Сделай Сам Свою Работу на 5

Женские аспекты практики.





Формулировка темы.

Часто, когда человек начинает осваивать йогу, перед ним становится ряд наиболее типичных для этапа адаптации вопросов. Ниже изложены некоторые практические аспекты йоги, которые будет полезно помнить и учитывать на первых порах.

 

Что.

Асана – это, согласно Сутрам, “устойчивое и удобное положение”. И не более того! При этом достигается асана, как говорит первоисточник, при “снятии напряжения и сосредоточении на бесконечном”.

Из этого следует что, во-первых, при выполнении асан должно быть абсолютно комфортно и удобно. Если Вы пытаетесь во что бы то ни стало сложиться, как некто на иллюстрации, то к йоге это действо не имеет никакого отношения (даже если в конечном счете тело загнулось в заветные формы). Если комфорт в позе потерян, то, как ни изгибайтесь – это уже чистой воды гимнастика. Не позволяйте себе стать жертвой стереотипа о том, что для выполнения асаны нужно как-нибудь изогнуться, что нужно стремиться к “идеальной форме”. Все, что Вам нужно – всего лишь пребывать в комфортном, удобном, устойчивом положении тела, устранив при этом напряжение, и “сосредоточиться на бесконечном”. Ограничивая на данном этапе вопрос чисто “физическими” рамками, получаем, что асана – это любое удобное, устойчивое положение. Именно от этого и имеет смысл отталкиваться.



Как

Для достижения асаны нужно максимально расслабиться физически (убрать всё то напряжение, которое не участвует в поддержании позы) и сосредоточиться на бесконечном (рассредоточиться, уйти от мыслей). Это является на порядки более сложной задачей, нежели прибегать к попыткам затянуть себя в асану, чтобы было похоже на картинку .В сутрах чётко написано “боль, депрессия, дрожь тела, неритмичное дыхание – признаки, сопровождающие ментальное отвлечение”.

При выполнении асан следует понимать , что должно этому сопутствовать. А именно:

1) Вы приняли положение так, чтобы в нем не было ни малейшего дискомфорта, абсолютно никакого;

2) Переключаете внимание на тело и начинаете наблюдать за ощущениями, возникающими в нем. При этом следует расслабить всё, что доступно. Напряженными остаются лишь те участки тела, те мышцы, которые непосредственно участвуют в поддержании положения;



3) Цепляете внимание за какие-то наиболее яркие ощущения в теле (тепло в ладонях, давление в переносице, ощущаете глаза и т.п.), или за дыхание, или за какой-то образ и пробуете именно на этом неотрывно удерживать внимание. В таком случае мыслям будет всё сложнее вклиниться в процесс практики;

4) Не вникайте в появляющиеся мысли, позвольте им идти отдельно от Вас. Не спорьте с ними, не гоните их усилием воли – отстраняйтесь от них, они сами по себе – Вы сами по себе;

5) Если у Вас возник малейший дискомфорт, напряжение в мышцах, проявилось СЕРДЦЕ, внутренние органы, сбилось дыхание, стало тяжело, жарко, тем более – больно – следовало ещё до этого выйти из асаны.

Принцип действия недействием.

Практика асан – это в большей степени ментальная, а не физическая, работа. Асану не нужно выполнять в буквальном понимании. Следует принять специфичное для конкретной асаны положение тела и затем просто в нем пребывать, работая уже не с физической составляющей асаны, а с ментальной. При этом физическая компонента начинает жить своей жизнью. Тело может начать “проседать”, положение тела может начать деформироваться. Но всё это происходит само по себе – без Вашего прямого участия. То есть Ваша задача максимально расслабиться и предоставить телу возможность самому решать, что ему нужно.

Таким образом, сначала Вы задаете исходные физические условия – начальное положение тела. Затем Вы создаете ментальные условия для релаксации: следуете 3-ему и 4-ому пунктам из перечисленных в предыдущем разделе. Как результат начинают рушиться логические цепочки, в голове наступает определенного рода хаос – происходит ментальная релаксация. В ответ на неё, тело начинает также расслабляться и “плыть” в соответствии с заданными физическими условиями. Получается, что наша единственная задача – создать надлежащие условия и не лезть самим в процесс, а позволить ему происходить самостоятельно, без нашего участия. Мы остаемся только как наблюдатели, которые по необходимости могут процесс прервать. В этом и заключается принцип действия недействием. Вместо того, чтобы тащить траву из земли, в надежде, что она быстрей вырастет – полейте её.



Миф об идеальной форме асаны.

 

Идеальной асана будет ровно тогда, когда Вы сумели найти в ней комфорт, устойчивость, максимально расслабить все лишнее и уйти от мыслей. В каком при этом положении будет тело – не суть важно. Оно может принимать канонические формы, или ограничиваться 5% от этих амплитуд. Поэтому не стоит зацикливаться на физической составляющей асаны. Да, кто-то может сложить ноги за шею, ощущая при этом абсолютный комфорт и пребывая в расслабленном состоянии, но кто-то может после таких экспериментов и в реанимацию угодить. Кроме того не стоит верить увещеваниям о том, что, если заниматься определенным образом каждый день – Вы через какое-то время согнётесь, как “тот йог с картинки”. Гибкость развивается до предела при регулярных корректных занятиях, но предел этот у каждого – свой, так же, как свой цвет глаз или форма носа. К тому же развитость гибкости никак, по сути, не характеризует успешность в освоении асан. Мастерство в их выполнении оценивается другими критериями.

 

Сколько.

Разберем вопрос о том, сколько по времени следует выдерживать асаны, и как это время можно отслеживать. Вариантов может быть несколько, особенно по началу. Можно ставить какой-нибудь таймер, можно считать про себя, однако наиболее правильным, все же будет наблюдение за ощущениями. То есть, приняв асану, Вы отслеживаете изменения в физических ощущениях. И как только они начинают приближаться к уровню дискомфорта – следует выполнение асаны завершить (чтобы дискомфорта не успело наступить). Если в теле неудобства не возникает – также обращайте внимание на то, что происходит с мыслями. Если от них удалось отвлечься, но через какое-то время поток вновь начинает усиливаться – тоже верный признак, что асану следует завершить. Если после выполнения асаны в теле появляются неприятные ощущения (даже если во время пребывания в асане ничего подобного не наблюдалось) – необходимо сократить время выдержки позы или упростить её, так как дискомфорта не должно проявляться в результате выполнения асан ни в процессе, ни сразу после, ни на следующий день.

 

Некоторые особенности.

Многие асаны могут быть выполнены симметрично в противоположную сторону или аналогично, но со сменой скреста рук или ног. В таком случае такие позы следует выполнять симметрично – сначала в одну сторону, потом в другую (или сменив скрест рук/ног). Причем, следует учитывать, что если в одну сторону асана получается легче, чем в другую, в ту сторону, где асана выходит сложнее, следует делать два раза. Обычно сперва выполняют асану в сложную сторону, затем – в простую, и повторяют в сложную. Желательно перед выполнением асаны в противоположную сторону расслабиться как следует, причём это может быть дольше, чем выполнение самой позы.

И остановимся еще на стоячих и силовых асанах. Стоячие и силовые асаны, безусловно, являются нагрузочными, и в них присутствует определенная доля мышечного напряжения. Однако это не значит, что выполняются они по другим правилам, нежели медитативные. Для них всё так же справедливы все 5 пунктов, перечисленные выше в разделе “Как”. Выйти за границы этих 5 пунктов можно как при выполнении медитативных асан, так и при выполнении стоячих и силовых. Просто в силу своей специфики при выполнении стоячих и силовых это может произойти значительно быстрее. Не нужно пытаться удержать силовые и стоячие дольше, чем это сейчас получается. Прошло 15 секунд, и дыхание сбилось – выполняйте впредь асану 7 секунд и заканчивайте, даже если где-то написано, что время выдержки данной позы – минута. Помните, что выполнение стоячих и силовых асан может и должно оставаться удобным и комфортным процессом, и что с этой целью можно свободно маневрировать временем выдержки и формой. Вам не должно становиться от них тяжело, Вы не должны от них уставать – и это более чем достижимо.

И ещё один важный момент по поводу стоячих асан. Во всех стоячих асанах, если нога удерживается прямой – колено этой ноги должно быть “подтянуто”. То есть ноги напряжены в той степени, в которой это необходимо для фиксации коленного сустава. Это достаточно важный момент, так как в случае его несоблюдения можно заработать при регулярных занятиях проблемы с коленями.

При выполнении любой асаны Вы можете (и это абсолютно оправдано) по необходимости использовать стенку в качестве опоры. Если Вам не хватает равновесия, или нужно отрегулировать положение тела в асане – используйте стенку ровно столько, пока в этом не пропадет нужда.

Шавасана.

Теперь заострим своё внимание на шавасане – позе, которая поначалу является для многих загадкой. Для чего ее принимать? Мы ведь и так спим ночью в таком же положении – зачем его принимать в процессе занятия? Во-первых, выполняя шавасану, Вы снимаете напряжение, возникшее в теле в результате выполнения других асан. Если Вы находились в стоячей или силовой асане – это особенно актуально. Необходимо, чтобы каждую следующую асану Вы выполняли, будто первую, словно до этого ничего не делалось вовсе – без намека на усталость. Помните, что йога – это не затратная, а напротив – восстанавливающая практика. Состояние расслабленности и пониженного тонуса сознания Вам хорошо пронести через всю практику. Удерживать нужное состояние и углублять его помогает шавасана.

Вначале шавасана может действительно быть просто лежанием на спине, но со временем в ней появится навык достаточно качественно и быстро гасить мыслительный поток. Шавасану можно по праву считать самой сложной из асан, несмотря на её элементарную физическую компоненту. Тело в ней никак не нагружено и пребывает в естественной для него форме, тем самым внимание полностью устремляется во внутренний мир человека, начинает вовсю цепляться за мысли – тем сложнее становится сохранять тишину ума.

Шавасану следует выполнять не только в конце занятия, но и в процессе в промежутках между другими асанами по мере необходимости, например, через каждые две-три. Если выполняются стоячие, то можно и после каждой. Не следует считать, что, если Вы не устаете, то выполнение шавасаны можно исключить. При корректной практике Вы не должны уставать в принципе, но шавасану все равно следует выполнять для поддержания “ментального вакуума”.

Регулярность.

Для успешных занятий йогой, то есть для таких занятий, которые будут оказывать на Вас реальное воздействие, основным условием помимо корректности практики является её регулярность. Регулярность подразумевает от 4 занятий в неделю, продолжительностью не менее часа, каждое. Можно ли научиться рисовать, пробуя это раз-два в неделю? Можно ли

научиться иностранному языку, занимаясь с такой же периодичностью? Едва ли. Абсолютно аналогично обстоит дело и с йогой. Разница лишь в том, что опыта практики йоги Вы не имели вообще никогда в своей жизни в отличие от рисования и владения речью…

То есть, регулярность практики – это необходимое условие.

Иногда задается вопрос о том, можно ли разбивать занятие на 2 части, чтобы было проще встроить их в жизнь. Так вот лучше этого не делать. Ваша задача ведь не сделать зарядку, а войти в определенное состояние сознания, отличное от обычного, и пребывая в нем, продолжать свою практику. Разбивая занятие на 2 части, Вы в лучшем случае успеете дойти до нужного состояния ментальной тишины, но не продолжить занятие, оставаясь в нем.

Женские аспекты практики.

-месячные не являются противопоказанием к занятиям. Просто в эти периоды практика должна быть еще более мягкой

«Женщинам на время месячных запрещены все силовые и «стоячие» позы, интенсивное скручивание и прогибы назад. Переносимость этого процесса весьма субъективна и характеризуется высказываниями от: «Ничего особого не ощущаю и могу переносить любую нагрузку» до «Это конец света, невозможно подняться». Поскольку перерыв в практике не желателен, нужно подобрать из перечня такие позы, и выполнять их таким образом, чтобы это никак не влияло на стандартный характер цикла, его интенсивность и длительность. Пусть будет минимум асан, но, что очень важно, повторив их два-три раза, вы сохраняете систематичность практики и позитивную настройку.»

“Во время месячных (от 48 до 72 часов) рекомендуется полный отдых. Выполнять асаны в этот период не следует, но если Вы испытываете напряженность или давление, то выполнение наклонов вперед помогут вам. Перенапряжения следует избегать. К обычной практике можно вернуться на 4-й или 5-й день.

Если появились боли, онемение или чувство тяжести, то следует выполнять следующие асаны: Уттхита Триконасана, Уттхита Паршва Конасана; Баддха Конасана, Супта Баддха Конасана, Маласана; Вирасана, Супта Вирасана, Матсиасана.

Продолжительность этих асан зависит от физического состояния упражняющегося. Если появилась дрожь или ощущение слабости, то лучше воздержаться от упражнений и отдыхать в Шавасане.

Если в этот период появились боли в животе, обильные выделения или судороги, выполняйте Баддха Конасану, Супта Баддха Конасану, Упавишта Конасану, цикл Вирасан и Супта Вирасану.”

 

 

Противопоказания к практике асан ПОСТОЯННЫЕ:

ü общая тяжесть состояния, физическая нагрузка невозможна, поскольку у организма нет ресурсов, в этом случае допустимо только глубокое расслабление;

ü психические расстройства;

ü пограничные психические состояния (в этом случае под жестким контролем специалиста допустимы только асаны);

ü органические поражения сердца: некомпенсированные пороки, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия, аневризма аорты, дистрофия миокарда;
- интеллектуальная несостоятельность;

ü заболевания крови;

ü инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;

ü тяжелые черепно-мозговые травмы, некомпенсированные повреждения позвоночника;

ü нейроинфекции;

ü грубые дефекты схемы тела;

ü злокачественные новообразования.

Любые попытки в пранаяме ЗАПРЕЩЕНЫ:

ü при органических поражениях сердца;

ü при заболеваниях крови (лейкемия, гемофилия, тромбозы, тромбофлебиты, нарушение кислотно-щелочного баланса)

ü повышенном внутричерепном и глазном давлении;

ü дефектах диафрагмы;

ü отслоении сетчатки;

ü хроническом воспалении среднего уха, легких, острых состояниях органов брюшины;

ü после тяжелых черепно-мозговых травм, воспаления мозга;

ü после полостных операций;

ПД не рекомендуется осваивать при сильном спаечном процессе, нарушениях схемы тела, острых невротических состояниях, срывах адаптации, выраженной вегетососудистой или нейроциркулярной дистонии «по гипертоническому типу», повышенном кровяном давлении - все перечисленные противопоказания также являются постоянными.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.