|
Классификация причин и условий преступности
В криминологической литературе применительно к детерминации преступлений иногда допускается смешение причин и условий в двух вариантах: а) причинами признаются условия нравственного формирования личности или криминогенная ситуация; б) причинами преступлений в равной степени, без дифференциации, признаются и собственно причины, и внешняя ситуация совершения преступления. Например, считается, что когда решающую роль играет ситуация совершения преступления, то ее нужно считать причиной преступления, ибо тогда антиобщественная направленность личности оказывается условием совершения преступления. Однако с точки зрения уголовного права «непосредственные причины и истоки виновного поведения преступников всегда лежат в личности человека, совершившего преступление. Другими словами, никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не стали внутренними детерминантами человеческой деятельности. Иначе человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как является лишь пассивным звеном в причинной цепочке, игрушкой в роковом сцеплении внешних сил и обстоятельств, приведших к отрицательным последствиям»[96]. Непосредственные причины действительно следует искать в сфере сознания. Ведь мотивы, вызывающие конкретные действия человека, проходят через сознание человека, превращаются в двигатель его воли.
Данные рассуждения имеют важное практическое значение при изучении личности преступника, определении его виновности и степени общественной опасности.
Рассмотрение причин и условий с точки зрения их приоритета в определении преступного поведения должно опираться на знание их структурного соотношения, т. е. на научные классификации. С их помощью можно более обстоятельно проанализировать детерминанты преступности, составить ее полную и яркую характеристику с учетом места и времени распространения.
Классифицировать причины и условия можно по различным основаниям. Наиболее распространенными считаются следующие.
По природе возникновения детерминанты преступности принято подразделять на объективные, объективно-субъективные, субъективные. Первые две категории на конкретном этапе развития общества не зависят от воли людей и поэтому не могут быть сразу же устранены. Их можно только нейтрализовать, блокировать, сократить, препятствовать их развитию и криминогенному воздействию. Объективно по своей природе, например, отставание сознания от бытия, индивидуального сознания от общественного и т. п. Большинство же детерминант носит объективно-субъективный характер с преобладанием либо объективного, либо субъективного характера.
По близости к событию преступления или к их определенной совокупности причины и условия подразделяются на ближайшие и отдаленные, непосредственные и опосредованные.
По содержанию: на социально-экономические, политические, социально-психологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие и др. Ближайшие причины преступности и преступлений – явления социально-психологического характера, криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.
По уровню функционирования: на детерминирующие преступность в целом (общие); виды (категории, группы) преступлений; отдельные преступления. Эти три основных уровня причин преступности взаимообусловлены. Процесс взаимосвязи идет как от первого (более общего) уровня к последнему (конкретному), так и наоборот.
По механизму действия: на формирующие личность преступника и реализующие его нравственно-психологические установки.
По источникам: на внутренние и внешние. Внутренние детерминанты преступности связаны с внутренними противоречиями нашего общества; внешние детерминанты связаны с имеющими международный характер.
Некоторые криминологи классифицируют криминогенные детерминанты также на причины первого, второго, третьего порядка. Г. А. Аванесов пишет, например, о причинах преступности «первого класса» как связанных с противоречиями социального развития. Причины преступности «второго класса» связаны с мировоззрением различных категорий людей и являются, по терминологии автора, «искаженно мировоззренческими» (индивидуализм, пьянство). Причины преступности «третьего класса» связаны с конкретной личностью. К сожалению, данная классификация лишена единого основания деления детерминант на классы. Если под «классами» понимать три уровня в криминогенной системе, то в криминологии они приняты как причины преступности, причины групп преступлений, причины конкретного преступления.
В криминологической литературе помимо понятий «причины», «условия», «детерминанты» употребляются также «обстоятельства», «истоки», «источники», «факторы». В отличие от первой группы понятий и терминов, вторая не имеет, как представляется, строго научного содержания. К ним обычно прибегают по стилистическим соображениям. Например, «криминогенный фактор» часто употребляется как синоним «криминогенной детерминанты»[97], «обстоятельства» – как совокупность причин, условий, коррелятов. На наш взгляд, для устранения терминологической путаницы в отечественной криминологической литературе целесообразно использовать более точный термин «детерминанта» как родовое понятие причин, условий и коррелятов вместо термина «причина».
Кроме систематизации явлений и процессов, детерминирующих преступность, в науке разработаны различные концепции, объясняющие ее существование какими-либо конкретными явлениями и закономерностями жизни общества. Рассмотрим наиболее популярные и аргументированные из них.
Теория аномии объясняет преступность отсутствием норм, регулирующих общественные отношения, а также пренебрежительным отношением граждан к нормам закона, к праву.
Теория социальной дезорганизации общества.Основоположник данной теории Э. Дюркгейм считал, что преступность возникает из-за отсутствия в обществе мощных социальных институтов управления, воспитания, распределения материальных благ и т. д.
Сторонники теории стигматизации (от греч. stigma – клеймо, знак) оценивают личность как потенциально преступную, хотя человек, совершивший преступление, может больше никогда в жизни не входить в конфликт с законом.
Теория дифференцированной ассоциации(избирательной связи) объясняет преступность способностью человека с самого рождения усваивать те образы или модели поведения, которые он наблюдает в обществе (родственников, знакомых, коллег по работе и т. д.).
Существует ряд теорий, которые объясняют существование преступности, исходя из биопсихологических особенностей человека, а именно психопатологические, ломброзианские, фрейдистские, генетические, расовые и т. д.[98]
В контексте данной темы необходимо также кратко охарактеризовать явления общества, которые по природе своего происхождения и существования не являются преступными, однако интенсивно влияют на преступность, продуцируют ее, зачастую выступая непосредственными причинами преступных действий. Подобные негативные «фоновые» явления – результат падения социальных нравов и иных ценностей в обществе. В криминологических исследованиях им уделяется большое внимание, особенно механизму образования, содержанию и уровню их воздействия. Многие из этих явлений взаимосвязаны между собой и имеют одинаковую природу возникновения. Однако, с одной стороны, из них можно выделить объективные, отражающие негативную среду обитания человека (отдельных групп, лиц), с другой стороны, субъективные, являющиеся неотъемлемыми, внутренними, нравственно-психологическими установками личности.
На сегодняшний день из негативных фоновых явлений можно выделить следующие (при этом мы систематизируем их по критерию однородности происхождения, схожести свойств и качеств);
– алкоголизм, наркомания (наркотизм), токсикомания;
– безработица, бродяжничество, попрошайничество;
– проституция, гомосексуализм, лесбиянство, иные половые извращения;
– азартные игры;
– национализм, шовинизм, расизм, религиозный экстремизм;
– суицидальные отклонения психики (самоубийства).
Можно назвать и другие явления социальной действительности, влекущие совершение преступлений, хотя некоторые из них по своей природе и предназначению не являются негативными (например, научно-технический прогресс, урбанизация, рыночные отношения и т. д.), однако результаты этих явлений (процессов), их достижения используются с целью достижения преступных результатов.
Таким образом, причины и условия преступности кроются в объективных социальных противоречиях любого общества по поводу удовлетворения потребностей государственных и общественных структур, социальных слоев населения, отдельных групп людей и конкретных личностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|