Центральной и Восточной Европы. Распад СФРЮ
В конце 80-начале 90-х гг. произошли глубокие изменения в жизни ныне уже бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), большинство из которых были союзниками СССР по Организации Варшавского Договора и Совету Экономической Взаимопомощи.
Эти изменения обусловлены демократическими, антитоталитарными революциями, начавшимися в названных странах в 1989 г. "Они являли собой противоположность революциям 40-х годов. Тем не менее у них есть общие черты. Революции 40-х годов начинались с захвата власти, формирования тоталитарного режима, а затем под него подводилась соответствующая социальная, экономическая опора в форме "строительства социализма". Таким же путем шли революции 1989 года. Сначала был сокрушен политический режим и к власти пришли оппозиционные силы, которые затем начали "строительство капитализма", создание соответствующей социально-экономической базы, рыночного хозяйства"23.
Политические и социально-экономические перемены в странах ЦВЕ-отражение общемировой демократической тенденции. Их существо заключается в переходе от тоталитаризма к парламентскому плюрализму (многопартийности), к гражданскому обществу и правовому государству.
Происшедшие изменения носят ярко выраженный революционный характер. Однако рассматриваемые народные, демократические революции в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии и Болгарии не укладываются в привычные схемы оценки социальных революций: "социалистическая "— буржуазная", "революция - контрреволюция". По мнению доктора философских наук Б. Пугачева, "это особый тип антитоталитарных революций, который по своему характеру в новейшей истории больше близок... к революциям 70-х годов в Испании и Португалии. Антитоталитарные революции в Восточной Европе с неизбежностью приобрели антикоммунистическую направленность. Они должны были породить (и быстро породили) новые политические силы... Тоталитарные и авторитарные режимы в Восточной Европе не смогут быть воссозданы, ибо они оказались нежизнеспособными в сколь-либо длительной исторической перспективе"24.
Во всех странах ЦВЕ произошло отстранение от руководства коммунистических партий, была введена многопартийность, проведена либерализация режимов, разработаны и начали осуществляться глубокие реформы, нацеленные на изменение социально-экономического строя и политической системы. При всех национально-государственных особенностях в целом демократические революции в этих странах имели мирный характер (трагический вариант революции имел место в Румынии, где диктатор Чаушеску пытался утопить в крови народное восстание в декабре 1989 г.), их объединяет отказ от тоталитарной модели социализма, возвращение к идеям либеральной демократии.
Крушение тоталитарных режимовв ЦВЕ означает, что в Европе восстанавливается цивилизованное единство на основе либеральной демократии и социально-ориентированной рыночной экономики. В связи с этим отметим важный аспект развития постсоциалистических восточноевропейских стран - их "возвращение в Европу", которое выражается, прежде всего, в развитии: интеграционных связей этих стран с Европейским союзом (уже в ноябре 1991 г. был подписан договор об ассоциированном членстве в ЕС Венгрии, Польши и Чехословакии), в начавшемся процессе вступления в НАТО Польши, Венгрии и некоторых других государств ЦВЕ.
Новый этап в жизни этого субрегиона Европы был насыщен немалыми трудностями, обострением межгосударственных, этнических и иных проблем. Так, межнациональные противоречия в бывшей федеративной Чехословакиипривели к мирному разделу страны: с 1 января 1993 г. на ее месте возникло два государства - Чехияи Словакия.
Однако в Югославиитакого рода внутригосударственные противоречия в процессе распада социалистической федерации (СФРЮ) приняли характер вооруженного конфликта, самого кровавого в Европе после второй мировой войны. Рассмотрим распад этого многонационального государства подробнее, обратив особое внимание на вопросы о причинах его крушения и о том, почему это произошло в столь разрушительном и кровавом виде.
Распад СФРЮ,так же как и Советского Союза, имеет глубокие социально-политические и национально-исторические корни, связанные с самим фактом образования этого наиболее многонационального государства в Европе за пределами СССР.
Как уже было отмечено выше, Югославия в качестве единого независимого государства было провозглашена 1 декабря 1918 г.
182 ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА
(до 1929 г. она называлась Королевством сербов, хорватов и словенцев). В новом государстве южных славян объединились части бывшей Австро-Венгерской империи, распавшейся в 1918 г., и Сербия с Черногорией, к тому времени независимые государства.
Хотя Словения, Центральная и Восточная Хорватия и Воеводина, входившие ранее в состав Австро-Венгерской империи, были наиболее развитыми в экономическом отношении регионами Югославии, правящие круги Сербии стремились занять доминирующие позиции в стране и выступали за централизованное унитарное государство, что и было закреплено в конституции 1921 г.
Это не могло не привести к обострению сербо-хорватских отношений, к активной борьбе политических сил Хорватии за независимое хорватское государство.
Противоборство сербов и хорватов особенно масштабно проявилось в годы второй мировой войны, когда Югославия была оккупирована Германией и ее союзниками. В это время на территории Хорватии и было провозглашено так называемое Независимое государство Хорватия, где был установлен профашистский режим, проводивший политику геноцида в отношении сербского населения (были зверски убиты сотни тысяч сербов).
Широко развернувшаяся в годы фашистской оккупации под руководством компартии освободительная борьба проходила под лозунгом братства и единства югославских народов. После освобождения страны, в 1946 г., была принята новая конституция, закрепившая уже федеративный принцип государственного устройства страны. Однако на практике Югославия (подобно ее прототипу -Советскому Союзу) оставалась унитарным централизованным бюрократическим государством, в котором монополией на власть обладал Союз коммунистов Югославии (СКЮ), исключавший всякую возможность устранения бюрократического централизма.
Между тем исключительное разнообразие национально-этнических условий в этой стране (при весьма условных границах входивших в СФРЮ шести республик) сочеталось с глубокими различиями в уровне экономического развития ее республик и краев, не соответствующими их политическому влиянию. Так, Словения, где проживало лишь 10% населения Югославии, обеспечивала почти 30% ее экспорта, а ВНП в расчете на душу населения в 2,5 раза превосходил уровень Сербии (36% населения СФРЮ). Сербия традиционно считалась оплотом федерации, но в других республиках ее стали воспринимать как враждебную силу.
5. 8. Распад СФРЮ
Будучи экономически более развитыми, Словения и Хорватия не хотели делиться своими доходами с остальными, более бедными республиками. Те же считали это проявлением национального эгоизма, так как, по их мнению, социализм - это прежде всего раздел общего богатства.
И здесь необходимо выделить, очевидно, важнейшую причину распада СФРЮ: это в первую очередь результат общего кризиса социализма,результат кризиса многолетнего господства тоталитарной системы, пронизавшей и межнациональные отношения в югославской федерации.
Здесь, как известно, была создана своеобразная, во многом отличная от других стран ЦВЕ модель социализма, но и она перестала "работать", а попытка ее перестройки не увенчалась успехом: югославский опыт впервые показал, что модернизировать социалистическую систему и обновить коммунистическую партию невозможно.
Резко обострившиеся к началу 90-х гг. противоречия в югославской федерации (межреспубликанские и межнациональные) и в югославском обществе (социально-политические и экономические) привели к распаду СКЮ,который "стягивал" словно идеологическим и организационно-политическим обручем многонациональное югославское общество, к усилению дезинтеграционных процессов". Была поставлена под угрозу целостность федерации.
В ходе парламентских выборов в 1961 г. Сербия и Черногория сохранили верность социалистическому выбору, а в Словении и Хорватии к власти пришли антикоммунистические силы. Разразившаяся затем гражданская война была лишь прикрыта национальными одеждами: возник кровавый сербо-хорватский конфликт с участием федеральной армии на стороне Сербии. Фактически под этими одеждами скрывалась социальная несовместимость различных политических сил внутри федерации.
"Над сложившимися связями, общей историей, языковой и этнической близостью двух славянских народов - сербов и хорватов, имеющих, правда, различия в вероисповедании (сербы -православные, хорваты - католики), в критической ситуации стали превалировать глубинные экономические, политические, государственные, национальные и личностные интересы, пусть даже и превратно понимаемые"25.
Процесс распада СФРЮ стал необратимым. 8 октября 1991 г. парламент Словении и 25 июня - Хорватии подтвердили полную независимость этих республик. В других республиках из-за опасе-
i^i________________ ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА
ния быть втянутыми в кровопролитную гражданскую войну также росло стремление к независимости. Так, парламент Македонии, основываясь на итогах референдума по вопросу о суверенитете и самостоятельности этой республики (8 сентября 1991г.) закрепил македонскую государственность принятием 17 ноября того же года конституции страны.
В апреле 1992 г. была провозглашена независимость Боснии и Герцеговины. Положение этой республики было особенно уязвимым - и в силу чрезвычайно сложного национального состава населения, в котором наиболее крупную общность составляют славяне-мусульмане - 43,6% (1996 г.), на долю сербов приходится 31,4% и хорватов - 17,3% (кроме того, здесь живут албанцы, турки, цыгане), и в связи с тем, что эта республика, находясь в непосредственной близости от района сербско-хорватского конфликта, испытывала давление со стороны обеих воюющих сторон, фактически пользующихся ее приграничными территориями в военных целях 26.
В том же 1992 г. Сербия и Черногория объединились в Союзную Республику Югославию (СРЮ), объявившую себя правопреемницей СФРЮ, поскольку, как было заявлено Белградом, ядром первого югославского государства в 1918 г. тоже были Сербия и Черногория, уже имевшие к тому времени собственную государственность (рис. 5.5.).
Сербско-хорватский вооруженный конфликт, принесший многочисленные человеческие жертвы и разрушения был погашен в результате активного вмешательства международного сообщества, ООН и ее миротворческих сил, российской Федерации и США.
Однако в апреле 1992 г. между партиями, представлявшими основные национально-религиозные группы населения Боснии и Герцеговины (мусульман, сербов и хорватов) развернулось политическое противоборство о будущем национально-территориальном обустройстве этой республики. Разногласия между тремя боснийскими общинами обрели непримиримый характер и привели к военной конфронтации, которую удалось прекратить международной общественности, введя в республику миротворческие силы. Формально Босния и Герцеговина сохраняется как единое государство, но фактически она оказалась разделенной на две части: Сербскую республику (территории, населенные сербами) и хорватско-мусульманскую федерацию - при чрезвычайно сложной гео-
графии расселения этих трех общин. Однако проблемы политической стабилизации и национально-территориального устройства Боснии и Герцеговины нельзя считать решенными.
"Горячей точкой" на территории бывшей СФРЮ и одновременно национально-территориальной проблемой международного значения 1997-98 гг. стала провинция Сербии Косово(Косово и Метохия).
Эта проблема имеет свою историю, поэтому обратимся к некоторым ее фактам. В 1974 г. в новой конституции СФРЮ были зафиксированы значительные признаки государственной самостоятельности Косова, где 90% населения составляли албанцы. Руководители этого автономного края получили право формировать правительство, органы безопасности, заключать международные договоры. Все это было закреплено в собственной конституции
ГЛАВА V. НОВЕЙШИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА МИРА
5. 9. Объединение двух германских государств
края. Вместе с тем здесь усилилось националистическое движение, которое в 1981 г. вылилось в массовые волнения с требованием превратить автономный край в самостоятельную союзную республику югославской федерации.
Белградские власти подавили волнения в Косово, а в 1989 г. вообще ликвидировали его автономию. В ответ косовские сепаратисты в 1992 г. в одностороннем порядке провозгласили Косовскую Республику субъектом международного права. И вот конец 90-х гг. ознаменовался новым резким обострением конфликта в Косово, который приобрел интернациональный характер: в него вмешались страны Запада (Великобритания, ФРГ, США и др.). Формально провозглашая уважение территориальной целостности Сербии и Союзной Республики Югославии (составной частью которых является Косово), эти государства прямо угрожают введением санкций против Югославии, если волнения в Косово будут подавлены силой.
Существуют три точки зрения на разрешение этого кризиса в центре Европы. Одни считают, что Косово может в конечном итоге воссоединиться с Албанией, другие, — что мятеж в провинции будет подавлен силами внутренних войск Сербии, третьи, -что Косово выделится из Сербии и станет полностью самостоятельным государством.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|