субъекта, осознает ли он себя в жизни полноценной личностью. Педагог, как и учащийся, реализует себя в учебно- воспитательной деятельности, его цель и задача - создание условий для подлинной самореализации детей, и в этом процессе он утверждается как профессионал, как личность.

Сегодня педагог находится в чрезвычайно непростой ситуации, связанной с материальными и моральными затруднениями. Образование в таких условиях может быть эффективным лишь при наличии исходного творческого потенциала, позволяющего учителю находить пути выхода из возникших в изменяющемся мире кризисных ситуаций. Потребность в развитии творческих способностей учителя вызывается следующими обстоятельствами:

- школе предстоит ориентироваться на воспитание у учащихся таких ценностных качеств, которые бы обеспечили им широкий выбор возможностей для жизненного продвижения;

- необходимостью развивать у учащихся способность адекватно и критично оценивать собственные силы, создавать условия для самореализации, ориентируясь на гуманистические ценности, путем исключения и неприятия деструктивных действий.

Указанные обстоятельства ведут к изменению цели образовательного процесса в школе, которая видится как развитие у человека открытости, гибкости, критичности ума, позволяющих на достаточно высоком уровне решать постоянно возникающие и постоянно изменяющиеся жизненные задачи. Важным в такой ситуации выступает определение конкретных целей образования. Анализ современных исследований позволяет выявить наиболее значимые из них, это:

развитие проектно-ориентированного (созидательно ориентированного) интеллекта, позволяющего на основе устойчивых и значимых для обозримого будущего знаний произвести отбор, создание и эффективное использование интеллектуальной стратегии для решения проблем человека и общества;

формирование готовности и способности к социальной, культурной, экологической, политической и межэтнической коммуникации позитивного, неразрушающего типа;

выработка социальной ответственности личности перед собой, обществом, государством, человечеством, природой.

Таким образом, постоянно изменяющаяся социальная ситуация в стране и во всем мире, наметившийся переход от техногенной к антропогенной цивилизации требует от общества нового взгляда на ряд проблем и реальностей современности. Прежде всего, требуется новый взгляд на проблему включения человека в социальную целостность, чем определяется результативность

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.