Сделай Сам Свою Работу на 5

Индивидуальная работа с детьми.





Оформление папки документов портфолио

Портфолио должно содержать:

- титульный лист (Ф.И.О. педагога, руководителя образовательного учреждения, город/район, ДОУ, образование, награды, звания, степени);

- оглавление (с наименованиями материалов и номерами страниц).

К папке документов должна быть приложена копия диплома об образовании.

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен содержать сведения о дате выдачи.

 

Определение структуры портфолио.Например, раздел "Общие сведения о педагоге" обязателен для каждого портфолио, но рубрики в нем могут быть разные: в одних случаях это автобиография, в других - резюме, может быть эссе "Мое педагогическое кредо" либо рубрики "Я - глазами детей", "расскажите обо мне", "Моя семья", "Генеалогическое дерево" и т.д. Содержание рубрик помогает раскрыть автора с лучшей стороны.

Портфолио педагога -индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.



Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации.

Специалисту, претендующему на более высшую квалификационную категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Создание портфолио позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценки успешности педагога.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.



Практическая значимость портфолио

Ø Аттестация

Ø Лицензирование, аккредитация ОУ

Ø Систематизация деятельности педагога

Ø Стимулирующий фактор (надбавки и поощрительные выплаты)

Ø Прохождение конкурса

Ø Устройство на работу на вакантную должность

Диагностика профессиональной деятельности позволяет

педагогу:

-реально представить результаты своего труда

-увидеть свои резервы

-иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

администрации:

-осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.

 

Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, сайта, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Достойное портфолио педагога – это показатель его профессиональной компетенции.

Существует несколько типов портфолио: портфолио документов, отзывов, работ и комплексный, включающий все эти типы.

Портфолио документов - это сертифицированные (документированные) достижения, которые включают в себя:

§ информация об авторе;

§ представление результатов деятельности;

Отображение особенностей личности автора портфолио.



Портфолио работ – это материалы, отражающие основные направления и виды деятельности:

§ описание основных форм и направлений творческой активности;

Разработки педагога.

Портфолио отзывов - характеристики отношения педагога к различным видам деятельности представляются в виде текстов:

§ заключений;

§ рецензии;

§ рекомендательных писем;

§ резюме;

Отзывов о работе в творческом коллективе и др.

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией ОУ, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на конференциях, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический отзыв о проведенных открытых занятиях, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.

 

Многочисленные вопросы возникают в связи с содержательностью портфолио: Какие источники информации использовать? Сколько работ требуется собрать в портфолио? Как интерпретировать содержательность работ, входящих в портфолио? Какая информация более ценна? Действительно ли она более ценна, и при каких условиях?

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру.

u Титульный лист

u Содержание

u Раздел I Общие сведения о педагоге

Это визитная карточка, резюме. Ф.И.О. педагога, дата рождения, образование, специальность, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, имеющиеся награды, жизненная позиция (девиз), личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера. Так же этот раздел может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах. Прилагаются копии дипломов, удостоверения курсов повышения квалификации.

u Раздел II Достижения педагога

В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: грамоты, благодарственные письма, сертификаты, дипломы за участие в конкурсах, отзывы коллег, родителей, гранты (документы о получение) и т.д.

u Раздел III Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях, участие в экспериментальной работе, профессиональных конкурсах и др.

(сценарии открытых занятий и их анализ; материалы выступлений, тексты докладов на городских (районных) семинарах, методических объединениях; публикации, иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах; разработка авторских программ.)

В разделе могут быть помещены фотографии, презентации, демонстрирующие деятельность.

u Раздел IV Методическое оснащение образовательного процесса

Это коллекция лучших методических наработок: планы, методические рекомендации, сценарии мероприятий, разработанные педагогом раздаточный, дидактический материалы, картотеки игр, упражнений, пособия, тесты,мультимедийные разработки педагога (презентации). Предметно-развивающая среда (фото).

u Раздел V Результаты педагогической деятельности / Достижения воспитанников

• анализ заболеваемости детей за последние 3 года;

• уровень развития детей;

• уровень освоения программы воспитанниками;

• результаты участия в конкурсах, выставках и др.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Журнал «Управление ДОУ» 2006г. № 2 «Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения»

 

Журнал «Управление ДОУ» 2007г. № 7 «Использование портфолио в педагогической деятельности»

 

Журнал «Обруч» 2005г. № 6 «Портфолио дошкольника»

 

Журнал «Обруч» 2005г. № 4 «Коллаж интересов»

 

Журнал «Обруч» 2007г. № 4 «Портфолио успеха»

 

Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» 2008г. № 7 «Создание портфолио»

 

Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г. № 12 «Родословная в детском саду: история и образ семьи»

 

Журнал «Дошкольная педагогика» 2008г. № 6/август «Портфолио как новая форма оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ»

 

Журнал «Дошкольная педагогика» 2004г. № 4/июль-август «Имидж детского сада глазами ребенка, родителя и сотрудников ДОУ»

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА

Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих ему реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в откры­тии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разоча­рований, открытий большого мира через призму детского восприя­тия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положи­тельных эмоций, возможность еще раз пережить приятные момен­ты своей жизни.

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется посто­янная помощь взрослых.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти парамет­ры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родите­лями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, жела­ния, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Принципы работы:

Первый принцип — единство всех сфер духовной жизнедеятельно­сти ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуни­кативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равно­весии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрос­лого и дарить огромную радость обоим. Основой такого обще­ния становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замеча­ния, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого взаимодей­ствия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

Этапы работы над портфолио дошкольника:

Этап. Постановочный.

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.

В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя, и хранится он в группе, в других — под руководством специалистов дошкольных учреждений (педагогов по изодеятельности, педагогов-психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др.), в-третьих, портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) опре­деляют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а осо­бенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изме­нения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже боль­шой», «Я - исследователь», «Пробую, думаю, говорю», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми.

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2 этап. Поисковый

Сбор информации.

Как показала практика, оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр.

Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.

Индивидуальная работа с детьми.

Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

При работе с портфолио педагогунеобходимо грамотно и правильно строить беседу, продуматьвопросы к ребенку при работе с каждой страничкой. Приведем примеры бесед с детьмипри оформлении отдельных страничек портфолио.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.