Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинарское занятие в высшей школе

Проблемный вопрос изучаемой темы: почему семинарское занятие занимает важное место в развитии теоретико-профессионального мышления студентов?

Семинарское занятие – интегративная форма обучения в высшей школе. Семинар в различных теориях обучения. Классификация семинарских занятий. Цель, задачи и функции. Дидактические принципы построения семинарского занятия. Требования к семинарскому занятию.

Межличностное педагогическое общение – базовая характеристика семинара. Преподаватель как личность, ученый и руководитель семинара. Студент – развивающийся субъект познавательной и профессиональной деятельности. Организация межличностного общения на семинаре.

Роль семинарского занятия в формировании культуры самостоятельной деятельности студентов.

Критерии анализа подготовки и проведения семинарского занятия: концептуальность, целенаправленность, содержательность, технологичность, психологический микроклимат.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы работы преподавателя зависят от теоретических установок, индивидуальных возможностей преподавателя, студентов и группы.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя:

- изучение требований учебной программы дисциплины к теме семинара, ее основной проблемы (проблем);

- определение целей и задач семинара в зависимости от его типа, подбор и систематизация материала с учетом целостной концепции учебного курса;

- разработка плана семинара;

- прогнозирование и выработка различных вариантов решения основной проблемы (проблем) семинара;

- подбор литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения;

- разработка рекомендаций студентам по организации самостоятельной учебной деятельности в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучению литературы, подготовке индивидуальных и групповых докладов, выступлений по отдельным вопросам и т.д.);

- написание развернутого конспекта семинара (ключевых положений), распределение пунктов плана по времени;



- моделирование (репетиция) вступительной и заключительной частей семинара с использованием аудио- или видеотехники.

2 ЭТАП – ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:

 

фаза 1 Введение   а) обозначение темы и плана семинарского занятия; б) предварительное определение уровня готовности студентов к занятию; в) введение (решение ретроспективной и перспективной задач, формулирование основной проблемы/проблем семинара, его общих задач); г) создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарское занятие.
фаза 2 Основная а) организация диалога между преподавателем и студентами и между студентами в разрешении проблемы (проблем) семинарского занятия; б) конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов; в) аргументированное формулирование промежуточных выводов и соблюдение логики в последовательности обсуждаемых на семинаре вопросов; г) управление вниманием аудитории с учетом закономерностей его функционирования на занятии; д) поддержание обратной связи с аудиторией.
фаза 3 Завершение а) подведение итогов семинара, повторное формулирование основной проблемы; б) обозначение направлений дальнейшего изучения проблемы; в) рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

3 ЭТАП – САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ – ПРЕДПОЛАГАЕТ:

- сопоставление целей семинара с его результатами;

- выделение педагогических удач, достигнутых в ходе семинара;

- выявление основных ошибок, допущенных в его подготовке и проведении;

- поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Практическое занятие в высшей школе

Проблемный вопрос изучаемой темы: каков характер взаимодействия теоретических знаний и профессиональных умений (навыков) на практическом занятии?

Практическое занятие как форма организации обучения в вузе. Цели (углубление и расширение знаний, овладение умениями и навыками), функции и структура практического занятия. Роль практического занятия в осуществлении связи теории с практикой. Важное значение самостоятельной деятельности студентов на практическом занятии. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа на практическом занятии. Выполнение студентами индивидуальных тем. Дифференцированные задания для студентов с разным уровнем обученности и обучаемости. Преподаватель на практическом занятии: его роль, функции, характер деятельности. Обратная связь со студентами.

Применение на практических занятиях современных информационных технологий: технических средств обучения, компьютеров и др.

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя:

- изучение требований учебной программы, определение последовательности тем практических занятий;

- определение целей практического занятия, подбор и систематизация учебного материала;

- подготовка дидактического материала (первоисточников, заданий, карточек и т.д.);

- подготовка средств обучения (ТСО, наглядного материала);

- написание плана занятия.

2 ЭТАП – ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:

 

фаза 1 Введение   а) обозначение темы и плана практического занятия; б) предварительное определение уровня готовности студентов к занятию; в) ознакомление студентов с алгоритмом практических действий; г) определение студентом заданий (групповых, индивидуальных); д) создание эмоционального и интеллектуального настроя на практическое занятие.
фаза 2 Основная а) выполнение студентами заданий; б) использование современных информационных технологий; в) консультационная, организующая деятельность преподавателя, обратная связь со студентами; г) установление взаимосвязи теории и практики; д) усвоение алгоритма практических действий.
фаза 3 Завершение а) подведение итогов занятия; б) актуализация теоретических знаний, обоснование взаимосвязи теоретических знаний и практических умений (навыков); в) анализ проблем и тематики исследований; г) рекомендации студентам по дальнейшей организации самостоятельной практической деятельности.  

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Лабораторное занятие

Проблемный вопрос: каким образом лабораторное занятие непосредственно открывает путь к практике?

Лабораторное занятие как переход от виртуального («виртуальный» – возможный, который может или должен проявиться) моделирования реальности к предметно-опосредованному. Цели, содержание и структура лабораторного занятия. Педагог и технические средства. Особенности лабораторного занятия в эпоху всеобщей компьютеризации.

Психолого-педагогическое взаимодействие со студентами на лабораторном занятии, обратная связь. Типы лабораторных занятий: демонстрационное, диагностическое, моделирующий эксперимент и т.д.

Позиция педагога на лабораторном занятии. Способы контроля и отчетности студентов.

Назначение лабораторных занятий как формы обучения – интегрировать теоретические знания и умения студентов в работе со специальным оборудованием в условиях, приближенных к производственным, стимулировать развитие исследовательских интересов. Занятия должны способствовать углублению самостоятельной работы, активизации мыслительной деятельности студентов, оснащению способами, приемами выполнения практических заданий.

 

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

 

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя:

- изучение литературы по теме, инструктивно-методических материалов, опыта коллег;

- формулировка концепции лабораторного занятия;

- подбор учебных задач и определение логики занятия;

- апробирование технических средств, материалов оборудования;

- уточнение инструкций по организации самостоятельной деятельности студентов.

 

2 ЭТАП – ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:

 

фаза 1 Введение   а) определение цели как центральной проблемы занятия; б) демонстрация студентам логики структурирования содержания проблемы на отдельные задачи.

 

фаза 2 Основная а) инструктаж по учебной задаче (идентификация исходных и конечных смысловых точек, организация эксперимента, пути повышения его эффективности; меры безопасности); б) контроль самостоятельной деятельности студентов; в) организация обратной связи по каждой учебной задаче. Обсуждение результатов, ошибок, находок. Оценка результатов; г) формулирование новой учебной задачи (учебных задач) на основе обсуждения результатов предыдущей (предыдущих).
фаза 3 Завершение а) итоговый анализ, сопоставление цели занятия и полученных результатов; б) обсуждение возможности переноса полученных результатов на практику.

 

3 ЭТАП – САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ – ПРЕДПОЛАГАЕТ:

- сопоставление замысла практиканта и полученных результатов. Определение причин их рассогласования (в случае наличия);

- выводы для дальнейшего совершенствования полученных студентами профессиональных знаний, умений, навыков.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Памятка лектору

Лекторское мастерство возникает не автоматически и не в виде «бесплатного приложения» к научной эрудиции, а в результате систематической педагогической и методической работы.

1. Лектор должен быть всегда бодр, жизнерадостен и дружелюбен к студентам. Резкость, желчность, раздражительность или, наоборот, меланхолия и сонливость никогда не должны быть присущи лектору. Лектор – это настроение студентов на два часа.

2. Волнение лектора – хорошее качество, если оно не вызывается слабой подготовкой и неуверенностью в собственных знаниях. Беспокойство лектора – это забота о том, как студенты воспринимают лекцию. Если лектор немного волнуется, это значит, что он переживает происходящий момент. Бесстрастные лекции несовместимы со студенческим возрастом.

3. Лектор обязан быть аккуратным, точным, требовательным не только к студентам, но и к самому себе. Требовательность к себе проявляется в самодисциплине и обязательном выполнении больших и малых обещаний, данных аудитории во время лекции.

4. Лектор обязан выработать в себе чувство времени и при чтении не поглядывать часто на часы. Если не хватило времени – виноват лектор. Нельзя задерживать студентов после звонка: впопыхах все равно ничего не довершишь, а настроение и короткий отдых студентов испортишь.

5. Для успеха лекции важно логически последовательное изложение. Мысль лектора не должна скакать от одного предмета к другому. Не следует доказывать то, что очевидно, распространяться о том, что само собой разумеется.

6. Лекция – произведение научной мысли и слова. Лекция – «Я» лектора во всем: в интерпретации материала, в голосе, в жестах, в чувствах и мимике лектора.

7. Академическая лекция должна быть простой, ясной, понятной и полной глубокого смысла. Ей свойственна простая и точная речь. Нет трудных дисциплин, есть трудное изложение.

8. Академический лекционный стиль не допускает длиннот, водянистости и витиеватости. Речь лектора экономна: слов немного, а мыслей и чувств много.

9. В лекции должен присутствовать элемент новизны, показывающей не только сегодняшний уровень науки, но и перспективы на завтра.

10. Лекция, по преимуществу, монологическая речь. Лектору приходиться говорить сразу «набело»: он не имеет права постоянно «брать свои слова назад», не может зачеркнуть свои ошибочные или неудачные высказывания. Лектор обязан произносить каждую фразу в окончательной редакции, а это требует от него вдумчивости и осторожности в подборе и построении фраз.

11. Хорошая лекция – гармония мысли и слова. Обязанность лектора выработать правильную речь не только у себя, но и у студентов. Без правильной, точной речи нет и правильного, точного понимания науки.

12. Лекторская речь должна быть убедительной, но не монотонной. Голос может повышаться и понижаться в зависимости от фразы. Говорить следует звучно, но не слишком громко и не очень тихо. Излишняя громкость утомляет слушателей, тихая речь не дойдет до них, особенно в большой аудитории.

13. Лекция не может читаться одним взмахом без остановок. Читаемая «ручейком», без пауз лекция утомляет слушателя, затрудняет восприятие. Пауза здесь так же необходима, как абзац в печатном тексте.

14. Жесты оживляют речь, но ими нельзя злоупотреблять. Частые, однообразные, суетливые жесты надоедают студентам и раздражают их.

15. Лектора не может покидать выдержка при самых неблагоприятных условиях. В случае шума спокойно призвать к тишине и продолжать дальше. Если студент бросил реплику, лектору следует использовать ее для активизации внимания аудитории. Если реплика пустая, надо обойти ее молчанием или показать ее никчемность, не допуская при этом грубости.

16. Для успеха лекции надо знать аудиторию. Следите за глазами студентов.

17. В процессе чтения лекции у студентов, естественно, могут возникать вопросы. Лектору надо научиться отвечать на вопросы. Если не можете ответить, так и скажите. Если вам самим нужно узнать какие-либо данные, отложите ответ, помня, что ответить надо обязательно.

18. Лектору прежде всего нужно внимание студенческой аудитории. Завоевать внимание и удержать его до конца – самое трудное в технике лекционного преподавания. Лектор должен «зацепить внимание на крючок» интересной постановкой вопроса в начале лекции. Ему надо уметь снять усталость своих слушателей и зарядить их дополнительной энергией. Мобилизовать внимание помогают «освежающие отступления», яркие, образные сравнения, уместные шутки.

19. Доска – помощник лектора. На ней пишутся цифры, имена, незнакомые термины и слова, изображаются схемы. Лектор не только не может забывать о существовании доски в лекционной аудитории, но и должен думать, как ее рационально использовать.

 

Из: Гапонов П. М. Лекция в высшей школе / П. М. Гапонов. – Воронеж : ВГУ, 1977. – С. 87 – 93.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.