Сделай Сам Свою Работу на 5

ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПОЛЯКОВ





Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра русского языка

 

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

 

Русский язык и культура речи

 

Специальность: коды специальностей

030501, 031202, 031901, 032101, 040201, 080105, 080109, 080115, 080502, 080507, 100103, 120302, 130403, 130406, 140211, 140604, 140610, 150201, 150202, 151001, 190205, 190601, 190702, 200501, 210201, 220301, 220501, 230104, 260601, 270102, 270105, 270109

 

Форма обучения: заочная

 

Тула 2009 г.


Страница 2 сборника МУ к практическим занятиям

 

Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен профессором Л.А. Константиновой и обсужден на заседании кафедры русского языкафакультетаиностранных учащихся,

протокол № ­­­­­­___ от «___» ____________ 20 г.

Зав. кафедрой________________Л.А. Константинова

 

Сборник методических указаний к практическим занятиям пересмотрен и утвержден на заседании кафедры русского языка факультета иностранных учащихся,

протокол № ____ от "____" _______________ 20 г.

Зав. кафедрой ______________ Л.А. Константинова



 

 


Практическое занятие №1

Нормы научной речи

 

Цель: познакомить студентов с нормами научной речи; формирование умений, связанных с трансформацией исходного научного текста, созданием вторичных текстов (аннотации и реферата).

 

План

 

1. Общие особенности научного стиля речи.

2. Структура научного текста. Чтение и понимание учебно-научного текста. Составление планов, виды планов.

3. Способы трансформации исходного текста (реферирование, аннотирование).

4. Различные типы рефератов. Модель реферата научной статьи. Основные клише, употребляемые при реферировании.

 

Методические указания

Анализ научного текста следует проводить по следующему плану:

1. Определите тему текста.

2. Определите проблему (-ы) текста.

3. Сформулируйте главную мысль текста.

4. Установите тип речи данного текста.

В описании говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего-либо (общая квалификация и характеристика предмета, явления, понятия; описание структуры и свойств предмета), что можно запечатлеть на одном кадре фотопленки.



В повествовании речь идет о сменяющих друг друга действиях или событиях, рассказ о ходе научного исследования или проводимых опытах, о каком-либо физическом процессе (можно снять видеофильм).

В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, о наших представлениях о них, оценках, чувствах, что вообще нельзя сфотографировать. Текст-рассуждение включает выявление какой-либо научной проблемы, развитие аргументов, подтверждающих или опровергающих истинность научного положения, формулирование окончательного вывода.

5. Определите, к какому функциональному стилю относится текст.

6. Письменно покажите конструктивные и языковые особенности стиля на примере данного текста (в соответствии с логикой лекции).

7. Составьте назывной план текста.

8. Составьте вопросный план текста.

9. Составьте тезисный план текста.

10. Напишите аннотацию данного текста.

Аннотация– краткая, сжатая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержание и назначения.

Аннотация состоит из двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора; 2) адресат первичного текста. Кроме этого, могут быть факультативные части: 1) композиция, структура первичного текста; 2) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

1. Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается …

В книге изложены …

Статья посвящена …

В статье даются …



В основу работы положено …

Автор останавливается на следующих вопросах …

Автор затрагивает проблемы …

Цель статьи – показать …

Цель автора – объяснить (раскрыть) …

Целью статьи является изучение …

Автор ставит своей целью проанализировать …

2. Композиция работы:

Книга состоит из … глав (…частей) …

Статья делится на … части.

В книге выделяются … главы.

3. Назначение текста:

Статья предназначена (для кого): рекомендуется (кому) …

Сборник рассчитан …

Предназначается широкому кругу читателей …

Для студентов, аспирантов …

Книга заинтересует.

 

Информативный реферат

После анализа научного текста следует написать информативный реферат. Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Информативный реферат (вторичный текст) содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения. Информативный реферат составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости обращаться к первичному тексту (статье).

Модель информативного реферата научной статьи

1. Вводная часть реферата Статья называется (носит название, под названием, озаглавлена, под заголовком), опубликована в … Автор статьи – …
2. Тема, проблема статьи, ее общая характеристика Тема статьи - … Статья посвящена теме (проблеме, вопросу) Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор, точку зрения автора на (что?)) В статье речь идет (о чем?) говорится (о чем?) изложено (что?) рассматривается (что?) дается оценка (чему?, чего?) анализ (чего?) изложение (чего?) Сущность проблемы заключается (в чем?) состоит (в чем?) В основу работы положено (что?) Автор останавливается на следующих вопросах, затрагивает (освещает) (следующие) проблемы Цель статьи – показать… Цель автора – объяснить… Целью статьи является (что?)
3. Композиция статьи Статья делится на … части (-ей), состоит из … частей, начинается с (чего?), заканчивается (чем?)
4. Описание основного содержания статьи Автор дает определение (чего?) классифицирует (что?) ставит задачу (чего? или Inf.) касается (чего?) подробно останавливается (на чем?) анализирует, разбирает (что?) характеризует (что?) перечисляет (что?) описывает (что?) доказывает (что?) сравнивает, сопоставляет (что?; что? с чем?) противопоставляет (что? чему?) особое внимание уделяет (чему?) особое внимание обращает (на что?), подчеркивает (что?) предполагает (что?), высказывает предположение (о чем?) выдвигает гипотезу (о чем?) считает, что… утверждает, что… убежден, что … (в том, что…) соглашается (с кем? с чем?) разделяет точку зрения (чью?) расходится во взглядах (с кем?) критически относится (к чему?) отмечает недостатки (чего?)
5.Иллюстрация автором своих положений Автор приводит примеры факты цифры, подтверждающие, иллюстрирующие его положения ссылается на данные иллюстрирует (что?) показывает (что?)
6. Заключение, выводы автора Автор приходит подводит нас к выводу, что … делает вывод подводит итог В конце статьи подводятся итоги (чего?) В заключение говорится, что … (о чем?)

 

Критерии оценки информативного реферата

Положительная оценка выставляется при условии:

– создания реферата научной статьи по предложенной модели с использованием свойственных научному стилю языковых средств;

– грамотного использования средств связи, соблюдения абзацного членения текста;

– использования в реферате основной информации первоисточника (статьи);

– отсутствия фактических, речевых и грамматических ошибок.

 

Литература

1. Беднарская, Л.Д. Грамотный человек: учеб. пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова; ТулГУ. – 2-е изд., испр. и доп.. –Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. – 160 с.

2. Беднарская, Л.Д. Грамотный человек: учеб. пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова – 2-е изд., испр. и доп..- М.: Флинта,

2009.– 160 с.

3. Константинова, Л.А. Лингводидактическая модель обучения студентов-нефилологов письменным формам научной коммуникации: моногр./ Л.А. Клнстантинова//Известия ТулГУ. Серия. Русский язык и литература в мировом сообществе. Вып. 5. Актуальные проблемы описания русского языка и его преподавания в нефилологических вузах. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2003.

4. Константинова, Л.А. Обучение студентов-нефилологов письменной коммуникации в учебно-профессиональной сфере: моногр./ Л.А.Константинова; ТулГУ. – Тула, 2003.

5. Культура русской речи: учебник для вузов /С.И. Виноградов [и др.]; отв.ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виногра-дова.– М.:НОРМА: ИНФРА. – 2001. – 560 с.

6. Культура русской речи: учебник для вузов /С.И. Виноградов [и др.]; отв.ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виногра-дова.– М.:НОРМА: ИНФРА. –2002. – 560 с.

7. Культура русской речи: учебник для вузов /С.И. Виноградов [и др.]; отв.ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виногра-дова.– М.:НОРМА: ИНФРА. –2003. – 560 с.

8. Культура русской речи: учебник для вузов /С.И. Виноградов [и др.]; отв.ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виногра-дова.– М.:НОРМА: ИНФРА. – 2004. – 560 с.

9. Культура русской речи: учебник для вузов /С.И. Виноградов [и др.]; отв.ред.: Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; РАН. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виногра-дова.– М.:НОРМА: ИНФРА. – 2005. – 560 с.

10. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие по культуре речи / Л.А. Константинова [и др.] – М.: Флинта, 2010. – 127 с.

11. Русский язык и культура речи: практикум: учеб. пособие для вузов/ В.И. Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова.– М.: Гардарики, 2000. – 312 с.

12. Попов, Р.Н. Современный русский язык: сб. упражнений / Р.Н. Попов, Т.В. Бахвалова, Л.А. Константинова; ТулГУ. – Тула, 2003. – 153 с.

13. Попов, Р.Н. Современный русский язык: учеб. пособие / Р.Н. Попов, Т.В. Бахвалова, Л.А. Константинова; ТулГУ.- Тула, 2004. – 180 с.

14. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособие/М.Ю. Федо- сюк [и др.]. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

15. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособие/М.Ю. Федо- сюк [и др.]. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 256 с.

 

 


Практическое занятие №2

Нормы деловой речи

 

Цель: познакомить студентов с нормами деловой речи; формирование умений, связанных с составлением деловых бумаг, ведением деловой беседы и устных форм официально-деловой коммуникации.

 

План

 

1. Общие особенности официально-делового стиля речи. Виды документов.

2. Правила оформления документов. Составление частных деловых бумаг (заявление, объяснительная записка, автобиография, резюме и т.д.). Речевой этикет в документе.

3. Устные жанры официально-делового стиля. Культура делового общения.

 

Методические указания

Для грамотного составления деловых бумаг необходимо изучить теоретический материал по теме 7.3. «Правила оформления документов. Составление частных деловых бумаг».

Тема 7.3. Правила оформления документов. Составление частных деловых бумаг.

Заявление – документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

 

  Декану технологического факультета А.И. Орлову студентки гр. 635831 И.А. Ивановой    

заявление.

 

Прошу Вас разрешить мне досрочную сдачу экзаменов в связи с необходимостью поездки на Брянский машиностроительный завод для сбора материала магистерской диссертации.

 

(дата) (подпись)

 

 

  Государственная библиотека РФ отдел фотокопий от акад. А.И.Мосина, проживающего по адресу: ул. Волгина, д.6, кв.25, г. Москва,

индекс

 

 

Заявление

 

Прошу сделать мне фотокопию книги Выготского Л.С. «Вопросы теории и истории психологии», т.2. – М., 1982, необходимую для научной работы.

   

(дата) (подпись)

 

Обратите внимание!

1.Расположение реквизитов заявления:

- наименование пишется вверху с отступом в треть строки;

- фамилия, имя и отчество заявителя – под адресатом, с предлогом от или без него;

- после слова заявление ставится точка, если нет предлога от;

- текст заявления пишется с красной строки;

- дата ставится слева, подпись – справа. Дата оформляется следующим образом: 05 декабря 2008 г. или 05.12.2008.

2. Оформление наименование адресата:

- если оно представляет собой название организации, то ставится в именительном падеже; если это название должностного лица - в дательном падеже (сначала ставятся инициалы, затем фамилия).

3. Клишированные формы:

- просьба выражается: прошу + инфинитив (разрешить, допустить и т.п.); прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление, на выезд и т.п.);

- конструкции для ввода аргументации: ввиду того что ..., в связи с тем,
что, на основании того что, потому что ..., так как ..., учитывая
(что) и т.п..

Доверенность – документ, подтверждающий право доверенного лица действовать от имени доверителя (выдавшего этот документ).

      Бухгалтерия АО «Туламашзавод»
   

доверенность.

 

Я, Смирнов Игорь Александрович, проживающий по адресу: 300000, г. Тула, ул. Толстого, дом 3, квартира 12, (паспорт 70 00 546078, выдан Кировским ОВД г. Тулы 10 ноября 1977г.) доверяю Шашковой Александре Ивановне, проживающей по адресу: 300000, г. Тула, ул. Толстого, дом 3, квартира 19, паспорт (серия, номер, выдан…) получить причитающуюся мне за октябрь 2001 года зарплату.

 

(дата) (подпись)

 

Обратите внимание!

1.Расположение реквизитов доверенности:

- наименование адресата пишется вверху с отступом в треть строки;

- слово доверенность пишется прописной буквой и после него ставится точка, если прежде указано наименование адресата; если адресата нет, то слово доверенность пишется строчной буквой и точка после него не ставится;

- текст доверенности пишется с красной строки;

- дата ставится слева, подпись – справа.

2. В тексте доверенности обратите внимание:

- на полное имя доверителя и доверенного лица с указанием адреса и паспортных данных;

- на знаки препинания.

3. Клишированные формы:

Я, ФИО, адрес, паспорт, доверяю (кому?) ФИО, адрес, паспорт, + инфинитив (получить, представлять права в суде, управлять транспортным средством и т.п.).

 

Докладная записка - документ, адресованный руководителю учреждения, информирующий о имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе.

Объяснительная записка - документ, поясняющий содержание отдельных
положений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка.

Оформление данных документов весьма схоже, поэтому целесообразно рассмотреть один из них.

      Декану филологического факультета МГУ А.С. Иванову доцента кафедры русского языка Сергеевой О.Н.

 

 

докладная записка.

 

Довожу до Вашего сведения, что студент группы 295041 Федоров Е.Л. пропустил без уважительных причин 10 часов по курсу «Введение в специальность».

В связи с вышеизложенным прошу принять соответствующие меры.

 

(дата) (подпись)

 

Обратите внимание!

1.Расположение реквизитов докладной записки:

- наименование пишется вверху с отступом в треть строки;

- фамилия, имя и отчество заявителя – под адресатом, с предлогом от или без него;

- после слов докладная записка ставится точка, если нет предлога от;

- текст докладной записки пишется с красной строки;

- дата ставится слева, подпись – справа.

2. Клишированные формы:

- для констатации факта, описания события (констатирующей части докладной записки): довожу до Вашего сведения, что …;

- для части, содержащей просьбу на основе изложенных фактов: прошу + инфинитив (принять соответствующие меры, разобраться в этом вопросе, разрешить закупку литературы и т.п.);

 

Автобиография может быть написана как служебный документ и как литературное жизнеописание. В первом случае в ней сообщаются сугубо официальные сведения: год и место рождения, образование, место работы, местожительство, семейное положение. Во втором случае в автобиографию автор может включить любые сведения о своей жизни.

 

Автобиография

 

Я, Потемкин Анатолий Петрович, родился 7 июня 1974 года в Москве.

С 1980 по1988 г.г. учился в общеобразовательной школе № 53.

С 1988 по 1992 г.г. учился в ремесленном училище № 72, где получил специальность монтажника.

С 1992 по 1994 г.г. учился в Архитектурно-строительном техникуме.

С 1995 года по настоящее время работаю в Московском строительном управлении (СМУ) № 6 в качестве монтажника-строителя.

С 2000 года по настоящее время учусь в Университете культуры на вечернем отделении.

Женат. Детей не имею.

Проживаю по адресу: г. Москва, пр. Ленина, д. 32, кв. 70.

 

(дата) (подпись)

 

Резюме – краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, должность.Главная задача при написании резюме - как можно более выигрышно (и в то же время предельно объективно) представить себя и свою рабочую (служебную) биографию.

 

ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПОЛЯКОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.