Личность преступника в современных философских теориях
Изучением проблемы личности преступника наряду с криминологами продолжают заниматься и философы. Значительное место проблема преступления и наказания в современном обществе занимает, например, в работах французского философа и социолога Мишеля Фуко
Фуко подверг критике общепринятую в современном правосудии концепцию наказания как средства исправления преступника. Преступник у Фуко включён в саму систему власти, которая стремится не уничтожить или изгнать его из общества, а использовать его как инструмент социального контроля. Фуко вообще не считает нужным рассматривать ситуацию преступления с точки зрения самого преступника: поскольку существование тела (объекта), согласно воззрениям этого автора, определяется существованием внешнего наблюдателя, охарактеризовать преступление можно лишь с помощью правового и психиатрического дискурса, но не дискурса самого обвиняемого в нём человека. Одним из недостатков современной системы правосудия Фуко считал то, что хотя законы и декларируют наказуемость преступления, а не преступника, на деле ситуация совершенно обратная: наказывается преступник, но не преступление.
Идеи Фуко, таким образом являются схожими как с идеями криминологов классической школы (которые также не считали нужным принимать во внимание внутренние характеристики личности), так и с идеей Дюркгейма о том, что корни преступности кроются в самом обществе, поскольку существующей общественной системе необходимы преступники для поддержания её нормального существования.
13. Характеристика общенаучных методов и их применение в криминологии.
Методы изучения причин преступности – это способы и приемы, с помощью которых изучается преступность с целью дальнейшего ее предупреждения.
Методы изучения преступности отчасти исходят из общефилософских, исторических и логических предпосылок, отчасти опираются на математику и специальные математические науки:
1) анализ – разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты;
2) синтез – соединение разнообразных явлений, веществ и качеств в единство, в котором противоположности сглаживаются или снимаются;
3) гипотеза – хорошо продуманное предположение, заслуживающее проверки;
4) индукция – метод движения знания от отдельного и особенного к всеобщему и закономерному;
5) дедукция – метод движения знания от общего к частному или от частного к общему;
6) системный анализ – рассмотрение объекта как системы, содержащей определенное число взаимосвязанных элементов;
7) системно-структурный анализ – рассмотрение объекта как системы, содержащей определенное число взаимосвязанных элементов, с использованием математических методов;
8) исторический метод – изучение преступности в историческом разрезе и движении;
9) сравнение – сопоставление преступности в разных государствах, преступников разного пола и возраста;
10) социологические методы – опросы в форме анкетирования и интервью;
11) метод экспертных оценок – получение и обработка мнений и суждений экспертов по определенному вопросу;
12) документальный метод – сбор и анализ данных из различного рода документов;
13) социологическое обследование (контент-анализ, выборка) – методы исследования общественных процессов и явлений, связанных с преступностью;
14) аналитическое обследование – группировка (отбор по признакам) и ранжирование (выстраивание преступлений по рангу);
15) статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция): аппроксимация используется при исследовании динамики преступности, экстраполяция – для создания краткосрочных прогнозов;
16) функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) используется для определения связи преступности с причинами и условиями или между ними.
В общую схему анализа преступности, включающую перечень минимально необходимой криминологической информации, входят:
1. Характеристика всей совокупности преступлений, зарегистрированных на данной территории за определенный период времени: а) общее количество зарегистрированных преступлений; б) уровень преступности в расчете на 100 тыс. или 10 тыс. населения; в) структура преступности; г) место, время и другие обстоятельства совершения преступлений; д) последствия преступности.
2. Характеристика личности преступника по половозрастным, профессионально-ролевым и другим признакам.
3. Преступность несовершеннолетних.
4. Правонарушения некриминального характера, связанные с преступностью.
5. «География» преступности и иных правонарушений.
К экспериментальным методам изучения относятся:
1) наблюдение – непосредственное восприятие исследователем и прямая регистрация фактов;
2) документальное изучение – изучение документов, содержащих информацию, необходимую в криминологических исследованиях;
3) опосредованное наблюдение – опрос, имеющий две формы: а) очный – интервью; б) заочный – анкетирование;
4) анкетирование – проводится анонимно по анкете, содержащей до тридцати вопросов, расположенных в разных вариантах;
5) тестирование – психологическая диагностика, применяющая стандартизированные вопросы и задачи;
6) социологическое измерение – измерение социально-психологических связей между людьми;
7) эксперимент – научно поставленный опыт;
8) метод экспертных оценок – используется для прогнозирования социальных явлений;
9) статистический метод – исследования количественно-качественных показателей преступности и личности правонарушителей;
10) статистический анализ использует способы: а) аппроксимации – замены математических объектов более простыми, но близкими к исходным; б) экстраполяции – распространения выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.
14. Причины и условия преступности: понятие и классификация.
Причинность преступности представляет собой один из видов связей вещей и явлений. Причинность – это связь производящая, т. е. определяющая факт порождения какого-то явления или процесса. Сфера действия причин – это прежде всего стадии мотивации и принятия решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных.
Особенности причинных связей заключаются в следующем.
Причина, производя действие, порождает следствие. Для действия причины необходимы определенные условия, но эти условия сами по себе не способны породить следствие.
Причины и следствия последовательны во времени: причина всегда предшествует следствию.
Следствие не может быть причиной этой же самой причины.
Одна и та же причина в одних и тех же условиях всегда порождает одно и то же следствие.
Причина не сводится к следствию, следствие не порождает причину.
Причины преступности – это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие. Однако, говоря о причинах преступности, нельзя не сказать и об ее условиях. Условия– это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).
Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, а в настоящее время – и ее оживлению, и что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.
Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Российские криминологи для классификации причин и условий преступности используют различные критерии.
1. Классификация по уровню действия (субординации). Различают несколько видов уровневого подхода. Первый из них выявляет причины и условия:
а) преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно опасных деяний – преступлений;
б) различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);
в) отдельных видов преступлений (убийства, хулиганство, воинские преступления и др.).
Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне:
а) всего общества (макроуровень);
б) отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни;
в) отдельного индивида.
На общесоциальном уровне выявляются наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях. На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов. На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т. п.). Вместе с тем общесоциальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия складываются в общесоциальные.
Изучение причин и условий на общесоциальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практикой для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.
2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:
а) политические;
б) экономические;
в) идеологические;
г) социально-психологические;
д) организационно-управленческие.
3. Поскольку причины преступности проявляют себя в качестве таковых через психологию, сознание людей (формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления и побуждения), в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами. Это основа для психологической классификации причин и условий преступности. Социально-психологические явления – взгляды, традиции, привычки – часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию, – объективными ее детерминантами.
Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и др.). Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (в планировании, культурно-воспитательной работе и др.).
4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия. Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и др.), другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями.
Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая содержит по преимуществу условиями совершения преступлений. Условия, в свою очередь, классифицируют на формирующиеся (связаны с противоречиями в обществе) и способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствие организации и управления).
5. Причины и условия преступности классифицируются также с точки зрения их временной и пространственной распространенности. Здесь различают:
а) причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);
б) причины и условия, действующие на всей территории государства, в отдельных его регионах и специфических зонах (республиках, портовых городах, курортных зонах, прилегающих к государственной границе, и др.), а также имеющие местный, локальный характер.
_________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|