Структура личности (по К.К.Платонову)
Таблица 15
Подструктура
| Качества
| Соотношение
биологического и социального
|
|
|
| Подструктура направленности
| убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы
| социальный уровень
|
|
|
| Подструктура опыта
| умения, знания, навыки,
привычки
| социально-биологический уровень
|
|
| Подструктура форм отражения
| особенности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, ощущения, восприятия и эмоции)
| биосоциальный уровень
|
|
|
| Подструктура конституциональных свойств
| скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые и возрастные свойства
| биологический уровень
|
|
|
|
|
| субъекта — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отноше-, нию к объектам и явлениям окружающей действительности. В свою очередь механизм установки рассматривается не уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности. Структура личности в понимании К.К.Платонова представляет собой соотношение биологического и социального на уровне четырех подструктур (таблица 15).
Многие теории личности подробно рассматривали проблему жизненного пути (судьбы) личности. По сути о судьбе, т.е. истории и развитии человека можно говорить, имея ввиду только личностные качества. Поскольку оценивать и анализировать жизненный путь человека исходя из свойств его темперамента или черт характера было бы несправедливым. Судьба не задана и не может вершиться на основании биологических законов или психологических привычек. Человек на личностном уровне творит свою судьбу. Причем этот творческий процесс базируется на выборе смысла жизни. Многие люди задаются вопросом, что для развития личности более значимо: получение смысла или его самостоятельный поиск. На этот вопрос по-разному отвечаютлредставители религии и представители науки (философии). Для первых, развитие личности немыслимо без получения человеком изначального смысла существования, предоставляемого свыше; для вторых — без приобретения смысла в процессе познания сущности бытия.
С точки зрения представителя гуманистической психологии В.Фран-кла, «поскольку жизнь является вереницей уникальных ситуаций и человек уникален как в сущности, так ив существовании, смысл его жизни также уникален», т.е. «нет такой вещи как универсальный смысл жизни, а есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций». При этом все же следует помнить, что существуют смыслы, которые разделяют множество людей или они присущи людям определенного общества. Такие смыслы обозначаются ценностями. Считается, что обладание ценностями облегчает поиск смысла. С точки зрения В.Франкла существенным является тот факт, что ценности, в отличии от смыслов, построены по иерархическому принципу, и человек волен выбирать ценности. Смыслы же опосредуются ответственностью и совестью. «Истинный смысл следует искать при помощи совести — исключительно человеческого феномена,» — писал В.Франкл. Он ярко выразил свою позицию о смысле жизни в психотерапевтической беседе в камере смертников с приговоренным к казни, сказав, что «жизнь либо имеет смысл и в
-215-
таком случае он не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать ее». Существенными признаками экзистенциального существования человека, делающими его гармоничным, В.Франкл назвал духовность, свободу и ответственность. Духовность отражает нравственную сторону жизни, формируя качества личности, нацеленные на блага других. Свобода представляет собой свободу по отношению к влечениям, наследственности и среде. Экзистенциальный анализ признает человека не только свободным, но и ответственным. Человек, в первую очередь, ответственен за поиск и осуществление смысла и реализацию ценностей. По мнению В.Франкла он несет ответственность за наслаждение и ценность, влечение и смысл перед совестью и Богом.
Проведенный выше анализ теорий личности и современное положение в области клинической психологии показывает, что, наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности. Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям; государству и пр.) в случаях жизненных неудач. В рамках психологии аномального и де-виантного развития личности все перечисленные качества предстают инверсными. Ответственность заменяется долженствованием, самостоятельность — зависимостью, нравственность — безнравственностью.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
Вопрос 1.Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином:
а) темперамент
б) характер
в) личность
г) индивид
д) индивидуальность
Вопрос 2. В структуру индивидуальности входят вес нижеперечисленные составляющие за исключением:
а) индивидуальные свойства организма
б) индивидуальные психофизиологические свойства
в) индивидуальные генетические качества
г) индивидуальные психические свойства
д) индивидуальные социально-психологические свойства
Вопрос 3. Макроморфологическая подсистема общей конституции, отражающая основные особенности динамики онтогенеза, метаболизма, общую реактивность организма и энергодинамические свойства, называется:
а) морфофенотипом
б) темпераментом
в) характером
г) личностью
д) психотипом
Вопрос 4. Психологической составляющей индивидуальности считается:
а) темперамент
б) характер
в) личность
г) морфофенотип
д) архетип
Вопрос 5. К клиническим параметрам темперамента относится все нижеперечисленные за исключением:
а) эстетичности
б) эмоциональности
в) скорости мышления
г) скорости двигательных актов
д) коммуникабельности
Вопрос 6. Сходными по параметру эмоциональности (впечатлительности) являются:
а) холерик и меланхолик
б) холерик и сангвиник
в) меланхолик, и сангвиник
г) холерик и флегматик
д) сангвиник и флегматик
Вопрос 7. Сходными по параметру импульсивности являются:
а) холерик и меланхолик
б) холерик и сангвиник
в) меланхолик и сангвиник
г) холерик и флегматик
д) сангвиник и флегматик
Вопрос 8.Совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими называется термином:
а) темперамент
б) характер
в) личность
г) индивидуальность
д) индивид
Вопрос 9.К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:
а) зрелость
б) здравомыслие
в) автономность
г) гибкость самооценки
д) нравственность
Вопрос 10.Перфекционизм входит в структуру: '
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
Вопрос 11.Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
Вопрос 12.Шизоидные черты характера включают все из нижеперечисленного за исключением:
а) алекситимия
б) замкнутость
в) ангедония
г) паратимии
д) эксцентричность поведения
Вопрос 13.Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
. в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
Вопрос 14.Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается:
а) «кумир семьи»
б) гиперопека
в) гипоопека
г) «ежовые рукавицы»
д) парадоксальная коммуникация
Вопрос 15.Формированию истерических черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:
а) «кумир семьи»
б) гиперопека
в) гипоопека
г) «ежовые рукавицы»
д) парадоксальная коммуникация
Вопрос 16.Ценностные ориентации (в частности, в отношении смысла жизни) являются характеристикой:
а) особенностей темперамента
б) особенностей характера
в) личностных особенностей
г) морфофенотипа
д) все ответы правильны
Вопрос 17.В понятие гармоничной личности включается все из ниже-перчисленного за исключением:
а) доброты
б) ответственности
в) самостоятельности
г) нравственности
д) автономности
Вопрос 18.В соответствии с дифференциально-аналитической теорией Н.Пезешкиана в западную систему ценностей включается все из нижеперечисленного за исключением:
а) широкий круг друзей
б) привлекательная внешность
в) престижная работа
г) хороший заработок
д) активная сексуальная жизнь
Вопрос 19.Принципы удовольствия, реальности и постоянства являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:
а) З.Фрейда
б) К.Юнга
в) А.Адлера
г) В.Франкла
д) Э.Фромма
Вопрос 20.Принципы «обладания» и «бытия» являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:
а) З.Фрейда
б) К.Юнга
в) А.Адяера
г) В.Франкла
д) Э.Фромма
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б.С.Братусь. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.
К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.
В.С.Мерлин. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986, 256 с.
В.Н.Мясищев. Личность и неврозы. Л., 1960,400 с.
К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986, 256 с.
Н.Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии (в 2-х томах), М., 1989.
Дж.Фейдимен, Р.Фрезер, Личность и личностный рост (в 4-х выпусках). М., 1994.
А Франка. Человек в поисках смысла. М, 1990, 368 с.
Э.Фромм. Иметь или быть? М., 1990, 336 с.
К.Юнг. Психологические типы. М, 1995, 716 с.
Глава 5 ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|