Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Система методов криминологических исследований

Систему методов криминологических исследований — образуют теоретические и эмпирические (наблюдение и измерение данных об объекте) методы исследования.

К теоретическим методам — относятся философские, логические, исторические, сравнительные способы познания, системный и комплексный подходы, которые базируются на теориях, гипотезах, научных законах и научном моделировании.

Теория (др.-греч. «рассмотрение, исследование») — это система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные или незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении — эти события обнаруживаются, то предсказательная сила — присутствует.

Гипотеза (от др.-греч. — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза — высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу — впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза — называется открытой проблемой.

Научный закон— это вербальное или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом как согласующееся с экспериментальными данными. Непроверенное научное утверждение — называют гипотезой.



Научное моделирование — это это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определёнными свойствами, дублирующими оригинальные.

Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов.

Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное — компьютер является и средством, и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.

В криминологии используются следующие общенаучные методы познания:

1) Восхождение от абстрактного к конкретному — этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Особое значение здесь имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней, при этом следует постоянно помнить о недостаточной изученности явления "преступность" и процессов ее развития и изменчивости др.

2) Гипотеза (см. определение выше) — дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение (Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы: а) различия преступности в краях, областях, республиках — определяются частично разной степенью латентности преступности, то есть ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности; б) различия — определяются экономическими, социально-культурными характеристиками регионов, что выявлялось путем изучения экономических, социальных, культурных условий жизни людей; в) различия — определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиков, социальных неудачников и т. д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника дохода, и т. д.; г) различия — определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т.д.).

3) Системно-структурный анализ — этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (преступности и общества) — как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов. В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода: во-первых — это рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними — при этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие; во-вторых — преступность исследуется в рамках более общей системы — общества — при этом выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются главные, в том числе — причинные связи, то есть порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.

4) Исторический метод — обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями. При изучении региональных различий преступности применяетсясравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д.) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.

5) Сравнениеилисравнительный метод— обеспечивает сравнение преступности в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. — при этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.

6) Динамические и статистические методы — широко используются в криминологических исследованиях. Динамические и статистические методы дают разное знание.

Динамические закономерности— это закономерности развития; их применение — непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей.

Статистические методы (уголовно-статистические методы) — рассчитаны на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность. Поиск статистических закономерностей — осуществляется путем нахождения и измерения общих свойств явлений и выявления обобщающих показателей, основанных на действии закона больших чисел. Общими требованиями к статистической информации (данным уголовной статистики в том числе) — являются: достоверность, полнота, своевременность, сопоставимость.

Статистическое исследование — включает наблюдение, сводку, группировку и анализ.Статистическое наблюдение — то есть учет и регистрация информации, может быть сплошным и выборочным. Выборочное исследование части явления (например, всех квартирных краж), чтобы быть таким же достоверным, как и сплошное наблюдение — должно отвечать научным требованиям репрезентативности и случайности. Репрезентативность — означает, что выборка должна отражать, представлять закономерности целого. Чем больше выборка, тем точнее результаты. Массив выборки — определяется на основе специальных таблиц или математических расчетов с тем, чтобы ошибка в результатах была не более 5%. Случайность выборки — состоит в том, что заранее не определяется единица изучения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборку любой и каждой единицы совокупности.

Сводка — это обработка первичных данных, а группировка — это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным признакам. Группировки — могут быть типологические (расчленение на однородные группы по количественным и признакам) и аналитические (распределение по зависимости между двумя или более разнородными группами, например, взаимосвязи между преступлением и состоянием опьянения). Основными объектами наблюдения уголовной статистики — выступают: преступления, преступники, меры уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, и последствия преступлений.

Цепной метод — ещё один из приемов анализа статистических показателей, взятых за ряд лет или иных отрезков времени, при котором основанием сравнения каждого последующего периода служат показатели предыдущего периода, принимаемые за единицу либо за 100 %.

Анализ преступности статистический — ставит своей задачей выявление основных количественных и качественных характеристик преступности, ее ус­тойчивых закономерностей и тенденций.

Количественные характеристики — выражают темпы изменения пре­ступности, ее видов, других структурных элементов во времени и про­странстве.

Качественные характеристики преступности — включают в себя показатели ее распространенности и временных изменений, а также состояния и изменений ее структурных элементов.

В криминологии используются эмпирические или конкретно-социологические методы — то есть методы изучения социальных явлений в их конкретном проявлении в конкретных условиях места и времени. Их также называют — специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований — как способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

Этот комплекс методов включает следующие:

1) Изучение документов (метод анализа документов) — при проведении криминологических исследований изучают разнообразные документы: статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях с ответами на них, жалобы, и материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинской экспертизы, средств массовой информации. Изучаются также паспорта регионов, обобщенные результаты анализа социально-экономической ситуации, результаты ранее проводившихся исследований преступности и связанных с ней явлений, а также иные документы. Разрабатываются программы изучения уголовных дел или иных документов. Соответствующие результаты изучения обрабатываются, и на их основе — делаются выводы о существовании.определенных закономерностей.

Аналитическое обследование статистических данных о преступности — может производится в виде группировки и ранжирования преступлений.

Статистическая группировка — это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным существенным для данного исследования признакам. Основная задача группировок в криминологическом исследовании — дать наиболее полную и всестороннюю количественную характеристику преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества на них.

Ранжирование преступлений — это аналитическое обследование статистических данных о преступности, которое производится по признаку общественной опасности в плане выявления эффективности применения уголовно-репрессивных мер.

Контент-анализ — это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста.

2) Опросыв формеанкетированияиинтервью — проводятся либоочно (интервью),либо заочно (анкетирование).

Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос —анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Интервью — представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление, или его родственниками, или сотрудниками правоохранительных органов, а также другими лицами. Это не простой обмен информацией, а разговор, которому присущи динамика и гибкость (может меняться набор вопросов или их формулировки, что-то иное); отсутствует обратимость в отношениях между участниками (один участник интервьюирует другого). Интервьюирование — позволяет собирать информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок — предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. Интервьюирование используется реже, чем анкетирование, так как более трудоемко, при этом необходимо определиться с перечнем информации по конкретной задаче.

В криминологических исследованиях различают следующие виды интервью: индивидуальное, коллективное, программированное и др. Также принято выделять такие виды интервью, как: формализованное — по вопроснику; фокусированное — изучается конкретный объект;неформализованное (свободное) — без вопросника.

Анкетный опрос (анкетирование) — один из эффективных и широко используемых в криминологии методов заочного опроса, посредством получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровне знания ими требований права и следования им; их склонностях, симпатиях и антипатиях; оценки своих действий и поведения других в одних и тех же ситуациях; не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п.

Анкетный опрос (анкетирование) — может быть групповым или индивидуальным.

Анкета — разрабатывается с перечнем вопросов, которые могут носить либо закрытый характер (когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: только "да", "нет", "не знаю"); либо "открытый" — где вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме (такие вопросы — трудны в обработке; их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов). В анкетах — часто содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов.

Процесс применения метода анкетного опроса состоит из следующих этапов:

1 — формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования;

2 — расстановка вопросов в анкете;

3 — обсуждение и рецензирование анкеты;

4 — пробный опрос;

5 — учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;

6 — размножение анкеты;

7 — распространение и сбор анкет;

8 — логический анализ анкет;

9 — кодировка анкет и составление таблиц;

10 — статистическая обработка информации, собранной в результате анкетного опроса.

Преимущества анкетного метода — по сравнению с очным опросом — заключаются в том, что он дает возможность: а) в короткий срок и при небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения "из первых рук"; б) быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений; в) путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме; г) при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.

3) Наблюдение — непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем криминологом; бывает нескольких видов (включенное и внешнее; непосредственное наблюдение (без применения технических средств) и опосредованное наблюдение (с использованием технических устройств)) — которые отличаются, в основном, в зависимости от роли наблюдателя и от применения или неприменения технических средств.

Выделяют три основные роли наблюдателя: (1) наблюдатель — участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение); (2) собственно наблюдатель — в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать; (3) включенный наблюдатель — устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение. Наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.

4) Криминологический эксперимент — представляет собой заранее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и методов профилактики правонарушений и ее правового регулирования. В криминологии — область эксперимента ограничена в двух отношениях: (1) С одной стороны, недопустимо провоцировать преступление. Исследователь — не освобождается от уголовной ответственности за соучастие в преступлении в роли подстрекателя, пособника или ином качестве. (2) С другой стороны, меры по борьбе с преступностью — должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.Эксперимент — делится на следующие этапы:

1 — Сбор информации;

2 — Наблюдение явления;

3 — Анализ;

4 — Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;

5 — Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

5) Методы прогнозирования и тестирования— принято разделять на фоновые и профильные.

Фоновые методы— создают необходимую информационную базу с использованием того комплекса методов, которые присущи наблюдению и криминологическому эксперименту.Профильные методы — это методы экстраполяции, моделирования, и экспертных оценок.

Экстраполяция — означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть. Метод экстраполяции — используют для кратковременных прогнозов преступности.

Метод моделирования — способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации; устанавливает связи переменных факторов преступности с социальными и демографическими переменными. Влияние различных социальных и демографических факторов на динамику преступности проигрывается теоретически. Прошлое и настоящее — никогда не повторяются в будущем целиком и полностью. Выявление и изучение в ходе исследования различных взаимосвязей следует использовать для проецирования возможных процессов криминализации общества. При этом предусматриваются все возможные изменения в общественном развитии, направления уголовной политики, новые виды преступлений (в соответствии с изменениями уголовного закона). Под моделированием преступности — понимается формирование и использование логико-математических моделей в целях описания, объяснения и прогнозирования преступности. Без моделирования преступность как основной объект не может исследоваться конкретно. Преступность как абстракция не поддается непосредственному восприятию.

Метод экспертных оценок— заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам, представля­ющим интерес для исследователя. Количество привлекаемых экспертов обычно не превышает 20-30 человек. При оценке мнений отбрасываются крайние оценки.

Пример — Дельфийский метод (метод Дельфи) — метод коллективной экспертной оценки объекта (предмета) криминологического исследования (в том числе прогнозирования); основан на выявлении согласованной оценки экспертной группы посредством независимого опроса каждого эксперта в несколько туров, причем в каждом последующем туре — сообщаются результаты опроса в предыдущем для получения дополнительного обоснования последней оценки.

6) Методы психологические — такие как тестирование — включают психологические тесты, с помощью которых измеря­ется степень выраженности психических свойств личности, а также совокупности свойств лиц и психических состояний малых групп. По предмету исследования выделяются три основные группы тес­тов: общеличностные, личностные и групповые.

7) Одним из методов исследования — также является метод математического моделирования — то есть построение модели с применением математических средств.Математические методы — используются также в процессе обработки и анализа данных исследований. Статистический анализ с применением математических средств — предполагает использование таких способов, как аппроксимация и экстраполяция (см. выше); дисперсионный анализ и корреляция.

Аппроксимация (приближение) — это замена одних математических объектов другими, более простыми, но близкими по сути к исходным, например, замена кривых линий близкими к ним ломаными. Это бывает важно при исследовании динамики преступности.

Дисперсионный анализ — это совокупность методов определения размеров частей и целого в дисперсионных системах. Дисперсия в математической статистике и теории вероятностей — является мерой рассеивания наблюдаемой величины — её отклонения от среднего значения.

Корреляция — это изучение вероятностных или статистических зависимостей. В отличие от функциональной зависимости корреляция — возникает тогда, когда зависимость одного из признаков от другого осложняется рядом случайных факторов.

Дисперсионный и корреляционный анализ — необходимы при исследовании преступности для определения ее связи с причинами и условиями, а также связи между последними.

 

 



©2015- 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.