Тема 9. Служебные конфликты
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Конфликтология» предназначена для слушателей системы дополнительного образования специальности 1-23 01 75 Психология семейных отношенийв объеме 40 часов.
Цель дисциплины: формирование научных знаний о конфликте как социально-психологическом феномене, факторах его возникновения, методах конструктивного разрешения и эффективных стратегиях профилактики.
Задачи дисциплины:
- формирование системы знаний о конфликте, его природе, видах конфликтов, этапах развития, последствиях;
- формирование знаний о механизмах психологической готовности личности к разрешению конфликта;
- развитие практических умений диагностики конфликта;
- развитие представлений о функциях конфликтолога;
- современных программах эффективных тактик разрешения конфликта;
- развитие умений психологической коррекции конфликтного взаимодействия в семье, в системе предпринимательской деятельности, в педагогическом взаимодействии.
Формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия.
Методы и средства обучения:Методы обучения: активные методы психологического воздействия (дискуссия, деловая игра, фокус-группы), метод проблемного обучения, метод аналитического отчета.
Средства обучения: печатные (учебники и учебные пособия, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники т.п.).
Слушатели должны знать:
- основные научные категории конфликта в философской, социологической и психологической парадигме;
- структурные, динамические составляющие конфликта;
- источники конфликтов и зоны разногласий в системах социального взаимодействия;
- современные методы и стратегии урегулирования и разрешения конфликтного взаимодействия.
Слушатели должны уметь:
- выполнять анализ конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия;
- использовать наиболее эффективные методы по конструктивному разрешению конфликтов;
- осуществлять психодиагностическое консультирование;
- разрабатывать и реализовывать программы профилактики и урегулирования конфликтов.
Форма текущей аттестации – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Понятие о конфликтологии. Функции конфликтолога
Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии. Научные методы и принципы исследования конфликтологии. Связь конфликтологии с другими науками. Место конфликтологии в системе наук и ее практическая актуальность.
Квалификационная характеристика конфликтолога. Функции конфликтолога: коммуникативная, перцептивная, релаксационная, функция генерация идей и контроля. Морально-этические принципы деятельности конфликтолога.
Тема 2. Феноменология конфликта
Понятие о конфликте. Основные детерминанты конфликта. Характеристики проблемного поля описания конфликтов. Противоречие, противоположности и конфликт. Личностный смысл в конфликте. Основные и научные понятия в конфликтологии.
Мотивационная основа конфликта. Понятие о зонах разногласия. Основные компоненты структуры конфликта. Характеристика субъектов и участников конфликта, объекта и предмета конфликта, мотивации конфликта, социального поля конфликта, конфликтных действий.
Социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей в условиях их стремления. Симптоматика внутриличностных, межличностных, групповых и межгрупповых конфликтов.
Понятие об эскалации конфликта и ее видах. Особенности динамических характеристик этапов развития конфликта: предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта и постконфликтная ситуация. Основные пути завершения конфликта с учетом этапа развития его.
Понятие о конфликтогенах. Виды конфликтогенов. Влияние конфликтогенов на развитие эскалации и завершение конфликта.
Тема 3. Виды конфликта
Критерии дифференциации конфликтов. Конфликты на микро и макро уровнях, их взаимосвязь, механизмы и последствия персонификации макроконфликта. Зоны разногласий. Источники зон разногласий. Классификация конфликтов по зонам разногласия.
Тема 4. Мотивация конфликтного поведения
Научные точки зрения на природу конфликта. Основные виды групп мотивации в конфликте. Особенности взаимосвязи мотивации и зон разногласий в конфликте. Особенности межличностного, внутриличностного и межгруппового конфликта.
Тема 5. Конфликтная личность
Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие.
Понятие «конфликтности» как свойства личности. Основные классификации конфликтных личностей и методы диагностики выявления их. Понятие «синтонного взаимодействия» с конфликтными людьми.
Тема 6. Межгрупповые конфликты
Конфликты групп и больших социальных общностей. Классификации конфликтов групп. Конфликтологическая актуальность проблемы групповой динамики. Контролируемая и спонтанная групповая динамика. Особенности изменения групповой структуры. Групповой конфликт как нарушение равновесия межличностных отношений и сплочение группы. Связь групповой динамики с психологическими и социологическими аспектами макросоциума.
Тема 7. Психология семейного конфликта
Понятие семейного конфликта. Психологические предпосылки семейных конфликтов. Зоны взаимодействия и жизнедеятельности семьи как источники конфликта.
Основные характеристики видов семейных конфликтов. Сферы семейного конфликта.
Факторы возникновения супружеских конфликтов. Основные причины супружеских конфликтов. Виды дисгармоний супружеских отношений. Симптомокомплексы супружеского конфликта. Психологические механизмы «парадокса страсти», этапы развития, позиционные роли супругов.
Программа психологической помощи супружеской паре.
Методы диагностики супружеского конфликта и психологической помощи супружеской паре
Семейный конфликт и развитие личности ребенка. Типы нарушений семейной ситуации. (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкий). Факторы детско-родительских конфликтов, их симптоматика..
Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка.
Методы диагностики конфликтных детско-родительских отношений: методика «АСВ» (Анализ семейных взаимоотношений) Э. Эйдемиллера и В. Юстицкого, «Опросник родительских отношений» (ОРО) А. Варга и В. Столина; рисунок «Семья» В. Хоментаускас, проективная методика Рене Жиля, «Почтальон» А.Т. Бене.
Детско-родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка.
Тема 8. Педагогический конфликт
Основные факторы и источники педагогического конфликта. Условия развития конфликта в сложной педагогической ситуации. Конфликтогены в личности учителя и ученика.
Виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия и их специфика: дошкольное детство; младший школьный возраст; подростковый возраст; юношеский возраст.
Психологический анализ педагогического конфликта с учениками младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками. Педагогические конфликты в системе средне-специальных и высших учебных заведений.
Конфликты дидактического характера, конфликты этики, запредельно-этические конфликты, конфликты дисциплины у детей разного возраста. Психологический конфликт в группе детского сада.
Основные условия педагогического эффективного взаимодействия.
Принципы урегулирования педагогического конфликта. Психологический климат группы как фактор успешного преодоления конфликта. Современная программа обучения учителей и учащихся миролюбивому взаимодействию.
Тема 9. Служебные конфликты
Феноменология служебного конфликта. Объективные и субъективные факторы служебного конфликта. Социально-психологическая типология служебных конфликтов: конфликты как реакция на препятствия к достижению основных целей трудовой деятельности; конфликты как реакция на препятствия к достижению личных целей сотрудников; конфликты как результат восприятия и оценки поведения сотрудниками друг друга; сугубо личные конфликты.
Источники и причины служебных конфликтов (групповых, межгрупповых, группы и личности). Взаимосвязь внутриличностного, межличностного и группового конфликтов. Методы управления служебными конфликтами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|