Сделай Сам Свою Работу на 5

МИГЕЛЬ де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА





ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

II семестр

 

Занятие 1

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»

План

1. Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья. В чем состоит «универсальность» эпического произведения? Как вы ее понимаете?

2.Французский героический эпос «Песнь о Роланде». Историческая действительность и характер ее отражения в «Песне о Роланде». Эпоха первых крестовых походов. Религиозные представления, феодальные отношения. Понятия о чести, долге и вассальном служении.

3.Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания: пространство и время; симметричность и неоднородность эпического мира; гиперболизм; природа и человек; характер изображения борьбы.

4.Особенности композиции произведения. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла).

5.Особенности создания образа эпического героя: образы Роланда, Оливье, Турпена, короля Карла, Ганелон, Тьерри, изображение мавров. Принцип параллелизма-противопоставления.



6.Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда, в чем заключается «трагическая вина» героя?

7.Патриотический пафос поэмы «Песнь о Роланде».

 

Задания

 

1. Эпическое произведение в фольклоре и литературе. Особенности жанра. Проблема авторского начала.

2.В чем сходство и отличие памятников архаического эпоса («Беовульф», «Старшая Эдда») и европейского классического эпоса («Песнь и Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде»)?

3.Каков характер эпического героя и приемы его воплощения? Какие народные представления и идеалы находят отражение в характере эпического героя?

4.Роль патриотических мотивов в эпическом произведении. Различные формы их художественного воплощения в зависимости от исторического развития (защита племени от мифических чудовищ; расширение исторической тематики – защита родной земли от иноземных захватчиков). Особенности эпического времени.



5. Словарь литературоведческих терминов: эпос (понятия рода и жанра), гипербола (эпический гиперболизм и литературная гипербола), повторы, постоянные эпитеты.

 

Литература

Тексты

 

Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Песнь о Роланде. Песнь о Сиде.//

Западноевропейский эпос. Санкт-Петербург, 2002.

Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975.

 

Исследования

 

Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая

Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975, С.5-25.

Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические

очерки. М., 1962.

Волкова З.Н. Эпос Франции. М.,1986.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и

стилистики. М.,1995.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и

романа. М.,1986.

Занятие 2

РЫЦАРСКИЙ РОМАН « ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА».

Художественная интерпретация легенды о Тристане и Изольде

В средневековых романах Беруля, Тома и Готфрида Страсбургского.

План

1. Основные жанровые признаки рыцарского романа.

2. Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов.

3. Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки этой легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским.

4. Особенность ситуации, в которую поставлены герои, концепция их чувств.

5. Функция символов и аллегорий в раскрытии идейного содержания романа.

 

Литература

Тексты

Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.19-103.

Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186.



Готфрид Страсбургский. Тристан// Легенда о Тристане и Изольде.М., 1976,

С. 186-206.

 

Исследования

Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.623- 698.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975.

Задания

Прочитайте статью А.Д.Михайлова и ответьте на вопросы:

1. Рассмотрите графическое изображение сюжета легенды и ее инвариантов, предложенное Михайловым:

Лес Моруа

Женитьба Марка Изгнание Тристана

Любовный напиток Женитьба Тристана

Изольда узнает Тристана Изольда узнает об «измене» Тристана

Бой с драконом Бой с великаном

Знакомство с Изольдой Тристан –нищий

Бой с Морхольтом Бой с рыцарями Марка

Бой с Морганом Последний бой

Норвежские купцы Корабль Каэрдина

Рождение Смерть

Ривален и Бланшефлер Чудо с деревьями

2.Выделите симметричные пары предлагаемой схемы и выявите внутреннюю гармонию развития сюжета и его эпизодов.

3. Какие качества характера Тристана выделяет автор статьи?

4. Согласны ли вы с утверждением А.Д.Михайлова, что море в этой легенде становится «символом очень емким и многозначным»?

5. Какова концепция любви, изображенная в легенде, у Беруля ?

6. Как вы думаете, почему А.Д.Михайлов считает, что применительно к роману Тома можно говорить « о «куртуазных» приемах раскрытия любовного чувства, но не о куртуазной концепции любви»?

7.Каким образом в романе Готфрида страсбургского оспариваются куртуазные идеалы?

8. Почему Готфрида Страсбургского, по сравнению со скупым лаконичным Тома можно назвать «изощренным живописцем»?

Занятие 3

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»

План

1. Значение Предвозрождения в формировании мировой литературы.

2. Биография Данте. Общественная жизнь Флоренции этого периода.

Изгнание Данте из Флоренции. Данте как создатель общенационального итальянского литературного языка («Пир» (введение), трактат «О Народном красноречии»). «Божественная комедия» Данте как этап в художественном развитии человечества.

а) «Приобщение человечества к мировой гармонии через преодоление всего того, что связано с греховностью, безобразием и общественным и политическим хаосом земного материального мира» как «истинный сюжет» комедии (История всемирной литературы. Т.3, С.63).

б) Три части поэмы («Ад», «Чистилище», «Рай»). Стилевые различия между ними. Чем объясняются стилевые различия? Найдите наиболее выразительные характеристики «Ада», «Чистилища», «Рая».

в) Роль символов и аллегории в начале «Божественной комедии» («Ад») и в произведении в целом.

г) Почему Данте делает своим проводником Вергилия? Данте и Вергилия у врат ада («Ад», III).

д) Роль Беатриче в «Божественной комедии». Что она олицетворяет по мысли автора?

е) Над какими человеческими пороками и преступлениями творит Данте суд, помещая грешников в «Ад»: мучения лихоимцев в кипящей смоле (XXI), предателей в ледяном озере (XXII), алчных церковников, торгующих церковными должностями (XIX). Значение реалистической детали (картин быта, природы) при изображении мучений грешников.

ж) Почему Данте помещает представителей античной культуры в преддверие ада?

з) Почему Данте, сочувствуя любви и страданиям Франчески и Паоло (Y), тем не менее помещает их в ад?

и) Рассказ Улисса (Одиссея) о своих странствиях. Отношение Данте к Улиссу. Какие черты эпохи Возрождения Данте предвосхищает в этом рассказе (XXYI)?

к) Каким предстает перед ним Данте в «Божественной комедии» ( по отношению к миру, людям, культуре, Беатриче, Богу). Человечность Данте, помогающая ему одним выразительным штрихом воскресить в грешнике человеческое (эпизод с Уголино, песнь XXIII). Привести другие примеры.

 

3. Данте как «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Ф.Энгельс).

4. Божественная комедия Данте в восприятии С.Боттичелли, Джото, Г. Доре.

 

Литература

Тексты

Данте. Божественная комедия (перевод М. Лозинского).

 

Исследования

1. Алексеев М.П. Первое знакомство с Данте в России// Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л., 1983, С. 147-198.

2. Асоян А.А. Данте и русская литература. Свердловск, 1989.

3. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М. 1967.

4. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.

5. Голенищев-Кутузов И.Н., Хлодовский Р.И. Данте Алигьери // История всемирной литературы: В 9т-х Т.3, М., 1985. С. 51-67.

6. Данте и всемирная литературы / Под ред. Н.И. Балашова и др. М.,1967.

7. Дживелегов А.К. Данте Алигьери: жизнь и творчество. М.,1946.

8. Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М.,1965

9. Творчество Данте и мировая культура. М.,1971.

 

Занятие 4

ФРАНСУА РАБЛЕ «ГАРГАНТЮА и ПАНТАГЮЭЛЬ»

План

1. Возрождение во Франции и его особенности.

2. Ф.Рабле как выдающийся писатель французского Ренессанса. Что нам известно о жизни Рабле? В каких условиях формировался Рабле как писатель? Под влиянием каких факторов складывалось его отношение к миру и человеку? Каковы источники романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»? История создания романа. Связь произведения Рабле с фольклором. Назовите основные части романа, место действия и главных героев.

3. Тема воспитания в романе (кн. 1, гл.XXIII – XXIV; письмо Гаргантюа Пантагрюэлю: кн. II,гл. VIII). Различные методы воспитания (схоластическое воспитание Олоферна, всестороннее гуманистическое воспитание Понократа).

4. Два типа правителя-монарха в изображении Рабле: Пикрохоль как воплощение жестокости, деспотизма и авантюризма (гл. XXIII).

5. Грангузье и Гаргантюа как олицетворение гуманистических представлений о монархе-философе (миролюбие. Разумная защита национальных интересов, добросердечность: гл.I, XI ).

6. Утопический идеал Рабле, отраженный в образе монаха Жана и в укладе Телемской обители ( гл. II- VII )

7. Как с помощью отрицания (осмеяния) старого мира и защиты новых гуманистических принципов утверждает Рабле новое? Письмо Гаргантюа Пантагрюэлю (кн.I, гл. VIII) – выражение идей французского гуманизма (восхваление разума, наук, программа гуманистического воспитания).

8. Пантагрюэль как идеал человека в представлении Рабле. Философия «пантагрюэлизма», ваше отношение к ней.

9. Дать характеристику (общую) третьей и четвертой книг романа. В чем их отличие от двух первых?

10. Какую роль исполняет образ Панурга? Почему он в последних книгах вытесняет Пантагрюэля?

11. Роман Рабле как картина жизни современного писателю общества.

12. Роль юмора, сарказма, гротеска, гиперболизации в художественной системе Рабле.

 

Литература

Тексты

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (перевод Н. Любимова).

 

Исследования

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.,1965.

2. Евнина Е.М. Франсуа Рабле. - М., 1948.

3. Михайлов А.Д. Франсуа Рабле //История всемирной литературы:

В 9-ти, Т.3. – М.,1985, С.240-250.

 

Занятие 5

МИГЕЛЬ де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА

«ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»

План

1. Особенности Возрождения в Испании.

2. Жизнь и творчество Сервантеса.

3. «Дон Кихот» и традиции рыцарского романа. Новаторство Сервантеса. Роль вставных новелл.

4. Расскажите о «подвигах» Дон Кихота. Дайте их анализ с точки зрения нравственности и с практической точки зрения. Какими чертами характера наделяет автор Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансу: оказывают ли герои Сервантеса влияние друг на друга?

5. Как характеризуют Дон Кихота его речи о социальной несправедливости и «золотом веке»(гл. Х1), его мысли о свободе (II,гл. 58), праве, морали, любви, человеческом достоинстве?

6. Какое значение имеет в романе эпизод с губернаторством Санчо?

7. Кто, по-вашему мнению, Дон Кихот: опасный безумец, глупец, увлекающий на путь безумия других (Санчо Панса) и отвлекающий их от реальной жизни, или благородный защитник справедливости, мудрец, совершающий бескорыстные подвиги в мире заблуждений и пошлости? Чья точка зрения на Дон Кихота вам ближе: Байрона, Гейне, Белинского, Тургенева?

8. В чем состоит гуманистический пафос романа? Сохранил ли роман Сервантеса и его герой значение для наших дней? В чем сходство «Дон Кихота» Сервантеса с «Ромео и Джульеттой» и «Гамлетом» Шекспира» и отличие от них? Как Гамлет и Дон Кихот воспринимают свое время (мысли Гамлета о «вправлении суставов» расшатывающемуся веку, слова Дон Кихота «О выправлении кривды»(I, 19); в чем видят цель жизни: Гамлет (он рожден в железный век, чтобы восстановить золотой – I, гл.20) как относятся к необходимости ее осуществления (Гамлет с сомнением в своих силах, понимая всю несоразмерность осознанной задачи и сил одного человека; Дон Кихот – с пафосом героического безумия).

9. Кто вам ближе: Гамлет или Дон Кихот и почему?

 

Литература

Тексты

Сервантес М. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». (перевод Н. Любимова).

 

Исследования

1. Балашов Н.И. Сервантес // История всемирной литературы: В 9т. Т.3., М.,1985, С.372-381.

2. Державин К.Н. Сервантес: жизнь и творчество. – М.,1958.

3. Сервантес и всемирная литература /Под ред. Балашова Н.И., Михайлова А.Д. и Тертерян И.А. – М.,1969.

4. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот.

 

 

 

Занятие 6

«ШЕКСПИРОВСКИЙ ВОПРОС»

ШЕКСПИР «РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА»

 

План

1. Особенности Возрождения в Англии.

2.Что известно о жизни Шекспира. «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества.

3.Ромео и Джульетта У.Шекспира:

- Столкновение двух миров: мира феодальных усобиц (Монтекки и Капулетти) и мира любви, дружбы (Ромео, Джульетта, кормилица) как столкновение двух общественно-нравственных сил.

- История первой любви в произведении (первая встреча Ромео и Джульетты (I,5, свидание в саду Капулетти (II,2), венчание в келье (II,6).

- Эволюция характеров Ромео и Джульетты под влиянием любви. С помощью каких художественных приемов и средств (сравнений, метафор и т.д) Шекспир воссоздает силу любви, ее облагораживающее воздействие на героев? Дайте характеристику действующим лицам произведения, которые помогают героям. Какое впечатление на Джульетту произвела гибель ее брата от руки ее мужа? Какие чувства вызывает в Джульетте готовящийся брак с Парисом?

- Причины трагической гибели героев. «Ромео и Джульетта» по своему характеру произведение оптимистическое или пессимистическое? Какие чувства вызвала в вас трагедия Шекспира? Представляет ли она, по вашему мнению, только исторический интерес или способна волновать сердца молодежи и в наши дни?

Занятие 7

ШЕКСПИР «ОТЕЛЛО»

План

1. Где происходит действие трагедии? Назовите основные действующие лица.

2. Отелло и Яго как два противоположных характера, порожденных эпохой Возрождения. Их жизненный опыт и нравственные принципы.

3. Чем явилась для Отелло любовь Дездемоны? За что они полюбили друг друга?

4. Прав ли А.Блок, считавший, что «в Дездемоне Отелло нашел душу свою, без которой он – погибший, потерянный, несчастный человек» (Блок А. Собр.соч.: В 8т. Т.6., М.-Л., 1962, С.387).

5. Прав ли Отелло, называя Яго «честным»? За что Яго ненавидит Отелло? Почему он в качестве способа погубить Отелло выбирает клевету на его жену? Какую роль в трагедии играют образы животного мира, метафоры и сравнения?

6. Согласны ли вы с А.Пушкиным, утверждавшим, что «от природы Отелло не ревнив, напротив: он доверчив»? Докажите свое согласие или несогласие с этой точкой зрения.

7. Какую цель преследует Отелло, карая Дездемону за измену, в которую он поверил? Можно ли утверждать, что Отелло не только жертва, но и сам виновник трагедии?

8.В чем заключается трагизм пьесы?

Занятие 8

ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ»

План

1. Философская интерпретация пьесы. В.Белинский и Гете о «Гамлете».

2. Вопросы к анализу трагедии: Какое событие является завязкой трагедии? Чем был отец для Гамлета, какие качества он более всего ценил в отце? Какие три удара ожидают Гамлета в Эльсиноре после возвращения из университета?

3. Назвать трех молодых героев пьесы, потерявших отцов при трагических обстоятельствах. Как каждый из них решает для себя проблему мести? Какие качества (черты) характера Гамлета проявляются при его встрече с призраком отца, в наставлениях актерам, в сцене «мышеловки», в разговорах с Офелией, Горацио, в последующих эпизодах, когда он застает короля во время молитвы (III,3), в спальне матери (III,4), во время путешествия в Англию (V,2), в финальном поединке с Лаэртом (V,2). Безумен ли Гамлет в действительности или притворяется безумным? В таком случае зачем? Как понимает Гамлет свою жизненную цель, в каких словах она выражена? Смысл монолога Гамлета «Быть или не быть»(III,1) и при виде войска Фортинбраса (III,4). Действует ли в трагедии народ. Как он относится к Гамлету, а Гамлет – к народу?

4. В чем состоит сущность трагедии Гамлета? Как характеризует Гамлета и обстановку, в которой он живет. Следующие высказывания героя: «Быть честным – значит быть выуженным из десятка тысяч»(II,2); « Крупица зла все доброе проникнет подозреньем и обесславит»(I,4); «Дания – тюрьма, а если весь мир – тюрьма, то Дания – из худших»(II,2); «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его»(I,5).

5. Ваше мнение о других действующих лицах трагедии: Клавдии, Полонии и Горацио; Гертруде и Офелии. Прав ли Г.Гейне, охарактеризовавший Офелию как «добрую Офелию», «прелестную девушку», «бедное дитя»? Мастерство В.Шекспира-драматурга (захватывающий драматизм действия, насыщенность трагедии мыслью, вопросы любви, дружбы, долга, мести, верности). Могут ли размышления Гамлета, его поиски смысла жизни, сомнения и страдания взволновать сегодняшнего читателя?

 

 

Занятие 9

ШЕКСПИР «КОРОЛЬ ЛИР»

План

1. Почему образ бури является господствующим в трагедии («буря» в семье короля, потрясение охватывает все государство, судьбы героев решаются в столкновении двух королевств)?

2. Какова основная тема трагедии: семейные отношения, государственный порядок или сущность человека, его место в жизни и цена в обществе?

3. Когда и где происходит действие в трагедии? На какие два лагеря делятся действующие лица? С какими нравственными понятиями связываются добро и зло в трагедии?

4. Дать характеристику Гонерилье, Регане, Эдмону как носителям разрушительного, безнравственного начала; Корделии, Эдгару, Кенту,шуту как олицетворению благородства, порядочности, самоотверженности.

5. Место короля Лира в системе образов трагедии. Как вы понимаете высказывание Н.Добролюбова о том, что король Лир отказался от власти, «полный гордого сознания, что он сам по себе велик»?

6. Ваше мнение о характере, нравственном облике короля Лира в тот момент, когда он делит государство и требует уверений от дочерей в любви и покорности?

7. Какие жизненные удары и разочарования обрушились на короля Лира вскоре после отказа от власти?

8. Мнимое или подлинное безумие овладевает Лиром (бурная ночь в степи)? Как характеризует Лира монолог о «бездомных, нагих горемыках» (III,4)? Волновали ли Лира судьбы бедняков в то время, когда он был королем?

9. Как и почему меняется отношение Лира к Корделии? Чем становится Корделия для Лира? Почему самая страшная трагедия для Лира – потерять Корделию?

10. Докажите примерами из текста. Что Лир под влиянием потрясений переосмысливает весь свой жизненный опыт (III,4; IV,6 и др.) Какова роль шута в трагедии, почему он “исчезает” после “прозрения” Лира?

11. Ваше отношение к трагедии и ее героям.

Занятие 10

ШЕКСПИР «МАКБЕТ»

План

  1. Каковы источники сюжета трагедии?
  2. Какова роль трех ведьм («вещих сестер») начальной сцены трагедии?
  3. Определите основную идею и темы трагедии.«Макбет» — трагедия честолюбия или трагедия рока?
  4. Как на примере образа Макбета Шекспир раскрывает глубочайшие противоречия между титанической личностью и обществом.
  5. Каковы цель и смысл существования Макбета, и какими средствами он их добивается?
  6. Получил ли в итоге жизни Макбет то, к чему стремился?
  7. Как и за что осуществляется моральное наказание Макбета и его жены?
  8. Характеристика образа леди Макбет. Каково значение её образа в трагедии.
  9. Показывает ли Шекспир муки совести героев? Роль образов-деталей.
  10. Почему трагедия Макбет считается самой мрачной из всех трагедий Шекспира?

ШЕКСПИР

Литература

Тексты

Шекспир В. Ромео и Джульетта (перевод Б.Пастернака).

Гамлет (перевод М.Лозинского). Отелло (перевод Б.Пастернака).

Король Лир (перевод Б.Пастернака)

Макбет (перевод Ю.Корнеева)

 

Исследования

1. Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира.// Полн. Собр. Соч. Т.2. М.,1953.

2. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

3. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М.,1965.

4. Аникст А.А. Шекспир: ремесло драматурга. М.,1974.

5. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М.,1986.

6. Варпновский А. Новые данные о влиянии Шекспира на Пушкина// Пушкинист. Вып. 1. М.,1989. С.380-402.

7. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. Очерк творчества. М., 1965.

8. Козинцев Г. Наш современник Вильям Шекспир. М.-Л.,1962.

9. Морозов М. Шекспир. М.,1956.

10. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М.,1974.

11. Смирнов А. Шекспир. М.-Л., 1963.

12. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.,1975.

13. Шекспир в меняющемся мире. М.,1966.

14. Шекспир в мировой литературе. М.-Л.,1964.

15. Шекспир и русская литература / под ред. М.П.Алексеева. М.-Л.,1965.

16. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир // История всемирной литературы: В 9т. Т.3. М.,1985. С.317-330.

 

Занятие 11.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.